• Информация о критериях выделения типов политических режимов


    Задание 25 ЕГЭ по обществознанию

    Для начала давайте с вами разберем алгоритм решения задания номер 25.

    Рассмотрим задание, которое размещено в демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

    Давайте определимся: в заданиях этого типа сколько всего предложений вам надо составить и написать в бланке для ответа номер 2?

    Казалось бы, тут четко написано: составьте два предложения. Но не так все просто. Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение – это как раз определение понятия “политический режим”.

    Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если  смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко – бал может быть снижен.

    Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.

    Итак, какое понятие политического режима можно дать?

    Например, можете сказать так: политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.

    Но обществоведческие понятия тем и отличаются, что какого-то одного единственного определения не существует, вы можете дать и другие. Главное, чтобы они передавали правильно смысл понятия, не имели каких-то неточностей.

    Например, вы можете написать, что это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Или какое-то другое подходящее определение.

    Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно, и я объясню почему. Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

    То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и  начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.

    Ну а теперь давайте, выполнив, так сказать, начальное дело, без чего теряет вообще смысл решение  этого задания, – дали определение  понятия, пойдем дальше.

    Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов.

    Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.

    Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.

    Эта информация о критериях? Да. По этому признаку мы различаем режимы демократические и недемократические. Тут же уточняется: может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях или критерии выделения типов политических режимов.

    Именно поэтому эксперты ЕГЭ – не случайные люди. Они проходят специальную подготовку, потому что во второй части возможны вариативные ответы. Не задано строго, что можно ответить только так. Главное, чтобы ответ был правильный.

    Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по  данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?

    • Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.

    • Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.

    • Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти - убеждения либо принуждения.

    То есть если вы в принципе эти критерии знаете, то вы можете сформулировать предложение достаточно просто. Весь вопрос в том, что их надо знать. :-)

    И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

    Здесь сведения про другой – авторитарный или тоталитарный режим – не подойдут. Только про демократический.

    Как пример:

    • Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

    • Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.

    Это задание не должно представлять каких-либо сложностей для того человека, который систематически повторял курс обществознания. Обычно  предлагаются обществоведческие термины и понятия, которые относятся к основным. То есть вы, готовясь к экзамену, с ними будете встречаться и будете разбирать в любом случае. Каким бы образом вы подготовку ни строили, вы мимо них не пройдете.

    Другой вопрос, что надо не просто знать, надо четко выполнить условия задания. У вас спрашивают, в чем сущность понятия – напишите. У вас просят написать предложения о каких-то конкретных вещах – пишите именно об этих конкретных вещах: о критериях – так о критериях, о демократическом режиме – так о демократическом режиме.

    Давайте для тренировки попробуем разобраться с еще одним заданием такого типа. Я выбрала понятие, с которым мы с вами уже встречались на занятиях в этом курсе.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

    Какой смысл обществоведы вкладывает в понятие «чувственное познание»?

    Вы уже знаете, что начинать надо с определения понятия.

    Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах; ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах. Можно сказать, что это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств. То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..

    Но главное – не написать лишнего. Можно слишком увлечься характеристикой понятия и написать то, что к этой характеристике не относится. Это будет не в вашу пользу.

    Далее в этом задании предлагается составить следующие два предложения.

    Одно, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое, содержащее информацию об одной из этих форм.

    Если вы помните все три формы чувственного познания, вы можете составить предложение именно об этом. Например: к формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.

    Ну и о какой форме писать следующее предложение, выбирайте сами. Что лучше знаете, о том и говорите.

    Вы можете написать, скажем, определение восприятия. Восприятие – это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.

    А можете вспомнить информацию, которая поясняет, как формируется восприятие. Например, предложение такого рода: восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.

    И тот, и другой вариант приемлемы для этой части задания.

    Типы политических режимов

    Типология политических режимов может быть построена на основе различных подходов к определению этой категории. В этом вопросе существует множество мнений, часто прямо противоположных. Например, Роберт Даль, определяя типы политических режимов, опирается на следующие критерии: степень участия граждан в правительстве и способность соревноваться в борьбе за власть. Он различает полиархию, конкурентную олигархию и гегемонию двух видов - закрытую и открытую.Последнее накладывает самые жесткие ограничения. Гегемония запрещает даже малейшие проявления оппозиции. Олигархи допускают конкуренцию, но только такую, которая не выходит за рамки элиты. Самое близкое к демократии - полиархия. Кроме того, существуют также смешанные типы политических режимов.

    Некоторые исследователи в независимые группы включают либерализованный, однопартийный, военный, переходный, квазидемократический типы правления. Так, например, думал Сэмюэл Хантингтон. Он выделил следующие типы политических режимов: военный, однопартийный, расовая олигархия и личная диктатура.То есть классификация зависит от того, какие задачи стоят перед анализом той или иной формы правления.

    И все же наиболее распространенные типы политических режимов, предложенные Хуаном Линцем, ученым из США. Он считал, что их всего пять: авторитарный, демократический, султанистский, тоталитарный и посттоталитарный. Все они идеальные варианты, имеющие свои характеристики. Признаки политического режима позволяют отличить его от других типов.Хуан Линц выделил четыре таких критерия. Это уровень плюрализма в обществе, политическая мобилизация, конституционность власти и степень идеологизации.

    Один режим для существования просто необходим мобилизовать массы, которые бы их поддержали. К ним относятся тоталитарные и посттоталитарные. А другие даже не пытаются вовлекать своих граждан в политику. Уровень политического плюрализма начинается с концентрации власти в руках одного человека. При монизме уровень свободомыслия очень ограничен, взгляды контролируются одной фигурой.Наивысшая степень идеологизации населения, конечно же, в обществах с посттоталитарным или тоталитарным режимом правления. Конституционность органов власти - это наличие или отсутствие ограничений на использование их полномочий, а также их ужесточение формальным образом. Границы и запреты можно закрепить в традициях, идеологии, обычаях, религии. Таким образом, полномочия власти имеют предел для разных типов демократических (конституционных) режимов. Они неконституционны, соответственно ничем не ограничены.

    Некоторые особенности недемократических форм правления обсуждаются ниже.

    При тоталитарном режиме некоторая группировка продвигает и поддерживает лидера, личность которого закрывает вся политическая система. Для обеспечения своего господства используются такие методы и средства, как пропаганда и открытое насилие. Абсолютно все стороны жизни общества, даже частные отношения, подлежат государственности. Часто даже представители власти подвергаются репрессиям с превентивной целью: другие опасаются, что это невозможно.

    Авторитарный режим, по мнению Хуана Линца, имеет следующие черты:

    1) политическое вольнодумство ограничено;

    2) отсутствует четкая развитая идеология;

    3) отсутствует политическая мобилизация, население практически не участвует в жизни общества;

    4) границы лидера (власти, элиты) обозначены формально и предсказуемо.

    Исходя из этих критериев авторитаризм делится на несколько разновидностей:

    -вене-бюрократический режим;

    -Корпоративный авторитаризм;

    - тоталитарный;

    -постоколониальный;

    - Расовая демократия.

    .

    Что такое политический режим? (с иллюстрациями)

    Политический режим - это совокупность политических структур, составляющих государство. Эти политические системы варьируются от прямых демократий до тоталитарных режимов, таких как военные диктатуры. Общие системы в современном мире включают демократические республики, монархии и представительные демократии. Существуют также преимущественно теоретические типы правительств, такие как строгая меритократия.

    В Соединенных Штатах есть демократическая система, при которой народ избирает своих представителей.
    Демократии

    Представительная демократия - одна из наиболее часто обсуждаемых политических систем. Это система, в которой представители избираются непосредственно гражданами, и эти представители затем принимают политические решения за людей, предполагая, что их решения будут отражать общую волю республики.Это можно сравнить с прямой демократией, при которой граждане напрямую голосуют по всем важным вопросам.

    В Великобритании действует номинальная монархия.
    Республики

    Республика - одна из самых распространенных систем правления в мире, хотя она принимает множество различных форм.Например, республика может ассоциироваться с религией, как в случае с исламской республикой; экономическая система, как в социалистической республике; или политическая процедура, как в парламентской республике. Ряд республик пытаются показать тот факт, что на самом деле они состоят из более мелких полуавтономных частей. Соединенные Штаты Америки, например, очень четко заявляют, что их политический режим - это режим группы объединенных государственных образований. И Нигерия, и Германия также передают эту идею, называя себя федеративными республиками.

    Ватикан действует при теократии.

    Республики часто обозначаются в официальном названии государства и часто включают модификатор, чтобы передать какой-то философский идеал, которого придерживается политический режим. Например, Гайана известна как Кооперативная Республика Гайана, Шри-Ланка известна как Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, а материковый Китай известен как Китайская Народная Республика.Фактическая система управления в этих странах может быть разной: например, Китай - это марксистско-ленинское однопартийное государство, а не республика. Этот тип правления также может идти по другому пути, когда несколько республик являются частью одного государства, как страны бывшего Советского Союза.

    Адольф Гитлер руководил авторитарным режимом в Германии.
    Династические правительства

    Династические системы правления состоят из всех руководителей страны, происходящих из одной семьи. Распространенные типы этого правительства включают монархии, эмираты и династические империи, такие как Имперский Китай. В наше время лидеры многих монархий и эмиратов служат прежде всего в качестве подставных лиц.Этот тип правления называется конституционной монархией или номинальной монархией и включает такие страны, как Соединенное Королевство. Противоположностью этому является абсолютная монархия, при которой правитель имеет полную власть управлять государством и не подлежит контролю со стороны конституции или парламента. Примеры современных абсолютных монархий включают Саудовскую Аравию и Катар.

    Саудовская Аравия - абсолютная монархия.
    Авторитарные и тоталитарные режимы

    В авторитарных и тоталитарных политических режимах одно лицо, организация или партия полностью контролируют дела государства без участия или согласия населения. В частности, в тоталитарных режимах этот лидер пытается контролировать все аспекты общества, включая такие вещи, как личные убеждения и мораль населения.Иногда они сопровождаются культом личности вокруг лидера или лидеров, как в случае с Адольфом Гитлером, лидером нацистской Германии. Распространенные формы авторитарных или тоталитарных режимов включают военные хунты, при которых небольшой комитет военных лидеров правит страной или однопартийным государством, в котором только одна политическая партия находится у власти, а другим прямо или молчаливо не разрешается оспаривать это орган власти. Другая форма - диктатура, при которой один человек правит страной, не будучи подотчетным перед кем-либо, а затем передает свои полномочия другому человеку после смерти.

    Люксембург - великое герцогство, тип правительства, пережиток эпохи феодализма.
    Редкие или архаичные системы

    Некоторые системы являются пережитком прошлого.Люксембург, например, официально известен как великое герцогство, начиная с того времени, когда он был частью Нидерландов в качестве голландского владычества. Другой тип архаической системы - это криархия или правило судей; и тимократия, или страна, в которой только люди, владеющие землей, могут принимать активное участие в управлении. Другие типы правительств редки в современном мире, но все еще существуют в карманах. Теократии, например, такие как правительство Тибета в изгнании или Ватикана, где религиозному деятелю также предоставляется светская власть в правительстве.

    Военная диктатура - это разновидность политического режима.
    Теоретические системы

    Существует ряд типов политических режимов, которых теоретически больше, чем где-либо в мире.Одним из примеров этого является, например, строгая меритократия, когда лидеры выбираются на основе их способности руководить. Другие теоретические системы включают корпоратократию, популярную тему в научной фантастике, в которой корпорации управляют своими суверенными государствами; и гениократия, при которой лидеры выбираются на основе их способностей к решению проблем и творческих способностей.

    Использование нереалистичных образов в своей пропаганде - тактика, часто применяемая тоталитарными режимами, такими как Северная Корея.Нигерию называют федеративной республикой. .

    режим | политология | Britannica

    Regime , учреждение с четкими материальными и географическими ограничениями, связанное четкими правилами и согласованное с правительствами.

    Понятию режима часто предшествует пространственное прилагательное - например, международный, национальный или городской, - которое относится к области, над которой он имеет юрисдикцию, и может использоваться для обозначения всех видов материальных прав, над которыми он имеет контроль - развитие, окружающая среда, труд, торговля и так далее.Более подробное определение документирует средства, с помощью которых создается учреждение. Акцент делается на принципах, нормах, правилах и процедурах принятия решений, вокруг которых сходятся ожидания отдельных субъектов (обычно правительств) и закрепляются в них.

    Использование концепции режима часто подразумевает ассоциацию с конкретным человеком (например, режим Николае Чаушеску в Румынии), идеологией (например, фашистский режим), подходом (например, военный режим) или политическим проектом (например,г., неолиберальный режим). Теоретически этот термин не обязательно должен иметь в виду какое-либо конкретное правительство, к которому он относится, и большинство социологов используют его в нормативной и нейтральной манере. Однако этот термин можно использовать в политическом контексте. Некоторые люди, такие как правительственные чиновники, журналисты СМИ и политики, в разговорной речи используют его, когда ссылаются на правительства, которые, по их мнению, являются репрессивными, недемократическими или незаконными или просто не согласуются с собственным взглядом на мир.В этом контексте концепция режима передает чувство идеологического или морального неодобрения или политической оппозиции. Таким образом, под сменой режима понимается свержение правительства, которое внешняя сила считает незаконным, и его замену новым правительством в соответствии с идеями или интересами, продвигаемыми этой силой. В случае войны в Ираке (2003–11), возглавляемая США коалиция национальных армий возглавила свержение режима Шаддама Хусейна и наблюдала за его заменой, во-первых, U.С. возглавил временное правительство, а затем, впоследствии, избранный режим.

    Были выдвинуты два других использования концепции режима, и они исключают использование ссылки на то или иное национальное правительство. Первый описывает наднациональные агентства, часто участвующие в регулировании одного или нескольких вопросов. Примеры включают Международную организацию труда и ее регулирование условий труда и Европейское агентство по окружающей среде и его регулирование окружающей среды. У них есть другой набор ресурсов - экономических, политических и социальных - для использования, чем у национальных правительств, и их деятельность может либо расширять возможности, либо ограничивать отдельные национальные государства.Второй вариант использования концепции режима - это описание формирования институтов, управляющих городскими отношениями. Неявные и явные нормы и правила определяют процедуры принятия решений, в рамках которых городские режимы выносят суждения о типах стратегий, которые должны быть реализованы, например, для уравновешивания потребности городов в экономической конкурентоспособности и в то же время обеспечения граждане наслаждаются хорошим качеством жизни.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня .

    политическая система | Типы, компоненты, функции и факты

    Политическая система , набор официальных юридических институтов, составляющих «правительство» или «государство». Это определение принято во многих исследованиях правовых или конституционных механизмов передовых политических порядков. Однако в более широком смысле этот термин охватывает как действительные, так и предписанные формы политического поведения, не только правовую организацию государства, но и реальность того, как государство функционирует.В более широком смысле политическая система рассматривается как набор «процессов взаимодействия» или как подсистема социальной системы, взаимодействующая с другими неполитическими подсистемами, такими как экономическая система. Это указывает на важность неформальных социально-политических процессов и подчеркивает важность изучения политического развития.

    Традиционный правовой или конституционный анализ, использующий первое определение, породил огромное количество литературы о правительственных структурах, многих специализированных терминах, которые являются частью традиционного словаря политологии, и нескольких поучительных классификационных схем.Точно так же эмпирический анализ политических процессов и попытки выявить основные реалии правительственных форм дали богатый массив данных и важный корпус сравнительной теории. Третье определение вдохновило многих на научную работу, в которой используются новые виды данных, новые термины и некоторые новые концепции и категории анализа. Дальнейшее обсуждение опирается на все три подхода к изучению политических систем.

    .

    Смотрите также