• Критерии выделения статусных групп по веберу


    Электронная тетрадь Бищук Светланы: Социальная стратификация

    Источник: http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/2011/08/blog-post_05.html

    Социальная стратификация по К.Марксу:

    1.Что считали главной формой социальной стратификации К.Маркс и его сторонники?
    К.Маркс и его сторонники ядром социальной структуры общества считали классы.

    2. Кто до Маркса уже выдвигал понятие "социальный класс"? Озвучьте их взгляды. Понятие «социальный класс» начали разрабатывать ученые Англии и Франции в XVII—XIX веках. Ими рассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные, рабочие-капиталисты, собственники-несобственники. Французские историки Ф. Гизо и О. Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения.
    В своих трудах Платон разделяет общество на три класса: первый состоит из правителей, обладающих компетенцией и всей полнотой власти. Второй класс образуют те, кто связан с управлением и военной обороной. К третьему классу принадлежат производители необходимых для общества продуктов. Аристотель видел в обществе столько же классов, однако, подчеркивал роль среднего класса. 3. В чем новизна теории классов по Марксу?
    • Согласно теории Карла Маркса  в первую очередь именно экономические, факторы определяют классовую стратификацию общества.Как правило, общество разделяется на два противоборствующих класса: класс собственников на средства производства  и  класс, лишенный собственности на средства производства  или имеющий очень ограниченные права на собственность.
    • Доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.
    • Сформулировал принцип, согласно которому борьба  между  антагоническими общественными классами выступает источником социального развития.
    • Связал существование  классов  с  определенными  историческими  фазами  в  развитии производства, т. е. с определенными способами производства, вскрыл материальные основы классового  деления  общества. 

    4.Общие выводы из его теории.

    1.Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание частной собственностью на средства производства.

    2.Отношения между классами носят антагонистический (непримиримый) характер, поскольку один из них (эксплуататорский) господствует над другим (эксплуатируемым) и присваивает себе плоды его труда. 3. По Марксу, классы  возникают  и  противоборствуют  на  основе  различного положения и  различных  ролей,  выполняемых  индивидами  в  производственной структуре  общества,  то   есть   основой   образования   классов   является общественное разделение труда. 5. Сильные и слабые стороны теории.

     - Многие исследователи называют его теорию упрощенной, указывая на то, что  есть и другие существенные факторы, без учета которых картина социальной стратификации выглядит одномерной.

     +  Историзм, системная целостность, материалистическая основа, логическая обоснованность.

    Социальная стратификация по М.Веберу:

    1.  Что считал главной формой социальной стратификации М.Вебер? Подобно К.Марксу главной формой социальной стратификации М.Вебер считал классы,однако помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значимые для каждого человека группы, названные им статусными. 2.Какой главный критерий он выделял? Главный критерий по Веберу - это богатство, порождающее социальное расслоение.. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями     собственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. В зависимости от размера дохода население делится на богатых, занимающих верхнюю ступеньку, зажиточных - среднюю, бедных - низшую ступеньку иерархической лестницы. 3. Воспроизведите ход рассуждений М.Вебера. Основной источник дохода - человеческий капитал, то есть знания и навыки, которые люди приобретают посредством образованы, профессиональной подготовки и практического опыта. Таким образом, богатство - это нечто большее, чем доход. Владельцы богатства считаются собственниками. Однако Вебер чувствовал, что с помощью только одного богатства невозможно объяснить многие жизненные ситуации. Поэтому М.Вебер вводит другой критерий неравенства - социальный престиж. Престиж - это уважение, который пользуется в обществе та или иная профессия, должность, род занятия. Статусное уважение, получаемое индивидами, объединяет их в группы. Наряду с богатством и престижем Вебер в качестве основания неравенства называет власть. И классовые, и статусные позиции являются ресурсами в борьбе за обладание властью. Носители власти образуют элиту общества, они окружены привилегиями и имеют широкий доступ к социальным благам. Они определяют внутреннюю и внешнюю политику государства в выгодных для себя условиях. Таким образом, Вебер выдвигает три критерия социального неравенства: богатство, престиж, власть. 4. Приведите примеры статусных групп. По мнению М.Вебера примером статусных групп служили средневековые сословия. В современном ему обществе чертами статусной группы обладали, например, государственные чиновники. 5.В чем вы видите отличия класса и статусной группы? Статусные группы в отличие от классов, которые выделяются по экономическому признаку, идентифицируется с точки зрения положительной или отрицательной социальной оценки репутации. Для статусных групп характерны специфический стиль жизни, манера общения, стиль одежды. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них — этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. 6.Какой еще тип стратификации выделил Вебер? Также Вебер выделяет еще один тип стратификации—это партии. Они представляли собой добровольные политические объединения, стремящиеся оказать влияние на политику государства. Средства достижения этой цели могли быть различными, от вооруженного насилия, до мирной борьбы за голоса избирателей на выборах. 7. Сделайте общие выводы. Таким образом, Вебер рассматривал в своих работах три основных параметра стратификации: экономическое богатство, социальный престиж и политическую власть. Выделенные им параметры он считал взаимосвязанными, но все же в существенных отношениях независимыми.
    8.Проанализируйте теорию М.Вебера. В чем ее сильные и слабые стороны? + Данная теория многомерна и позволяет глубже и полнее отразить реальность жизни, ведь система социального расслоения может складываться в результате сочетания различных компонентов, среди которых главными являются богатство, власть, престиж. + Отмечает важность культурных воздействий. + Разработал целостное учение об условиях, необходимых для формирования статусных групп. + Позволяет лучше понять закономерности развития и строения общества, чем предположение чистой связи между ними и разделение их на «первичные» и «производные». - Не дает точного и объемного определения классов. Его концепция классов вкраплена в созданную им общую теорию. - Нет четкой классовой структуры капиталистического общества.               

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО ВЕБЕРУ — Студопедия

    М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социаль­ной структуре классы и использовал для этого экономичес­кий критерий — богатство, т. е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями соб-

    ственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Поскольку последний сложился только в эпоху капитализма, то и говорить о клас­сах в более ранний период, по мнению Вебера, не приходит­ся. Люди одного класса имеют примерно одинаковые жиз­ненные шансы, т. е. возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто владеет собствен­ностью. Но и те, кто не имеет ее, однако обладает знания­ми, квалификацией, могут быть востребованы на рынке тру­да, а следовательно, иметь достойный доход.

    Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значи­мые для каждого человека группы, названные им статус ними (подробнее понятие «статус» мы рассмотрим в отдель­ном параграфе). Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно от­нести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управле­ния. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них — этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновре­менно критерием их выделения является престиж — оценка их социального положения общественным мнением.


    Если классы различаются жизненными шансами, то ста­тусные группы — стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в обра­зе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

    Классовая и статусная позиции человека или группы да­леко не всегда совпадают. Например, аристократия с разви­тием капитализма утрачивала свое материальное богатство и слабела как класс, но ее престиж в обществе был еще высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.

    Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить груп­пы, влияющие на принятие политических решений (поли­тический класс, элита) и лишенные такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организо­ванным группам, стремящимся к власти.


    Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критери­ях — собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общест­венной жизни, точнее выявить тенденции ее изменения.

    Однако есть исследователи, считающие, что марксист­ская позиция в этом вопросе имеет существенные преиму-

    щества перед веберовской. О том, какие приводятся аргу­менты в защиту этого тезиса, вы можете узнать, прочитав отрывок, помещенный в рубрике «Поработайте с источни­ком».

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ

    «ЛИФТЫ»

    Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого мес­та и как оно происходит?

    Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобиль­ности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход челове­ка в группу, расположенную на том же уровне, что и преж­няя, например переход из одной семьи в другую при повтор­ном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом че­ловек может совершать как социальный подъем (от мелко­го служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неква­лифицированного рабочего).

    Примером «закрытого» общества с малой социальной мо­бильностью может служить кастовый строй в Индии. Чело­веку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напро­тив, индустриальные, «открытые» общества характеризуют­ся высокой социальной мобильностью.

    Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его разви­тия. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся арис­тократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в те­чение нескольких лет на вершину политической, экономи­ческой, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

    Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоя­нии. Какими путями происходит перемещение людей из од­ной группы в другую?

    По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.

    Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала воз­можность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских им­ператоров 36 достигли этого высокого социального положе­ния благодаря ратным подвигам.

    В Средние века отдельные простолюдины таким же обра­зом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизнен­ный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

    Значительное влияние на перемещение людей по ступе­ням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последовате­лями этого вероучения на начальных этапах были в основ­ном представители низших социальных слоев: рабы, ремес­ленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них бла­годаря церкви получали свободу и достигали высокого по­ложения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

    Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Об­разование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

    Учитывая значение школы как важного средства соци­альной мобильности, правящие группы в ряде стран пыта­лись закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где гово­рилось, что ни один крепостной не должен отправлять де­тей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «цир­куляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО ВЕБЕРУ

    М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социаль­ной структуре классы и использовал для этого экономичес­кий критерий — богатство, т. е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями соб-

    ственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Поскольку последний сложился только в эпоху капитализма, то и говорить о клас­сах в более ранний период, по мнению Вебера, не приходит­ся. Люди одного класса имеют примерно одинаковые жиз­ненные шансы, т. е. возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто владеет собствен­ностью. Но и те, кто не имеет ее, однако обладает знания­ми, квалификацией, могут быть востребованы на рынке тру­да, а следовательно, иметь достойный доход.

    Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значи­мые для каждого человека группы, названные им статус ними (подробнее понятие «статус» мы рассмотрим в отдель­ном параграфе). Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно от­нести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управле­ния. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них — этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновре­менно критерием их выделения является престиж — оценка их социального положения общественным мнением.

    Если классы различаются жизненными шансами, то ста­тусные группы — стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в обра­зе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

    Классовая и статусная позиции человека или группы да­леко не всегда совпадают. Например, аристократия с разви­тием капитализма утрачивала свое материальное богатство и слабела как класс, но ее престиж в обществе был еще высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.

    Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить груп­пы, влияющие на принятие политических решений (поли­тический класс, элита) и лишенные такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организо­ванным группам, стремящимся к власти.

    Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критери­ях — собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общест­венной жизни, точнее выявить тенденции ее изменения.

    Однако есть исследователи, считающие, что марксист­ская позиция в этом вопросе имеет существенные преиму-

    щества перед веберовской. О том, какие приводятся аргу­менты в защиту этого тезиса, вы можете узнать, прочитав отрывок, помещенный в рубрике «Поработайте с источни­ком».

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ

    «ЛИФТЫ»

    Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого мес­та и как оно происходит?

    Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобиль­ности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход челове­ка в группу, расположенную на том же уровне, что и преж­няя, например переход из одной семьи в другую при повтор­ном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом че­ловек может совершать как социальный подъем (от мелко­го служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неква­лифицированного рабочего).

    Примером «закрытого» общества с малой социальной мо­бильностью может служить кастовый строй в Индии. Чело­веку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напро­тив, индустриальные, «открытые» общества характеризуют­ся высокой социальной мобильностью.

    Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его разви­тия. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся арис­тократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в те­чение нескольких лет на вершину политической, экономи­ческой, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

    Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоя­нии. Какими путями происходит перемещение людей из од­ной группы в другую?

    По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.

    Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала воз­можность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских им­ператоров 36 достигли этого высокого социального положе­ния благодаря ратным подвигам.

    В Средние века отдельные простолюдины таким же обра­зом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизнен­ный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

    Значительное влияние на перемещение людей по ступе­ням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последовате­лями этого вероучения на начальных этапах были в основ­ном представители низших социальных слоев: рабы, ремес­ленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них бла­годаря церкви получали свободу и достигали высокого по­ложения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

    Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Об­разование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

    Учитывая значение школы как важного средства соци­альной мобильности, правящие группы в ряде стран пыта­лись закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где гово­рилось, что ни один крепостной не должен отправлять де­тей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «цир­куляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

    ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ

    Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры об­щества.

    Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen — «лох­мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно

    общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Как прави­ло, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация насе­ления) опасно для общества, так как она служит питатель­ной средой для разного рода экстремистских организаций.

    Иное положение и другая социальная роль у марги­нальных слоев (от лат. marginalis — «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основ­ных каналов маргинализации — массовая миграция из се­ла в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х — 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся инду­стриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук­ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальны­ми связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общест­венным положением, стремились к твердому, установленно­му государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, замет­но снижало революционное ожидание перемен.

    Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре­мя нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешны­ми в профессиональной деятельности.

    

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО ВЕБЕРУ — КиберПедия

    М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социаль­ной структуре классы и использовал для этого экономичес­кий критерий — богатство, т. е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями соб-

    ственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Поскольку последний сложился только в эпоху капитализма, то и говорить о клас­сах в более ранний период, по мнению Вебера, не приходит­ся. Люди одного класса имеют примерно одинаковые жиз­ненные шансы, т. е. возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто владеет собствен­ностью. Но и те, кто не имеет ее, однако обладает знания­ми, квалификацией, могут быть востребованы на рынке тру­да, а следовательно, иметь достойный доход.

    Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значи­мые для каждого человека группы, названные им статус ними (подробнее понятие «статус» мы рассмотрим в отдель­ном параграфе). Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно от­нести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управле­ния. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них — этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновре­менно критерием их выделения является престиж — оценка их социального положения общественным мнением.

    Если классы различаются жизненными шансами, то ста­тусные группы — стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в обра­зе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

    Классовая и статусная позиции человека или группы да­леко не всегда совпадают. Например, аристократия с разви­тием капитализма утрачивала свое материальное богатство и слабела как класс, но ее престиж в обществе был еще высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.

    Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить груп­пы, влияющие на принятие политических решений (поли­тический класс, элита) и лишенные такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организо­ванным группам, стремящимся к власти.

    Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критери­ях — собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общест­венной жизни, точнее выявить тенденции ее изменения.



    Однако есть исследователи, считающие, что марксист­ская позиция в этом вопросе имеет существенные преиму-

    щества перед веберовской. О том, какие приводятся аргу­менты в защиту этого тезиса, вы можете узнать, прочитав отрывок, помещенный в рубрике «Поработайте с источни­ком».

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ

    «ЛИФТЫ»

    Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого мес­та и как оно происходит?

    Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобиль­ности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход челове­ка в группу, расположенную на том же уровне, что и преж­няя, например переход из одной семьи в другую при повтор­ном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом че­ловек может совершать как социальный подъем (от мелко­го служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неква­лифицированного рабочего).

    Примером «закрытого» общества с малой социальной мо­бильностью может служить кастовый строй в Индии. Чело­веку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напро­тив, индустриальные, «открытые» общества характеризуют­ся высокой социальной мобильностью.



    Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его разви­тия. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся арис­тократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в те­чение нескольких лет на вершину политической, экономи­ческой, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

    Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоя­нии. Какими путями происходит перемещение людей из од­ной группы в другую?

    По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.

    Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала воз­можность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских им­ператоров 36 достигли этого высокого социального положе­ния благодаря ратным подвигам.

    В Средние века отдельные простолюдины таким же обра­зом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизнен­ный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

    Значительное влияние на перемещение людей по ступе­ням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последовате­лями этого вероучения на начальных этапах были в основ­ном представители низших социальных слоев: рабы, ремес­ленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них бла­годаря церкви получали свободу и достигали высокого по­ложения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

    Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Об­разование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

    Учитывая значение школы как важного средства соци­альной мобильности, правящие группы в ряде стран пыта­лись закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где гово­рилось, что ни один крепостной не должен отправлять де­тей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «цир­куляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

    ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ

    Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры об­щества.

    Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen — «лох­мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно

    общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Как прави­ло, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация насе­ления) опасно для общества, так как она служит питатель­ной средой для разного рода экстремистских организаций.

    Иное положение и другая социальная роль у марги­нальных слоев (от лат. marginalis — «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основ­ных каналов маргинализации — массовая миграция из се­ла в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х — 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся инду­стриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук­ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальны­ми связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общест­венным положением, стремились к твердому, установленно­му государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, замет­но снижало революционное ожидание перемен.

    Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре­мя нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешны­ми в профессиональной деятельности.

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО ВЕБЕРУ

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО МАРКСУ

    К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный класс.

    К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов. Главным классообразующим признаком он считал отношения собственности на средства производства. Одну группу общества составлял класс, имеющий эту собственность, другую – лишённый её. Отношения между этими классами неизбежно должны были принять непримиримый, антагонистический характер, поскольку собственность была результатом эксплуатации, а её присвоение оказалось возможным в условиях политического господства класса собственников. Такие основные классы-антагонисты существовали на всех этапах исторического развития, за исключением эпохи первобытности. В современную Марксу эпоху ими стали пролетариат и буржуазия. Противоположность классовых интересов порождает классовую борьбу, различные формы проявления которой также можно видеть на всех стадиях исторического развития, начиная с рабовладения.

    Таким образом, по Марксу, именно объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификация общества. При этом он не отрицал и некоего субъективного измерения данного процесса – классового сознания. Оно, по мнению философа, не всегда правильно отражает реальное положение дел (возникает феномен ложного классового сознания). Важнейшую задачу революционеров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и угнетаемого класса.

    Обоснованная в марксизме идея рассматривать способ производства, отношения собственности как основу выделения общественных классов была в дальнейшем воспринята и использована социологами разных направлений. В то же время исследователи отмечали, что есть и другие существенные факторы, определяющие социальную структуру общества, без учёта которых картина социальной стратификации выглядит одномерной и упрощённой. Обращалось внимание и на то, что далеко не все сделанные Марксом предсказания сбылись. Это относится, в частности, к прогнозу о неуклонном росте численности рабочего класса, его прогрессирующем обнищании в условиях развития капитализма.

    Марксистский подход к изучению социальной структуры общества долгое время оставался одним из наиболее влиятельных в социологии. Многие соглашались с выдвинутыми идеями, но появилось немало исследователей, которые, отталкиваясь от марксистской теории, выдвигали альтернативные идеи.

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО ВЕБЕРУ

    М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социальной структуре классы и использовал для этого экономический критерий – богатство, т.е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями собственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Поскольку последний сложился только в эпоху капитализма, то и говорить о классах в более ранний период, по мнению Вебера, не приходится. Люди одного класса имеют примерно одинаковые жизненные шансы, т.е. возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто владеет собственностью. Но и те, кто не имеет её, однако обладает знаниями, квалификацией, могут быть востребованы на рынке труда, а следовательно, иметь достойный доход.

    Помимо классов, Вебер выделяет более чёткие и значимые для каждого человека группы, названные им статусными (подробнее понятие «статус» мы рассмотрим в отдельном параграфе). Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно отнести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управления. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них – этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновременно критерием их выделения является престиж – оценка их социального положения общественным мнением.

    Если классы различаются жизненными шансами, то статусные группы – стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в образе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

    Классовая и статусная позиции человека или группы да леко не всегда совпадают. Например, аристократия с развитием капитализма утрачивала своё материальное богатство и слабела как класс, но её престиж в обществе был ещё высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.

    Вебер выделил ещё один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить группы, влияющие на принятие политических решений (политический класс, элита) и лишённые такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организованным группам, стремящимся к власти.

    Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трёх главных критериях – собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общественной жизни, точнее выявить тенденции её изменения.


    Читайте также:


    Рекомендуемые страницы:

    Поиск по сайту

    

    Поиск по сайту:

    сравнительная таблица по Марксу и Веберу, а также ф

    1. К. Маркс.
     А) главная форма стратификации - социальный класс.
     Б) Понятие социальный класс впервые был введен Платоном. Он подразделял общество на 3  класса: философов, воинов и производителей (купцы, ремесленники). Затем эта теория была поддержана Аристотелем, но упорделался на значимости среднего класса. Следующая теория была выдвинута в эпоху Просвещения. Суть ее в том что общество делится на основе размера и формы дохода: так появляются 3 основных класса - феодалы, буржуазия и наемные рабочие.
     В) объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификация общества.
    Г)
    а) Новшества: Противоположность классовых интересов порождает классовую борьбу.
    Общие суждения:
    б)  К. Маркс вводил понятие антагонистических классов. Суть в том, что одни имели большие права на средства производства, другие имели маленькие. Рано или поздно этот дисбаланс должен был вылится в конфликт. 
    в) он не отрицал и некое¬го субъективного измерения данного процесса — классового сознания. Оно, по мнению философа, не всегда правильно отражает реальное положение дел (возникает феномен ложного классового сознания).
    Д)
    а) сильные стороны: объективизм в суждениях, выраженный в строгом следовании экономическим законам.
    б) слабые стороны: не учитывались другие факторы воздействия на общество. Ставились во главу угла только экономические факторы воздействия.
    2. М. Вебер.
    А) главная форма стратификации - социальный класс, статус.
    Б) главный критерий определения стратификации - накопленное богатство.
    В) Ход рассуждение М. Вебера: по мимо классов в обществе могут существовать и "статусы", особые группы людей, которые могут возникать в общественном классе, так и вне него. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них — этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управления.
     Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновременно критерием их выделения является престиж — оценка их социального положения общественным мнением.
    Статусы также могут различаться жизненным стилем. 
    Г) Еще один критерий деления по М. Веберу.
    Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить группы, влияющие на принятие политических решений (политический класс, элита) и лишенные такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организованным группам, стремящимся к власти.
    сильные и слабые стороны. 

    Д) Вывод.
    Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критериях — собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общественной жизни, точнее выявить тенденции ее изменения.
    Однако есть исследователи, считающие, что марксистская позиция в этом вопросе имеет существенные преимущества перед веберовской.
    3. Функционализм.

    Теория бюрократии Макса Вебера - Определение, преимущества, недостатки

    Определение : Теория бюрократического управления, представленная Максом Вебером, утверждает, что для эффективного управления организацией важно иметь четкую линию полномочий наряду с надлежащими правилами и процедурами. и правила для контроля каждой бизнес-операции. Бюрократия означает обладание контролем над группой людей или деятельностью посредством знаний, власти или авторитета.

    Эта теория фокусируется на следующих двух основных критериях:

    • развитие иерархической системы в организации;
    • , определяющий четкие процедуры, методы, правила и положения для проведения деловых операций и транзакций.

    Содержание: теория бюрократии Макса Вебера

    1. Макс Вебер и его теория бюрократии
    2. Принципы бюрократической теории
    3. Преимущества
    4. Недостатки
    5. Заключение

    Макс Вебер и его теория бюрократии

    Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог и политический экономист, выступил с концепцией бюрократии в управлении.

    Вебер считал, что в организации может быть только три вида власти:

    • Традиционный : При традиционной власти рабочие (рассматриваемые как слуги) зависят от лидера (лорда), работающего в качестве их слуг и слепо соблюдающего установленные правила и положения.
    • Харизматический : Благодаря харизматической силе, благодаря незаурядной личности менеджеров, рабочие глубоко мотивированы на то, чтобы максимально эффективно выполнять возложенную на них задачу. Однако эта харизма может исчезнуть с увольнением, отставкой или кончиной менеджера.
    • Legal-Rational : В законно-рациональной власти работники должны соблюдать либо юридические правила, либо естественно применимые законы. Короче говоря, все сотрудники должны следовать последовательному набору принципов.

    Таким образом, Вебер разработал теорию бюрократического управления, в которой он сделал упор на формальную организационную структуру. Поддерживается надлежащая иерархия, и поэтому был сформулирован четкий набор из шести принципов.

    Принципы бюрократической теории

    Государственные организации в основном приняли теорию бюрократии Макса Вебера. Вебер дал следующие шесть принципов эффективного и результативного управления организацией:

    Иерархия органов власти

    Вебер предложил, чтобы в организации существовала систематическая иерархия, определяющая положение каждого сотрудника от верхнего до самого нижнего уровня.В такой системе каждый сотрудник знает, кому он должен отчитываться, чьим приказам он должен следовать и какова роль разных сотрудников в организации.

    Формальные правила и положения

    Должен существовать четкий набор принципов, процедур, правил и положений в письменной форме, который должен повсеместно соблюдаться всеми, кто работает в организации, независимо от их должности.

    Отделение труда

    Вся работа должна быть разделена на более мелкие наборы задач, чтобы убедиться, что каждый набор задач назначен нужному человеку, т.е.е., тот, кто имеет возможность его выполнить. Это не только повышает эффективность работы, но и обеспечивает правильное распределение должностных обязанностей.

    Карьерная ориентация

    Другой важный принцип заключается в том, что руководство должно мотивировать сотрудников к построению долгосрочной карьеры в организации, обеспечивая им гарантии занятости и стимулы, основанные на результатах.

    Безличность

    В организации между сотрудниками складываются безличные отношения, что может привести к фаворитизму или кумовству.Вебер сказал, что применение правил и управленческих решений должно быть беспристрастным и независимым от таких отношений.

    Более того, эти решения должны основываться на рациональных и практических основаниях, а не на эмоциональном или безличном влиянии.

    Официальный процесс отбора

    Вебер считал, что нанимать работников следует на основе их технических навыков и опыта, а не на основе принципа «первым пришел - первым отбирал». Даже продвижение по службе должно основываться на результатах и ​​заслугах.Это не только приводит к повышению производительности, но и способствует росту и удовлетворению сотрудников.

    Преимущества бюрократии

    Теория бюрократии Вебера широко применялась в эпоху 1900-х годов предприятиями, правительственными организациями и политическими ассоциациями.

    Преимущества этого подхода подробно описаны ниже:

    Специализация или опыт : В управлении бюрократией работа распределяется между сотрудниками в соответствии с их навыками, способностями и опытом, что приводит к специализации работы в организации.

    Набор на основе навыков : Сотрудники набираются на основе соответствия их навыков и опыта навыкам и опыту, необходимым для вакантной должности, чтобы гарантировать, что нужный человек будет размещен на правильной работе.

    Предсказуемость : Когда существует систематическая иерархия и определенные правила и методы выполнения сложных задач в организации, действия в подобных ситуациях становятся в некоторой степени предсказуемыми для руководства.

    Equality : Руководство остается беспристрастным по отношению к сотрудникам и обеспечивает справедливое суждение при возникновении любого вопроса или проблемы в организации.

    Структура : Систематическая организационная структура может быть разработана с помощью бюрократии, где правила, положения, методы и процедуры заранее определены.

    Систематическое ведение записей : Этот подход фокусируется на систематической регистрации всех бизнес-транзакций и операций в документах, которые будут использоваться другими сотрудниками в будущем.

    Рациональность : Регистрация операций привносит рациональность, т. Е. Формулирует законы, правила, положения и процедуры на будущее на основе опыта.

    Недостатки бюрократии

    Когда мы говорим о бюрократическом менеджменте, есть множество недостатков в том, чтобы просто принять эту теорию для управления любой организацией.

    Давайте теперь подробно рассмотрим каждый из таких недостатков ниже:

    Односторонняя коммуникация : Теория бюрократии делает упор на передаче информации, то есть задач, приказов, правил и инструкций, от высшего руководства на нижний уровень; однако отзывы по вопросам эксплуатации и другие предложения от сотрудников не принимаются.

    Эксплуатация силы : В бюрократии менеджеры имеют более высокий авторитет, которым они могут злоупотреблять для удовлетворения своих интересов или для доминирования над своими подчиненными.

    Потеря времени, усилий и денег : Он включает в себя запись всех деловых операций и операций для создания документов, которые требуют много времени, денег и усилий персонала.

    Задержка в принятии бизнес-решений : Высшее руководство оставляет за собой право принимать решения.Следовательно, менеджеры более низкого уровня должны полагаться на менеджеров высшего уровня даже в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций или ситуаций, требующих немедленных действий.

    Препятствует инновациям и творчеству : Начальник контролирует все действия сотрудников, что в конечном итоге ограничивает подчиненных применять творческий подход и новаторство в своей работе.

    Негибкие и жесткие методы : Теория бюрократии не допускает никаких изменений или модификаций в системе управления, что делает ее довольно жесткой.

    Заключение

    Бюрократия уходит своими корнями в контроль над чем-либо с использованием силы или авторитета; поэтому многие из нас обычно воспринимают это как негативное понятие.

    Но это не так, концепция бюрократического управления инициирует создание должной иерархии в организации. Здесь власть или полномочия распределяются между рабочими в соответствии с их положением в организации.

    Каждая бизнес-операция систематически фиксируется, и сотрудники следуют установленным правилам и положениям.

    Однако в нынешнем сценарии трудно иметь чисто бюрократическую систему в организации. И все же изюминка его можно увидеть в руководстве гражданского ведомства, политических и государственных организаций.

    .

    Примеры критериев запроса - Доступ

    Точно соответствует значению, например 2/2/2006

    № 2/2/2006 №

    Возвращает записи транзакций, которые произошли 2 февраля 2006 г. Не забудьте заключить значения даты в символ #, чтобы Access мог различать значения даты и текстовые строки.

    Не соответствует значению, например 2/2/2006

    Not # 2/2/2006 #

    Возвращает записи транзакций, которые произошли в день, отличный от 2 февраля 2006 г.

    Содержит значения, которые приходятся на определенную дату, например 2/2/2006

    <# 2/2/2006 #

    Возвращает записи транзакций, которые произошли до 2 февраля 2006 г.

    Чтобы просмотреть транзакции, которые произошли не позднее этой даты, используйте оператор <= вместо оператора <.

    Содержат значения, которые выпадают после определенной даты, например 2/2/2006

    > # 2/2/2006 #

    Возвращает записи транзакций, которые произошли после 2 февраля 2006 г.

    Для просмотра транзакций, которые произошли в эту дату или после нее, используйте оператор > = вместо оператора > .

    Содержит значения, попадающие в диапазон дат

    .

    > № 2/2/2006 № и <№ 2/4/2006 №

    Возвращает записи, в которых транзакции имели место между 2 февраля 2006 г. и 4 февраля 2006 г.

    Вы также можете использовать оператор Between для фильтрации диапазона значений, включая конечные точки.Например, между # 2/2/2006 # и # 2/4/2006 # совпадает с> = # 2/2/2006 # и <= # 2/4/2006 #.

    Содержат значения, выходящие за пределы диапазона

    <# 2/2/2006 # или> # 2/4/2006 #

    Возвращает записи, в которых транзакции произошли до 2 февраля 2006 г. или после 4 февраля 2006 г.

    Содержит одно из двух значений, например 2/2/2006 или 2/3/2006

    # 2/2/2006 # или # 2/3/2006 #

    Возвращает записи транзакций, которые произошли 2 февраля 2006 г. или 3 февраля 2006 г.

    Содержит одно из многих значений

    В (# 2/1/2006 #, # 3/1/2006 #, # 4/1/2006 #)

    Возвращает записи, в которых транзакции имели место 1 февраля 2006 г., 1 марта 2006 г. или 1 апреля 2006 г.

    Содержит дату, приходящуюся на определенный месяц (независимо от года), например,

    декабря.

    DatePart ("m", [SalesDate]) = 12

    Возвращает записи, где транзакции имели место в декабре любого года.

    Содержит дату, приходящуюся на определенный квартал (независимо от года), например первый квартал

    DatePart ("q", [SalesDate]) = 1

    Возвращает записи о транзакциях, имевших место в первом квартале любого года.

    Содержит сегодняшнюю дату

    Дата ()

    Возвращает записи транзакций, которые произошли в текущий день. Если сегодняшняя дата - 2 февраля 2006 г., вы увидите записи, в которых в поле OrderDate установлено значение 2 февраля 2006 г.

    Содержит вчерашнюю дату

    Дата () - 1

    Возвращает записи транзакций, которые произошли за день до текущего дня.Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за 1 февраля 2006 года.

    Содержит завтрашнюю дату

    Дата () + 1

    Возвращает записи транзакций, которые произошли на следующий день после текущего дня. Если сегодняшняя дата - 2 февраля 2006 г., вы увидите записи за 3 февраля 2006 г.

    Содержат даты, выпадающие на текущую неделю

    DatePart («ww», [SalesDate]) = DatePart («ww», Date ()) и год ([SalesDate]) = год (Date ())

    Возвращает записи транзакций, которые имели место в течение текущей недели.Неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу.

    Содержат финики, выпавшие на предыдущей неделе

    Год ([SalesDate]) * 53 + DatePart («ww», [SalesDate]) = Год (Date ()) * 53 + DatePart («ww», Date ()) - 1

    Возвращает записи транзакций, которые произошли за последнюю неделю.Неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу.

    Содержат финики, выпадающие на следующую неделю

    Год ([SalesDate]) * 53 + DatePart («ww», [SalesDate]) = Год (Date ()) * 53 + DatePart («ww», Date ()) + 1

    Возвращает записи транзакций, которые будут выполнены на следующей неделе. Неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу.

    Содержит дату, приходящуюся на последние 7 дней

    Между датой () и датой () - 6

    Возвращает записи транзакций, которые имели место в течение последних 7 дней. Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за период с 24 января 2006 г. по 2 февраля 2006 г.

    Содержит дату текущего месяца

    Год ([SalesDate]) = Год (Сейчас ()) И Месяц ([SalesDate]) = Месяц (Сейчас ())

    Возвращает записи за текущий месяц.Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за февраль 2006 года.

    Содержит дату, относящуюся к предыдущему месяцу

    Год ([SalesDate]) * 12 + DatePart («m», [SalesDate]) = Год (Date ()) * 12 + DatePart («m», Date ()) - 1

    Возвращает записи за предыдущий месяц. Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за январь 2006 года.

    Содержит дату следующего месяца

    Год ([SalesDate]) * 12 + DatePart («m», [SalesDate]) = Год (Date ()) * 12 + DatePart («m», Date ()) + 1

    Возвращает записи за следующий месяц. Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за март 2006 года.

    Содержит дату, выпавшую на последние 30 или 31 день

    Между Date () и DateAdd ("M", -1, Date ())

    Записи о продажах за месяц.Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за период с 2 января 2006 г. по 2 февраля 2006 г.

    Содержит дату, относящуюся к текущему кварталу

    Год ([SalesDate]) = Год (Сейчас ()) и DatePart ("q", Date ()) = DatePart ("q", Now ())

    Возвращает записи за текущий квартал.Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за первый квартал 2006 года.

    Содержит дату, относящуюся к предыдущему кварталу

    Год ([SalesDate]) * 4 + DatePart («q», [SalesDate]) = Год (Date ()) * 4 + DatePart («q», Date ()) - 1

    Возвращает записи за предыдущий квартал. Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за последний квартал 2005 года.

    Содержит дату, относящуюся к следующему кварталу

    Год ([SalesDate]) * 4 + DatePart («q», [SalesDate]) = Год (Date ()) * 4 + DatePart («q», Date ()) + 1

    Возвращает записи за следующий квартал. Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за второй квартал 2006 года.

    Содержит дату, приходящуюся на текущий год

    Год ([SalesDate]) = Год (Дата ())

    Возвращает записи за текущий год.Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за 2006 год.

    Содержит дату, относящуюся к предыдущему году

    Год ([SalesDate]) = Год (Дата ()) - 1

    Возвращает записи транзакций, которые имели место в течение предыдущего года. Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за 2005 год.

    Содержит дату следующего года

    Год ([SalesDate]) = Год (Дата ()) + 1

    Возвращает записи транзакций с датой следующего года. Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за 2007 год.

    Содержит дату между 1 января и сегодняшним днем ​​(записи с начала года)

    Год ([SalesDate]) = Год (Дата ()) и Месяц ([SalesDate]) <= Месяц (Дата ()) и День ([SalesDate]) <= День (Дата ())

    Возвращает записи транзакций с датами между 1 января текущего года и сегодняшним днем.Если сегодняшняя дата - 02.02.2006, вы увидите записи за период с 1 января 2006 г. по 02.02.2006.

    Содержит дату в прошлом

    <Дата ()

    Возвращает записи транзакций, которые имели место до сегодняшнего дня.

    Содержит дату, которая наступает в будущем

    > Дата ()

    Возвращает записи транзакций, которые будут иметь место после сегодняшнего дня.

    Фильтр нулевых (или отсутствующих) значений

    не имеет значения

    Возвращает записи, в которых отсутствует дата транзакции.

    Фильтр ненулевых значений

    не равно нулю

    Возвращает записи, для которых известна дата транзакции.

    .

    Критерии оценки - OECD

    Полный набор адаптированных определений и принципов использования, а также объяснения изменений, внесенных в исходные определения, доступны для загрузки.

    Вы можете просмотреть список часто задаваемых вопросов. Задайте свой вопрос в Twitter или напишите по адресу [email protected]

    Критерии оценки

    Цель критериев оценки связана с целью оценки.А именно, чтобы дать возможность определить достоинства, ценность или значимость вмешательства. Термин «вмешательство» используется в этом документе для обозначения объекта оценки (см. Вставку 1 в документе выше). Каждый критерий - это разные линзы или точки зрения, через которые можно рассматривать вмешательство. Вместе они дают более полную картину вмешательства, процесса внедрения и результатов.

    Критерии играют нормативную роль. Вместе они описывают желаемые атрибуты вмешательств: все вмешательства должны соответствовать контексту, согласовываться с другими вмешательствами, достигать своих целей, обеспечивать эффективные результаты и иметь продолжительное положительное воздействие.
    Критерии используются не только для оценки - для мониторинга и управления результатами, а также для стратегического планирования и разработки мероприятий.

    Их можно использовать для просмотра процессов (как происходят изменения), а также результатов (что изменилось).

    Принципы использования критериев оценки

    Следующие ниже принципы определяют использование критериев. Дополнительные советы и примеры приведены в прилагаемом руководстве (готовится к печати).Кроме того, Стандарты качества оценки развития ОЭСР DAC описывают стандарты планирования и реализации оценки. Важно, чтобы определения критериев понимались в более широком контексте и читались вместе с другими принципами и рекомендациями о том, как проводить оценки таким образом, чтобы это было полезно и с высоким качеством.

    Принцип один

    Критерии следует применять вдумчиво, чтобы обеспечить качественную и полезную оценку.Они должны быть контекстуализированы - поняты в контексте индивидуальной оценки, оцениваемого вмешательства и вовлеченных заинтересованных сторон. Вопросы оценки (что вы пытаетесь выяснить) и что вы собираетесь делать с ответами должны информировать о том, как конкретно интерпретируются и анализируются критерии.

    Второй принцип

    Использование критериев зависит от цели оценки. Критерии не следует применять механически. Вместо этого они должны быть охвачены в соответствии с потребностями соответствующих заинтересованных сторон и контекстом оценки.На оценочный анализ по каждому критерию можно потратить больше или меньше времени и ресурсов в зависимости от цели оценки. Доступность данных, ограничения ресурсов, сроки и методологические соображения также могут влиять на то, как (и будет ли) удовлетворяться конкретный критерий.

    Определения

    СООТВЕТСТВИЕ: ДЕЙСТВУЕТ ЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

    Степень, в которой цели и план вмешательства соответствуют потребностям, политике и приоритетам бенефициаров *, глобальных, страновых и партнеров / учреждений, и продолжают это делать в случае изменения обстоятельств.

    Примечание: «Ответить на» означает, что цели и план вмешательства чувствительны к экономическим, экологическим, социальным, политическим, экономическим, экологическим условиям, а также к условиям, в которых оно осуществляется. «Партнер / учреждение» включает правительство (национальное, региональное, местное), организации гражданского общества, частные организации и международные организации, участвующие в финансировании, реализации и / или надзоре за вмешательством. Оценка релевантности включает рассмотрение различий и компромиссов между различными приоритетами или потребностями.Это требует анализа любых изменений в контексте, чтобы оценить, в какой степени вмешательство может быть (или было) адаптировано, чтобы оставаться актуальным.

    * Бенефициары определяются как «лица, группы или организации, целевые или нет, которые прямо или косвенно получают выгоду от вмешательства в развитие». Могут использоваться и другие термины, такие как правообладатели или затронутые лица.

    СОГЛАСОВАННОСТЬ: НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

    Совместимость вмешательства с другими вмешательствами в стране, секторе или учреждении.

    Примечание: степень, в которой другие вмешательства (в частности, политики) поддерживают или подрывают вмешательство, и наоборот. Включает внутреннюю согласованность и внешнюю согласованность: внутренняя согласованность касается синергии и взаимосвязей между вмешательством и другими вмешательствами, осуществляемыми одним и тем же учреждением / правительством, а также согласованность вмешательства с соответствующими международными нормами и стандартами, которым это учреждение / правительство придерживается. Внешняя согласованность рассматривает согласованность вмешательства с вмешательствами других субъектов в том же контексте.Это включает в себя взаимодополняемость, гармонизацию и координацию с другими, а также степень, в которой вмешательство добавляет ценность, избегая при этом дублирования усилий.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ: ДОСТИГАЕТ ЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВО СВОИХ ЦЕЛЕЙ?

    Степень, в которой вмешательство достигло или, как ожидается, достигнет своих целей и его результатов, включая любые различия в результатах по группам.

    Примечание: Анализ эффективности включает учет относительной важности целей или результатов.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ: НАСКОЛЬКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РЕСУРСЫ?

    Степень, в которой вмешательство приносит или может принести результат, экономически и своевременно.

    Примечание: «Экономический» - это преобразование затрат (средств, опыта, природных ресурсов, времени и т. Д.) В конечные результаты, результаты и воздействия наиболее экономически эффективным способом по сравнению с возможными альтернативами в контексте. «Своевременная» доставка осуществляется в намеченные сроки или сроки, разумно скорректированные с учетом требований меняющегося контекста.Это может включать оценку операционной эффективности (насколько хорошо было выполнено вмешательство).

    ВОЗДЕЙСТВИЕ: ЧТО ДАЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

    Степень, в которой вмешательство вызвало или, как ожидается, вызовет значительные положительные или отрицательные, запланированные или непреднамеренные эффекты более высокого уровня.

    Примечание. Воздействие касается конечной значимости и потенциально трансформирующих эффектов вмешательства. Он направлен на выявление социальных, экологических и экономических последствий вмешательства, которые являются более долгосрочными или более широкими по масштабу, чем те, которые уже учтены в соответствии с критерием эффективности.Помимо непосредственных результатов, этот критерий стремится охватить косвенные, вторичные и потенциальные последствия вмешательства. Это достигается путем изучения целостных и устойчивых изменений в системах или нормах и их потенциального воздействия на благосостояние людей, права человека, гендерное равенство и окружающую среду.

    УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ДЕЙСТВУЮТ ПРЕИМУЩЕСТВА?

    Степень, в которой чистые выгоды от вмешательства сохранятся или могут сохраниться.

    Примечание. Включает анализ финансовых, экономических, социальных, экологических и институциональных возможностей систем, необходимых для сохранения чистых выгод в течение долгого времени.Включает анализ устойчивости, рисков и возможных компромиссов. В зависимости от времени оценки это может включать анализ фактического потока чистых выгод или оценку вероятности сохранения чистых выгод в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    .

    Понимание критерия успеха 1.3.1 | Понимание WCAG 2.0

    Цель этого критерия успеха

    Цель этого критерия успеха - гарантировать, что информация и отношения, подразумеваемые визуальным или слуховым форматированием, сохраняются при изменении формата презентации. Например, формат представления изменяется, когда содержимое читается средством чтения с экрана или когда пользовательская таблица стилей заменяется таблицей стилей, предоставленной автором.

    Зрячие пользователи воспринимают структуру и взаимосвязи через различные визуальные подсказки - заголовки часто выделяются более крупным жирным шрифтом, отделенными от абзацев пустыми строками; перед элементами списка стоит маркер и, возможно, с отступом; абзацы разделяются пустой строкой; элементы, имеющие общие характеристики, организованы в табличные строки и столбцы; поля формы могут быть расположены как группы с общими текстовыми метками; может использоваться другой цвет фона, чтобы указать, что несколько элементов связаны друг с другом; слова, имеющие особый статус, обозначаются изменением семейства шрифтов и / или полужирным шрифтом, курсивом или подчеркиванием; элементы, которые имеют общую характеристику, организованы в таблицу, в которой для понимания необходимы взаимосвязь ячеек, разделяющих одну и ту же строку или столбец, и взаимосвязь каждой ячейки с ее заголовком строки и / или столбца; и так далее.Наличие этих структур и этих отношений, программно определенных или доступных в тексте, гарантирует, что информация, важная для понимания, будет воспринята всеми.

    Также можно использовать слуховые подсказки. Например, звуковой сигнал может указывать на начало нового раздела; изменение высоты голоса или скорости речи может использоваться для выделения важной информации или для обозначения цитируемого текста; пр.

    Когда такие отношения воспринимаются одним набором пользователей, эти отношения можно сделать доступными для всех.Один из методов определения того, была ли информация предоставлена ​​должным образом всем пользователям, состоит в последовательном доступе к информации в различных формах.

    Если ссылки на элементы глоссария реализованы с использованием элементов привязки (или соответствующего элемента ссылки для используемой технологии) и идентифицированы с использованием другого шрифта, пользователь программы чтения с экрана услышит, что элемент является ссылкой, когда встретится термин глоссария даже если они могут не получить информацию об изменении начертания шрифта.В онлайн-каталоге цены могут быть указаны крупным красным шрифтом. Программа для чтения с экрана или человек, который не может воспринимать красный цвет, по-прежнему имеет информацию о цене, если ей предшествует символ валюты.

    Некоторые технологии не предоставляют средств для программного определения некоторых типов информации и отношений. В этом случае должно быть текстовое описание информации и отношений. Например, «все обязательные поля отмечены звездочкой (*)».Текстовое описание должно быть рядом с информацией, которую оно описывает (когда страница линеаризована), например, в родительском элементе или в соседнем элементе.

    Также могут быть случаи, когда это может быть суждение о том, должны ли отношения определяться программно или представляться в тексте. Однако, когда технологии поддерживают программные отношения, настоятельно рекомендуется, чтобы информация и отношения определялись программно, а не описывались в тексте.

    Примечание: Не требуется, чтобы значения цвета определялись программно. Информация, передаваемая с помощью цвета, не может быть адекватно представлена ​​просто путем выставления значения. Следовательно, критерий успеха 1.4.1 рассматривает конкретный случай цвета, а не критерий успеха 1.3.1.

    Конкретные преимущества критерия успеха 1.3.1:

    • Этот критерий успеха помогает людям с различными ограниченными возможностями, позволяя пользовательским агентам адаптировать контент в соответствии с потребностями отдельных пользователей.

    • Слепые пользователи (использующие программу чтения с экрана) выигрывают, когда информация, передаваемая в цвете, также доступна в тексте (включая текстовые альтернативы для изображений, которые используют цвет для передачи информации).

    • Слепоглухие пользователи, использующие обновляемые дисплеи Брайля (текст), могут не иметь доступа к информации, зависящей от цвета.

    .

    критериев для идентификации - Traduzione in italiano - esempi inglese

    В базе al termine ricercato questi esempi potrebbero context parole volgari.

    В base al termine ricercato questi esempi potrebbero context parole colloquiali.

    Регламент должен содержать четкие критерии для определения трансграничных финансовых групп или холдингов, для которых такие колледжи будут обязательными.

    Регламенто, доведенное до сведения критериев для отдельных групп и холдинговых трансфронтальных финансовых отношений в отношениях между всеми квалификационными коллегами по обеспечению безопасности.

    Регламент (ЕС) № 1907/2006 предусматривает пересмотр для оценки адекватности критериев для идентификации веществ, которые являются стойкими, способными к биоаккумуляции и токсичными.

    Il regolamento (CE) n.1907/2006 prevede una revisione al fine di valutare l'adeguatezza dei критериев для каждого человека le sostanze che sono persistenti, биоаккумулятивное и тосское.

    Чтобы добиться большей определенности в этом отношении, необходимо установить критериев для идентификации таких элементов.

    Процедуры могут определять критериев для идентификации транзакций на меньшие суммы, к которым не применяются положения настоящего Регламента.

    Процедура, которая может быть индивидуальной, составляет критериев для идентификации операций, которые важны для всех качественных и неприменимых положений о текущем статусе.

    Критерии для определения отказа по существу субъективны.

    предоставить критериев для идентификации отдельных обстоятельств или продуктов, для которых уведомление не имеет отношения;

    fornire критериев в соответствии с идентификатором i отдельных продуктов или Circostanze con riferimento ai quali la notifica non è pertinente;

    установить метод оценки рисков и, в частности, критериев выявления серьезных рисков.

    Более того, критерии для определения действий, подлежащих поддержке, должны быть нацелены на выделение имеющихся финансовых ресурсов на действия, оказывающие наибольшее влияние на преследуемую цель политики.

    Inoltre, есть возможность использовать критериев для каждого человека финансовых стран, которые предоставляют финансовые возможности для всех стран, которые находятся в стадии производства.

    Настоящий Регламент определяет проекты, подлежащие финансированию в рамках каждой подпрограммы, и устанавливает критериев для определения и реализации действий по реализации этих проектов.

    Предусмотрено изменение индивидуальных программ финансирования и стабилизации критериев для каждого отдельного человека и начисляются азионы для реализации различных проектов.

    Критерии для идентификации таких финансовых учреждений должны учитывать критерии, установленные Советом по финансовой стабильности, Международным валютным фондом и Банком международных расчетов.

    Я критериев для идентификации от tali istituti tengono conto dei критерии стабильности от Comitato di stabilità financial, dal Fondo International monetario internazionale e dalla Banca dei regolamenti internazionali.

    Сделает ли Комиссия поэтому благополучие животных одним из критериев для определения чувствительных продуктов Europe, которые необходимо защищать в контексте такой либерализации?

    Pertanto, intende la Commissione fare del benessere degli animali uno dei критериев для каждого человека, который является сенсибилизированным европейским продуктом, который должен быть защищен от конкурса либерализма?

    В этом разделе Управление устанавливает критерии для определения территорий, которые соответствуют условиям статей 61 (3) (a) и (c) Соглашения о ЕЭЗ.

    Nella presente sezione, l'Autorità stabilisce i критериев для каждого человека le zone che soddisfano i Requisiti di cui all'articolo 61, paragrafo 3, lettere a) e c), dell'accordo SEE.

    Критерии для идентификации таких участников финансового рынка должны соответствовать критериям, установленным СФС, МВФ и БМР.

    Я критериев для каждого отдельного человека участников финансовой помощи, обеспечивающих стабильность в ФСБ, ФМИ и других странах.

    - критериев для определения значительных тенденций к повышению концентраций загрязнителей в подземных водах и определения отправных точек для обращения этих тенденций вспять;

    - критериев для идентификации тенденций, значимых для всех результатов, полученных в результате изучения и определения тенденций, и элементов для инверсии этих тенденций;

    Точно так же общая позиция упрощает критерии для определения и обращения вспять тенденций загрязнения и разъясняет меры, которые необходимо принять, чтобы предотвратить и ограничить проникновение загрязняющих веществ.

    La posizione comune inoltre semplifica i критериев для каждого человека e инвертор тенденция dell'inquinamento, e chiarisce le misure da adottare для предотвращения и ограничения l'ingresso dei contaminanti.

    Италия утверждает, что в конкретном контексте пассивного управления ликвидностью PI в 2005 и 2006 годах критерий для определения срока действия средств, собранных на текущих почтовых счетах, определяется как [...] модель.

    L'Italia sostiene che, nello specifico contesto della gestione passiva delle liquidità di PI (nel 2005 e 2006), является [...] моделью определения и критериев для каждого человека durata della raccolta postale.

    Минэкономразвития и Минэкономики 5 апреля подписали постановление министерства, которое во исполнение положений второго Закона о развитии устанавливает новые критерии для определения энергоемких компаний.

    Il Ministero dello Sviluppo Economico e il Ministero dell'Economia il 5 aprile hanno firmato il декрето Ministeriale Che, in attuazione da quanto previsto dal secondo D.l. Sviluppo, стабильный и новый критериев по идентификатору le aziende ad altatensità energetica.

    Следовательно, различие сумм, которые должны быть включены в расчет корректировок на специфический кредитный риск или общих корректировок на кредитный риск, необходимо проводить в соответствии с критериями для определения того, что может быть включено в капитал второго уровня.

    Пертанто, отличия в важных моментах включают в себя кальколо-делле-реттифике-де-валор, суточные кредиты или реттифике-де-валор, суточные кредиты, разработанные в соответствии с критериями для каждого отдельного человека Cosa può essere incluso nel capitale di classe 2.

    практическое применение критериев для определения квалифицируемых портфельных предприятий, влияние этого на развитие социальных предприятий в Союзе и их положительное социальное воздействие;

    sull'applicazione pratica dei критериев для идентификации delle imprese di portafoglio ammissibili, il relativo impatto sullo sviluppo delle imprese sociali nell'Unione e il loro impatto sociale positivo;

    КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ СЕРЬЕЗНЫХ РИСКОВ

    .

    Критерии конвергенции для присоединения | Европейская комиссия

    Критерии конвергенции были введены для измерения прогресса в готовности стран к переходу на евро и определяются как набор макроэкономических показателей, которые сосредоточены на:

    • Стабильность цен
    • Хорошие государственные финансы для обеспечения их устойчивости
    • Стабильность обменного курса, чтобы продемонстрировать, что государство-член может управлять своей экономикой, не прибегая к чрезмерным колебаниям валютных курсов
    • Долгосрочные процентные ставки, для оценки устойчивости конвергенции

    Четыре критерия конвергенции

    Что измеряется: Стабильность цен Прочные и устойчивые государственные финансы Прочность схождения Стабильность обменного курса
    Как измеряется: Гармонизированная инфляция потребительских цен Государственный дефицит и долг Долгосрочная процентная ставка Динамика обменного курса ERM II
    Критерии сходимости: Устойчивое ценовое исполнение и средняя инфляция не более 1.На 5 процентных пунктов выше показателя трех наиболее эффективных государств-членов Не подлежит процедуре чрезмерного дефицита на момент экспертизы Не более чем на 2 процентных пункта выше показателей трех наиболее эффективных государств-членов с точки зрения стабильности цен Участие в ERM II не менее 2 лет без серьезной напряженности, в частности без девальвации по отношению к евро

    Договор также призывает к изучению других факторов, относящихся к экономической интеграции и конвергенции.Эти дополнительные факторы включают интеграцию рынков и развитие платежного баланса. Их оценка также рассматривается как важный показатель того, будет ли интеграция государства-члена в зону евро проходить гладко.

    Когда проводится оценка критериев сходимости?

    В соответствии с Договором, не реже одного раза в два года или по запросу государства-члена с частичным отступлением Комиссия и Европейский центральный банк оценивают прогресс, достигнутый странами-кандидатами в еврозону, и публикуют свои выводы в соответствующем документе. отчеты.

    .

    Смотрите также

© 2020 nya-shka.ru Дорогие читатели уважайте наш труд, не воруйте контент. Ведь мы стараемся для вас!