• Критерии выделения различных уровней организации живой материи


    Критерии и уровни организации живого — Студопедия

    Живые системы обладают рядом отличительных признаков и свойств – критериями живого:

    1. Единство химического состава – соотношение химических элементов в живом и неживом неодинаково, в живых организмах 98% приходится на биогенные элементы (углерод, водород, азот, кислород, фосфор, серу), из которых состоят углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты..

    2. Обмен веществ и энергии. Живые организмы – открытые системы, их жизнедеятельность осуществляется в результате процессов синтеза веществ (ассимиляции, анаболизма) и их распада (диссимиляции, катаболизма).

    3. Самовоспроизведение. В основе самовоспроизведения лежат реакции матричного синтеза, т.е. образование новых молекул и структур на основе информации, заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК. Следовательно, самовоспроизведение – одно из основных свойств живого, тесно связанное с явлением наследственности.

    4. Наследственность – способность организмов передавать из поколения в поколение признаки, свойства, особенности развития.

    5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые свойства, видоизменяться и существовать в различных формах.

    6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы. В результате развития возникает новое качественно состояние объекта, вследствие которого изменяется его состав и структура.


    7. Раздражимость – способность организма отвечать на внешнее воздействие специфическими ответными реакциями.

    8. Способность к движению. Способность активно передвигаться характерна в основном для животных, но и растения, и грибы осваивают новое пространство за счет процессов роста и распространения семян, спор или вегетативных органов.

    9. Саморегуляция тесно связано с понятием «гомеостаз». Гомеостаз – поддержание относительного постоянства внутренней среды организма.

    10. Дискретность. Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

    В связи с этим можно выделить следующие уровни организации живой материи:

    1. Молекулярный – представлен молекулами биополимеров: белков и нуклеиновых кислот; на этом уровне происходит копирование и передача наследственной информации.


    2. Субклеточный – представлен структурами клетки – органеллами, цитоплазмой, мембраной и т.д.

    3. Клеточный. Клетка – структурно-функциональная единица живого.

    4. Тканевой. Ткань – совокупность клеток, объединенных общностью строения, происхождения, выполняемыми функциями.

    5. Органный. Данный уровень представлен органами и их системами.

    6. Организменный. Элементарная единица этого уровня – особь.

    7. Популяционно-видовой. Популяция – совокупность особей одного вида, обитающих на общей территории и дающих плодовитое потомство. Вид – совокупность особей, обладающих сходным строением, единством генетического состава и возможностью самовоспроизведения.

    8. Биоценотический. Биоценоз (сообщество) – совокупность популяций разных видов, обитающих на одной территории и вступающих в определенные отношения друг с другом. Биоценоз в совокупности с биотопом (неживые условия среды) образуют биогеоценоз, или экосистему.

    9. Биосферный. Биосфера – глобальная экосистема, совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания

    Классификация живых существ

    Все живые организмы подразделяются на группы на основе очень основных общих характеристик. Затем организмы в каждой группе делятся на более мелкие группы. Эти меньшие группы основаны на более детальном сходстве внутри каждой большой группы. Эта система группирования облегчает ученым изучение определенных групп организмов. Такие характеристики, как внешний вид, размножение, мобильность и функциональность, - это всего лишь несколько способов группировки живых организмов.Эти специализированные группы в совокупности называются классификацией живых существ. Классификация живых существ включает 7 уровней: царство, тип, классы, порядок, семейства, род и виды.

    Королевства

    Самая основная классификация живых существ - это королевства. В настоящее время существует пять королевств. Живые существа помещаются в определенные царства в зависимости от того, как они получают пищу, типов клеток, составляющих их тело, и количества клеток, которые они содержат.

    Тип

    Тип - следующий уровень после царства в классификации живых существ. Это попытка найти какое-то физическое сходство между организмами в королевстве. Эти физические сходства позволяют предположить, что у этих организмов одного типа есть общий предок.

    Классы

    Классы - это способ дальнейшего разделения организмов типа. Как вы, наверное, догадались, у организмов одного класса даже больше общего, чем у организмов целого типа.Люди принадлежат к классу млекопитающих, потому что мы пьем молоко в детстве.

    Заказ

    Организмы каждого класса далее разбиваются на отряды. Ключ таксономии используется для определения того, к какому отряду принадлежит организм. Ключ таксономии - это не что иное, как контрольный список характеристик, определяющий, как организмы группируются вместе.

    Семьи

    Заказы делятся на семьи. У организмов внутри семейства больше общего, чем с организмами любого уровня классификации выше.Говорят, что из-за того, что у них так много общего, организмы одной семьи связаны друг с другом. Люди принадлежат к семейству гоминид.

    Род

    Род - это способ описания родового названия организма. Классификация по родам очень специфична, поэтому в каждом из них меньше организмов. По этой причине как среди животных, так и среди растений существует много разных родов. При использовании таксономии для названия организма род используется для определения первой части его названия, состоящего из двух частей.

    Виды

    Виды настолько специфичны, насколько это возможно. Это самый низкий и самый строгий уровень классификации живых существ. Основным критерием отнесения организма к определенному виду является способность к размножению с другими организмами того же вида. Вид организма определяет вторую часть его двухчастного названия.

    .

    Критерии оценки - OECD

    Полный набор адаптированных определений и принципов использования, а также объяснения изменений, внесенных в исходные определения, доступны для загрузки.

    Вы можете просмотреть список часто задаваемых вопросов. Задайте свой вопрос в Twitter или напишите по адресу [email protected]

    Критерии оценки

    Цель критериев оценки связана с целью оценки.А именно, чтобы дать возможность определить достоинства, ценность или значимость вмешательства. Термин «вмешательство» используется в этом документе для обозначения объекта оценки (см. Вставку 1 в документе выше). Каждый критерий - это разные линзы или точки зрения, через которые можно рассматривать вмешательство. Вместе они дают более полную картину вмешательства, процесса внедрения и результатов.

    Критерии играют нормативную роль. Вместе они описывают желаемые атрибуты вмешательств: все вмешательства должны соответствовать контексту, согласовываться с другими вмешательствами, достигать своих целей, обеспечивать эффективные результаты и иметь продолжительное положительное воздействие.
    Критерии используются не только для оценки - для мониторинга и управления результатами, а также для стратегического планирования и разработки мероприятий.

    Их можно использовать для просмотра процессов (как происходят изменения), а также результатов (что изменилось).

    Принципы использования критериев оценки

    Следующие принципы определяют использование критериев. Дополнительные советы и примеры приведены в прилагаемом руководстве (готовится к печати).Кроме того, Стандарты качества оценки развития ОЭСР DAC описывают стандарты планирования и проведения оценки. Важно, чтобы определения критериев понимались в более широком контексте и читались вместе с другими принципами и рекомендациями о том, как проводить оценки таким образом, чтобы они были полезными и качественными.

    Принцип один

    Критерии следует применять вдумчиво, чтобы обеспечить качественную и полезную оценку.Они должны быть контекстуализированы - поняты в контексте индивидуальной оценки, оцениваемого вмешательства и вовлеченных заинтересованных сторон. Вопросы оценки (что вы пытаетесь выяснить) и что вы собираетесь делать с ответами должны информировать о том, как конкретно интерпретируются и анализируются критерии.

    Второй принцип

    Использование критериев зависит от цели оценки. Критерии не следует применять механически. Вместо этого они должны быть охвачены в соответствии с потребностями соответствующих заинтересованных сторон и контекстом оценки.На оценочный анализ по каждому критерию можно потратить больше или меньше времени и ресурсов в зависимости от цели оценки. Доступность данных, ограничения ресурсов, сроки и методологические соображения также могут влиять на то, как (и будет ли) удовлетворяться конкретный критерий.

    Определения

    СООТВЕТСТВИЕ: ДЕЙСТВУЕТ ЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

    Степень, в которой цели и план вмешательства соответствуют потребностям, политике и приоритетам бенефициаров *, глобальным, страновым и партнерам / учреждениям, и продолжают это делать в случае изменения обстоятельств.

    Примечание: «Реагировать на» означает, что цели и план вмешательства чувствительны к экономическим, экологическим, социальным, политическим, экономическим, экологическим, а также к условиям, в которых оно происходит. «Партнер / учреждение» включает правительство (национальное, региональное, местное), организации гражданского общества, частные организации и международные организации, участвующие в финансировании, реализации и / или надзоре за вмешательством. Оценка релевантности включает рассмотрение различий и компромиссов между различными приоритетами или потребностями.Это требует анализа любых изменений в контексте, чтобы оценить, в какой степени вмешательство может быть (или было) адаптировано, чтобы оставаться актуальным.

    * Бенефициары определяются как «лица, группы или организации, целевые или нет, которые прямо или косвенно получают выгоду от вмешательства в развитие». Могут использоваться и другие термины, такие как правообладатели или затронутые лица.

    СОГЛАСОВАННОСТЬ: НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

    Совместимость вмешательства с другими вмешательствами в стране, секторе или учреждении.

    Примечание: степень, в которой другие вмешательства (в частности, политики) поддерживают или подрывают вмешательство, и наоборот. Включает внутреннюю согласованность и внешнюю согласованность: внутренняя согласованность касается синергии и взаимосвязей между вмешательством и другими вмешательствами, осуществляемыми одним и тем же учреждением / правительством, а также согласованность вмешательства с соответствующими международными нормами и стандартами, которым это учреждение / правительство придерживается. Внешняя согласованность рассматривает согласованность вмешательства с вмешательствами других субъектов в том же контексте.Это включает в себя взаимодополняемость, гармонизацию и координацию с другими, а также степень, в которой вмешательство повышает ценность, избегая при этом дублирования усилий.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ: ДОСТИГАЕТ ЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВО СВОИХ ЦЕЛЕЙ?

    Степень, в которой вмешательство достигло или, как ожидается, достигнет своих целей и его результатов, включая любые различия в результатах по группам.

    Примечание: Анализ эффективности включает учет относительной важности целей или результатов.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ: НАСКОЛЬКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РЕСУРСЫ?

    Степень, в которой вмешательство приносит или может принести результат, экономически и своевременно.

    Примечание: «Экономический» - это преобразование затрат (средств, опыта, природных ресурсов, времени и т. Д.) В конечные результаты, результаты и воздействия наиболее экономически эффективным способом по сравнению с возможными альтернативами в данном контексте. «Своевременная» доставка осуществляется в намеченные сроки или сроки, разумно скорректированные с учетом требований меняющегося контекста.Это может включать оценку операционной эффективности (насколько хорошо было выполнено вмешательство).

    ВОЗДЕЙСТВИЕ: ЧТО ДАЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

    Степень, в которой вмешательство вызвало или, как ожидается, вызовет значительные положительные или отрицательные, запланированные или непреднамеренные эффекты более высокого уровня.

    Примечание. Воздействие касается конечной значимости и потенциально трансформирующих эффектов вмешательства. Он направлен на выявление социальных, экологических и экономических последствий вмешательства, которые являются более долгосрочными или более широкими по масштабу, чем те, которые уже учтены в соответствии с критерием эффективности.Помимо непосредственных результатов, этот критерий стремится охватить косвенные, вторичные и потенциальные последствия вмешательства. Это достигается путем изучения целостных и устойчивых изменений в системах или нормах и их потенциального воздействия на благосостояние людей, права человека, гендерное равенство и окружающую среду.

    УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ПРОДОЛЖАЮТСЯ ВЫГОДЫ?

    Степень, в которой чистые выгоды от вмешательства сохранятся или могут сохраниться.

    Примечание. Включает анализ финансовых, экономических, социальных, экологических и институциональных возможностей систем, необходимых для поддержания чистых выгод в течение долгого времени.Включает анализ устойчивости, рисков и возможных компромиссов. В зависимости от времени проведения оценки это может включать анализ фактического потока чистых выгод или оценку вероятности сохранения чистых выгод в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    .

    Научное познание и методология.

    Основная форма познавательной деятельности человека и ее основной носитель - наука. Наука - это форма духовной деятельности людей и сфера познавательной деятельности человека, направленная на получение объективных знаний и их применение на практике. Как отдельный духовный феномен и социальный институт наука возникает в 17 веке, в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться практически самостоятельно.

    Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на развитие объективных, систематически организованных и разумных знаний о мире. Оно отличается от обычного познания, то есть спонтанного познания, связанного с жизнедеятельностью людей и восприятием действительности на уровне явления. Эпистемология - это учение о научном познании.

    В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и путь, ведущий к нему, то есть метод .Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет-материал, но и свою собственную особую систему методов, обусловленную их теориями и спецификой предмета их исследования. Метод (от греч. Metodos) - это совокупность определенных правил, методов, норм познания и действия. Метод ориентирует субъекта в решении конкретной задачи, в достижении определенного результата в определенной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, правильный метод позволяет сэкономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Методология - это учение о способах построения и развития систем знаний, то есть теория метода, а также это конкретная последовательность приемов для получения знаний. Социокультурной основой зарождения методологии является появление ориентации на полезную науку, обеспечивающую устойчивый рост знаний. Основные варианты ранней методологии - индуктивный метод Бэкона и дедуктивный метод Декарта.

    Уровни научной методологии (в порядке убывания):

    1) Общефилософские методы , существующие как абстрактные принципы мышления.К ним относятся диалектические и метафизические методы.

    2) Общие методы мышления - абстракция, индукция-дедукция, анализ-синтез, аналогия;

    3) Общенаучные методы - наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматические и гипотетико-дедуктивные методы. Они выступают в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными принципами частных наук. На общенаучные термины, такие как информация, модель, система, структура, функция, элемент, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и т. Д.К общенаучным принципам и подходам можно отнести: системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный;

    4) Частные научные методы - методы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках. Это методы механики, физики, химии, биологии, социальных (гуманитарных) наук. В последние десятилетия широкое распространение получили методы междисциплинарных исследований;

    5) Специальная техника .

    2. Классификация методов научного познания . Научное познание включает два базовых уровня - эмпирический и теоретический .

    На эмпирическом уровне преобладает сенсорное познание. Исследуемый объект отражается преимущественно в его внешних связях и проявлениях. Любое эмпирическое исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от латинского factorum - сделано, выполнено) выражает некий фрагмент реальности или познания, знание которого должно иметь достоверность.Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («запись») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация - характерные черты эмпирического познания, направленного непосредственно на изучаемый объект. Осваивается с помощью таких методов и средств, как наблюдение и эксперимент (эти основные методы), сравнение , измерение . Таким образом, эмпирическое познание предполагает формирование научного факта на основе данных научного наблюдения.Научный факт возникает в результате очень сложной обработки наблюдений, их рассуждений, понимания, интерпретации.

    Эмпирические методы включают:

    1. Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной реальности,

    2. Описание - фиксация на естественном или искусственном языке информации об объектах,

    3. Измерение - сравнение объектов по некоторым схожим свойствам или сторонам.

    4. Сравнение - это одновременное корреляционное исследование и оценка свойств или атрибутов, общих для двух или более объектов.

    5. Эксперимент - наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, позволяющее восстановить ход событий с повторением условий. Эксперимент не всегда подходит для изучения объектов микромира и мегомира. Поэтому в современной науке отводится особая роль моделированию .Модель заменяет реальный объект, воспроизводя его особенности. Построение и исследование модели позволяет выявить и проанализировать закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир.

    Теоретическое познание отражает явления и процессы на основе их внутренних связей и паттернов, постигнутых рациональной обработкой эмпирических знаний. Эта обработка осуществляется посредством абстракции более высокого порядка с помощью таких умственных устройств, как абстракция , обобщение , анализ и синтез , индукция , дедукция , аналогия .

    Теоретические методы включают:

    1. Формализация - построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

    2. Аксиоматизация - построение теорий на основе аксиом - утверждений, доказательство истинности которых не требуется.

    3. Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

    4. Восхождение от абстрактного к конкретному - движение научной мысли от исходной абстракции к результату - целостному воспроизведению в теории изучаемого объекта.

    Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна, они переходят друг в друга.

    Общие критерии оценки методов.

    Научные методы оцениваются по следующим критериям:

    научный характер метода,

    эффективность метода,

    эконом,

    простота и надежность,

    допустимость

    безопасность.

    3. Формы научного знания. Научное знание на теоретическом уровне имеет форму научной проблемы, гипотезы, теории, а также принципов, законов, парадигмы.

    К основным, ключевым моментам построения и развития знания относится связка «научная проблема - гипотеза - теория».

    Научная задача - это научная задача, которая уже сформирована, но не решена или неизвестна.

    Гипотеза - это форма знания или теоретическая модель объекта, которую необходимо проверить на практике.

    Теория - это практически подтвержденная гипотеза, относительно гармоничное знание процесса. Теория - наиболее развитая форма научного знания. Ключевым элементом теории является закон, поэтому теорию можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта.


    :

    .

    Как написать методику исследования в четыре этапа

    В своей диссертации вам нужно будет обсудить методы, которые вы использовали для своих исследований. В главе о методологии объясняется, что вы делали и как вы это делали, позволяя читателям оценить надежность и валидность исследования. Он должен включать:

    Раздел о методологии обычно должен быть написан в прошедшем времени.

    Шаг 1. Объясните свой методологический подход

    Начните с представления вашего общего подхода к исследованию.

    Какую исследовательскую проблему или вопрос вы исследовали? Например, вы стремились систематически описывать характеристики чего-либо, исследовать недостаточно исследованную тему или установить причинно-следственную связь? И какие данные вам понадобились для достижения этой цели?

    • Вам нужны количественные данные (выраженные цифрами) или качественные данные (выраженные словами)?
    • Вам нужно было собрать первичные данные самостоятельно или вы использовали вторичные данные, которые были собраны кем-то другим?
    • Собирали ли вы экспериментальные данные, контролируя и манипулируя переменными, или описательные данные, собирая наблюдения без вмешательства?

    В зависимости от вашей дисциплины и подхода вы также можете начать с обсуждения обоснования и предположений, лежащих в основе вашей методологии.

    • Почему это наиболее подходящий подход к ответам на вопросы вашего исследования?
    • Это стандартная методология в вашей сфере или требует обоснования?
    • Были ли какие-то этические или философские соображения?
    • Каковы критерии достоверности и надежности этого типа исследований?
    В количественном экспериментальном исследовании вы можете стремиться получить обобщаемые знания о причинах явления. Достоверное исследование требует тщательно спланированного исследования в контролируемых условиях, которое может быть воспроизведено другими исследователями.В качественной этнографии вы можете стремиться получить контекстуальные знания реального мира о поведении, социальных структурах и общих убеждениях конкретной группы людей. Поскольку эта методология менее контролируема и более интерпретируема, вам нужно будет поразмыслить над своей позицией исследователя, принимая во внимание то, как ваше участие и восприятие могли повлиять на результаты.

    Шаг 2. Опишите свои методы сбора данных

    После того, как вы представили свой общий методологический подход, вы должны подробно описать свои методы сбора данных.

    Количественные методы

    В количественном исследовании для получения достоверных обобщаемых результатов вы должны достаточно подробно описать свои методы, чтобы другой исследователь мог воспроизвести ваше исследование.

    Объясните, как вы применяли концепции и измеряли свои переменные; ваш метод выборки или критерии включения / исключения; а также любые инструменты, процедуры и материалы, которые вы использовали для сбора данных.