• Какое понятие было взято элькониным как критерий выделения психологических


    Возрастная периодизация Эльконина

    Возрастная периодизация – это систематизация этапов развития личности человека от момента рождения до момента смерти. Для каждой возрастной периодизации характерно описание унифицированных для всего человечества этапов развития, их универсальность, а также наличие общих признаков и критериев для объективной оценки.

    В истории психологии было описано множество подходов к рассмотрению проблемы возрастной периодизации, но наиболее известной в отечественной науке является классификация периодов развития человека Даниила Борисовича Эльконина. По мнению Эльконина, особенности периодизации развития психики человека являются важнейшей фундаментальной проблемой не только возрастной, но и всей психологической науки в целом. Разработка этого вопроса имеет исключительно важное теоретическое значение, т.к. будет способствовать выделению движущих сил развития на каждом из этапов и построению оптимальной педагогической системы и структуры гармоничного воспитания в целом.

    Даниил Борисович Эльконин

    В основе концепции Д.Б. Эльконина – особенности постепенной смены типов ведущей деятельности от одного этапа к другому, согласно этому положению он выделил содержательно различные стадии развития человека – эпохи, фазы и периоды. В свою очередь фазы могут быть:

    • Ориентированные на освоение мотивационной стороны той или иной деятельности
    • Направленные на овладение техническими и операциональными особенностями деятельности

    Для характеристики каждого из этапов ученый ввел 4 основных критерия:

    1. Социальная ситуация развития – это влияние внешних социальных условий, непосредственно окружающих человека, на формирование определенных психических феноменов и отношений.
    2. Ведущая деятельность – это тип активности, который на конкретном этапе развития имеет наибольшее влияние на психику.
    3. Кризис – это промежуточные непродолжительные этапы развития, которые характеризуются резкими изменениями в психической составляющей жизни человека. Результатом положительного прохождения кризиса является переход на качественно новую ступень развития.
    4. Новообразования – изменения качественного характера в структуре развитии психики, впервые обнаруживающиеся на данном возрастном этапе.

    На каждом из возрастных этапов должно произойти два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса:

    • Формирование аффективной (эмоциональной) составляющей и личностных особенностей.
    • Формирование технической стороны и интеллектуальной сферы.

    Возрастная периодизация этапов развития человека Д.Б. Эльконина 

    Раннее детство

    Период – Младенчество (от 2 до 12 месяцев)

    1. Актуальная социальная ситуация: на данном возрастном этапе ребенок уже отлучен от собственной матери в физическом смысле, но при этом имеет тесную и неразрывную психологическую связь, зависимость от нее. (“Мы”)
    2. Ведущая деятельность: аффективное общение и взаимодействие со значимыми близкими, установление контакта и формирование первичного доверия.
    3. Кризисы:
    • 0-2 месяца – изменение внешней ситуации развития, в связи с физиологическим отделением от матери.
    • 1 год – уход от “Мы” к большей самостоятельности
    1. Новообразования: перестройка и адаптация организма к другому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических феноменов.

    Период: Ранний детский возраст (от 1 до 3 лет)

    1. Актуальная социальная ситуация: обретение некой автономности и полной свободы передвижения, определенной самостоятельности, происходит постепенный уход от “Мы”.
    2. Ведущая деятельность: манипулирование орудиями и предметами, формирование речевых навыков ребенка.
    3. Кризис:
    • 3 года – в силу возрастающей самостоятельности и независимости ребенка резко возрастают и его требования, которые он может пока выражать только деспотичным образом и капризным поведением, негативизмом по отношению к различным действиям и решениям старших.
    1. Новообразования – формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение “Я”), стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей “взрослую”.

    Детство

    Период – Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

    1. Актуальная социальная ситуация: уход от общей со взрослым активности к самостоятельной.
    2. Ведущая деятельность: ввиду стремления к независимости и начала развития произвольных действий, у ребенка на первый план деятельности выходит сюжетно-ролевая игра.
    3. Кризисы: 6-7 лет – формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влиянии на поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести.
    4. Новообразования: происходит установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной, одобряемой обществом деятельности.

    Период – Младше-школьный возраст (от 7 до 11 лет)

    1. Актуальная социальная ситуация: особенности взаимодействия со значимыми взрослыми извне (педагогами, тренерами и т.д.).
    2. Ведущая деятельность: интеллектуальная и непосредственно учебная активность (обучение самому процессу и общим методам познания).
    3. Кризис: 12 лет – возникновение чувства взрослости и переструктурирование отношений со старшими в связи с этим.
    4. Новообразования: возникновение представлений относительно самого себя, как полностью взрослого человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться этого.

    Подростковый возраст

    Период – Младший подростковый (от 12 до 15 лет)

    1. 1) Актуальная социальная ситуация: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми.
    2. Ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми такого же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и взаимодействия в обществе.
    3. Кризис: 15 лет – начало формирования и проявления самосознания, эго-идентичности.
    4. Новообразования – способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности.

    Период – Старший подростковый (от 15 до 17 лет)

    1. Актуальная социальная ситуация: необходимость самоопределения и планирования собственного будущего.
    2. Ведущая деятельность: познавательная и учебная, начало профессионального становление и наработки необходимых навыков.
    3. Кризис: 17 лет – напряженное состояние в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового и вступлением во взрослую жизнь.
    4. Новообразования: определение собственных ценностей и планов на будущее, формирование личностного мировоззрения и навыков самообразования.

    Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина

    Инфоурок › Другое ›Презентации›Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина

    Скрыть

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина Выполнил: Зорихин И.Л.

    2 слайд Описание слайда:

    Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) - ученик выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

    3 слайд Описание слайда:

    Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.

    4 слайд Описание слайда:

    Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину Возраст Эпоха Период Ведущая деятельность Тип отношений 0–1 год Раннее детство Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение Человек – человек 1–3 года Раннее  детство Предметно-манипулятивная деятельность Человек – предмет 3–7 лет Детство Дошкольное Сюжетно-ролевая игра Человек – человек 7–11 лет Младшее школьное Учебная деятельность Человек – предмет 11–13 лет Подростничество Младшее Интимно-личностное общение Человек – человек 13–15 лет Старшее Учебно-профессиональная деятельность Человек – предмет

    5 слайд Описание слайда:

    Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.

    6 слайд Описание слайда:

    Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии: • Кризис первого года (переход к раннему возрасту). • Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту). • Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту). • Кризис подросткового возраста.

    7 слайд Описание слайда:

    Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

    8 слайд Описание слайда:

    Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития

    9 слайд Описание слайда:

    Основываясь на своих исследованиях вместе с В.В. Давыдовым разработал систему начального образования. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

    10 слайд Описание слайда:

    С критикой периодизации Эльконина выступил известный советский психолог А.В.Петровский, который, в свою очередь, развивал "деятельностный подход" в сфере социальной психологии применительно к формированию коллективов и других групп: «Детская психология не располагает никакими экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе, например, в дошкольном возрасте или в трех школьных возрастах. Все это всегда было результатом наших собственных умозрительных построений»

    11 слайд Описание слайда:

    Критика теории Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.

    12 слайд Описание слайда:

    Главный недостаток системы обучения Эльконина-Давыдова Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

    13 слайд Описание слайда:

    Рекомендуемая литература: 1. Нежнова Т.А. От составителя //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1989г. № 4 с 9-10 2. Эльконин Д.Б. "… Нет меры могущей измерить чувство дружбы моей " (фронтовые письма к А.Н.Леонтьеву) там же с. 10-20 3. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М . 19814. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971г 5. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психологии. 1987.№ 1. 15-26 6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.

    Курс профессиональной переподготовки

    Педагог-библиотекарь

    Курс повышения квалификации

    Курс профессиональной переподготовки

    Специалист в области охраны труда

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники

    Выберите тему: Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    Номер материала: ДБ-799454

    Похожие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Возрастная периодизация по Эльконину психического развития. Таблица, этапы в схемах, характеристика, принципы

    Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину — это совокупность установленных принципов и критериев развития ребёнка от момента его рождения до достижения возраста 17 лет. В советской и российской детской психологии научные труды Эльконина используются для прогнозирования личностного поведения детей, а также анализирования периодов развития ребёнка.

    Содержание записи:

    Определение и сущность

    Возрастная периодизация по доктору Эльконину изучает разные периоды психологического развития детей, охватывая 3 основные эпохи их жизни. В систему возрастных критериев Эльконина включены теории возрастной периодизации, которые принадлежат таким учёным как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович.

    В процессе создания собственных критериев возрастной периодизации доктор рассматривал период развития ребёнка в рамках его постоянного контакта с объектами окружающей среды.

    Согласно теории Эльконина, структура психологического возраста ребёнка, включает в себя неотъемлемый элемент ведущей деятельности. Во время основной занятости происходит зарождение интереса к другим направлениям в социальной и психологической сфере.

    В сознании ребёнка происходят необратимые изменения, которые возникают на определённой стадии взросления. Это психофизиологический процесс, включающий в себя построение личности человека, а также формирование морально-этических критериев.

    Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя раннее детство, детство и подростничество. Систематизация психологического развития ребёнка ограничена граничным возрастом. Учёный считал, что после достижения детьми 17 лет спрогнозировать его дальнейшее социальное и психологическое поведение невозможно.

    Перед ребёнком данного возраста открывается большое количество возможностей и жизненных путей, которые представляют собой огромное разнообразие вариантов взаимодействия с окружающим миром. Основным последователем доктора считается его ученица К.Н. Поливанова, которая является российским психологом и специалистом в области детского развития.

    Критерии и принципы

    Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя следующие критерии, которые являются базовыми в анализе психофизиологического развития детей младшей, средней и старшей возрастной группы:

    • на протяжении всех эпох своего взросления дети находятся в условиях беспрерывного взаимодействия с одушевлёнными и неодушевлёнными объектами окружающей среды;
    • взрослые люди, находящиеся в ближайшем окружении ребёнка, оказывают непосредственное влияние на формирование его личности и процесс построения сознания;
    • ведущая деятельность всех детей основывается на 2 основных сферах взаимодействия, которые включают в себя социальную связь «ребёнок — общественный предмет» или «ребёнок — общественный взрослый»;
    • во время познания окружающего мира дети не могут получить исчерпывающую информацию о физических свойствах предмета без непосредственного участия взрослых людей;
    • объекты окружающей среды выступают только в роли социально-бытовых ориентиров;
    • приобретение навыков и социализация ребёнка осуществляется только во время одновременного контакта с предметами ближайшего окружения и взрослыми людьми;
    • в период приобретения опыта социальных, бытовых и психоэмоциональных контактов у детей происходит всестороннее развитие интеллекта, а также приходит понимание того, что они являются частью общества;
    • взрослый человек выступает для ребёнка в качестве носителя конкретных видов бытовой или социальной деятельности, подчиняющийся общественным нормам;
    • все эпохи и этапы развития детей подчиняются операционно-технической и мотивационно-потребностной линии, которые запускают механизм формирования личности ребёнка.

    Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя вышеперечисленные критерии, которые применяются в процессе описания особенностей социального, бытового и психологического развития ребёнка, находящегося на определённом этапе своего развития.

    В таблице ниже подробно описаны основные принципы возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным:

    Название принципов

    Описание базовых принципов

    Исторический Руководство данным принципом позволяет провести эффективный анализ и аналогию детского развития в разные временные эпохи. При этом учитываются социальные, бытовые и психологические условия жизни ребёнка, проживавшего в конкретный исторический период.
    Биогенетический Этот принцип предусматривает изучение проблем и особенностей детского развития с учётом влияния ряда факторов, присутствующих на определённом отрезке взросления ребёнка. Биогенетический принцип включает в себя изучение условий, в которых он произрастал, объектов окружающей среды, межличностных отношений внутри семьи. Определение движущих сил, являющихся частью психологического развития детей, является обязательным условием составления правильной возрастной периодизации.
    Аналитический Данный принцип включает в себя глубокий анализ формирования базовых аспектов жизни, эмоциональной и волевой сферы ребёнка. Также тщательному изучению подлежит уровень интеллекта и поведенческие особенности, характерные для детей конкретного возрастного периода. Полученные результаты исследования систематизируются на основании общих критериев.
    Сравнение факторов В процессе взросления психика ребёнка подвергается влиянию различных факторов, присутствующих в общеобразовательных учреждениях, семье, на улице. Во время составления возрастной периодизации данные аспекты не могут быть оставлены без надлежащего внимания.
    Стабильность развития Период взросления ребёнка и формирование его личности предусматривает наличие определённого отрезка времени, в течение которого он познает мир, знакомится с объектами окружающей среды, взрослыми людьми, являющимися носителями поведенческих норм и жизненных задач. В этот период у детей не возникает социальных конфликтов и потребности в переходе на новый уровень развития.
    Критические периоды взросления По мере психологического взросления ребёнка его сознание переходит на более новый уровень взросления. Дети нуждаются в получении новой информации, изучении большого количества объектов окружающей среды, знакомстве и общении с другими людьми, которые не являются частью их привычного общества. Возникновение возрастных кризисов является предвестником начала нового периода жизни и развития личности ребёнка.

    Возрастная периодизация по Эльконину предусматривает физическое и психологическое взросление детей. Переходы на новый этап развития сопровождаются резким изменением внешних данных и личностных характеристик.

    Этапы и эпохи

    Согласно научной теории Эльконина, весь период детства можно условно разделить на 3 основные эпохи, переход между которыми обусловлен возникновением внутреннего кризиса. Ребёнок начинает ощущать противоречие между приобретёнными операционно-техническими навыками и мотивационной сферой, которая присутствует в настоящее время. Каждая эпоха взросления включает в себя 2 периода развития.

    Возрастная периодизация по Эльконину

    В зависимости от социально-бытовых и психологических условий, в которых взрослел ребёнок, можно выделить промежуточные фазы взросления. В состав возрастной периодизации по Эльконину не включают пренатальное развитие, так как в данном случае действуют совсем другие механизмы органического созревания. Ниже перечислены основные эпохи и периоды взросления детей всех возрастных групп.

    I Эпоха. Ранее детство

    Эта возрастная эпоха длится от момента рождения ребёнка и заканчивается после достижения возраста 3 лет. Её началом принято считать наступление кризиса новорожденности, когда происходит противоречие между абсолютной беспомощностью младенца и его полной зависимости от взрослых людей, находящихся в ближайшем окружении.

    При этом у новорожденного отсутствуют готовые формы и навыки к самостоятельному общению. Разрешение социального и психологического кризиса происходит на 2 мес. жизни младенца.

    Период младенчества

    Этот возрастной период начинается после достижения ребёнком 2 мес. и продолжается до 1 года. Социальный аспект развития характеризуется полной связанностью с матерью.

    Все виды социальной активности ребёнка проявляются в отношении взрослого человека, который осуществляет уход, проводит с ним наибольшее количество личного времени. В детской психологии данную взаимосвязь именуют термином «Пра-Мы».

    Ведущей деятельностью ребёнка является мотивационный аспект в постоянном желании общения с взрослыми людьми. На данном периоде взросления ребёнок приобретает эмоционально-заряженные представления, выделяет себя среди остальной массы людей, различает своё отражение в зеркале, приобретает навыки самостоятельной ходьбы.

    Выделяют позднее и раннее младенчество. В последнем случае происходит развитие ситуативно-личностного восприятия. В позднем младенчестве происходит формирование навыков ситуативно-делового общения с развитием моторных функций. Следующий этап возрастного кризиса наступает по достижению 1 года.

    Период раннего детства

    В возрастной периодизации данный период длится с 1 года до достижения ребёнком 3 лет. Социальное развитие характеризуется появлением относительной самостоятельности, автономностью в передвижении по дому, а также в других условиях окружающей среды.

    У ребёнка нарастает повышенный интерес к предметам, что в конечном итоге вызывает необходимость в изменении привычной формы общения. В глазах детей данного возраста взрослые люди воспринимаются в качестве основных помощников, а не в качестве посредников между ними и объектами окружающего мира.

    В период раннего детства основной ведущей деятельностью ребёнка является налаживание контактов с окружающими предметами, которые выполняют функцию социального орудия. У детей начинают активно развиваться речевые способности, а также стремление к выполнению задач, которыми заняты взрослые.

    У ребёнка появляется собственное «Я», и он чувствует себя полноценным субъектом общества. После похвалы или успешного выполнения поставленных задач у детей данного возраста уже появляется чувство гордости и успешности.

    Завершение периода раннего детства также связано с нарастающим кризисом социального развития. По мере взросления ребёнка происходит изменение формата общения со взрослыми, которые находятся в его окружении. Дети требуют большей автономии.

    Возрастной кризис перехода на новый этап развития сопровождается яркой симптоматикой в виде следующих психоэмоциональных реакций:

    • обесценивание роли взрослых;
    • стремление к насилию и деспотизму;
    • строптивость;
    • выраженное упрямство;
    • своеволие.

    Степень насыщенности вышеперечисленной симптоматики напрямую зависит от того, в каких условиях воспитывается ребёнок, а также от реакции взрослого окружения.

    II Эпоха. Детство

    Данная эпоха периодизации по Эльконину охватывает период взросления детей возрастом от 3 до 11 лет. В её состав интегрированы период дошкольного развития и годы учёбы в школе.

    Период дошкольного детства

    В периоде дошкольного детства находятся дети возрастом от 3 до 7 лет. Это очередная стадия взросления, когда у ребёнка происходит распад взаимосвязи совместной деятельности с людьми, находящимися в их ближайшем окружении.

    Поведение взрослых воспринимается в качестве образца для подражания. Ребёнок начинает повторять выполнение тех же самых задач, которыми ранее были заняты окружающие его люди. Основным видом деятельности детей данного возраста являются сюжетно-ролевые игры.

    В период дошкольного детства дети приобретают следующие навыки и способности, которые ранее им были недоступны:

    • преодоление чувства эгоцентризма;
    • понимание первых этических правил, а также осознание хороших и плохих поступков;
    • способность к наглядно-образному мышлению;
    • формирование мотивационной иерархии, когда ребёнок способен самостоятельно определять необходимость в реализации первичных и вторичных потребностей;
    • ощущение своего собственного внутреннего мира;
    • возникновение уверенной позиции будущего школьника, жажда обучения или отказ от посещения общеобразовательных заведений;
    • мотивация к активному познанию окружающего мира.

    Переход от периода дошкольного детства к следующему этапу взросления сопровождается очередным социальным кризисом, который наступает в возрасте 7 лет. Его появление связно с наличием внутренних переживаний, а также личным отношением детей к окружающему миру.

    Основные признаки кризиса выглядят следующим образом:

    • частое манерничество, когда ребёнок играет какую-либо роль, изображает из себя героя сказок, мультфильмов, животных;
    • появляются первые секреты и обдумывание своих поступков;
    • мотив обязательного соблюдения поведенческих норм становится важнее, чем желание получить конкретный предмет (игрушку, сладости, объекты окружающей среды).

    По достижению возраста 7 лет дети чётко разграничивают добро и зло, а также могут не радоваться предметам, которые получили нечестным путём.

    Период младшего школьного возраста

    Этот возрастной период характерен для детей, возраст которых от 7 до 11 лет. Социальное развитие ребёнка характеризуется резким изменением формата жизни. В окружении детей появляются социальные взрослые, в качестве которых выступают учителя общеобразовательных учреждений.

    Основной ведущей деятельностью ребёнка является учёба, направленная на овладение большим количеством знаний, в различных сферах жизни. Сознание детей поглощено операционно-технической сферой, наличие которой возможно только при условии регулярного посещения школы.

    В период младшего школьного возраста ребёнок приобретает следующие навыки:

    • произвольное течение психических процессов и развитие сознания;
    • способность к долгосрочному планированию;
    • теоретический тип мышления;
    • рефлексия;
    • формирование устойчивой воли и целеустремлённости в процессе реализации поставленных задач;
    • интеллектуализация функций психики.

    Вместе с наступлением очередного кризиса социального развития завершается целая эпоха детства. В среднем это происходит, когда детям исполняется 12 лет. В связи с началом фазы полового созревания у ребёнка появляется способность к рефлексии своих действий и чувств.

    III Эпоха. Подростничество

    Это финальная эпоха возрастной периодизации по Эльконину, которая касается детей возрастом от 12 до 17 лет, а также включает в себя 2 основных периода подростничества.

    Период младшего подросткового возраста

    Период развития детей младшего подросткового возраста начинается после того, как им исполнится 12 лет, а продолжается до достижения 15 лет. Эта стадия взросления ребёнка характеризуется расширением сферы его социальной активности.

    Радикальным изменениям подвергается формат общения с родителями, сверстниками, преподавателями общеобразовательных учреждений. Переход в средние классы сопровождается увеличением большего количества учителей и расширением сферы интересов.

    Отношения со сверстниками строятся не только на желании наладить дружеские социальные связи, но также содержат в себе элементы выраженной симпатии. Детям прививаются нравственные нормы, касающиеся регуляции межличностных отношений.

    В данный период взросления ведущей деятельностью детей является познание другого человека, интимно-личностное общение со своими сверстниками, усвоение правил социального поведения.

    Сознание ребёнка находится в условиях мотивационно-потребностной сферы. Приобретаются новые ощущения в виде чувства взрослости, открытие своего обновлённого «Я», которое строится на основе самосознания и личностной рефлексии. Очередной кризис социального развития наступает в возрасте 15 лет.

    Дети чувствуют себя взрослыми, что вызывает у них желание получить новое место в социуме. Появляется жажда равноправных взаимоотношений с родителями и другими окружающими людьми. В тот же момент взрослые оказываются к этому психологически не готовы.

    Период старшего подросткового возраста

    Это наиболее короткий период развития, в котором находятся дети возрастом от 15 до 17 лет. На данном этапе характер ребёнка подвергается качественным изменениям, вызванным активной учебной деятельностью и самообразованием.

    Находясь в условиях разнообразия спортивных секций, курсов, факультативов, общения с репетиторами и учителями, оказывается на проге выбора будущей профессии. Основной деятельностью детей данной возрастной группы является приобретение знаний и научных понятий, которые после окончания школы позволят самоопределиться по части дальнейшего жизненного пути.

    Эпоха подростничества также завершается кризисом личности, который наступает в 17 лет. Его появление связано со вступлением детей в реалии взрослой жизни, радикальным изменением круга общения и вида деятельности. Перед ребёнком оказывается выбор дальнейшего пути.

    Дети продолжают обучение, поступая в специализированные учреждения образования, устраиваются на работу, не требующую профессиональных навыков, либо не предпринимают никаких мер по дальнейшему развитию своей личности. В своих трудах Д.Б. Эльконин обращает внимание на то, что после достижения детьми 17 лет дальнейшую возрастную периодизацию составить практически невозможно.

    Значение и роль

    Возрастная периодизация, составленная Д.Б. Эльконином, применяется в области изучения детской психологии. Научные труды доктора используются в качестве методического пособия в процессе оценки уровня психологического, социально-бытового и личностного развития ребёнка конкретной возрастной группы.

    Возрастная периодизация по Д.Б Эльконину — это комплекс принципов и критериев развития ребёнка, которые охватывают все этапы его взросления. В возрастной периодизации советского учёного отображён период младенчества, детства и подростничества. На всех этапах взросления дети приобретают новые навыки, развивают свои способности, расширяют круг общения.

    Переход на новый этап развития сопровождается внутренним кризисом, который позволяет ребёнку осознать своё место в социуме, а также стать полноценным субъектом общества. Труды Д.Б. Эльконина используются детскими психологами в процессе ежедневной профессиональной деятельности.

    Видео о возрастной периодизации

    Возрастная психология. Концепция Эльконина:

    Этапы психического развития ребенка по Эльконину

    В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других - детства практически нет

    6 периодов развития ребенка

     

    Эту периодизацию разработал Даниил Борисович Эльконин. Эльконин разработал периодизацию детского развития еще когда был Советский Союз и подавляющее большинство детей в нее вписывались. Ключевое в периодизации - ведущая деятельность. Критерий отличия ведущий деятельности от не ведущей - не количественный. Ведущая деятельность ведет за собой развитие и является самой важной для развития. На каждом этапе - своя ведущая деятельность.

    ВД обеспечивает прежде всего формирование новых образований в психике ребенка. Изменение в личностных моментах развития ребенка. И наконец, ВД на каждом этапе, внутри себя формирует новые формы деятельности, которые возможно потом, на следующем этапе станут ведущими. ВД - очень продуктивная реальность.

    Всего Эльконин выделяет 6 периодов и 6 ВД. Но Эльконин настаивал на том, что это не для всех народов и не для всех времен.

    В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других - детства практически нет (вспомним, стихотворение Некрасова «Однажды, в студеную, зимнюю пору...»). 

    © Magdalena Berny

    Если мы возьмем европейски ориентированную культуру, не все дети от 0 до 18-ти лет не вписываются уже в ту периодизацию, о которой мы сейчас будем говорить.

    Мы будем говорить о нас и наших детях. Об отдельных детях, которые пока еще вписываются в нашу периодизацию.

    Младенчество (от 0 до 1 года)

    Ведущая деятельность здесь это непосредственное эмоциональное общение со взрослым (по Эльконину). В рамках культурно-деятельностной психологии были и другие мнения (например, игра), но Эльконин доказал, что это именно общение, но не просто общение, а эмоциональное общение. И не просто со взрослыми, а с близкими взрослыми. Эльконин имеет в виду непосредственное эмоциональное общение помимо ухода.

    Понятно, что значения слов ребенок не понимает. Но интонации. Разнообразная речевая масса. Эльконин не просто так говорит, что такой именно тип общение в наибольшей степени развивает. Сама жизнь поставила эксперименты над детьми.

    Эффект госпитализма: если дети помещены в детский дом и за ними хорошо ухаживают, но нет этого непосредственного общения. Эти дети отставали не только в своем психическом, но и в своем физическом развитии. 

    Эрик Эриксон (у него своя периодизация, но у него была периодизация пригодная для всех времен и народов) говорил о том, что именно формируется у младенца, когда взрослые окружают его таким общением: у ребенка возникает базовое доверие к миру, ощущение защищенности, того, что все закономерно в этом мире и чуть что - добрый взрослый придет на помощь.

    Дальше между этапами происходит то, что у возрастных психологов называется словом «кризис». Не стоит рассматривать это как негативный момент. Например, кризис после первого периода - вполне себе легкий.

    Раннее детство (от года до 3-х лет)

    Ребенку становятся интересны манипуляции с предметами. Следующей ВД становится предметно-манипулятивная деятельность. И взрослый у ребенка оказывается уже на заднем плане. 

    Действительно, мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность ребенка. 

    Второй кризис (свойственный именно для нашей культуры): ребенок вырастает, научился пользоваться ложкой и тп. И вот, возникает кризис трех лет. Ребенок говорил о себе до этого в третьем лице («Маша пойдет гулять», «Петя бежит»). И вот, в один прекрасный день, ребенок, называя себя в первом лице, говорит то, что мама не ожидала услышать: «А я - не хочу гулять!». Этот кризис называется по-разному: кризис упрямства, негативизма. Здесь только-только начинается присвоение ребенком социальных норм. Он обнаруживает, что есть какие-то правила. И поэтому, присвоение социальных норм начинается, как ни парадоксально, с их отрицания.


    © Magdalena Berny
     

    Дошкольный возраст (от 3-х лет до школы)

    Этот кризис рано или поздно кончается, потому что ребенка помещают на хранение в детский сад. Наступает золотое время и для ребенка и для взрослых. ВД в этой деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Эта игра имеет некий сюжет, предполагающий участие нескольких людей. И игры очень хорошо отражают те ценности, которые господствуют в данное время, в данной культуре.

    Раньше играли в партизанов. Потом - в бригаду и мафиозные структуры. Игры очень хорошо отражают некие ценности, которые в семье происходят. И поэтому даже есть такой прием, когда возрастной психолог предлагает играть Маше в маму, а маме - в Машу. 

    У игры есть три важные функции:

    Первая - игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.

    Вторая функция - он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.

    Третья функция - именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать, иначе игры не будет.

    В книге «Психология игры» - приведен пример реальной игры в прятки. Папа Эльконин организовал эту игру в прятки с двумя своими маленькими дочерьми - Наташей и Галей. Одной шесть лет и она прекрасно понимает, что такое играть по правилам, а другой - три годика. И Эльконин честно ходит по этой комнате и восклицает: «А где же мои девочки?» И слышат, что в шкафу разыгрывается драма. Трехлетняя девочка все время норовит выскочить из шкафа, а шестилетняя - зажимает трехлетней рот. Но все равно трехлетняя выскакивает из шкафа. А шестилетняя обижается на нее. В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.

    Включите некое действие, которое ребенок не хочет выполнять в значимую для него деятельность, в игру. И все сразу изменится. (фильм «Джентельмены удачи» - «Возьмите в руки космические ложки и подкрепитесь основательно - ракета до обеда на землю не вернется...!»

    Проводили исследование: одно и то же действие в одном случае проходит без сюжетно-ролевой игры, а в другом в контексте сюжетно-ролевой игры. Смысл действия - запомнить десять слов. В одном случае - просто запомнить. В другом - игра про сходить в магазин и принести десять предметов. В первом случае не обеспечена мотивация, а во втором - в игре - есть мотивация и есть смысл запомнить.

    Еще одно исследование на проверку остроты зрения. Стоит ребенок в кабинете окулиста, мама где-то за дверью. Какой плакат показывают детям? Плакат с животными. Или кольца Ландольта (каждое кольцо имеет разрыв слева/справа, сверху/снизу). Вторая серия исследований - устраивается сюжетно-ролевая игра. Петя - директор автобазы. А доктор - диспетчер автобазы. И кольца это не кольца, а гаражи с воротами.

    Ранний школьный возраст

    Вообще-то, нормальный ребенок хочет идти в школу. Он не видит обязанностей, которые он будет выполнять, он видит кучу прав - портфель, идти куда-то наравне с мамой и папой. Ребенок, не осознавая своего подлинного мотива, выдает то, что говорили взрослые по поводу школы («в школе учатся» и тп). На самом деле, почему ребенок хочет идти в школу? Расширяются права и повышается социальный статус.

    Скоро десять лет Сереже,
    Диме
    Нет еще шести,—
    Дима
    Все никак не может
    До Сережи дорасти.

    Бедный Дима,
    Он моложе!
    Он завидует
    Сереже!

    Брату все разрешено —
    Он в четвертом классе!
    Может он ходить в кино,
    Брать билеты в кассе.

    У него в портфеле ножик,
    На груди горят значки,
    А теперь еще Сереже
    Доктор выписал очки.

    Кризис, возникающий у предыдущего возраста (дошкольного) связан с тем, что ребенок не готов к школе. По Эльконину, готовность к школе формируется в период сюжетно-ролевой игры и это умение подчинять социальным нормам. Вначале, в три года, ребенок обнаруживает эти социальные нормы и им не подчиняется, присвоение начинается с отрицания. А к школе готовность определяется тем, насколько ребенок может произвольно управлять своей деятельностью.

    Средний школьный возраст

    Когда начинается подростковый возраст? В отдельных культурах подростковых кризисов не существует и в помине. По идее, кризисом называется перелом от младшего школьного возраста к среднему. Здесь тоже возникают очень важные условия для второго рождения личности. Мучительный процесс и не только для взрослых, но и для самого ребенка. Почему это происходит и появляется какая-то новизна. Дело в том, что это ведущая деятельность - интимно-личное общение со сверстником. Петя Иванов открывает для себя Васю Сидорова как очень интересного человека. И сложность этого периода в том, что именно в этом возрасте начинаются мощные биохимические процессы, в связи с половым созреванием. Это тоже накладывает. Но кризис он не имеет источником эти биохимические и психологические проблемы. Почему считается, что это не источник кризиса, а дополнительная трудность?

    Маргарет Мид обратила внимание, что в каком-то племени индейцев абсолютно нет тех проблем, которые у нас возникают в связи с общением с подростками. Никаких проблем отцов и детей. Потому что в 12 и 13 лет девочка и мальчик уже муж и жена и уже ведут отдельную производственную деятельность и у них нет проблем отцов и детей, так как они не живут вместе.

    Что произошло? В процессе учебной деятельности Петя воспринимал Васю как некую помеху и в процессе учебной деятельности, интимно-личностное общение возникает. Иногда возникают кризисы мировоззрения, потому что какое-то мировоззрение уже сформировалось.

    У ребенка, в процессе воспитания выстраивается определенная ценностная структура и иерархия мотивов. Но дело в том, что ребенок оказывается в ситуации, когда ему кажется, что так как он смотрит на мир, смотрят на мир все. И это явление называется словом эгоцентризм. Это не эгоизм. Эгоцентризм открыл Жан Пиаже. Жан Пиаже, ровесник Выготского, крупнейший специалист в области психологии развития интеллекта. Он ввел в психологию понятие эгоцентризм и обнаружил, что вообще-то говоря, ребенок исходно занимает эту эгоцентрическую позицию и смотрит на мир со своей точки зрения. В этом смысле ребенок, рождаясь, еще субъективный идеалист и мир для него существует постольку, поскольку он его видит.

    Например, девочка пяти лет говорит маме: «Сейчас сделаю темно!» и закрывает глаза. И она на полном серьезе считает, что погрузила мир в темноту. 

    Пиаже наблюдал собственных детей и обнаружил, что эгоцентризм это сложное образование. Существовать значит быть воспринимаемым и раз ребенок не видит предмет, значит его нет. Чуть позднее ребенка так не обманешь. Гальперин предложил назвать факты, которые наблюдал Пиаже - феноменами Пиаже.

    У Пети может быть мотив: «Жить нужно честно». У Васи - другая ценность: «Не обманешь, не проживешь». Петя уверен, что все живут так, как он. Вася - также. И поэтому Петя очень удивляется, когда видит, что Вася живет не так, как он. Вася - соответственно.

    Оба в последней эгоцентрической позиции и каждый думает, что все человечество так живет.

    Контрольная работа. Петя делает все сам, много всего поправил. Вася - списал чистовой вариант. Петя, который писал сам, получает три «за грязь». Вася - пять. А у Пети возникает экзистенциальный вопрос, как дальше жить? Оказывается, что что-то не так. Вася и папа Васи и мама Васи живут на основании других вещей. Основное содержание кризиса - ребенок ищет собственный путь в этом осложнившемся мире. И это осложнение возникает в результате интимно-личностного общения со сверстниками.

    Обычно ребенок, зная, что есть разные варианты, выбирает хотя и сам, но часто ту систему ценностей, которой придерживаются родители. Но родители не должны насиловать его. Он выбирает сам.

    Старшие классы

    Когда Эльконин делал свою периодизацию, только-только ввели систему среднего образования.

    Кризис последнего перехода из детства. Перелом замечается родителями иногда позитивно, а иногда негативно.

    Например, Маша. Не курила, не пила и не водила мальчиков. Маша - круглая отличница. И тут вдруг Маша съехала на тройки и четверки. Маша выбрала для себя дальше путь: у нее слишком мало сил, чтобы все одинаково хорошо делать. Она выбирает гуманитарный ВУЗ и зачем ей математика и физика? Маша находится в последней ведущей деятельности, под названием учебно-профессиональная деятельность. А бывает обратная картина. Петя все время ничего не делал. А тут, в последние классы взялся за ум и начал заниматься тем, чем раньше никогда не занимался. К концу подросткового периода ребенок выбирает профессию. И какую огромную роль играют в этом взрослые. Вообще-то говоря (и это идет от школы Выготского и Эльконина-Давыдова) огромную роль в учебно-профессиональной деятельности играет взрослый. Не обязательно близкий, может быть и авторитетный взрослый со стороны или литературный герой. опубликовано econet.ru

    Автор: Елена Соколова

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

    Периодизация психологического развития - Умная Сова

    1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д. – какого автора данная периодизация

    Выберите один ответ:

    1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика. – критерии какой периодизации перечислены (автор)?

    Выберите один ответ:

    1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис; – какого автора данная периодизация

    Выберите один ответ:

    Всякое изменение происходит во времени и всегда зависит от того, является ли оно количественным или качественным, быстрым или медленным, микро- или макропроцессом. Это верно?

    Выберите один ответ:

    Периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития — выберите авторов

    Выберите один или несколько ответов:

    Периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития – выберите авторов

    Выберите один ответ:

    Периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития – выберите авторов

    Выберите один ответ:

    Укажите критерии ведущей деятельности возраста

    Выберите один или несколько ответов:

    a. деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности 

    b. целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают

    c. деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление) 

    d. деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития 

    Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Это верно?

    Выберите один ответ:

    Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина — Студопедия

    III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

    1) В.И. Слободчиков
    1 ступень - оживление (0-12мес)
    2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет)
    3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет)
    4 ступень - индивидуализация (17-42года)

    2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
    Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
    Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
    Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

    Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
    Младен- чество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
    Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
    Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми
    Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
    Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми
    Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профес- сиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профес- сиональных знаний, умений
    Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профес- сиональная учеба.   Освоение профес- сионально- трудовых умений
    Зрелость после 25 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75- .. - старость      

    Биогенетический и социогенетический подходы к пониманию психического развития.


    ПОНОМАРЕВА: Это тема «Движущие силы психического развития». Вы рассказываете о конкретно этих теориях: биоэнергетическая теория, как они видели процесс развития, на чем выстраивали процесс развития, какой вклад они в итоге внесли в процесс развития. Также описываете социогенетический подход и разницу, в чем были отличия, дискуссии. Важно, чтобы, когда описываете теорию, то чтобы ориентировались в представителях, кто за это отвечал, что они про это говорили? Если это биоэнергетический, то кто говорил о значимости роли наследственности в развитии, какие теории на этот счет существуют. Не забыть обязательно упоминать представителей, кто про что говорил.


    Рассказываете про оба этих подхода и о роли наследственности и среды в развитии человека. Вспомните теории, возникавшие в рамках этих подходов, в общем это проблема движущих сил в развитии ч-ка. Посвящали много времени для выяснения: что первично, среда или наследство? И в связи с этим возникают эти два подхода. Обязательно указать теории, входящие в тот и другой: биогенетический – тот же Стенли Холл, это теории, ушедшие в прошлое – можно вспомнить Изела, Эрнона и их эксперименты. Т.е. в каждом подходе рассказываете те теории, составляющие этот подход. Это то, что касается отдельно биогенетического подхода…

    Вопрос: просто перечислить сторонников и теории?

    Ответ: можете сказать о полярности этих подходов, описать их суть, о том, что БГ опирался на природу, а СГ – рассматривал развитие как среду. Привести примеры, например, темперамент – врожденное свойство нервной системы, а интеллект во многом развивается под воздействием среды. Привести сторонников и теории, например, теории рекапитуляции и в конце сказать, что Выготский хорошо объединил эти два подхода, когда говорил о детерминантах псих развития и этим завершить ответ.

           Вопрос: Биогенетический и социогенетический подходы к пониманию психического развития.

    Ответ: Психическое развитие человека зависит от двух главных факторов – биологического и социального. Биогенетический подход к процессу психического развития акцентирует внимание на биологических, природных факторах. А социогенетический напротив акцентирует внимание на социальных факторах от которых зависит психическое развитие человека. Под психическим развитием понимается развитие психических процессов и их совершенствование и развитие и совершенствование поведения человека в обществе.

    ---

    Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных и качественных структурных преобразованиях в форме онтогенеза и филогенеза. Отмечается поступательный характер развития, необратимость развития, развитие – единство борющихся противоположностей.

    Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально — психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов, запрограммированных. (биогенетические теории С. Холла, психоаналитический подход З. Фрейда)

    Теория рекапитуляции С. Холла.Главным законом психологии развития С. Холлсчитал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовства. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости началу цивилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12 — 13 лет) до наступления взрослости (22 — 25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.

    Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э Йенш, разрабатывая главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения и т. п.), предположили, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь. Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легко возбудимый, непосредственный, крайне неустойчивый по настроению), а на другом — шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу — шизоидным.

    Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Однако попытки понять закономерности развития психики исходя только из биологических законов, естественно не увенчались успехом. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие. В большинстве случаев типичный для биогенетического подхода акцент на органическом характере процесса развития сочетается с какими-то другими положениями.

    Социогенетический подход.

    Истоки социогенетического направления - в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой как восковая доска душой. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

    2) социогенетический - акцент на изучении процессов социализации человека, усвоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций (теории научения Дж. Уотсона, Б. Скиннера А. Бандуры), согласно которым приобретение человеком различных форм поведения происходит путем научения;

     

    В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теориистараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой — окружающей ее среды. Однако, свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна. Ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты, такие, как социальное происхождение, род занятий, общие условия развития.

    Акцентируя в противовес биологизаторам другой фактор - социальный, авторы социогенетических концепций полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие - это лишь продукт внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними раздражителями, можно изготовить человека любого склада. Представителем этой концепции является американский психолог Дж. Уотсон.

     

    На передний план в исследованиях научения, после вхождения в американскую психологию идеи проведения строгого научного эксперимента, по примеру опытов И. П. Павлова, выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов.

    Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера, получившие название бихевиоризм.

    В классическом бихевиоризме проблема «развития ребенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

    Таким образом, в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

    Глава 4: Заблуждения как препятствия на пути к пониманию науки | Новый взгляд на преподавание естественных наук: Справочник

    , они часто предпочитаются учащимся, потому что кажутся более разумными и, возможно, более полезными для целей учащегося (Mayer, 1987). Эти убеждения могут сохраняться в сознании ученика как подозрения и препятствовать дальнейшему обучению (McDermott, 1991).

    Прежде чем принять концепции, которые научное сообщество считает правильными, учащиеся должны противостоять своим собственным убеждениям, а также связанным с ними парадоксам и ограничениям, а затем попытаться восстановить знания, необходимые для понимания представленной научной модели.Этот процесс требует, чтобы учитель:

    • Выявление неправильных представлений учащихся.

    • Предоставьте студентам форум, на котором они смогут разобраться со своими заблуждениями.

    • Помогите студентам восстановить и усвоить свои знания на основе научных моделей.

    Эти шаги рассматриваются далее в этой главе.

    Пример фактического заблуждения

    Учитель географии в начальной школе однажды сообщил всему моему классу, что Гольфстрим - это всего лишь река Миссисипи, плывущая по соленой поверхности Атлантического океана до Норвегии.Я должным образом усвоил это и никогда больше не думал об этом. Она оставалась неизученной и неоспоримой в моей голове в течение нескольких десятилетий, пока эта тема не возникла в дискуссии с коллегами, и она поднялась, как какая-то странная глубоководная рыба; Мне стоило только упомянуть об этом, чтобы меня резко крикнули (и я сам, подумав полсекунды). Я был впечатлен ясностью и подробностями, с которыми этот хрупкий «неточность» десятилетиями хранился в моей голове; Бьюсь об заклад, есть и другие, и я уверен, что они есть у всех нас.Их могут быть целые семьи, скрывающиеся, как латимерия, в коллективных глубинах. Я знаю, что есть двадцать или тридцать из нас, которые либо откопали и взорвали ересь Гольфстрима, либо до сих пор так и несут ее (Blackburn, 1995).

    Выявление неправильных представлений

    Прежде чем можно будет исправить неправильные представления, их необходимо выявить. Многие исследователи и учителя составили списки часто встречающихся заблуждений (см. Врезку в конце главы).Ряд профессиональных обществ разработали концептуальные тесты, которые позволяют выявить неправильные представления студентов; мы настоятельно рекомендуем вам проконсультироваться с организациями, указанными в Приложении B для получения дополнительной информации. Кроме того, обсуждения в небольших группах и рабочее время являются эффективными форумами для выявления неправильных представлений студентов. Благодаря практике и усилиям учитель может научиться исследовать концептуальные рамки ученика (часто просто слушая), не прибегая к авторитету и не ставя ученика в неловкое положение. Мазур нашел способ помочь студентам проверить свои концептуальные рамки даже в рамках большого формата лекции (см. Врезку в главе 3).Хэйк (1992) использовал вводные лабораторные упражнения, чтобы помочь студентам проверить свои концептуальные основы понимания движения. Задания для сочинения, в которых студентов просят объяснить свои рассуждения, полезны для выявления неправильных представлений студентов. Эти эссе и обсуждения не нужно использовать для выставления оценок, их можно использовать как часть учебного процесса, чтобы узнать, что и как думают ваши ученики.

    Заблуждения могут возникать в понимании учащимися научных методов, а также в их организации научных знаний.Например, ученики научного класса часто выражают разочарование из-за того, что эксперимент не удался. Они не до конца понимают, что эксперименты - это средство проверки идей и гипотез, а не достижения ожидаемого результата. Для ученого эксперимент дает результат, который нужно интерпретировать. В этом смысле каждый эксперимент «работает», но может работать не так, как ожидалось.

    Помощь студентам в преодолении их заблуждений

    Полезно проанализировать и подумать о возможных заблуждениях, прежде чем преподавать в классе или лаборатории, в которых используется новый

    .

    3 Выводы, рекомендации и критерии профессионализации кибербезопасности | Профессионализация национальных кадров в области кибербезопасности?: Критерии принятия решений

    Таким образом, управление киберпространством

    включает человеческие, поведенческие, психологические и экономические факторы и управленческий опыт, а также технические навыки и знания.

    • Кибербезопасность - это функция организационных политик и процессов, а также технологий. В результате необходимы люди, которые понимают организационный контекст - требования миссии, бизнес-процессы и организационную культуру.

    • Работа в области кибербезопасности часто подразумевает командную работу и сотрудничество вне границ организации. Мягкие навыки, которые включают в себя умение работать в команде и возможность устного и письменного общения, необходимы при выполнении многих ролей.

    В результате деятельность по образованию, обучению и развитию персонала, которая слишком сосредоточена на узких технических знаниях и навыках, может препятствовать участию людей с столь необходимыми нетехническими знаниями и навыками, может чрезмерно концентрировать внимание и ресурсы на создании технических возможностей и потенциала, и может оттолкнуть технически опытных людей от развития нетехнических навыков.В результате не хватит рабочей силы, необходимой нации.

    ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

    Заключение 5. Профессионализация преследует несколько целей и может происходить с помощью нескольких механизмов.

    «Профессионализация» описывает социальный процесс, посредством которого профессия становится профессией. Его цели включают установление стандартов качества, повышение общественного доверия и уверенности, а также установление и стандартизацию должностных ролей и направлений работы.Движение к профессионализации профессии преследует несколько целей и может происходить с помощью нескольких механизмов. Представители зарождающейся профессии могут стремиться к установлению монополии или иным образом регулировать предложение рабочей силы для продвижения своих интересов. Дополнительная и часто негласная, но важная цель - установить общий набор ценностей, этоса, стандартов поведения, культуры и мировоззрения для профессии. Другая часто не указываемая цель - способствовать соблюдению договорных или иных требований.

    Профессиональный статус для человека обычно связан со следующими механизмами: (1) прохождение теста на знания и / или производительность, (2) завершение курса обучения на интеллектуальной основе профессии, (3) длительный период обучения. опыт наставничества / ученичество, (4) непрерывное образование, (5) лицензирование официальным органом и (6) этические стандарты поведения с обеспечением соблюдения. Поле, в котором все эти

    .

    Какие психологические факторы влияют на поведение потребителей?

    Определение: Психологические факторы - это факторы, которые говорят о психологии человека, которые побуждают его действия искать удовлетворения. Некоторые из важных психологических факторов:

    • Мотивация: Уровень мотивации влияет на покупательское поведение потребителей. Это очень хорошо объясняет Маслоу в своей теории иерархии потребностей, включающей основные потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.Обычно основные потребности и потребности безопасности являются более насущными, чем другие, и, следовательно, эти потребности становятся мотивом, который направляет поведение потребителей на поиск удовлетворения.
    • Восприятие: Восприятие потребителем определенного продукта и бренда также влияет на его решение о покупке. Восприятие - это процесс, посредством которого человек выбирает, систематизирует и интерпретирует информацию, чтобы сделать значимый вывод. Например, Apple iPhone воспринимается как бренд премиум-класса, и потребители мотивированы покупать его, чтобы ассоциироваться с элитным классом общества.

      Маркетологи делают упор на управление процессами восприятия, а именно. Избирательное внимание, избирательное искажение и избирательное удержание . При избирательном внимании маркетолог пытается привлечь внимание клиента к своим предложениям. Разные люди по-разному воспринимают один и тот же продукт в зависимости от их индивидуальных убеждений и взглядов, что приводит к избирательным искажениям. Таким образом, маркетолог должен попытаться понять отношения и убеждения людей и разработать маркетинговые кампании для удержания потребителей.

    • Обучение: Обучение человека зависит от навыков, знаний и намерений. Навыки развиваются на практике, а знания и намерения приобретаются с опытом. Может быть условное обучение или когнитивное обучение.

      При условном обучении потребитель получает обучение, будучи обусловленным определенными стимулами, т.е. когда он снова и снова сталкивается с подобной ситуацией, у него развивается определенная реакция на нее.В процессе познавательного обучения человек применяет все свои знания, навыки, отношения, ценности и убеждения, чтобы найти решение проблемы и получить от этого удовлетворение.

    • Отношения и убеждения: Люди имеют определенные убеждения и отношения к продуктам, на которых основываются их решения о покупке. Эти отношения и убеждения представляют собой тенденцию реагировать на определенный продукт определенным образом, и они составляют имидж бренда, который влияет на покупательское поведение потребителей.Таким образом, маркетологи пытаются понять отношения и убеждения людей и изменить их с помощью нескольких маркетинговых кампаний.

    Таким образом, это некоторые из психологических факторов, которые маркетолог должен принять во внимание, прежде чем принимать стратегическое маркетинговое решение.

    .

    Экзамен по английскому языку для юристов

    Экзамен.
    Какие сферы жизни человека охватывал кодекс Хаммурапи?
    Кодекс Хаммурапи охватывал преступления, развод и брак, права рабовладельцев и рабов, урегулирование долгов, наследование и имущественные договоры; там даже правила о налогах и ценах на товары.
    1. Что включает в себя древнегреческое понятие закона?
    Древние греки были одними из первых, кто разработал концепцию закона, которая отделяла повседневный закон от религиозных верований. Греки считали, что законы были созданы людьми для людей.
    2. Какой вклад Солон внес в древний закон?
    Он ввел новый, более человечный кодекс законов. Согласно закону Солона, граждане Афин имели право участвовать в собрании, и были созданы суды, в которых они могли обжаловать решение правительства.
    3. Какие положения содержала Великая хартия вольностей?
    Великая хартия вольностей предусматривала защиту от несправедливого наказания и имущества, за исключением случаев, предусмотренных законом. In оговаривается, что ни один гражданин не может быть наказан или заключен в тюрьму без справедливого судебного разбирательства.
    4. Кто пользовался правами, предоставленными Великой хартией вольностей?
    Великая хартия вольностей изначально предназначалась для защиты аристократии, а не простых граждан.
    5. Какие гражданские права были защищены Биллем о правах?
    Такие традиционные гражданские права англичан, как право присяжных на запрет жестокого наказания и право обжаловать решение правительства, были защищены Биллем о правах.
    6. Какие преимущества кодекса Наполеона для простых людей?
    Ода была триумфальной попыткой создать правовую систему, которая относилась бы ко всем гражданам как к равным, независимо от их ранга или привилегий. Он был написан так ясно, что его могли прочитать и понять обычные люди.
    7. Какие страны мира все еще используют элементы кода Наполеона?
    Законы большей части континентальной Европы, Квебека в Канаде и большей части Латинской Америки - наряду с гражданскими законами Луизианы - обязаны своей современной формой в значительной степени кодексу Наполеона.
    8. Какие шаги может предпринять общество, чтобы справиться с преступностью?
    Социологические исследования, которые используются в криминологии для изучения групп, субкультур и банд, а также уровней и видов преступлений в географических регионах, могут помочь юристам, судьям и тюремным чиновникам лучше понять преступников, что может привести к более эффективному лечение.
    9. Какие методы и приемы применяются в криминологии?
    В криминологии применяются сбор и интерпретация статистических данных, тематическое исследование, типологический метод и социологические исследования.
    10. Как развивались криминологические теории в ХХ веке?
    В начале 20 века теория Ломброзо была опровергнута, и криминологи возложили вину за большинство преступлений на весь спектр условий окружающей среды, связанных с бедностью. Современные специалисты склоняются к так называемым теориям множественной причинности.
    11. Какая связь между психическим и эмоциональным состоянием человека и его или ее склонностью к преступлению?
    Исследования исследователей 20 века показали, что эмоционально нестабильные и умственно отсталые люди более склонны к криминологии.
    12. Каковы последние взгляды на причины преступности?
    Современные эксперты считают, что преступность возникает из-за множества конфликтующих и совпадающих влияний - биологических, психологических, культурных, экономических и политических.
    13. Какие наказания были наиболее распространены на Востоке?
    Наиболее распространены на Востоке побивание камнями и позорный столб.
    14. Почему смертная казнь применялась так часто в древних обществах?

    Смертная казнь считалась возмездием и довольно эффективным средством сдерживания в древних обществах, поскольку большинство цивилизаций приписывали свои законы своим благам.
    15. Как изменилось отношение к смертной казни в Великобритании после отмены смертной казни в 1965 году?

    .

    Смотрите также

© 2020 nya-shka.ru Дорогие читатели уважайте наш труд, не воруйте контент. Ведь мы стараемся для вас!