• Анализ подходов к выделению структуры деятельности


    Анализ подходов к выделению структуры деятельности. Основные виды человеческой деятельности.

    I.Уровневая структура:

    1.Деятельность как целое (рассматр ее виды)

    2.Уровень действий. Действие – часть деятельности, имеющее цель. Может быть предметная (внешняя) или устная (внутренняя)

    3.Уровень операций. Операции – способы выполнять деятельности (техническая сторона). Отражена в автоматизированности приемов и навыков. Мало осознаваемое или не осознаваемое.

    4.Уровень психофизических функций (базовый). Определен природными возможностями человека. Способность к ощущениям, движениям, речи. Это одновременно и предпосылки, и средства деятельности.

    II.Выделение в деятельности внешних и внутренних компонентов:

    Внутренних – производный от внешнего (умственный, психический)

    Интериодизация – процесс приобретения внешних действий во внетрпсих план. Действие в уме производится с образами предметов, вместо реального продукта получается мысленный результат. При энете-ризации внешняя деятельность трансформируется: отдельные действия и операции сокращаются, некоторые выпадают. Поэтому процесс во внутреннем плане быстрый. Экстериоризация - обратный процесс.

    III. Выделение структурных элементов: навыки –автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся в процессе упражнений. Для сохранения требуется возвращение к нему.


    Умение – способы успешного выполнения действия, соответствие целям и условиям деятельности. Опираются на знания. Сознательно контролируемые части деятельности, включают в себя навыки.

    Навыки и умения включены в характерные виды деятельности, сокращая кол-во ошибок, убирая лишние действия, сокращая физическое и умственное усилия.

    Привычки – негибкая часть деятельности, выполняемая механически, не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. Навыки - специально организованные условия, привычка - случайно.

    Виды:

    Игровая деятельность – направлена на процесс игры

    Учебная деятельность: цель – обретение знаний, умений, характер самообразования

    Трудовая деятельность – создание материальных и духовных ценностей

    Психологическая структура деятельности . Основные виде деятельности и их характеристика.

    Психологическая структура деятельности

    Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

    § Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.

    § Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.

    § Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).

    § Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.

    § Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).


    Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

    1. Деятельность.

    2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.

    3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.


    Виды деятельности

    Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

    1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.

    2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

    3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

    Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

     

     

    20)Методологические основы изучения личности. Общая характеристика методов психологии.

    Изучение личности - это не только служебная обязанность сотрудника педагогической, социальной, экономической и т.д. структуры, но и прикладное направление психологии и педагогики. Обе науки считают, что в этом случае руководитель имеет дело с постоянными (биологически обусловленными, врожденными) и переменными (социально зависимыми) величинами, характеризующими внутренний (психологический) мир человека. Для того чтобы они были выявлены и объективно интерпретированы, должна быть проведена достаточная теоретическая работа, опирающаяся на соответствующие принципы. К наиболее значимым из них в современной науке относят:

    - принцип отражения, суть которого состоит в том, что адекватное восприятие (отражение) сознанием окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

    - принцип развития ориентирует менеджера, специалиста на изучение условий появления тех или иных особенностей личности сотрудника (подчиненного), динамики их совершенствования, конкретных количественных, качественных и других показателей;

    - принцип диалектической связи сущности и явления, предполагающий взаимноеобусловливание этих философских категорий в профессиональной деятельности специалиста сервисной, экономической, социальной и т.д. сферы при их нетождественности;

    - принцип единства сознания и деятельности требует учитывать, что сознание человека формируется и развивается в его деятельности, которая, в свою очередь, управляется (регулируется) сознанием;

    - личностный принцип требует от руководителя целостного восприятия индивидуальных особенностей сотрудника, учета конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

    Перечисленные принципы должны быть положены в основу работы по изучению личностных особенностей подчиненных сотрудников или сослуживцев. Вместе с тем эта работа предполагает направленность на решение ряда специфических задач личностной диагностики.

    1. Выявление относительного уровня личностного развития человека за определенный промежуток времени. Решение этой задачи производится посредством проведения так называемых «исследовательских срезов» - диагностики особенностей личностной сферы в том или ином направлении. Например, для определения уровня умственного развития необходимо выделить его показатели и лишь после этого провести их конкретное изучение. Аналогичным образом определяется уровень развития других составляющих интеллектуального развития (например, памяти, воображения, мышления и т.д.). Далее такой же подход должен быть использован применительно и к другим психическим явлениям личности.

    2. Анализ изменений уровня личностного развития человека под воздействием определенных факторов. Для анализа характера изменений уровня психического развития человека под влиянием определенных ситуаций или целенаправленных профессиональных, воспитательных и других видов взаимодействий необходимо знать как возможные пути такого изменения, так и методы его фиксации. Используя диагностические методики важно получить несколько срезов для выявления тенденции в личностном развитии и затем на основе полученных данных оценить практическую эффективность действующих внешних (воспитательных, профессиональной деятельности и др.) факторов.

    3. Выявление потенциальных возможностей дальнейшего психического развития. Решение этой задачи представляет собой реализацию прогностической функции процесса изучения личностных особенностей человека. Она становится возможной потому, что результаты, уже достигнутые личностью в развитии, составляют базу для дальнейшего совершенствования («зону ближайшего развития»). Все это придает особую значимость поиску и применению методов установления не только существующего уровня психического развития, но и направлений его последующего изменения.

    Наряду с представленными специфическими задачами диагностики целесообразно рассмотреть более частные требования к подбору и применению методов изучения личностных особенностей людей. Прежде всего, проводя психологическое изучение личностных особенностей, необходимо использовать не одну какую-то, пусть даже очень надежную, методику, а их систему, обслуживающую решение данной диагностической задачи. Составляющие ее методики по возможности должны иметь естественный характер (т.е. реализовываться в обычных условиях учебной, служебной или другой деятельности) и подбираться с учетом возрастных, профессиональных и других индивидуальных особенностей обследуемых.

    Для получения наиболее достоверных результатов необходимо, чтобы методики и приемы не только охватывали все стороны исследуемого явления, но и взаимно перекрывались. При этом подбирать методики надо так, чтобы каждая из них допускала как качественный, так и количественный анализ получаемых данных и в то же время была бы достаточно простой, не требовала громоздких процедур обработки и интерпретации полученных результатов.

    Выполнение изложенных принципов, специфических задач и частных требований к изучению особенностей личностной сферы человека имеют весьма большое значение. Его результаты в этом случае могут быть переданы для использования другим сотрудниками (менеджерам других направлений фирмы, организации), так как они будут базироваться на единой методологической основе.

    Однако для точной и полной характеристики сотрудника недостаточно лишь опираться на единые методологические позиции. Также необходимо отразить качественные и количественные показатели всех профессионально важных психических явлений его личности. Это обусловило необходимость формирования единого подхода к структуре психологической характеристики подчиненного.

    Методы и их характеристика:

    Основными методамипсихологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

    Самонаблюдение (интроспекция)– один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

    Самый объективный метод – эксперимент.Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

    Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования.Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени.

    В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе.Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

    Анкетыиспользуются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

    Интервью (или беседа)проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

    На рубеже XIX–XX вв. появился новый метод – тест.Его автор – английский ученый Ф. Гальтон. Для диагностики поступающих в школу детей он разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста разработаны вопросы, соответствующие уровню.

    Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

    Разновидность анкет – опросники;испытуемый не должен представлять себе, какое качество анализирует тот или иной вопрос.

    Кроме опросников к тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологическойзащиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей.

     

     

    21) Проблема личности в психологии. Структура личности в трактовке различных психологических школ.

    Структура деятельности по А.П. Леонтьеву

    Сущность и структура деятельности

    Определение 1

    Структура деятельности – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в которой выделяются действия и операции как основные составляющие деятельности.

    Особенностью человека является его способность трудиться, а труд есть не что иное, как деятельность. Человек в результате своей деятельности создает предметы, как духовной, так и материальной культуры.

    Основными характеристиками деятельности являются мотив, цель, задачи, предмет, структура и средства.

    В деятельности человек проявляет свою активность, а это значит, что деятельность имеет побудительные причины и направлена на получение результатов. Побудительными причинами являются мотивы, которые представляют собой совокупность внешних и внутренних условий. Эти условия способствуют активности субъекта и определяют направленность его деятельности.

    Мотив определяет направленность деятельности, т.е. её цели и задачи. Цель предвосхищает результат, а задача представляет собой заданную в определенных условиях цель деятельности.

    Предметом деятельности является то, с чем она непосредственно связана, например, предметом учебной деятельности являются знания, умения, навыки, а предметом трудовой деятельности рабочего является материальный продукт им создаваемый.

    Для любой деятельности характерна определенная структура, в которой выделяются составные её части – это действия и операции.

    Деятельность человека состоит из определенных действий и представляет самостоятельную осознанную цель. Например, в творческой деятельности выделяют такие действия – формулировка замысла, его поэтапная реализация в творческом продукте.

    Все действия осуществляются с помощью определенных способов, получивших название операции, которых может быть очень много.

    От условий выполнения действия зависит характер операции, также он зависит от навыков человека, его умений, от имеющихся инструментов и средств осуществления действий.

    Каждый человек при выполнении действий выбирает наиболее для него предпочтительную операцию, что характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Осуществление деятельности происходит с помощью средств, в качестве которых выступают инструменты, которые человек использует при выполнении действий и операций. Более продуктивной и качественной деятельность становится с развитием средств деятельности.

    Структура деятельности по А. П. Леонтьеву

    Ученый считает, что любая деятельность состоит из нескольких уровней, т.е. имеет иерархическое строение. Одна деятельность от другой отличается предметами, т.е. мотивами.

    Первый уровень представляет особая деятельность, её предметом (мотивом) может быть что-то вещественное и что-то идеальное. Процесс встречи потребности с предметом он называет опредмечиванием потребности, т.е. происходит рождение мотива.

    Схематически это можно представить так: потребность –> предмет –> мотив.

    Мотивы разбиваются на два класса – осознаваемые и неосознаваемые. Осознание мотивов является внутренней работой, а неосознаваемые мотивы в сознании проявляются в форме эмоций и личностных смыслов.

    Успешная деятельность с точки зрения мотива вызывает положительные эмоции, неуспешная деятельность – эмоции отрицательные. Мотивы образуют иерархическую систему и не осознаются в полной мере, а проявляются в ситуациях конфликта мотивов.

    В структуре деятельности второй уровень представлен действиями, которые направлены на реализацию цели. Ставя перед собой цель, человек становится активным и не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение.

    Как необходимый компонент действие включает акт создания – это постановка и удержание цели. Акт поведения одновременно есть действие, потому что в процессе деятельности человек совершает внешние движения.

    Самым низким уровнем в деятельности является уровень психофизиологических функций – это физиологическое обеспечение психических процессов, т.е. способность к ощущениям, двигательная способность, фиксация следов прошлых воздействий и др.

    Выделяется два вида деятельности – внешняя и внутренняя. К внешней деятельности относятся различные формы, выражающиеся в предметно-практической активности. В результате происходит взаимодействие субъекта и объекта, например, игра детей, уборка помещения, строительство здания, закручивание болтов и др.

    Отличительной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие субъекта и объекта от прямого наблюдения скрыто, например, решение задачи, создание писателем произведения, работа актера над ролью, эмоции после просмотра фильма и др. Внутренние действия экономизируют усилия человека, дают возможность быстро выбрать действие нужное, чтобы избежать ошибок.

    Особенность концепции Леонтьева заключается в том, что структура деятельности и структура сознания связаны друг с другом в рамках целостной системы.

    Анализу структуры сознания предшествует обычно анализ структуры деятельности и это связано с генетическим подходом, но сознание генетически понимается как продукт деятельности.

    Деятельность управляется сознанием и в то же время сама им управляет – это главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева.

    Сознание, как и деятельность, имеет свое строение, свою внутреннюю целостность, свою логику.

    Если представить жизнь человека как систему сменяющих друг друга, сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание их объединяет и обеспечивает варьирование, развитие, их иерархию.

    Теория деятельности Леонтьева привлекает к себе большое внимание со стороны представителей культурной психологии и социокультурного подхода, а также может сыграть свою роль в этнопсихологии.

    Виды деятельности

    Количество видов деятельности примерно будет соответствовать числу имеющихся у человека потребностей, а их великое множество.

    Система потребностей человека характеризуется тремя параметрами, пользуясь которыми можно дать характеристику видов деятельности для каждого конкретного человека – это сила, количество, качество потребностей.

    Под силой потребности понимается её актуальность для человека, чем сильнее потребность, тем она будет значимей, и человек будет стремиться удовлетворить её в первую очередь.

    Количество означает число имеющихся у человека потребностей, которые в определенное время могут стать для него значащими. Чтобы удовлетворить многочисленные потребности человек должен включиться в различные виды деятельности, в результате чего могут возникнуть конфликты между потребностями и дефицитом времени для их удовлетворения.

    Классифицировать деятельность каждого человека – это долгий путь, но есть и более рациональный – обобщить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Эти виды будут соответствовать потребностям всех людей, которые есть у каждого. К ним относятся:

    • игра,
    • общение,
    • учение,
    • труд.

    Рассматриваются эти виды деятельности в качестве основных.

    Первый вид деятельности, возникший в процессе развития человека – это общение. Этот вид деятельности направлен на обмен информацией между общающимися людьми.

    Общение может быть:

    • вербальным и невербальным,
    • непосредственным и опосредованным.

    Игровая деятельность преследует цель получения отдыха, снятия напряженности, возникающей под влиянием актуальных потребностей. Игры могут быть индивидуальные, групповые, ролевые, сюжетные, предметные и др. Игра в жизни человека имеет большое значение – у взрослого человека это средство общения, а у ребенка она носит развивающий характер.

    Определенным видом деятельности выступает учение, его цель – приобретение человеком знаний, умений, навыков, учебная деятельность является средством психологического развития индивида.

    В системе деятельности человека особое место занимает труд, благодаря которому человек создает материальные и культурные ценности.

    Каждый вид деятельности первоначально усваивается в самом простом виде, а потом усложняется и совершенствуется.

    Леонтьев считал, что фрагмент деятельности, её действие сначала может иметь неосознаваемую цель. В свою очередь она может являться средством достижения другой цели, чтобы удовлетворить потребность человека.

    И действие и соответствующая ему цель привлекательна для индивида. Дальше цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность и стать мотивом или потребностью.

    Замечание 1

    Таким образом, в ходе развития деятельности мотив сдвигается на цель и рождается новая деятельность.

    Психологическая характеристика деятельности | Диплом по психологии

    Понятие деятельности в психологии

    Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

    Психологические особенности деятельности

    Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

    1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
    2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
    3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
    4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

    Психологическая структура деятельности

    Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

    • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
    • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
    • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
    • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
    • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

    Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

    1. Деятельность.
    2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
    3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

    Виды деятельности

    Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

    1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
    2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
    3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

    Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

    Сущность структурного подхода к изучению организации

    Структура организации — это устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.

    Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга:

    • сложностью, т. е. степенью разделения деятельности на различные функции;
    • формализацией, т. е. степенью заранее установленных правил и процедур;
    • соотношением централизации и децентрализации (количеством уровней управления, на которых принимаются решения).

    Структура организации — схема взаимосвязей отделов, департементов и других ее составных частей. Рациональная структура организации предполагает комбинацию следующих трех факторов:

    • реальных взаимосвязей между конкретными людьми;
    • политики руководства и методов управления;
    • полномочий и функций работников.

    Структурный подход к организации предусматривает описание:

    • формальных и неформальных структур внутри организации;
    • вопросов разделения труда;
    • вопросов контроля;
    • вопросов департаментализации.

    Формальная организация — это вид организации, в которой спланирована и закреплена документально структура полномочий и функций. Структура формальной организации устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации, она
    определяет набор функций, позволяющих достигать цели организации.

    Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций — есть их исчерпывающее описание, определены процедуры выполнения. Чем выше уровень стандартизации (а определенный уровень необходим), тем меньше личный вклад работника и меньше альтернатив поведения внутри формальной организации.

    Степень формализации в разных организациях различна. Однако многие виды социальных взаимодействий во внутренней среде организации не вписываются в ее формальную структуру, поэтому существуют неформальные организации.

    Неформальная организация — вид организации, в которой взаимоотношения не носят заранее спроектированного и закрепленного характера.

    Формируется такая организация на основе каких‑либо общих интересов группы работников, вопросов личной безопасности и т. д. отсюда вытекает то, что структурный подход к организации описывает, прежде всего, вертикальное разделение труда в управлении организацией (рис. 1).

    Рис. 1. Вертикальное разделение труда в управлении

    Согласно рисунку, руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровня, т. е. имеет большую власть. Вертикальное разделение труда связано с иерархией управления в организации: чем больше ступеней иерархической лестницы, тем сложнее организация. Полномочия распределяются по руководителям и должностям.

    Горизонтальное разделение труда отражает степень разделения его между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации сфер, требующих специализированных знаний, тем она сложнее. горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Схема приведена ниже (рис. 2).

    Рис. 2. Горизонтальное разделение труда в управлении

    Руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над тремя руководителями среднего уровня (например, по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу). Руководители среднего уровня имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня, последние — над определенным числом исполнителей.

    Рассматривая вопросы разделения труда, необходимо различать масштаб и глубину работ. Масштаб работ — это количество, определяющее ее объем. Глубина работ определяется объемом (количеством) контролируемых показателей, а также уровнями управления. Например, маркетолог всегда имеет большую глубину работ, чем бухгалтер.

    В теории и практике управления в течение десятилетий сформировался принцип, согласно которому все виды работ должны быть сгруппированы таким образом, чтобы работник отчитывался только перед одним руководителем. Число работников, подчиняющихся одному руководителю, должно определяться и быть ограниченным. Увеличение числа подчиненных ведет к росту количества взаимосвязей, находящихся под контролем руководителя.

    Существует формула, известная как «формула грайчунаса», для определения количества потенциальных контактов (взаимосвязей) руководителя с различным числом подчиненных:

     

     

     

     

     

     

    Сколько же подчиненных должно быть у руководителя? В теории организаций указывается, что надо учитывать такие факторы, как требуемый контакт, уровень образованности подчиненных, способность людей к общению. Считается, что руководитель эффективно должен (может) управлять не более чем семью (плюс‑минус два) подчиненными; при однородности решаемых проблем это число возрастает со снижением уровня руководства.

    Не нашли что искали?

    Преподаватели спешат на помощь

    Структурный подход к организации требует рассмотрения модели охвата контролем. Известно, что сокращение числа лиц, подчиненных одному руководителю, порождает структуру управления в виде высокой пирамиды с узким основанием. В литературе много описаний моделей охвата контролем, одно из наиболее глубоких — описание оргструктуры управления авиакосмической компанией «Локхид» (США). Для этого было выделено семь переменных:

    • 1 — сходство функций,
    • 2 — географическая близость подчиненных,
    • 3 — сложность функций,
    • 4 — контроль, требуемый подчиненными,
    • 5 — координация деятельности подчиненных,
    • 6 — планирование времени,
    • 7 — помощь руководителя.

    Каждая организация должна самостоятельно разрабатывать свою модель управляемости с учетом квалификации персонала, т. е. прорабатывать варианты широких и узких норм управляемости.

    В интересах повышения эффективности управления организация разделяется на структурные блоки — отделы, службы, департаменты. Такой подход называется департаментализационным. В настоящее время теория организаций сформировала пять видов подобных подходов.:

    1. Функциональный состав организации — наиболее часто применяющаяся схема организации. Многие организации группируют работников в соответствии с функциями, выполняемыми в рамках фирмы, — производство, маркетинг, финансы, бухучет, сбыт, управление персоналом. Недостаток такой схемы — узкая область интересов, ибо бухгалтера волнуют только бухгалтерские проблемы, а не проблемы всей организации. Этот вид разделения называется функциональной департаментализацией.
    2. Другой часто встречающийся подход — создание группы на территориях, где за деятельность отвечает конкретный руководитель. Для больших организаций подобная департаментализация очень важна.
    3. С увеличением масштаба организации становится целесообразным создание производственных подразделений. Деятельность и персонал в них группируются по видам продукции и технологиям — это производственная департаментализация.
    4. Следующий вид называется проектной департаментализацией, когда персонал сосредоточен в подразделениях временно, под текущий проект.За все виды деятельности отвечает руководитель проекта, и после завершения работы персонал переводится на другие проекты. здесь есть противоречие в виде двойной подчиненности. Например, введенный на проект бухгалтер, кроме того, еще подчиняется и главному бухгалтеру.

    У каждого из названных видов есть достоинства и недостатки. Поэтому часто в организациях вводятся смешанные структуры. Универсальной структуры нет.

    Таким образом, рассмотренные подходы к построению организаций, а именно — разделение труда, охват контролем, департаментализация свидетельствуют о взаимосвязи между структурой и моделью управления.

    Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано с формальной властью. Чем больше организация, тем сложнее управленческие решения. Суть централизованных организаций — разделение процесса принятия решения и процесса его реализации: высшие руководители принимают решения, управленцы среднего звена передают и согласовывают их, работники — выполняют. Анализ показывает, что такие организации весьма затратны, медленно приспосабливаются к изменениям рынка, персонал ограничен в творчестве и инициативе.

    Современные факторы производства отличны от существовавших ранее. В настоящий период возрастает значимость выпуска наукоемкой, высокотехнологичной продукции и современные информационные технологии позволяют менять процессы принятия решений.

    В настоящее время работники лучше образованы, более квалифицированны, поэтому появляется новый набор организационных принципов. Современные работники способны выполнять не одну,
    а несколько функций. Как правило, они формируются в профессиональные команды, при этом появляется метод группового решения проблем. Коллектив организации отказывается от сложившихся стереотипов, согласно которым важные указания спускаются свыше и отступление от них невозможно.

    Перестройка организации приводит к реализации принципа децентрализации, преимущества которого заключаются в том, что при нем происходит передача в низовые звенья процесса принятия решений. Следовательно:

    • большое число решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;
    • решения, принятые на низших уровнях, более важны;
    • различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;
    • уменьшается объем централизованного контроля.

    Такой подход приводит к высокой автономности принятия решений в отдельных подразделениях. Благодаря этому возрастает ответственность подразделений за их прибыльность или убыточность.

    На соотношение централизации и децентрализации в управлении непосредственное влияние оказывают следующие факторы:

    • размер организации;
    • технология производства товаров и услуг;
    • внешняя среда.

    Размер организации влияет на сложность управления. Чем больше персонала, тем выше уровень горизонтальной дифференциации, необходимой для координации горизонтальных подразделений. известно, что в зависимости от количества персонала в организации возникают следующие проблемы:

    • до 10 чел. — по распределению ответственности,
    • при 50–100 чел. — по делегированию полномочий,
    • при 100–300 чел. — по определению новых функций,
    • при 200–500 чел. — по координации управленческих функций,
    • более 500 чел. — по системе контроля за исполнением решений.

    Важное значение имеет рассмотрение вопроса о делегировании полномочий и ответственности в организациях как пути создания децентрализованных организаций. В каких случаях используется делегирование? Во‑первых, когда оно позволяет руководителю выделить время на решение важных вопросов высшего звена управления; во‑вторых, при чрезмерной занятости руководителя во избежание срыва графика выполнения заданий; в‑третьих, когда подчиненный
    может сделать эту работу не хуже руководителя.

    Схема делегирования полномочий по уровням управления приведена ниже (рис. 3).

    Рис. 3. Схема делегирования полномочий

    Основные принципы делегирования полномочий следующие:

    • передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом;
    • каждый подчиненный должен точно знать, кто его уполномочил, перед кем он несет ответственность;
    • руководитель должен принимать решения в пределах своих полномочий;
    • передаются лишь полномочия: ответственность несет руководитель и т. п.

    Делегирование полномочий — это не способ уйти от ответственности. Это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Важнейшей тенденцией развития организаций является уменьшение числа решений, принимаемых в высшем звене за счет предоставления больших полномочий низшим уровням.

    Если передача полномочий низшим уровням осуществляется без закрепления соответствующих ресурсов, то требуется развитие горизонтальных связей. Среди распространенных форм горизонтальных связей можно назвать следующие:

    • использование прямых контактов между руководителями, взаимодействующими по поводу решения общей проблемы; между подразделениями, имеющими прочные деловые контакты; кроме того, на многих предприятиях есть практика горизонтальных переходов специалистов из одного подразделения в другое для накопления опыта;
    • создание временных целевых групп, если проблема для решения требует вовлечения большого числа работников и подразделений; целевые группы — это форма горизонтального контакта для решения общих проблем подразделений разного профиля; целевая группа создается из специалистов подразделений, касающихся данной проблемы, носит временный характер на период решения проблемы;
    • создание постоянно действующей группы для решения периодически возникающих проблем;
    • установление двойной ответственности в критических точках решения проблем при матричных структурах управления.

    Структура и функции методологии — Студопедия

    Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания;практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

    В методологии можно выделить следующую структуру:

    основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

    характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

    логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;

    временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.


    технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.

    Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

    Функции методологии: 1) Рефлексийная функция – адекватность тех методов, которыми мы пользуемся на практике. 2)Описание.

    Уровни Методологии:

    1) уровень фило­софской методологии;

    2) уровень общенаучных принципов и форм исследования;

    3) уровень конкретно-научной методо­логии;

    4) уровень методики и техники исследова­ния.

    4.структурные уровни методологического знания:

    1) уровень фило­софской методологии;

    2) уровень общенаучных принципов и форм исследования;

    3) уровень конкретно-научной методо­логии;

    4) уровень методики и техники исследова­ния.

    Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помо­щи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами. Философская методология, становясь неотъемлемой частью ми­ровоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие пред­посылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик. Уровень общенаучных общенауч­ных принципов и форм исследования, как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные науч­ные концепции, универсальные концептуальные системы и некоторые современ­ные общенаучно-методологические подходы, а также методологические или ло­гико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антрополо­гии, этнографии и отчасти в психологии и психотера­пии, системный анализ, логический анализ.


    Уровень конкретно-научной методологии приме­няется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. На этом уровне методологиче­ских исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются при­менительно к данной науке и той реальности, кото­рую она изучает.

    Уровень методики и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет со­бой нормы и требования к приемам ведения исследо­вательской и практической работы. В психологии к нему относятся нормы проведения экспе­риментально-психологических исследований и клас­сификации видов эксперимента, требования к разработке психоди­агностических методов и их.

    Организационный анализ - Обзор, характеристики, модели

    Институт корпоративных финансов
      • Курсы и программы
        • Программы сертификации
          • Финансовое моделирование и оценка (FMVA) ®
          • Сертифицированный банковский и кредитный аналитик (CBCA) ®
          • Рынки капитала и Securities Analyst (CMSA) ®
        • Наборы курсов
          • Машинное обучение и Python
          • Каталог курсов
        • Полный каталог
      • Для бизнеса
      • Настройки учетной записи
      • Выйти
      Моя панель управления Войти Начать работу Меню
      • Курсы и программы
        • Программы сертификации
          • Финансовое моделирование и оценка (FMVA) ®
          • Сертифицированный банковский и кредитный аналитик (CBCA) ®
          • Аналитик рынков капитала и ценных бумаг (CMSA) ®
        • Пакеты курсов
          • Машинное обучение и Python
          • Каталог курсов 900 10
        • Полный каталог
      • Для бизнеса
      • Настройки учетной записи
      • Выйти
      Войти.

      Content Analysis | Пошаговое руководство с примерами

      Контент-анализ - это метод исследования, используемый для выявления закономерностей в записанном общении. Для проведения контент-анализа вы систематически собираете данные из набора текстов, которые могут быть письменными, устными или визуальными:

      • Книги, газеты и журналы
      • Выступления и интервью
      • Веб-контент и сообщения в социальных сетях
      • Фотографии и фильмы

      Контент-анализ может быть как количественным (сфокусированным на подсчете и измерении), так и качественным (сфокусированным на интерпретации и понимании).В обоих типах вы классифицируете или «кодируете» слова, темы и концепции в текстах, а затем анализируете результаты.

      Для чего используется контент-анализ?

      Исследователи используют контент-анализ, чтобы узнать о целях, сообщениях и эффектах коммуникационного контента. Они также могут делать выводы о продюсерах и аудитории анализируемых текстов.

      Контент-анализ может использоваться для количественной оценки появления определенных слов, фраз, предметов или концепций в наборе исторических или современных текстов.

      Пример количественного контент-анализа

      Чтобы исследовать важность вопросов занятости в политических кампаниях, вы можете проанализировать выступления в предвыборной кампании на предмет частоты таких терминов, как безработица , рабочих мест и работа , и использовать статистический анализ, чтобы найти различия во времени или между кандидатами.

      Кроме того, контент-анализ может использоваться для качественных выводов путем анализа значения и семантических отношений слов и понятий.

      Пример качественного контент-анализа

      Чтобы получить более качественное представление о проблемах занятости в политических кампаниях, вы можете найти слово безработица в выступлениях, определить, какие еще слова или фразы появляются рядом с ним (например, экономика, неравенство или лень ) , и проанализируйте значение этих отношений, чтобы лучше понять намерения и цели различных кампаний.

      Поскольку контент-анализ может применяться к широкому кругу текстов, он используется в различных областях, включая маркетинг, исследования средств массовой информации, антропологию, когнитивную науку, психологию и многие дисциплины социальных наук.У него разные возможные цели:

      • Поиск корреляций и закономерностей в том, как передаются концепции
      • Понимание намерений отдельного лица, группы или учреждения
      • Выявление пропаганды и предвзятости в коммуникации
      • Выявление различий в общении в разных контекстах
      • Анализ последствий информационного содержания, например потока информации или ответов аудитории

      Преимущества контент-анализа

      • Ненавязчивый сбор данных

      Вы можете анализировать общение и социальное взаимодействие без прямого участия участников, поэтому ваше присутствие в качестве исследователя не влияет на результаты.

      • Прозрачный и воспроизводимый

      При правильном выполнении контент-анализ следует систематической процедуре, которая может быть легко воспроизведена другими исследователями, давая результаты с высокой надежностью.

      Вы можете проводить контент-анализ в любое время, в любом месте и за небольшую плату - все, что вам нужно, это доступ к соответствующим источникам.

      Какая у вас оценка за плагиат?

      Сравните свою статью с более чем 60 миллиардами веб-страниц и 30 миллионами публикаций.

      • Лучшая программа для проверки плагиата 2020 года
      • Отчет о плагиате и процентное соотношение
      • Самая большая база данных о плагиате

      Scribbr Проверка на плагиат

      Недостатки контент-анализа

      Сосредоточение внимания на отдельных словах или фразах иногда может быть излишне упрощенным, игнорируя контекст, нюансы и двусмысленные значения.

      Контент-анализ почти всегда предполагает некоторый уровень субъективной интерпретации, которая может повлиять на надежность и достоверность результатов и выводов.

      Ручное кодирование больших объемов текста занимает очень много времени, и его может быть сложно эффективно автоматизировать.

      Как проводить контент-анализ

      Если вы хотите использовать контент-анализ в своем исследовании, вам нужно начать с четкого, прямого исследовательского вопроса.

      Пример исследовательского вопроса для анализа контента

      Есть ли разница в том, как СМИ США представляют мужчин и женщин-политиков с точки зрения надежности?

      Далее вы выполните следующие пять шагов.

      1. Выберите контент для анализа

      На основании вашего исследовательского вопроса выберите тексты, которые вы будете анализировать. Вам нужно определиться:

      • Средство (например, газеты, выступления или веб-сайты) и жанр (например, мнения, выступления политических кампаний или маркетинговые материалы)
      • Критерии включения (например, газетные статьи, в которых упоминается конкретное событие, выступления определенного политика или веб-сайты, продающие определенный тип продукции)
      • Параметры с точки зрения диапазона дат, местоположения и т. Д.

      Если существует лишь небольшое количество текстов, соответствующих вашим критериям, вы можете проанализировать их все. Если имеется большой объем текстов, можно выбрать образец.

      Чтобы исследовать репрезентации мужчин и женщин-политиков в СМИ, вы решаете проанализировать новостные статьи и мнения, опубликованные в печатных газетах в период с 2017 по 2019 год. Поскольку это очень большой объем контента, вы выбираете три основные общенациональные газеты и отбираете только выпуски по понедельникам и пятницам.

      2.Определите единицы и категории анализа

      Далее вам необходимо определить уровень, на котором вы будете анализировать выбранные вами тексты. Это означает определение:

      • Блок (и) , означающий , который будет закодирован. Например, собираетесь ли вы записывать частоту использования отдельных слов и фраз, характеристики людей, которые произвели или появились в текстах, наличие и расположение изображений или трактовку тем и концепций?
      • Набор категорий , который вы будете использовать для кодирования.Категории могут быть объективными характеристиками (например, женщина , возраст 40-50 , юрист , мать ) или более концептуальными (например, заслуживающий доверия , коррумпированный , консервативный , семейный ).

      Единицами анализа являются политики, которые появляются в каждой статье, а также слова и фразы, которые используются для их описания. Основываясь на вашем исследовательском вопросе, вы должны классифицировать по полу и концепции надежности.Чтобы получить более подробные данные, вы также кодируете другие категории, такие как возраст, политическая партия и семейное положение каждого упомянутого политика.

      3. Разработайте свод правил кодирования

      Кодирование включает в себя организацию смысловых единиц в заранее определенные категории. Особенно с более концептуальными категориями важно четко определить правила того, что будет и что не будет включаться, чтобы гарантировать, что все тексты кодируются единообразно.

      Правила кодирования особенно важны, если задействовано несколько исследователей, но даже если вы кодируете весь текст самостоятельно, запись правил сделает ваш метод более прозрачным и надежным.

      При рассмотрении категории «женщина-политик» вы решаете, какие должности будут кодироваться с этой категорией ( сенатор, губернатор, советник, мэр ). Выбрав «заслуживающий доверия», вы решаете, какие конкретные слова или фразы, относящиеся к надежности (например, честный и надежный ) будут закодированы в этой категории.

      4. Закодируйте текст по правилам

      Вы просматриваете каждый текст и записываете все соответствующие данные в соответствующие категории.Это можно сделать вручную или с помощью компьютерных программ, таких как QSR NVivo, Atlas.ti и Diction, которые могут помочь ускорить процесс подсчета и категоризации слов и фраз.

      Следуя своим правилам кодирования, вы исследуете каждую газетную статью в своей выборке. Вы записываете характеристики каждого упомянутого политика вместе со всеми словами и фразами, относящимися к надежности, которые используются для их описания.

      5. Анализируем результаты и делаем выводы

      После завершения кодирования собранные данные исследуются, чтобы найти закономерности и сделать выводы в ответ на ваш исследовательский вопрос.Вы можете использовать статистический анализ, чтобы найти корреляции или тенденции, обсудить вашу интерпретацию значения результатов и сделать выводы о создателях, контексте и аудитории текстов.

      Результаты показывают, что слова и фразы, относящиеся к надежности, чаще встречаются в одном предложении с мужчиной-политиком, чем с женщиной-политиком. Из этих результатов вы делаете вывод, что национальные газеты представляют мужчин-политиков более заслуживающими доверия, чем женщин-политиков, и делаете вывод, что это может повлиять на восприятие читателями женщин в политике.

      .

      Что такое качественное исследование? | Методы и примеры

      Качественное исследование включает сбор и анализ нечисловых данных (например, текст, видео или аудио) для понимания концепций, мнений или опыта. Его можно использовать для глубокого понимания проблемы или генерации новых идей для исследования.

      Качественное исследование - это противоположность количественному исследованию, которое включает сбор и анализ числовых данных для статистического анализа.

      Качественные исследования обычно используются в гуманитарных и социальных науках, таких как антропология, социология, образование, науки о здоровье, история и т. Д.

      Примеры вопросов для качественного исследования
      • Как социальные сети влияют на образ тела у подростков?
      • Как дети и взрослые понимают здоровое питание в Великобритании?
      • Какие факторы влияют на удержание сотрудников в крупной организации?
      • Как переживают тревогу во всем мире?
      • Как учителя могут интегрировать социальные вопросы в учебные программы естественных наук?

      Подходы к качественным исследованиям

      Качественное исследование используется для понимания того, как люди воспринимают мир.Несмотря на то, что существует множество подходов к качественному исследованию, они, как правило, гибкие и сосредоточены на сохранении богатого смысла при интерпретации данных.

      Общие подходы включают обоснованную теорию, этнографию, исследования действий, феноменологические исследования и повествовательные исследования. Они имеют некоторое сходство, но подчеркивают разные цели и перспективы.

      Подходы к качественному исследованию
      Подход Что это значит?
      Обоснованная теория Исследователи собирают обширные данные по интересующей теме и индуктивно разрабатывают теории.
      Этнография Исследователи погружаются в группы или организации, чтобы понять свою культуру.
      Исследование деятельности Исследователи и участники совместно связывают теорию с практикой, чтобы стимулировать социальные изменения.
      Феноменологические исследования Исследователи исследуют явление или событие, описывая и интерпретируя жизненный опыт участников.
      Повествовательное исследование Исследователи изучают, как рассказываются истории, чтобы понять, как участники воспринимают и осмысливают свой опыт.

      Качественные методы исследования

      Каждый из исследовательских подходов предполагает использование одного или нескольких методов сбора данных. Вот некоторые из наиболее распространенных качественных методов:

      • Наблюдения: записывает то, что вы видели, слышали или встречали, в подробных полевых заметках.
      • Интервью: лично задает вопросы людям в беседах один на один.
      • Фокус-группы: задают вопросы и инициируют обсуждение в группе людей.
      • Опросы: раздача анкет с открытыми вопросами.
      • Вторичное исследование: Сбор существующих данных в виде текстов, изображений, аудио- или видеозаписей и т. Д.
      Пример исследования Чтобы изучить культуру крупной технологической компании, вы решаете применить этнографический подход. Вы работаете в компании несколько месяцев и используете разные методы сбора данных:
      • Вы делаете полевые заметки с наблюдениями и размышляете над собственным опытом корпоративной культуры.
      • Вы рассылаете открытые опросы сотрудникам во всех офисах компании по электронной почте, чтобы выяснить, меняется ли культура в разных местах.
      • Вы проводите подробные интервью с сотрудниками в своем офисе, чтобы более подробно узнать об их опыте и перспективах.

      Качественные исследователи часто считают себя «инструментами» в исследованиях, потому что все наблюдения, интерпретации и анализы фильтруются через их личную линзу.

      По этой причине при составлении методологии качественного исследования важно обдумать свой подход и подробно объяснить свой выбор, сделанный при сборе и анализе данных.

      Что вычитка может сделать для вашей статьи?

      Редакторы

      Scribbr не только исправляют грамматические и орфографические ошибки, но и укрепляют ваше письмо, убеждаясь в том, что в вашей статье нет нечетких слов, лишних слов и неудобных формулировок.

      См. Пример редактирования

      Качественный анализ данных

      Качественные данные могут принимать форму текстов, фотографий, видео и аудио.Например, вы можете работать со стенограммами интервью, ответами на опрос, полевыми заметками или записями из естественных условий.

      Большинство типов качественного анализа данных состоит из пяти этапов:

      1. Подготовьте и систематизируйте свои данные. Это может означать расшифровку интервью или напечатание полевых заметок.
      2. Просмотрите и исследуйте свои данные. Изучите данные на предмет шаблонов или повторяющихся идей.
      3. Разработать систему кодирования данных. Основываясь на ваших первоначальных идеях, установите набор кодов, которые вы можете применить для категоризации ваших данных.
      4. Присвойте данные кодам. Например, при качественном анализе опроса это может означать просмотр ответов каждого участника и пометку их кодами в электронной таблице. Просматривая данные, вы можете создавать новые коды для добавления в вашу систему при необходимости.
      5. Определите повторяющиеся темы. Связывайте коды в целостные, всеобъемлющие темы.

      Существует несколько специфических подходов к анализу качественных данных. Хотя эти методы имеют схожие процессы, они подчеркивают разные концепции.

      Качественный анализ данных
      Подход Когда использовать Пример
      Контент-анализ Для описания и категоризации общих слов, фраз и идей в качественных данных. Исследователь рынка может провести анализ контента, чтобы выяснить, на каком языке написано описание терапевтических приложений.
      Тематический анализ Выявить и интерпретировать закономерности и темы в качественных данных. Психолог может применить тематический анализ к блогам о путешествиях, чтобы изучить, как туризм влияет на самоидентификацию.
      Анализ текста Для изучения содержания, структуры и оформления текстов. Исследователь СМИ может использовать текстовый анализ, чтобы понять, как новости о знаменитостях изменились за последнее десятилетие.
      Анализ дискурса Для изучения общения и того, как язык используется для достижения эффекта в определенных контекстах. Политолог мог бы использовать анализ дискурса, чтобы изучить, как политики вызывают доверие к избирательным кампаниям.

      Преимущества качественного исследования

      Качественное исследование часто пытается сохранить голос и точку зрения участников и может корректироваться по мере возникновения новых исследовательских вопросов.Качественное исследование подходит для:

      Процесс сбора и анализа данных может быть адаптирован по мере появления новых идей или моделей. Они не определены заранее.

      Сбор данных происходит в реальных условиях или естественным образом.

      Подробные описания опыта, чувств и восприятий людей могут быть использованы при разработке, тестировании или улучшении систем или продуктов.

      Открытые ответы означают, что исследователи могут раскрыть новые проблемы или возможности, о которых они не подумали бы иначе.

      Недостатки качественного исследования

      Исследователи должны учитывать практические и теоретические ограничения при анализе и интерпретации своих данных. Качественное исследование страдает:

      Реальные условия часто делают качественное исследование ненадежным из-за неконтролируемых факторов, влияющих на данные.

      Из-за того, что исследователь играет главную роль в анализе и интерпретации данных, качественные исследования не могут быть воспроизведены. Исследователь решает, что важно, а что не имеет отношения к анализу данных, поэтому интерпретация одних и тех же данных может сильно различаться.

      Небольшие выборки часто используются для сбора подробных данных о конкретных контекстах. Несмотря на строгие процедуры анализа, трудно сделать обобщающие выводы, поскольку данные могут быть предвзятыми и нерепрезентативными для более широкого населения.

      Хотя программное обеспечение можно использовать для управления и записи больших объемов текста, анализ данных часто приходится проверять или выполнять вручную.

      Часто задаваемые вопросы о качественных исследованиях

      Каковы основные подходы к качественному исследованию?

      Существует пять общих подходов к качественному исследованию:

      • Обоснованная теория включает сбор данных для разработки новых теорий.
      • Этнография предполагает погружение в группу или организацию, чтобы понять ее культуру.
      • Повествовательное исследование включает интерпретацию историй, чтобы понять, как люди осмысливают свой опыт и восприятие.
      • Феноменологическое исследование включает исследование явлений на основе жизненного опыта людей.
      • Исследование действий связывает теорию и практику в несколько циклов, чтобы стимулировать инновационные изменения.
      Что такое сбор данных?

      Сбор данных - это систематический процесс, с помощью которого в ходе исследования собираются наблюдения или измерения. Он используется во многих различных контекстах учеными, правительствами, предприятиями и другими организациями.

      .

      Как написать методику исследования в четыре этапа

      В своей диссертации вам нужно будет обсудить методы, которые вы использовали для своих исследований. В главе о методологии объясняется, что вы делали и как вы это делали, позволяя читателям оценить надежность и валидность исследования. Он должен включать:

      Раздел о методологии обычно должен быть написан в прошедшем времени.

      Шаг 1. Объясните свой методологический подход

      Начните с представления вашего общего подхода к исследованию.

      Какую исследовательскую проблему или вопрос вы исследовали? Например, вы стремились систематически описать характеристики чего-либо, изучить недостаточно изученную тему или установить причинно-следственную связь? И какие данные вам понадобились для достижения этой цели?

      • Нужны ли вам количественные данные (выраженные цифрами) или качественные данные (выраженные словами)?
      • Вам нужно было собрать первичные данные самостоятельно или вы использовали вторичные данные, которые были собраны кем-то другим?
      • Собирали ли вы экспериментальные данные, управляя переменными и манипулируя ими, или описательные данные, собирая наблюдения без вмешательства?

      В зависимости от вашей дисциплины и подхода вы также можете начать с обсуждения обоснования и предположений, лежащих в основе вашей методологии.

      • Почему это наиболее подходящий подход к ответам на вопросы вашего исследования?
      • Это стандартная методология в вашей сфере или требует обоснования?
      • Были ли какие-то этические или философские соображения?
      • Каковы критерии достоверности и надежности в исследованиях этого типа?
      В количественном экспериментальном исследовании вы можете стремиться получить обобщаемые знания о причинах явления. Достоверное исследование требует тщательно спланированного исследования в контролируемых условиях, которое может быть воспроизведено другими исследователями.В качественной этнографии вы можете стремиться получить контекстные знания реального мира о поведении, социальных структурах и общих убеждениях определенной группы людей. Поскольку эта методология менее контролируема и более интерпретируема, вам нужно будет подумать о своей позиции исследователя, принимая во внимание то, как ваше участие и восприятие могли повлиять на результаты.

      Шаг 2. Опишите свои методы сбора данных

      После того, как вы представили свой общий методологический подход, вы должны подробно описать свои методы сбора данных.

      Количественные методы

      В количественном исследовании для получения достоверных обобщаемых результатов вы должны достаточно подробно описать свои методы, чтобы другой исследователь мог воспроизвести ваше исследование.

      Объясните, как вы применяли концепции и измеряли свои переменные; ваш метод выборки или критерии включения / исключения; а также любые инструменты, процедуры и материалы, которые вы использовали для сбора данных.