• Формы общественного сознания и критерии их выделения


    Формы общественного сознания и критерии их дифференциации. — Студопедия

    В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания, какполитическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философскоесознание. Каждая из них отражает соответствующие стороны общественной жизни и как бы воспроизводит их духовно. При этом сохраняется относительная самостоятельность всех форм общественного сознания, которые в той или иной мере воздействуют на происходящие в обществе политические, экономические и другие процессы.

    КРИТЕРИИ:

    -по объекту отражения. В каждой из них преимущественно отражается та или иная сторона общественной жизни. Это и положено в основу их разграничения. Так, в политическом сознании более, чем в каком-либо другом, отражается политическая жизнь общества, главными сторонами которой является политическая деятельность людей и возникающие при этом политические отношения между ними. В правовом сознании отражаются различные моменты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим применением тех или иных правовых норм и законодательных актов. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения. А эстетическое сознание, одним из проявлений которого является искусство, отражает эстетическое отношение людей к окружающему их миру. Разумеется, каждая из форм общественного сознания отражает, прямо или косвенно, другие стороны жизни общества, ибо все они тесно взаимосвязаны. Однако «свой» объект она отражает и духовно осваивает более, чем другие.


    -по формам и способам отражения соответствующих сторон социальной действительности. Наука,например, отражает мир в форме понятий, гипотез теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др. Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Различные жанры искусства – живопись, театр и т.д. – используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т.д. По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах.

    -по их роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые выполняет каждая из них. Речь идет о познавательной, эстетической, воспитательной и идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и их общественных отношений. Следует сказать и о такой функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании, а также о прогностической функции.


    Все формы общественного сознания – политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и другие – взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное сознание выступает как некая целостность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни, заключающуюся в неразрывной связи всех ее сторон.

     

    47. Массовое сознание, общественное мнение, менталитет. Массовое сознание— общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного об-ва, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы. М. с. включает в себя распространенные в об-ве идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания. Хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в М. с. зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. Состояние М. с. выражают общественное мнение, настроения и действия масс. М. с. складывается под воздействием мн. факторов: как результат влияния непосредственных условий жизни, происходящих в об-ве событий и процессов, господствующей идеологии, к-рая навязывается М. с. всеми средствами духовного воздействия, находящимися в руках экономически и политически господствующих классов. С этой целью широко используются средства массовой информации, применяются различные способы манипулирования М. с. Будучи духовным продуктом объективных процессов, отражением особого рода социальной практики, М. с. оказывает активное воздействие на мн. стороны жизни об-ва, выступая в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей. Социальная значимость М. с. неуклонно возрастает по мере усиления роли масс в общественной жизни. В связи с демократизацией об-ва, привлечением масс к управлению, в условиях перестройки и обновления социализма важной задачей является повышение информированности и компетентности М. с.; происходящие в нем качественные сдвиги — необходимая предпосылка участия масс в сознательном историческом творчестве.

    Общественное мнение— форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

    В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.

    Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия: различных политических сил, партий, институтов, средств массовой информации. В его формировании участвует и личный опыт человека, его жизнь в социальной микроструктуре. С другой стороны, общественное мнение может возникать и стихийно, под влиянием тех или иных конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.

    Общественное мнение, существующее на уровне населения страны, по своей структуре неоднородно. В нем можно выделить несколько его качественных уровней с точки зрения глубины самого мнения и меры его действенности, т.е. воздействия мнения на поступки его носителей. Оно включает мнение различных социальных групп и слоев. Однако ему присуще и определенное единство, объясняемое спецификой страны во всех- сферах жизни общества.

    Общественное мнение выполняет несколько социальных функций, хотя делает это по-разному, в зависимости от содержания и структуры самого мнения, степени его мотивированности, а также от политического устройства конкретного общества и государства:

    -является одним из источников мотивации политических действий;

    -выражает отношение населения к тем или иным событиям и явлениям в жизни страны;

    -выполняет консультативную функцию, т.е. может использоваться социально-политическими силами страны и их организациями для выработки программ деятельности в различных областях;

    -при определенных условиях оно ставит весьма твердые и эффективные пределы деятельности классов, партий, отдельных политиков.Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, еще в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» - «Глас Народа - Глас Божий».

    Менталитет- в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы). Однако чаще всего слово употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос, и т. д.).

    Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. В последнее время стало модным многое в жизни того или иного народа объяснять его менталитетом. Русский народ имеет душевный склад характера, милосерден, патриотичен, умен и имеет свою культуру.

     

    Отрицательные черты чувашского менталитета. Многие исследователи писали об особенностях чувашского менталитета. Отмечали и положительные черты, и отрицательные, которые стали сильно проявляться в конце XIX века. К отрицательным относили, например, чувашскую робость и стеснительность, чересчур сильные переживания.

    К страшным и недопустимым чувашским традициям относили тип шар — самоубийство из-за сильной обиды. Самоубийство у многих народов считается страшным грехом. Человек не сам решает, когда ему приходить в этот мир, и он сам по своему решению не имеет права уходить из этого мира. Самоубийца — слабый и эгоистичный человек, не думающий о горе своих родных и близких людей.

    К началу XX века в чувашском характере появилась очень отрицательная черта. Некоторые чуваши стали считать, что все чувашское (традиции, культура, язык) — это плохо, непрестижно, и стали стесняться своей национальности, своего языка. Они считали, что у чувашского народа и чувашской культуры нет будущего.

    Положительные черты чувашского менталитета. Исследователи народной культуры Поволжья отмечали много положительных качеств чувашских крестьян.

    В первую очередь — их особое трудолюбие и прилежность. Чуваши считали, что человек не может существовать не работая. Чуваши отличались своей неприхотливостью, не стремились к роскоши. Среди чувашских пословиц нет ни одной, в которой высказывалось бы пренебрежение к труду.

    По настоящему толерантный человек всегда будет обходителен, вежлив, но в то же время он должен быть достаточно сдержан. Именно эти черты присущи чувашскому менталитету и чувашскому языку. Даже самые сильные чувства чуваши старались не проявлять, не беспокоить окружающих. Обычно эти чувства выражались в песнях.

     

    48. Проблема ценностей в философии. Наука как ценность и ценности науки.Аксиология (от греч. — «ценность»), - исследование природы ценностных отношений. Общей характеристикой ценностей является духовная сущность, а формой проявления — традиции, нормы, правила, заповеди, установки. Ценностное сознание имеет право выбирать, осмысливать значимость объектов.

    Ценности есть отражение и реализация наиболее общих межсубъектных отношений, которые служат объединению людей на всех уровнях — от личности, индивида до общества в целом

    Ценности принадлежат к сфере долженствования. Например, Добро, Справедливость, Красота, Истина существуют не предметно, а только как значимости, как ценности.

    Ценности можно разделить на предметные (материальные) и идеальные (духовные). К материальным ценностям относятся потребительские стоимости, отношения собственности, совокупность материальных благ и т.д. Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.

    Политические ценности — это демократия, права человека.

    Духовные ценности бывают этическими и эстетическими. Этические — это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические— область чувств, природные качества посмею», образующие внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей – предметы искусства, кот составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму чел таланта.

    Научная оценка — оценка достижений и неудач науки, деятельности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

    Политическая оценка—это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы, с позиций которых делается оценка.

    Моральная оценка представляет собой важный элемент морали как форма общественного сознания. (оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления )

    Эстетическая оценка заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами.

    Можно выделить общечеловеческие, социально-классовые, групповые и индивидуальные ценности.

    Социально-классовые ценности регулируют взаимоотношения классов, больших соц групп, а ценности личного порядка определяются склонностями, вкусами, привычками и др индивидуальными особенностями людей.

    Общечеловеческие ценности — результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализируются, становятся приоритетными в определенный период истории.

    Содержание ценностей всегда замыкается на субъекте (человеке) и межсубъектных (межличностных) связях.

    Известно, что проблема ценностей интерпретации фундаментально разрабатывалась Г. Риккертом и М. Вебером.

    Теория ценностей Риккерта = ценности — это «самостоятельное царство», которое не относится ни к области объектов, ни к области субъектов, а мир состоит из действительности и ценностей.

    Вебер, следуя риккертовской идее «теоретического отнесения к ценностям», его отличия от практической оценки. М. Вебер сочетал эти проблемы с герменевтическими понятиями истолкования, интерпретации, чувствования, существенно углубляя понимание проблемы связи с введением понятия целерациональности, а также разрабатывая концепцию «понимающей социологии» с особым типом интерпретации — интерпретации поведения и действия человека.

    Наука как ценность и ценности науки.Культура — это сфера ценностей, она формируется в соответствии с конкретно-историческими идеалами и нормами. Как специфическая система культура представляет совокупность органически связанных между собой элементов, имеющих собственную специфику и несущих на себе существенные черты культуры в целом. Данное понимание по­зволяет раскрыть важнейший аспект бытия науки как особой сферы культуры. Как особая сфера культуры наука создает специфическую культурную предметность, формирует собственный субъект научной деятельности, овладевший технологией и методологией научной дея­тельности, и культурную коммуникацию в сфере науки.

    Культурная предметность науки представляет собой закрепленные и выраженные в средствах особого специфического языка науки ре­зультаты достижений в познании природы. До­стижения науки органично (хотя далеко и не всегда) вписываются во все сферы культуры, вступая во взаимосвязь с ними, в результате чего изменяется вся культура в целом.

    Как особая сфера культуры наука формирует соответствующий субъект науки, отвечающий определенным требованиям.

    Нормы и идеалы, центральное место среди которых принадлежит этике, определяются основными базовыми характеристиками нау­ки как познавательной деятельности. Как особая сфера культуры наука оказывает влияние на, обще­ственную жизнь и испытывает на себе влияние социальных норм и культурно-исторических образцов. Этот двуединый процесс и опре­деляет бытие науки как ценности и реальную ценность науки.

    Наука как ценность. Одно из определений культуры характеризует ее как совокупность ценностей, материальных и духовных благ, соз­данных человечеством. Идеалы науки - пред­ставление о совершенстве, это образ науки, отвечающий ценностному представлению о положительном содержании научной деятельности, о деятельности ученого и об актуальных и конечных целях научного познания. Идеалом науки может быть, например, познание абсолют­ной истины, т. е. полного, исчерпывающего знания о мире и человеке. Идеал — образ желаемого, он ориентирован в будущее и в реальной действительности осуществлен быть не может. В отличие от идеала нор­ма предполагает обязательность и применение некоторых санкций. Норма, как и идеал, представляет собой регулятивный принцип, но в отличие от идеала норма предполагает определенное общественное принуждение и одобрение либо осужде­ние, в случае, если ученый по тем или иным причинам уклоняется от выполнения норм.

    К числу идеалов науки можно отнести понятия ис­тины, объективности науки, построение теории как идеала, к которо­му стремится ученый. Среди норм науки традиционно выделяют обоснованность научного знания, ло­гическую последовательность, практическую значимость, рациональ­ность.

    Как особая сфера культуры наука испытывает на себе влияние разнообразных элементов материальной и духовной культуры. Цен­ность науки и определяется степенью ее соответствия идеалам и нор­мам научного познания. Но поскольку научное познание в процессе своего развития постоянно трансформируется, постольку претерпева­ют изменения и идеалы и нормы науки. Традиционный образ науки, сложившийся в обыденном сознании и широко распространенный среди ученых, в значительной мере со­впадает с идеалами и нормами классической науки. Основные ее по­зиции состоят в следующем: мир природных явлений рассматрива­ется как реально существующий, а его характеристики не зависят от предпочтений наблюдателя и могут быть описаны достаточно точно. Задача науки - установить истину и представить точное описание и объяснение процессов и взаимосвязей природы, проникнуть в их сущность и тем самым реализовать конечную цель - достижение аб­солютной истины. Идеал классической науки — объективность знаний. Функции науки — предвидение возможностей практического приложения теоретических знаний, опирающееся на знание законов природы. Ученый отдает предпочтение исследованию тех явлений природы, которые могут получить практическое применение.

    Ценность науки. На первый взгляд может показаться, что ценность науки тождественна характеристике науки как ценности. Однако это не соответствует действительности. Ценность науки определяется прежде всего не тем, как она реализует предъявляемые ей требова­ния, а тем, как реально научные достижения влияют на жизнь личности и общества. Подчеркнем, что оценки научного знания современными учеными, учеными античности, Средневековья или даже Нового времени не совпадают с теми культурно-историческими корнями и теми оценками, которые давались их современниками.

    Прежде вссго необходимо подчеркнуть, что технологическое применение научных знаний также осуществляется наукой, как и производство самого знания. Без науки никакое обновление техники и техноло­гии невозможно. Соответственно и идеал науки — служение обще­ству, техническое перевооружение общества, создание средств для удовлетворения потребностей людей. Но это также и совершенные средства защиты государства (что равносильно совершенствованию средств массового уничтожения людей), это использование генетики и ее возможностей для производства продуктов питания и т. д. и т. п. Ошибочным является представление, будто бы наука не отвечает за практическое использование ее достижений. Сегодня наука отстает от потребностей общества в гармонизации отношений человека и приро­ды, в ответах на вызовы, связанные с демографическими процессами, урбанизацией, потребностями охраны здоровья людей, решении про­блем экологической безопасности и др. Современная система образо­вания не способствует формированию талантливых исследователей, а социальные предпочтения отдаются тем изворотливым дельцам, ко­торые умеют «делать деньги».

     

     

    Сознание. Измененные состояния сознания

    Чтобы понять механизм многих явлений, источником которых является сам человек, нужно понять, что такое сознание и какой у него статус.
    Есть много необъяснимых явлений, которые, согласно некоторым гипотезам, есть человек, влияющий на мир вокруг нас. Это полтергейст, пирокинез, телепатия, ясновидение и др. Но в простом мировоззрении огромную роль играет психика, так как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств, передавая информацию через призму своего сознания.Часто человеческий организм может сыграть злую шутку.
    Психея (от греч. {, Ψυχή} «дыхание, душа») - сложное понятие в философии, психологии и медицине.

    • Особый аспект жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
    • Способность к активному отражению действительности или совокупности психических процессов и явлений (восприятие, субъективные ощущения, эмоции, память и т. Д.).

    Под психикой следует понимать своеобразное отражение тела, то есть его способность к различным рефлексам, а точнее проявление к ним способности реагировать на раздражители как внутреннего, так и внешнего мира человека.
    Психея связана с соматическими (телесными) процессами. Он оценивается по нескольким параметрам: целостность, активность, развитие, саморегуляция, общение, адаптация и др. И проявляется на определенном этапе биологической эволюции.
    При переходе от биологических форм отражения к ментальным делится на следующие этапы:

    • Сенсорный. Отражая индивидуальные раздражители, субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражительность).
    • Перцепционный. Выражается в способности отражать сложные раздражители в целом: ориентация начинается с набора атрибутов, есть реакция и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
    • Интеллектуальный. Разве что помимо отражения отдельных предметов есть отражение их функциональных взаимосвязей и связей.

    Различают несколько типов психических процессов:

    • Когнитивные (чувство; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь)
    • Эмоции (эмоции; чувства; эмоции; стресс)
    • Волевая (борьба мотивов; принятие решений; постановка целей)

    У человека есть высшая форма разума - сознание.

    Сознание

    Сознание - одна из форм отражения объективной реальности в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной чертой сознания является то, что между объективной реальностью и сознанием находятся элементы социально-исторической практики, позволяющей построить объективную (общую) картину мира.
    К неотъемлемым характеристикам сознания относятся: речь, мышление и умение создавать обобщенную модель окружающего мира в виде набора образов и понятий.
    В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

    1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). Основа совокупности знаний о мире.
    2. Различие субъекта и объекта (противопоставление мира, различие между «я» и «не я»). Это включает самосознание, самопознание и чувство собственного достоинства.
    3. Отношение к самому человеку и миру (его чувствам, эмоциям, переживаниям).
    4. Творческая (творческая) составляющая (сознание с помощью воображения, мышления и интуиции создает новые образы и концепции, которых раньше в нем не было).
    5. Построение предварительной картины мира (память хранит образы прошлого, разум создает модель будущего).
    6. Целеполагание деятельности (исходя из потребностей человека сознание формирует цель деятельности и направляет человека на ее достижение).

    С точки зрения материалистической науки, между человеческим сознанием и окружающим материальным миром существует четыре типа взаимодействий.Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первичное сознание рождается из материального мира и определяется ими, но затем, по мере их созревания, оно начинает активно влиять на мир, трансформируя его по своему собственному плану. Третий и четвертый типы взаимодействий сами по себе не являются материальными, но относятся к информационному типу. Третий тип взаимодействия кажется пассивным. По сути, это активное отражение, включающее в себя элементы отражения, оценки и преобразования.Наиболее сложный и развивающийся позднее четвертый тип взаимодействия, знаменующий более высокую ступень развития сознания - самосознание.

    Состояния сознания

    Есть «нормальное» или «нормальное» состояние сознания - бодрствование, сон и глубокий сон.
    Измененные состояния сознания (ASC) - «качественное отклонение в субъективном опыте или психологическом функционировании от определенных обобщенных для данной сущности правил рефлексивно индивидуумом или замеченных наблюдателями» (классическое определение А.Людвиг).
    Типологически ISS можно разделить на:

    • Вызвано искусственно: индуцированные психоактивные вещества (например, психоделические препараты) или процедуры (например, сенсорная депривация).
    • Психастенические за счет: религиозных обрядов, аутогенной тренировки по Шульцу, холотропной терапии Gropu.
    • Самопроизвольно возникающее при нормальных обстоятельствах (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например,ж., если роды протекают нормально), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковый опыт профессиональных спортсменов, имущественный стаж различной этиологии и т. д.).

    ISS могут быть вызваны совершенно разными триггерами (событиями, вызывающими определенную реакцию), и такие состояния могут быть связаны, а могут и не быть связаны с патологией. Также такие состояния часто возникают спонтанно и случайно.

    Измененные состояния сознания

    Самая ранняя форма фиксации и развития человеческой культуры - это преднамеренная индукция ИСС, а их активное использование для различных целей - шаманизм.В этнографии описывается измененное состояние, известное как «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояние коллективного транса, например в процессе проведения шаманского ритуала и т. Д. В будущем МКС и техники руководства нашли свое место в различных религиях и «народной» культуре: колдовство, гадание, волшебная деревня, карнавалы и т. д. вниманию науки к явлениям МКС и их регулированию, связанным с эпохой месмеризма, когда Ф.А. месмеризм (1733-1815) заложил основ гипноза и разработал его активное терапевтическое использование.
    В современной психологии разработаны различные модели описания МКС: дискретные, непрерывные и дискретно-непрерывные.
    Согласно исследованиям Арнольда Людвига, основными характеристиками являются следующие особенности, характерные для большинства МКС:

    1. Субъективные расстройства мышления (проявляющиеся в изменении концентрации внимания, нарушении мнемонических процессов или затруднении суждений).
    2. Изменения субъективного ощущения течения времени.
    3. Потеря контроля и страх потери эго-идентичности (диссоциативные расстройства).
    4. Изменения в эмоциональной сфере нижнего сознательного контроля, проявляющиеся в виде: 1) регресса к более примитивным эмоциям; 2) биполярное расстройство; 3) эмоциональная лабильность; 4) затруднение в выражении эмоций (изотимия).
    5. Изменение схемы тела (проприоцепция), включая феномен деперсонализации и дереализации.
    6. Искажения восприятия, представляющие собой иллюзию различных сенсорных модальностей, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временное ухудшение зрительного восприятия, особенно зрительного.
    7. Изменение системы значений и ценностей.
    8. Трудности вербализации переживаний ИСС (невыразимость).
    9. Чувство обновления возникает в ряде состояний и при выходе из них (психоделическое состояние, гипноз, деперсонализация и т. Д.).
    10. Понизить порог внушаемости, в том числе невозможность критической оценки словесных коммуникаций и инструкций в восприятии испытуемого; склонность искажать или неправильно интерпретировать различные стимулы на основе личного отношения и страхов.

    Рекомендуется для procario: "States of Consciousness" - международный онлайн-ресурс, посвященный академическим исследованиям ISS.

    Перевод «Яндекс.Переводчик»

    .

    Поток сознания - Примеры и определение

    Определение потока сознания

    В литературе поток сознания - это метод повествования, который описывает события, происходящие в потоке мыслей в умах персонажей.

    Этот термин был первоначально введен психологом Уильямом Джеймсом в его исследовании The Principles of Psychology . Он пишет:

    «… это ничего не связано; он течет. «Река» или «ручей» - это метафоры, с помощью которых они описываются наиболее естественно.Говоря об этом в дальнейшем, давайте назовем это потоком мысли, сознания или субъективной жизни ».

    Другим подходящим термином для этого устройства является «внутренний монолог», где отдельные мыслительные процессы персонажа, связанные с его или ее действиями, изображаются в форме монолога, обращенного к самому персонажу. Таким образом, он отличается от «драматического монолога» или «монолога», где говорящий обращается к аудитории или к третьему лицу.

    Примеры потока сознания в литературе

    Стиль письма потока сознания отмечен внезапным подъемом мыслей и отсутствием пунктуации.Использование этого стиля повествования обычно ассоциируется с современными романистами и новеллистами 20 века. Давайте проанализируем несколько примеров повествовательной техники потока сознания в литературе:

    Пример № 1: Улисс (Джеймс Джойс)

    Джеймс Джойс успешно использует повествовательный режим в своем романе Улисс , который описывает день в жизни еврея средних лет, мистера Леопольда Брума, живущего в Дублине, Ирландия. Прочтите следующий отрывок:

    «Он молодой Леопольд, как в ретроспективе, зеркало в зеркале (эй, престо!), Он видит себя.Видно ту юную фигуру того времени, драгоценную мужественную, идущую сладким утром из старого дома в Кламбрассиле в среднюю школу, его сумка с книгами на нем как патронташ, а в нем хороший кусок пшеничного хлеба, мысль матери.

    Эти строки раскрывают мысли Блума, как он думает о младшем Блум. Саморефлексия достигается за счет потока мыслей, который возвращает его в прошлое.

    Пример № 2: Миссис Дэллоуэй (Вирджиния Вульф)

    Еще одним писателем ХХ века, следовавшим повествовательному методу Джеймса Джойса, была Вирджиния Вульф.Давайте прочитаем отрывок из ее романа Миссис Дэллоуэй :

    «Что за жаворонок! Какой решительный шаг! Так мне всегда казалось, когда с легким скрипом петель, который я слышу сейчас, я распахивал французские окна и бросался на Буртона на воздух. Каким свежим, спокойным, спокойным, конечно, был воздух ранним утром; как взмах волны; поцелуй волны; холодный и резкий, и все же (для девушки восемнадцати лет, как я тогда) торжественный, чувствуя, как и я, стоя у открытого окна, что вот-вот произойдет что-то ужасное… »

    Высказывая свои внутренние чувства, госпожа .Вульф дает персонажам свободу путешествовать во времени вперед и назад. Миссис Дэллоуэй пошла купить цветок для себя, и по пути ее мысли перемещаются через прошлое и настоящее, давая нам представление о сложной природе ее характера.

    Пример № 3: Британский музей падает (Дэвид Лодж)

    Мы замечаем использование этой техники в романе Дэвида Лоджа «Британский музей падает ». Это комический роман, имитирующий повествовательные техники потока сознания таких писателей, как Генри Джеймс, Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф.Ниже приводится отрывок из главы 3 романа:

    «Он принял участие, - подумал он, смещаясь в седле, - метемпсихоза, - его скромная жизнь превратилась в формы, подготовленные литературой. Или же, ковыряясь в носу, подумал он, результат тщательного изучения структуры предложений английских романистов? Человек смирился с тем, что больше не знает личного языка, но с тоской цеплялся за иллюзию

    .

    Функции сознания

    В то время как некоторые психологи пытались выяснить, что такое сознание, к

    анализирует опыт и связывает его с экологическими и органическими факторами,

    других исследователей сознания больше интересовало, что такое сознание_

    несс делает; то есть в его функциях. Пожалуй, самый важный импульс для такого

    Функциональный подход к изучению сознания пришел из Darwin_

    учение об эволюции.Дарвин, обсуждая борьбу за существование, имел

    указал, что организмы, которые имеют наиболее адекватные средства адаптации к

    их среда, скорее всего, выживет. Как сознание могло

    Таким образом, оказалось, что

    помощи выживанию организмов заслуживают научного исследования. Intro_

    Исследование

    показало, что изучение двигательного навыка вначале заставляет человека оставаться в сознании.

    единиц деятельности. Однако по мере того, как привычка приближается к совершенству, сознание

    постепенно отступает.Затем отработанная привычка выполняется автоматически, с _

    вне необходимого участия сознания. Таким образом, оказалось, что сознательный_

    способствует выживанию организмов, помогая им учиться.

    Такой подход к изучению сознания не смог продвинуться в достижении цели

    .

    статус того, что такое сознание, или даже, в какой-либо заметной степени, что

    сознание. Тем не менее, это оказалось очень важным при формировании меха_

    Развитие психологии.В поисках раскрытия функций con_

    сознания в адаптации, психологи были привлечены к исследованию процесса обучения _

    сам выгреб. Со временем они стали уделять меньше внимания сознанию и больше -

    .

    экологические и органические условия, способствующие эффективному обучению.

    Такое изменение акцента сделало психологию тем, чем раньше была

    рассматривается как наука о функциях сознания, наука о поведении.

    (Норман Манн. Психология. Нью-Йорк, 1968, стр. 6-8)


    Дата: 2015-01-29; просмотр: 1360


    .

    философия разума | Проблемы, теории и факты

    Философия разума и эмпирическая психология

    Философия часто занимается самыми общими вопросами о природе вещей: какова природа красоты? Что значит иметь подлинное знание? Что делает действие добродетельным или утверждение истинным? Такие вопросы можно задавать в отношении многих конкретных областей, в результате чего существуют целые области, посвященные философии искусства (эстетика), философии науки, этике, эпистемологии (теории познания) и метафизика (изучение предельных категорий мира).Философия разума специально занимается довольно общими вопросами о природе ментальных феноменов: какова, например, природа мысли, чувства, восприятия, сознания и чувственного опыта?

    Эти философские вопросы о природе явления следует отличать от вопросов с похожим звучанием, которые, как правило, вызывают озабоченность более чисто эмпирических исследований, таких как экспериментальная психология, которые решающим образом зависят от результатов сенсорного наблюдения.Эмпирические психологи в основном озабочены обнаружением случайных фактов о реальных людях и животных - вещей, которые оказываются правдой, хотя они могли оказаться ложными. Например, они могут обнаружить, что определенное химическое вещество выделяется тогда и только тогда, когда люди напуганы, или что определенная область мозга активируется тогда и только тогда, когда люди испытывают боль или думают о своих отцах. Но философ хочет знать, важно ли высвобождение этого химического вещества или активация мозга в этой области для страха, боли или мыслей об отце: будут ли существа, лишенные этого определенного химического или черепного строения, неспособны к этим переживаниям? Может ли что-то иметь такие переживания и вообще состоять из «материи» - как в случае с призраками, как думают многие люди? Задавая эти вопросы, философы имеют в виду не только (возможно) отдаленные возможности призраков, богов или внеземных существ (чье физическое строение предположительно будет сильно отличаться от человеческого), но также и особенно возможность, которая, кажется, когда-либо вырисовывается. больше в современной жизни - возможности компьютеров, способных мыслить.Может ли у компьютера быть разум? Что потребуется, чтобы создать компьютер, в котором может быть определенная мысль, эмоция или опыт?

    Возможно, компьютер мог бы иметь разум, только если бы он состоял из тех же типов нейронов и химических веществ, из которых состоит человеческий мозг. Но это предположение может показаться грубо шовинистическим, скорее, как утверждение, что у человека могут быть психические состояния, только если его глаза имеют определенный цвет. С другой стороны, конечно же, не любое вычислительное устройство имеет разум.Независимо от того, будут ли в ближайшем будущем созданы машины, которые приблизятся к тому, чтобы стать серьезными кандидатами на наличие ментальных состояний, сосредоточение внимания на этой все более серьезной возможности - хороший способ начать понимать виды вопросов, рассматриваемых в философии разума.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Хотя философские вопросы имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что возможно, или необходимо, или существенно, в отличие от того, что просто есть, это не означает, что то, что есть - i.е., случайные открытия эмпирической науки - не имеют важного отношения к философским размышлениям о разуме или любой другой теме. Действительно, многие философы считают, что медицинские исследования могут раскрыть сущность или «природу» многих болезней (например, полиомиелит предполагает активное присутствие определенного вируса) или что химия может раскрыть природу многих веществ (например, вода H 2 O). Однако, в отличие от случаев заболеваний и психоактивных веществ, на вопросы о природе мышления, кажется, нельзя ответить только с помощью эмпирических исследований.Во всяком случае, ни один эмпирический исследователь не смог ответить на них, удовлетворив достаточное количество людей. Таким образом, эти вопросы относятся, по крайней мере частично, к философии.

    Одна из причин, по которой на эти вопросы было так трудно ответить, заключается в том, что существует существенная неясность, как в общепринятом понимании, так и в теоретической психологии, относительно того, насколько объективными могут быть приняты психические феномены. Ощущения, например, кажутся по сути частными и субъективными, не открытыми для публичного, объективного исследования, требуемого для предмета серьезной науки.В конце концов, как можно узнать, что на самом деле представляют собой чьи-то личные мысли и чувства? Кажется, что каждый человек находится в особом «привилегированном положении» по отношению к своим мыслям и чувствам, положение, которое никто другой никогда не мог бы занять.

    Для многих эта субъективность связана с вопросами значения и значимости, а также со стилем объяснения и понимания человеческой жизни и действий, который необходим и, что важно, отличается от видов объяснения и понимания, характерных для природные науки.Например, чтобы объяснить движение приливов, физик может обратиться к простым обобщениям о корреляции между приливным движением и близостью Луны к Земле. Или, более глубоко, он мог бы апеллировать к общим законам - например, к законам всемирного тяготения. Но для того, чтобы объяснить, почему кто-то пишет роман, недостаточно просто отметить, что его письмо коррелирует с другими событиями в его физическом окружении (например, он имеет тенденцию начинать писать на рассвете) или даже что оно коррелирует с определенными нейрохимические состояния в его мозгу.Также нет никакого физического «закона» о писательском поведении, к которому могло бы апеллировать предположительно научное объяснение его письма. Скорее, нужно понимать, почему человек пишет, что для него значит письмо и какую роль играет в его жизни. Многие люди думали, что такого рода понимание может быть достигнуто только через сопереживание человеку - «поставив себя на его место»; другие считали, что для этого необходимо судить человека в соответствии с определенными нормами рациональности, которые не являются частью естествознания.Немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) и другие подчеркнули первую концепцию, отделяя эмпатическое понимание ( Verstehen ), которое они считали типичным для гуманитарных и социальных наук, от научного объяснения ( Erklären ). что обеспечивается естественными науками. Вторая концепция становится все более влиятельной в большей части современной аналитической философии - например, в работах американских философов Дональда Дэвидсона (1917–2003) и Дэниела Деннета.

    Макс Вебер

    Макс Вебер, 1918.

    Лейф Гейгес .

    Смотрите также