• Какие правила используют при выделении экономических районов


    Экономическое районирование. Принципы выделения экономических районов.

    Экономическое районирование - это установление территориальной структуры производительных сил, выявление специализированных частей народного хозяйства и взаимосвязей между ними.

    Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

    Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

    Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы):

    - крупные экономические районы(это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.)

    - районы среднего звена - края, области, республики(Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города)


    - низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы(На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.)

    Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.


    В России применяется два вида территориального деления:

    - административно-территориальное — для упорядоченного осуществления функций государственного управления;

    - муниципальное — для организации местного самоуправления;

    Принципы районирования:

    1. Экономический принцип– рассматривается район в качестве специализированной части единого народнохозяйственного комплекса страны со сложившейся структурой вспомогательных и обслуживающих производств.

    2. Национальный принцип –учитывается национальный состав населения района и исторически сложившиеся особенности труда и быта.

    3. Административный принцип – предусматривает единство хозяйственного и административно–территориального деления страны определяет единство экономического районирования и территориального политико–административного устройства страны.

    Принципы выделения экономических районов:

    1) объективная природно-географическая и социально-экономическая целостность территории на основе высокого уровня взаимосвязанности всех компонентов хозяйства и среды. Особенно это касается внутрирайонных и межрайонных связей и процессов развития территориального разделения труда. Только экономическое единство и целостность экономического района продолжает выступать основой формирования национального хозяйства;

    2) перспективность хозяйства района и деятельности населения, что позволит связать интересы района с интересами государства. Экономический район должен представлять собой производственно-экономическую, территориальное единство, которое создается развитыми внутренними производственными связями, и иметь специализацию хозяйства в масштабе страны;

    3) эффективная межрайонная специализация, характеризуется выгодным внешними связями; общий (интегральный) экономический район должен быть большой экономически цельной территорией, на которой имеются значительные природные ресурсы, необходимые для определения его хозяйственной специализации и обеспечения современного и перспективного развития;

    4) комплексно-пропорциональное развитие на основе внутренних связей, то есть в районе должны развиваться: отрасли специализации; области вспомогательные, обеспечивающие комбинированную переработку сырья; сфере обслуживания и инфраструктуры и все это вместе не должно вступать в противоречие с внешним средой;

    5) административный принцип: единство экономико-географического районирования и политико-административного устройства территории районуеться, то есть в состав района должны полностью включаться территории административных областей, краев, автономных республик без нарушения их границ;

    6) учет при выделении экономического района принципа экономического притяжения, т.е. необходимости включения в его границы основной территориальной части или и всей зоны районоформуючого влияния его главного регионального центра;

    7) социальная и экологическая эффективность процессов жизнедеятельности населения экономического района.

     

    Принципы выделения экономических зон в России. Особенности экономического районирования в рыночной среде

    Основные принципы районирования:

    · Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

    · Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.

    · Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

    Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.

    В условиях становления и развития рыночных отношений приобретает новые черты и такой важный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства регионов.Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные отношения социально-экономической жизни, территориально неоднородной, т.е. в разных экономических районах они проявляются по-разному.

    Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.

    Нет органов управления экономическими районами. Тем не менее, экономическое районирование — важный инструмент оптимизации территориальной организации хозяйства страны, рационализации размещения хозяйственных объектов и населения в регионах.

    Оценка уровня социально-экономического развития региона и его потенциала. Факторы развития экономики региона.

    Факторы развития экономики региона:

    · Состояния природно-ресурсного потенциала

    · Динамика населения, его половозрастная структура

    · Трудовые ресурсы по основным отраслям экономики региона

    · Уровень жизни населения

    · Уже достигнутые уровни промышленности, сельского хозяйства, производственной, транспортной, социальной инфраструктуры

    · Межрегиональные экономические связи

    · Экспортные резервы производства

    · Бюджетное планирование

    · Направления развития малого и среднего бизнеса

    Оценка уровня социально-экономического развития региона и его потенциала производится по следующим показателям:

    · Социальным

    · среднедушевой прожиточный минимум в регионе

    · реальные доходы населения (сбалансированность или несбалансированность доходов и расходов)

    · уровень цен на товары народного потребления

    · уровень обеспеченности населения товарами народного потребления, жильём, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения

    · сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (ёмкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки кадров)

    · степень социальной ориентации экономики (доля производства товаров народного потребления в общем объеме производства; производство товаров народного потребления на душу населения; уровень самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; уровень мощностей жилищного строительства)

    · Демографическим

    · соотношение городского и сельского населения

    · средняя продолжительность жизни

    · расселение по территории

    · Экологическим

    · состояние окружающей среды (интенсивность экологически опасного производства; динамика внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; использование возобновляемых ресурсов)

    · Производственным

    · степень развитости производственной инфраструктуры

    · соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения

    · соответствие производственной инфраструктуры потребностям региона

    · обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами

    · уровень концентрации и специализации производства

    · Экономическим

    · валовой региональный продукт

    · финансовое состояние предприятий и капитальные вложения

    · объём инвестиций за счёт всех источников финансирования

    · уровень развития торговых связей

    · Транспортным

    · уровень развития транспортной сети (грузовой и пассажирской)

    15. Основные принципы районирования. Регионоведение

    15. Основные принципы районирования

    1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств.

    Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

    2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

    3. Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

    Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса.

    Современное экономическое районирование России включает три основных звена :

    1) крупные экономические районы;

    2) районы среднего звена – края, области, республики;

    3) низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

    Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5—7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

    Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

    Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Поделитесь на страничке

    Признаки состава и границ экономических районов — Мегаобучалка

    Понятие экономического района. Принципы экономического районирования.

    Экономический район - территориально-целостная часть хозяйства страны, обладающая единством производственных связей, социально-культурных признаков. Признаки экономического района: специализация, комплексность, управляемость.

    Типы экономических районов (по Дж. Фридману):

    1). районы-ядра, в которых концентрируются предприятия передовых отраслей экономики;

    2). растущие районы - периферийные районы, которым соседство с районами-ядрами дает стимулы для их роста и развития;

    3). районы нового освоения, где осваиваются и заселяются ранее труднодоступные земли;

    4). депрессивные районы - периферийные (или старо промышленные) районы со старыми поселениями, со стагнирующим сельским хозяйством и промышленностью, где обострены социально-экономические проблемы (безработица, снижение уровня жизни и т. д.).

    Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и прочные внутренние экономические связи. Крупный экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным разделением труда. В каждом крупном экономическом районе выделяются три группы взаимосвязанных друг с другом отраслей – отрасли рыночной специализации, отрасли, дополняющие территориальный комплекс, и отрасли инфраструктуры. В настоящее время функционирует 11 крупных экономических районов – Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

    Крупные экономические районы подразделяются на районы среднего звена, или мезорайоны. К ним относятся республики, края и области, входящие в состав России.

    В основу районирования положены следующие принципы:

    - совпадение границ экономических районов и административных территорий;

    - включение территорий, обеспечивающих взаимодополняемость (комплексное развитие) районов;



    - общая специализация хозяйства района в масштабах страны;

    - удобство ведения экономической статистики, экономического планирования по отраслям и административного управления по территориям;

    - решение крупных народно-хозяйственных проблем.

    Несмотря на заявленные принципы районирования, сопоставление выделенных границ районов с границами бассейнов рек ясно показывает; какие принципы были действительно взяты за основу выделения районов - это принцип соответствия границ крупных экономических районов границам бассейнов крупнейших рек (Лены; Енисея; Верхней Оби и Иртыша; Тобола, Иртыша и Нижней Оби; Северной Двины и Печоры; Верхней Волги и Оки; Средней Волги и Вятки; Нижней Волги и Белой; Дона; Нижнего Дона, Кубани и Терека), принцип обязательного включения частей срединной полосы России с крупнейшими городами и главным транспортным коридором в состав всех экономических районов и принцип совпадения границ экономического района с границами административных образований. Благодаря такой сетке районов Россия получила достаточно совершенную структуру территориального управления, в которой функции головного мозга выполняют Санкт-Петербург и Москва, функции «позвоночника и спинного мозга» - транспортный и коммуникационный коридор Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург — Новосибирск — Красноярск — Хабаровск — Владивосток, а функции управляемых органов России — региональные центры, связанные с главным коридором транспортно-коммуникационными магистралями, построенными вдоль главных речных долин.

     

     

    Признаки состава и границ экономических районов.

    Экономические регионы выделяются по следующим классификационным признакам:

    - по относительной общности объективных условий хозяйствования в пределах данной территории;

    - по общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ экономического и социального развития добровольными объединениями субъектов Российской Федерации;

    - по условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и

    национальных парков;

    - по условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности;

    - по условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями;

    - по характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России.

    Исходя из общности условий хозяйствования выделяются экономические районы, экономические зоны и макрозоны.

    Экономическим районом является часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.

    Под экономической зоной или макрозоной понимается часть территории страны, в которую полностью или частично включаются несколько экономических районов. При этом экономические районы или их части могут включаться в несколько экономических зон или макрозон.

    Основанием для формирования, изменения состава и упразднения экономических районов, экономических зон и макрозон являются решения федеральных органов государственной власти или согласованные решения Минэкономразвития России, Госкомстата России и Госстандарта России в пределах их полномочий.

    Исходя из общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений на территории субъектов федерации в ОКЭР представлены федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ)

     

    Конспект "Экономическое районирование" 9 класс.

    Урок №

    Конспект и презентация к уроку географии "Экономическое районирование территорий России"

     Цели:

    обучающая: создать условия для усвоения знаний и представлений об экономических районах России;  целях  и причинах районирования, познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;
    развивающая:  способствовать  формированию картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации с целью формирования собственного мнения и умения отстаивать его
    воспитательная: развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.

     

     Форма урока: урок-презентация.

     Тип урока: изучение нового материала.

     Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”

     

    ХОД УРОКА

     

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу. Деление учащихся на группы.

     

    2.МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

    (слайд 1) Я родом из Крыма.

    Откуда вы родом?

     Подберите несколько слов или словосочетаний, позволяющих вам охарактеризовать особенности той местности, где вы родились и живёте.

    - Что значит район? (Обсуждение в парах)

     - Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”

     - Поделитесь своими мыслями вслух.

      Ваши рассказы помогли нам сформулировать цель урока. Мы сегодня постараемся понять, к чему приводят и как влияют на развитие экономики страны её внутренние территориальные различия.

    (слайд 2)

    3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Что можно сказать о размерах нашей страны?

    Работа в группах.  1 группа. Сделайте вывод  о природных условиях нашей страны(рельеф, климат,  внутренние воды).

                                       2 группа. Сделайте вывод о природных ресурсах  России (минеральные, водные, почвенные, лесные, рекреационные).

                                     3 группа. Что такое хозяйство? Назовите отрасли хозяйства, которые исторически сложились на  территории России и обоснуйте свой ответ.

    (слайд 3)

    Идёт обсуждение и формулируется вывод, что Россия-это самое крупное по площади государство, имеет разнообразные природные условия и ресурсы, здесь исторически сложились определённые отрасли хозяйства.

    Но, отдельные территории отличаются природными условиями, ресурсами, населением и хозяйством.

    (слайд 4,5)

    Сравните природные условия, ресурсы в каждом районе:

    1группа - Полярный район,

    2 группа-центр европейской части,

    3 группа- юг европейской части России.

    (слайды 6,7,8)

    Отчёт групп.

    Сравните население и хозяйство в этих районах. (идёт работа в группах).

    Вывод. В связи с различиями природных условий, природных ресурсов, населения возникают различия и в хозяйственной деятельности , т.е. отрасли специализации.

    Отрасль  специализации -это отрасли, которые являются главными на определённой территории или в стране в целом.

    (слайд 9,10,11)

    А как определить отрасли специализации? Для этого существует  коэффициент специализации.

    К=П/Н,  где П -доля продукции района, в общем производстве страны, Н-доля населения в общем населении  страны, если К больше1, то данная отрасль является отраслью специализации.

    (Работа со статистическим материалом)  Используя т.1,4 определить  отрасли специализации Северного района.

    Результат: топливная промышленность: К=3,4%

                       Чёрная металлургия-3,6%

                       Лесная-5,5%

                       Лёгкая-0,1%

    Специализируясь на производстве одного или нескольких видов продукции или услуг каждая территория обеспечивает себя и другие части страны, получая взамен то, что ей не достаёт Происходит обмен результатами труда .Такое разделение называют  географическое разделение труда.

    Задание: Попробуйте сформулировать определение данного термина.

    Это специализация территории на производстве определённых товаров или услуг с последующим обменом. Какова специализация Алтайского края?

    В процессе ГРТ формируются экономические районы, особенно это важно для таких больших государств как Россия.

    - Районирование – важнейший метод географии. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

    - Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

     - А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)

    (самостоятельная работа с учебником)

    - Районирование должно выполнять следующие функции:

    упорядочивать информацию о территории;
    синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
    создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

    К   методу экономического районирования  обращались многие учёные страны. С целью знакомства с ними и результатами их труда предлагаю вам следующие задание:

        Познакомьтесь с кратким жизнеописанием учёных, внёсших свой вклад в вопросы районирования России.  Приложение № 1.

    Задание:  Обсуди в группе.

    -что брали за основу районирования разные учёные?

    -какие территории выделяли?

    Как вы считаете, изменяются ли подходы к районированию  страны с течением времени?

    - Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?

      Анализ картосхемы  «Экономические районы».  (Работа с диском: цели районирования, правила выделения районов, современное  районирование )

    - Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).

      Анализ карты.

     

    4.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    Дайте определение новых понятий темы.
    Назовите субъекты РФ.

     

    5. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.

    -Какое значение лично для тебя имеют знания, полученные сегодня?

    -Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

    -Довольны ли вы результатами своей работы?

    Д/з  п.41,стр. 206.

    Выписать и знать определение новых понятий.

    Творческое задание в тетради « Экономические районы существуют реально, или это вымысел учёных?»  (по желанию)

     

    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ — Студопедия

    Экономическое районирование - это установление территориальной структуры производительных сил, выявление специализированных частей народного хозяйства и взаимосвязей между ними.

    Экономическое районирование является составной частью региональной экономики, т.к. в результате его проведения выделяются объекты ее исследования. В отечественной экономической географии районообразование принято считать объективным процессом. Он происходит под совокупным воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера. Этот процесс тесно связан с административно-территориальным устройством страны, проблемами федерализма и региональной политики.

    Экономическое районообразование - результат территориального (географического) разделения труда (ТРТ), которое выступает его методологической основой. Отдельные части страны, имея свою природную, историческую, социально-экономическую специфику, специализируются на производстве одного или нескольких видов продукции или услуг: Каждая территория обеспечивает своей продукцией другие части страны, получая взамен недостающую продукцию. Происходит обмен результатами труда. ТРТ - это закрепление специализации территории на производстве отдельных видов продукции при условии обмена ими с другими территориями. Ключевым в определении ТРТ является понятие специализации. Специализация территории - это преимущественно развиваемые: на ней отрасли общегосударственного значения. Условия специализации территории на производстве какой-либо продукции (услуг):


    1. Ее производство дешевле, чем в других районах страны;

    2. Эта продукция может выпускаться в значительно большем объеме, чем необходимо для удовлетворения местных нужд;

    3. Выпуск продукции обеспечен условиями и ресурсами;

    4. Производство необходимо стране;

    5. Производству этой продукции способствует выгодное ЭГП, в т. ч. транспортно-географичеекое положение.

    Специализация территории складывается исторически. Одна." ко по мере развития хозяйства специализация может изменяться, т. о. она исторически относительна.

    В результате районообразования формируются экономические районы. Под экономическими, районами следует понимать части страны, в пределах которых в условиях ТРТ формируется специализированное хозяйство. Экономические районы - это территориальные специализированные части народного хозяйства с тесными внутренними и внешними связями на основе обмени производимых товаров, и других экономических отношений.


    Экономическое районирование в практическом смысле необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализует региональная политика государства. Экономическое районировние является основой территориального управления народном хозяйством России. Государственное регулирование хозяйств дает возможность частично устранить возникающие диспропорции в экономической и социальной структуре регионов. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития и регионального управления экономикой. Система экономических районов - основа построения территориально дифференцированных материальных и других балансов для финансирования целевых и региональных программ. Экономическое районирование России имеет свою историю. В ее развитии можно выделить два периода: дореволюционный и советский.

    Первые попытки экономического районирования были предприняты в XVIII в, В. Н. Татищевым (для административно-территориального деления России было предложено 16 губерний и 62 провинции). Вопросами экономического районирования в разное время занимались М. В. Ломоносов (методология), Огарев, Арсеньев, Крюков, Д. И. Менделеев и др. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, первые опыты экономического районирования были районированием природно-хозяйственным и сельскохозяйственным. В конце XIX-начале XX вв. появились работы, основанные на базе данных статистики населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Наибольший вклад в этот период вносит П. П. Семенов-Тян-Шанский. Он выделил 19 экономических районов.

    В советский период экономическое районирование усиленно развивается с 1920-х годов. В 1920 г. был разработан план ГОЭЛРО - первый опыт советского экономического районирования. Вся территория делилась на 8 районов, которые предусматривали создание своих электростанций. С самого начала экономическое районирование рассматривается как основа районирования административно-территориального. Была поставлена задача создания новой сетки административно-территориального устройства (1923-1930 гг.) разделением на области, округа и районы.

    Начавшаяся на рубеже 1920-х-1930-х годов коллективизация сдерживалась трехзвенной системой административно-территориального устройства - затруднялось руководство административно-командными методами. Поэтому округа упраздняются и образуется современная двухзвенная сетка: область-район. В предвоенные годы в целях планирования, затруднявшегося

    возросшим числом краев и областей, вновь возникла задача экономического районирования. Было выделено 13 основных экономических районов. В послевоенный период количество экономических районов возрастает: в 1963 г. до 18. В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района - Северо-Западный и Северный. В итоге последняя сетка экономического районирования СССР включала 19 экономических районов, из них 11 на территории РСФСР. Эта сетка экономического районирования применяется и для современной РФ.

    Научная методология советского экономического районирования была выработана в 1920-е годы в трудах специальных комиссий при Госплане и ВЦИК.

    Выделяются следующие основные принципы районирования:

    1. Экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого народного хозяйства страны с определенным комплексом вспомогательных и обслуживающих производств.

    2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, исторически сложившиеся особенности его труда, культуры и быта и условий их дальнейшего преобразования.

    3. Административный, определяющий единство экономического районирования и территориально-административного устройства страны, создающий условия для эффективного самостоятельного развития районов 'И укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

    Эти принципы являются основополагающими и для современной теории и практики экономического районирования России. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, но они, проводятся по границам субъектов РФ.

    Среди, производств в экономических районах только часть является отраслями специализации. Кроме них выделяются отрасли, дополняющие хозяйственную структуру: 1) вспомогательные отрасли, обслуживающие потребности отраслей специализации района; .2) .отрасли, обслуживающие потребности населения района.

    В настоящее время параметры социально-экономического развития страны устанавливаются применительно к макрорегионам (экономическим зонам) и экономическим районам. В отдельных случаях рассматривают укрупненные экономические районы (мезорегионы).

    политическая система | Типы, компоненты, функции и факты

    Политическая система , набор официальных юридических институтов, составляющих «правительство» или «государство». Это определение принято во многих исследованиях правовых или конституционных механизмов передовых политических порядков. Однако в более широком смысле этот термин охватывает как действительные, так и предписанные формы политического поведения, не только правовую организацию государства, но и реальность того, как государство функционирует.В более широком смысле политическая система рассматривается как совокупность «процессов взаимодействия» или как подсистема социальной системы, взаимодействующая с другими неполитическими подсистемами, такими как экономическая система. Это указывает на важность неформальных социально-политических процессов и подчеркивает важность изучения политического развития.

    Традиционный правовой или конституционный анализ, использующий первое определение, породил огромное количество литературы о правительственных структурах, многих специализированных терминах, которые являются частью традиционного словаря политологии, и нескольких поучительных классификационных схем.Точно так же эмпирический анализ политических процессов и попытки выявить основные реалии правительственных форм дали богатый массив данных и важный корпус сравнительной теории. Третье определение вдохновило многих на научную работу, в которой используются новые виды данных, новые термины и некоторые новые концепции и категории анализа. Дальнейшее обсуждение опирается на все три подхода к изучению политических систем.

    .

    Государственная экономическая политика | финансы

    Государственная экономическая политика , меры, с помощью которых правительство пытается влиять на экономику. Национальный бюджет обычно отражает экономическую политику правительства, и частично через бюджет правительство использует свои три основных метода установления контроля: функцию распределения, функцию стабилизации и функцию распределения.

    Со временем произошли значительные изменения в акцентах на эти различные экономические функции бюджета.В XIX веке государственные финансы были в первую очередь связаны с распределительной функцией. Задача правительства заключалась в том, чтобы как можно дешевле и эффективнее получать доходы для выполнения ограниченных задач, которые оно могло выполнять лучше, чем частный сектор. С началом ХХ века функция распределения приобрела все большее значение. Пособия по социальному обеспечению стали важными, и многие страны ввели дифференцированные системы налогообложения. В более поздний межвоенный период, и особенно в 1950-х и 60-х годах, стабилизация была центральной, хотя справедливость также была серьезной проблемой при разработке налоговых систем.Однако в 1970-х и 1980-х годах маятник качнулся обратно. И снова на первый план вышли вопросы распределения, и стабилизация и распределение стали менее значимыми в государственных финансах.

    Распределительная функция при составлении бюджета определяет, какие государственные доходы будут потрачены. Поскольку сегодня большая часть национального дохода направляется на государственные расходы, решения о распределении становятся более значимыми в политическом и экономическом плане. В любое время и во всех странах призывы к расходам на определенные услуги или виды деятельности или к более щедрым трансфертным платежам всегда будут превышать сумму, которую можно разумно получить за счет налогообложения или заимствования.Споры о том, как следует распределять эти ограниченные ресурсы, продолжались сотни лет, и, хотя появилось множество методов определения приоритетов, они так и не нашли удовлетворительного решения. На практике в большинстве демократических стран есть ряд различных фракций, которые расходятся во мнениях относительно надлежащего распределения ресурсов и даже надлежащего уровня участия государственного сектора в экономике; частая смена национальных правительств связана с постоянным поиском правильных ответов.

    Экономисты стремились предоставить объективные критерии для государственных расходов с помощью так называемой теории общественных благ. Общепризнанно, что некоторые товары, необходимые населению, не могут быть предоставлены через частный рынок. Маяки - классический тому пример. Стоимость маяка такова, что ни один судовладелец не захочет его финансировать; с другой стороны, если маяк предоставляется одному судовладельцу, он может быть предоставлен всем без дополнительных затрат. Действительно, он должен быть доступен для всех, поскольку не существует практических способов запретить судам пользоваться средствами, предоставляемыми маяком, даже если их владельцы отказались платить за это.Единственный практический метод предоставления таких услуг - коллективные действия.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

    Если товары должны поставляться таким образом, а не через частный рынок, необходимо немедленно решить двойную проблему: решить, сколько предоставлять и кто должен платить за это обеспечение. Даже если бы все люди хотели получить услугу в равной степени - как, возможно, в случае с маяками, - на их мнение о масштабах услуги повлияло бы распределение затрат.Когда разные домохозяйства могут иметь разные предпочтения, а некоторые могут вообще не хотеть услуги - как, например, в случае защиты с помощью ядерного оружия, - эти трудности усугубляются. Экономисты пытались разработать абстрактные схемы голосования, которые разрешили бы эти трудности, но, похоже, они не нашли практического применения.

    Более того, другие оспаривают весь этот подход к проблеме. Было бы абсурдно утверждать, что у потребителя есть вкус к национальной обороне и что задача правительства - удовлетворить его.Задача национальных лидеров - разработать оборонную политику и убедить общественность принять ее. Точно так же защитники природы должны попытаться пробудить общественность в важности парков и дикой природы. В контексте государственной политики эффективное распределение ресурсов заключается не только в распределении средств для достижения поставленных целей, но и в определении самих целей.

    Подлинные общественные блага создают серьезные проблемы для национального бюджета; очень сложно решить, в каком объеме должны поставляться определенные товары - искусство, национальные парки и даже оборона, и поэтому формальная процедура определения, скорее всего, не будет развиваться.То, что должно быть отдано каждому, по-прежнему будет предметом интенсивных политических дебатов, причем распределение будет меняться по мере смены правительства.

    Товары за заслуги

    Концепция блага заслуг помогает правительствам решить, какие общественные или другие блага следует поставлять. Блага - это товары, которые государственный сектор предоставляет бесплатно или дешево, потому что правительство желает стимулировать их потребление. Такие товары, как субсидируемое жилье или социальные услуги, которые в основном помогают бедным, или услуги здравоохранения, которые помогают бедным и пожилым, обычно считаются имеющими значительную ценность и, следовательно, сильно требуют государственных ресурсов.Другие примеры включают предоставление программ переподготовки или программ восстановления городов.

    .

    Правила провоза алкоголя, табака, наличных денег в ЕС, а также выезда и въезда в ЕС

    Последняя проверка: 09.03.2020

    Пострадал от Brexit?

    Ограничения на алкоголь и табак в ЕС

    Как частное лицо не имеет ограничений на то, что вы можете покупать и брать с собой во время путешествий между странами ЕС, если продукты, приобретенные , предназначены для вашего собственного использования, а не для перепродажи . Налоги (НДС и акциз) включены в цену продукта в стране, где вы его купили, поэтому дальнейшие платежи не взимаются ни в какой другой стране ЕС.

    Однако, чтобы определить, предназначены ли товары, которые вы купили, для вашего собственного использования, таможенные органы ЕС могут изучить несколько различных элементов, например, владеете ли вы коммерческим бизнесом или работаете в нем, как товары упакованы и транспортируются и т. Д. также обратите внимание на количество товаров, с которыми вы путешествуете.

    Имейте в виду, что каждая страна ЕС может принять решение о максимальном количестве табачных изделий и алкогольных напитков, которые вы можете ввозить в страну. Эти максимальные суммы должны быть не менее :

    .
    • 800 сигарет
    • 400 сигариллы (сигары весом не более 3 г каждая)
    • 200 сигар
    • 1 кг табака
    • Крепкий алкоголь 10 литров
    • 20 литров крепленого вина
    • 90 литров вина (включая максимум 60 литров игристых вин)
    • Пиво 110 литров

    Балансовое количество сверх установленных

    Если таможенные органы подозревают, что вы перевозите товары, которые не предназначены для вашего собственного использования или предназначены для перепродажи, вас могут попросить доказать, что они есть (предъявив доказательства покупки и т. Д.). Если вы не можете предоставить достаточные доказательства, вас могут попросить заплатить пошлины или ваши продукты могут быть конфискованы.

    Более строгие правила распространяются на путешественников младше 17 лет. Они могут отличаться от страны к стране, поэтому уточняйте их перед поездкой.

    Проведение наличных

    Если вы планируете въехать или выехать из ЕС с евро или более 10 000 евро наличными (или эквивалентом в другой валюте), вы должны заявить об этом таможенным органам. Невыполнение этого требования может привести к удержанию ваших денежных средств у таможенных органов, и вы можете получить штраф.Имейте в виду, что таможенные органы могут проводить индивидуальные проверки, а также проверки вашего багажа и / или транспортного средства.

    Если вы хотите совершить поездку между странами ЕС с евро, 10000 евро или более наличными (или эквивалентом в других валютах), вы должны уточнить в таможенных органах стран, которые вы выезжаете, въезжаете и проезжаете, вы должны заявить об этом.

    НДС и акцизы при въезде в ЕС

    Если вы въезжаете в ЕС из страны, не входящей в ЕС, вы можете привезти с собой товары без НДС и акцизов в пределах , указанных ниже, и , если они не предназначены для перепродажи .Те же правила применяются, если вы приехали с Канарских островов или других территорий, где не применяются правила ЕС по НДС и акцизам.

    Напитки алкогольные

    Можно ввести:

    • 4 литра тихого вина и
    • пиво 16 литров

    Вы можете также принести:

    • Всего на 1 литр крепких спиртных напитков более 22% об. или 1 литр неденатурированного спирта (этилового спирта) 80% об. (и более) или 2 литра крепленого или игристого вина

    Каждая из этих сумм представляет собой 100% от общей суммы последнего резерва, который вы можете разделить.Например, вы можете принести пол-литра крепких спиртных напитков и 1 литр крепленого вина - и то и другое составляет половину этой нормы.

    Табачные изделия

    Существует верхний или нижний предел в зависимости от страны ЕС, которую вы посещаете. Если страна ЕС применяет более низкие пределы, она может либо применить их только к наземным и морским путешественникам (Болгария, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Польша и Словакия) или ко всем путешественникам (Эстония и Румыния) .

    Верхний предел

    Нижний предел

    200 сигарет или
    100 сигарилл или
    50 сигар или
    250 г табака

    40 сигарет или
    20 сигарилл или
    10 сигар или
    50 г табака

    Вы можете комбинировать любые из этих табачных изделий, но не должны превышать общий лимит.Например, 50 сигарилл + 25 сигар = общая сумма.

    Если вам меньше 17 лет, вы не имеете права на получение беспошлинной скидки на табак или алкоголь.

    Прочие товары, включая парфюмерию

    Вы можете перевезти другие грузы на сумму до 300 евро на пассажира или 430 евро для путешественников по воздуху и по морю. Некоторые страны ЕС применяют нижний предел в 150 евро для путешественников младше 15 лет.

    Топливо

    Вы можете перевозить 10 литров (максимум) в переносном контейнере в дополнение к топливу, содержащемуся в топливном баке.Это правило распространяется на любой тип моторизованного транспорта.

    Акцизный сбор при выезде из ЕС

    Если вы путешествуете в пункт назначения за пределами ЕС (и в определенные районы ЕС, такие как Канарские острова), вы можете покупать товары без пошлин и налогов в так называемых «магазинах беспошлинной торговли» в аэропортах и ​​портах. Однако вы должны иметь в виду, что эти товары могут подлежать беспошлинным и беспошлинным перевозкам в стране назначения, не входящей в ЕС.

    Транзит в ЕС через Швейцарию или другую страну, не входящую в ЕС

    Если вы путешествуете из одной страны ЕС в другую страну ЕС через Швейцарию, применяются швейцарские таможенные правила.

    Если вы везете алкоголь или табак в количестве, превышающем разрешенный в Швейцарии порог, вы должны декларировать их при въезде в Швейцарию и при повторном въезде в ЕС. В Швейцарии вас могут попросить предоставить финансовую гарантию, которую вы получите обратно, когда покинете страну с товарами.

    .

    Economic Indicators - Узнайте больше о ВВП, PMI и CPI

    Институт корпоративных финансов