• Критерии выделения типов рациональности


    Типы рациональности. Научная и философская рациональность

    Помимо научной можно выделить другие типы рациональности (философская, религиозная, художественная), соответствующие иным видам знания. Различные модели рациональности частично пересекаются, но при этом сохраняют свои особенности. Отождествление рациональности с научностью, а научности, в свою очередь, со строгими логическими процедурами приводит к противоречивому пониманию самой науки. Поскольку ни контекст открытия научной теории, ни контекст ее оправдания никогда не осуществляются в соответствии только с формально-логическими схемами. Попытка связать научность и рациональность с априорными, внеисторическими логическими критериями приводит к выводу о полной релятивности критериев научности и иррациональности самой науки. Именно к такому выводу пришли постпозитивисты Т. Кун, И. Лакатос и П. Фейерабенд.

    Таким образом, ошибочно сводить рациональность к автоматическому следованию логическим правилам. Логичность — лишь один из вариантов рациональной нормативности. Большая часть критериев рациональности имеет содержательный и исторически изменчивый характер. Выделяемые в современной философии нормы рациональности подразделяются на три большие группы:

    эпистемические: логические законы и правила, принципы научной онтологии,

    стандарты объяснения и решения задач; деятельностные: целесообразность, эффективность, оптимальность, экономичность

    и т.п.;

    нравственные: принятые в данном обществе представления о добре, красоте и т.п.,

    устоявшиеся социо-культурные детерминанты.

     

    Таким образом, в качестве предпосылок рациональности выступают не просто содержательные, но внерациональные факторы: исторические идеалы, мировоззренческие принципы, эмоционально-ценностные пристрастия и т.п.

    Однако отсутствие единого логического критерия рациональности, многообразие и историческая изменчивость типов рациональности не означают отсутствия самой рациональности как особого типа постижения мира и отношения к нему.

    XX в. продемонстрировал, что некоторые представления и позиции, сохраняя все видимые признаки рациональности, оказываются формами авторитарного сознания, чуждого и даже враждебного критической мысли. Как считает один из исследователей проблемы рациональности В. Швырев, возможность догматизации заложена в самой природе рационального сознания. Дело в том, что рациональное сознание создает теоретический мир — мир идеальных конструкций, который может отчуждаться от человека. Идеальные конструкции, претендуя на окончательность и безусловность, подменяют собой реальную действительность. Человек, попавший в плен такого рода абсолютизированных конструкций, оказывается неспособным сопротивляться догматическому давлению и критически относиться к предлагаемым ему теоретическим схемам, загоняя себя в рамки ограниченного представления о бытии. Подобные тотальные притязания рационального сознания способствуют его превращению в авторитарную догму.

    Исходя из этого, В. Швырев предлагает различать открытую и закрытую

    раг^иональность, что соответствует традиционному для философии различению рассудка и разума. Как считал И. Кант, рассудок — это способность субъекта составлять суждения и действовать в рамках заданных правил. Деятельность рассудка нормативна. Пытаясь выйти за пределы правил и норм, рассудок впадает в противоречия (антиномии), которые собственными силами разрешить не может. Разум — это способность субъекта создавать правила и принципы познания. Разум ставит цели рассудку и представляет собой высшую творческую способность человека. Как считает И. Кант, нельзя судить о мире с помощью одного только рассудка, он бессилен в сфере свободы, хотя вполне адекватен в мире необходимости. Побуждаемый идеями разума, рассудок стремится выйти за пределы возможного опыта и впадает в иллюзии. Для того чтобы судить о вещах-самих-по-себе, возможностей рассудка оказывается недостаточно. Различение рассудка и разума в философии И. Канта аналогично выделению калькулирующего и осмысляющего мышления философом-экзистенциалистом М. Хайдеггером. Таким образом, идея различения разных интеллектуальных способностей субъекта сформулирована не только в рамках классической рационалистической философии и современной философии науки, но имеет более широкую историко-философскую основу и достаточно длительную историю.

    Итак, рассудок, оперирующий в пределах уже сложившегося знания, и основанная на нем закрытая рациональность склонны к догматизму, поскольку представляют собой интеллектуальную деятельность внутри заданных правил без попыток изменения этих правил и даже рефлексии по их поводу. Рассудок — своего рода «духовный автомат», которому присуща тенденция к упрощению и схематизации. Позитивными функциями рассудка являются классификация, систематизация знаний и с помощью этого адаптация человека к привычным ситуациям. Разум же, соотносимый с открытой рациональностью, по природе антидогматичен, представляет собой творческую, конструктивную мысль, рефлексию по поводу заданных правил, формирование новых правил и норм. Разум с этой точки зрения выходит за пределы наличного опыта, его функцией является порождение новых знаний.

    При таком понимании философия оказывается сопоставимой с открытой рациональностью, понимаемой как рефлексивность. Открытая рациональность предполагает самокритичность и плюрализм, равноправие различных позиций как внутри философии, так в других сферах культуры. Диалог различных теоретических позиций является тем средством, которое препятствует замыканию сознания на себя, на свою личностную, профессиональную, национальную, религиозную и т.п. ограниченность.

    Другой российский исследователь В. Степин предлагает различать классическую, неклассическую и постнекласси

    ческую формы рациональности. Классическая рациональ

    ность связана с такими способами постижения действительности, при которых субъект полностью исключается из системы познания. Классическая рациональность имеет установку на объективированное познание действительности, влияние человека на познавательный процесс не учитывается. Классическая рационалистическая парадигма рассматривает науку как абсолютно истинное знание, существующее вне какого-либо социо- культурного контекста.

    Неклассическая рациональность характеризуется осознанием неустранимого влияния познавательных средств на объект и процесс исследования. Иначе говоря, неклассическая рационалистическая парадигма учитывает влияние человека на познавательный процесс, однако по-прежнему не осознается социо-культурная, мировоззренческая обусловленность научного познания.

    Постнеклассическая рациональность связана с осознанием неразрывной связи между ценностно-смысловыми структурами сознания познающего субъекта и характером его познавательной активности. Человек влияет на результаты познания в силу наличия у него специфических ценностных установок, которые формируются с опорой на вненаучный контекст. Таким образом, в рамках постнеклассической рационалистической парадигмы осознается связь познавательной деятельности, в том числе и научной, с социо-культурным контекстом, в котором эта деятельность осуществляется. Требование учета и истолкования ценностей становится предпосылкой получения объективных знаний о мире. По мнению В. Степина, каждый следующий тип рациональности не отрицает предшествующего, но лишь обозначает его границы и проблемы. Можно также добавить, что на смену постнеклассической рациональности со временем придут иные ее формы.

    Помимо выделения различных типов научной рациональности, современная философия говорит и о ее вненаучных формах. Существует целый спектр возможностей реализации принципа рациональности в науке, искусстве, философии. Поэтому следует говорить не столько о рациональности, сколько о творческой разумности человека как его сущностной особенности. Под творческой разумностью имеется в виду способность к свободному практическому действию, к порождению нового в обыденной жизни, искусстве, науке и философии. Классическая научная рациональность — лишь одна из возможностей реализации разума. Вслед за И. Кантом вся постклассическая философия пыталась преодолеть узкорассудочные пределы сциентизированной философии и повернуть ее лицом к человеку. Постклассическая философия продемонстрировала, что разум покоится на не-разуме, логика на не-логике, что разум — лишь средство существования философии, но не ее единственная цель.

    Наука и техника

    Слово «техника» происходит от греческого «techne» — искусство, мастерство. Техника понимается как, с одной стороны, способ и умение достигать чего-либо, с другой — как совокупность средств человеческой деятельности, использующихся для преднамеренного изменения действительности в соответствии с потребностями и желаниями человека. Для понимания сущности техники уместно проследить историю ее становления.

    Одной из теорий является концепция происхождения техники из целесообразной деятельности человека, целесообразного использования средств этой деятельности.

    Другую теоретическую позицию проводит представитель философии жизни О. Шпенглер. Техника, по его мнению, происходит из совместной деятельности больших масс людей и является способом организации этой деятельности. Поэтому технику следует рассматривать не как совокупность инструментов, а как способ обращения с ними.

    Оригинальную концепцию происхождения техники предложил Л. Мамфорд, который считает, что орудийная и машинная техника есть продолжение биотехники. Под биотехникой понимается все необходимое человеку для жизни. Основной момент деятельности человека — он сам, поэтому техника происходит из особенностей функционирования человека и в своем происхождении тесно связана с природой человека. Техника в примитивных сообществах была прежде всего жизнеориентирована, а уже затем трудоориентирована. Техника, нацеленная на производство и власть, возникла, по мнению Л. Мамфорда, значительно позже. Еще одной версией происхождения техники является

    концепция российского ученого Б. Поршнева. Согласно его идеям, техника возникает в

    результате недостаточности биологических способов адаптации человека к действительности. Вместо зубов и когтей человек вынужден использовать камни и палки, которые рассматриваются в качестве прототипов современных технических приспособлений.

    Различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов. На первом этапе, который длился с доисторических времен до XIX в., техника представлена орудиями труда. Основной силой производства является человек, а орудия труда выступают в качестве дополнительных усилителей его природных физических способностей. На этом этапе техника находится в примитивном, неразвитом состоянии, и поэтому как культурный феномен практически не замечается.

    Второй этап развития техники связан с появлением машинного производства в XIX в. В этот период начинается процесс сближения науки и техники, а также стремительное развитие последней. Теперь основной силой производства выступает машина, а человек превращается в ее придаток. Именно в этот период складывается современная техническая или технотронная цивилизация, техника становится важнейшим элементом культуры, поэтому в философии формулируется проблема ее осмысления.

    Примерно со второй половины XX в. начинается третий этап развития техники, связанный с применением автоматов. Человек постепенно выводится за пределы процесса производства и выступает в качестве организатора и руководителя этого процесса. Машина теперь не просто орудие, средство; человек в определенном смысле вступает с ней в коммуникацию. Так, например, компьютер можно рассматривать как примитивный аналог мыслительной деятельности человека. Безусловно, компьютер — средство, с помощью которого человек решает множество разнообразных задач. Но при этом, взаимодействуя с компьютером, человек испытывает влияние виртуальной среды, появляющейся вместе с компьютерной техникой. Как и всякое общение, коммуникация человека и машины строится по определенным правилам. Человек, с одной стороны, задает эти правила, а с другой — вынужден подчиняться им. Учитывая, что процесс компьютеризации становится тотальным, проблема взаимодействия человека и машины из частно-научной переходит в разряд общегуманитарной.

    Немецкий философ К. Ясперс выделяет следующие характерные черты современной техники. Техника есть применение силы природы против нее самой, она характеризуется способностью господствовать, а не созидать. Техника выступает посредствующим звеном между человеком и природой и является частью общей рационализации современного общества. Создание и использование техники основано на использовании научного знания и, следовательно, техника напрямую связана с наукой.

    Современная техника является практическим продолжением науки. Технические новшества основываются на научных знаниях, а развитие техники, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи. В современной цивилизации наука превращается в непосредственную производительную силу, что создает предпосылки поточного производства орудий труда, технических приспособлений, которые становятся искусственными органами человека. В XX в. заговорили о новом культурном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, — научно-технической революции и ее следствии — научно-техническом прогрессе.

    В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера», «ноосфера» появляется понятие «техносфера»^ которым обозначается все то, что связано с производством и использованием техники. Это новая искусственная среда, созданная человеком и, с одной стороны, развивающая в нем способности изобретательства и предпринимательства, а с другой — порабощающая его. Влияние техники на культуру и цивилизацию чрезвычайно разнообразно, а в перспективе даже трудно предсказуемо. Действительно, техника создает новые эффективные средства для самореализации человека, но при этом накладывает на него серьезные ограничения. Рост потребностей человека только ускоряет этот двуединый процесс. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворению потребностей человека, облегчению его труда и сокращению каждодневных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порождает целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использование природного сырья, одностороннюю специализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление невиданного прежде оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды и т.п. Именно поэтому отношение к технике у современного человека двойственное. Ряд философов рассматривает технику и технический прогресс как несомненное зло, следствием которого является выхолащивание духовности, которое в конечном итоге приведет к самоуничтожению человечества. Сторонники технического прогресса, напротив, указывают на то, что техника освобождает человека от рутинного труда, экономит его время и позволяет сосредоточиться на более сложных задачах. И сторонники, и противники технического прогресса улавливают объективные моменты, связанные с состоянием современной технотронной цивилизации.

    Однако более взвешенной является нейтральная позиция, продемонстрированная К. Ясперсом. Немецкий философ считал, что сама по себе техника не является ни добром, ни злом. Она имеет смысл только как средство достижения человеком определенных целей. Поэтому этические вопросы возникают в связи с тем, как техника используется человеком, т.е. в связи с человеческой деятельностью, но не с техникой самой по себе. Система техники, возникшая вместе с машинным производством, включает в себя человека не просто как необходимый, но как существенный элемент. Техника неустранима из современной цивилизации, поэтому человеку придется находить решение тех проблем, которые она порождает. При этом инструментом решения проблем может стать сама техника. Человеку следует находить разумные способы гармоничного сочетания техники с другими сферами культуры.

    Возникновение философии техники как особой области философского знания связывают с появлением в 1877 г. труда Э. Каппа «Основания философии техники». Философия техники выделяется в особый раздел философии и является относительно самостоятельной областью исследования, тяготеющей прежде всего к гносеологии и эпистемологии. Тем не менее значительная часть проблем имеет ярко выраженный аксиологический, праксеологический или антропологический характер. Таким образом, можно говорить о том, что философия техники фокусирует на себе широкий круг философских проблем, вызванных к жизни современной технотронной эпохой, проблем, которые не могут быть решены в рамках узкоспециального научного исследования.


    Читайте также:


    Рекомендуемые страницы:

    Поиск по сайту

    

    Поиск по сайту:

    Рационализм: примеры и определение | Философские термины

    I. Определение

    Рационализм - это философия, согласно которой знание исходит из логики и определенного вида интуиции, когда мы сразу узнаем, что что-то истинно, без дедукции, например «Я в сознании». Рационалисты считают, что лучший способ получить определенное знание - это использовать рациональные способности ума. Противоположностью рационализму является эмпиризм , или точка зрения, согласно которой знание приходит из наблюдения за внешним миром.Однако на практике почти все философы и ученые используют сочетание эмпиризма и рационализма.

    Рационализм - это идея о происхождении знания, поэтому он является частью философской подполи эпистемологии .

    II. Рационализм против эмпиризма против конструктивизма

    Математика является хорошей иллюстрацией рационализма: рационалисту не нужно наблюдать мир или иметь опыт, чтобы знать, что 1 + 1 = 2.Вам просто нужно понять понятия «один» и «сложение», и тогда вы поймете, что это правда. С другой стороны, эмпирики утверждают, что это не так; они указывают, что мы можем полагаться только на математические уравнения, основанные на некотором опыте в мире, например, имея один файл cookie, получая другой, а затем имея два.

    И рационализм, и эмпиризм играют важную роль в науке, хотя относятся к разным отраслям науки. Рационализм соответствует математическому анализу, а эмпиризм - экспериментам и наблюдениям.

    Конечно, лучший путь к познанию сочетает в себе рациональное созерцание и эмпирическое наблюдение. В этом соглашаются рационалисты и эмпирики; они просто не согласны с тем, какой из них более важен или «первичен».

    Конструктивизм - это попытка объединить эмпиризм и рационализм. По мнению конструктивистов, мы можем наблюдать за миром вокруг нас и таким образом получать много знаний (это эмпирическая часть), но чтобы понять или объяснить то, что мы знаем, мы должны вписать это в существующую структуру.То есть мы должны сконструировать рациональный набор идей, которые могут осмыслить эмпирические данные (это рационалистическая часть). Конструктивизм - популярная идея среди учителей, которые считают его полезным при структурировании уроков: конструктивистское обучение включает в себя представление новой информации таким образом, чтобы она соответствовала тому, что ученик уже знает, чтобы они могли постепенно создавать для себя понимание мира. .


    III. Цитаты о рационализме

    Цитата 1

    «Многие люди думают, что прогресс человечества основан на опыте эмпирического, критического характера, но я говорю, что истинное знание можно получить только через философию дедукции. .. . Интуиция заставляет нас смотреть на несвязанные факты, а затем думать о них, пока все они не будут сведены в один закон ». (Альберт Эйнштейн)

    Многие люди думают о науке как о по своей сути эмпирической дисциплине - в конце концов, она основана в основном на наблюдениях и экспериментах, верно? Но есть также рационалистическая сторона науки, как видно из этой цитаты Эйнштейна. Эйнштейн не был большим любителем экспериментов или вглядывания в телескопы. Вместо этого он взял данные, которые собрали другие люди, и попытался понять их рационально (т.е. математически). Его блестящие теории специальной и общей теории относительности были не результатом новых экспериментов, а, скорее, результатом применения острого рационального глаза - и интуиции - к существующим данным.

    Цитата 2

    «Музыка всегда была неотделима от религиозного выражения, поскольку, как и религия в лучшем случае, музыка обозначает« пределы разума ». Поскольку территория определяется своими границами, отсюда следует, что музыка должна быть «окончательно» рациональным ». (Карен Армстронг)

    Многие философы-рационалисты очарованы музыкой именно по тем причинам, которые Карен Армстронг указывает в этой цитате.Музыка в некотором смысле чрезвычайно рациональна (вы можете анализировать ее структуру и частоты и находить там всевозможные математические закономерности), но она также чрезвычайно эмоциональна и, кажется, сокращает наш рациональный мозг. Таким образом, музыка существует прямо на границе рационального и антирационального. Армстронг также делает более спорные, но не менее интересные, утверждают, что религия работает аналогичным образом, работающий на границах между рациональной мыслью и нерациональными эмоциями.


    IV. История и важность рационализма

    Рационализм имеет глубокие исторические корни; можно даже сказать, что его открытие определяет рождение философии в различных культурах. Древние греки, вероятно, являются самым известным примером: древние философы, такие как Платон и Пифагор, утверждали, что реальность характеризуется некоторыми базовыми абстрактными логическими принципами и что, если мы знаем эти принципы, мы можем получить дополнительные истины о реальности. (Это тот же Пифагор, который изобрел знаменитую теорему Пифагора - еще одно свидетельство связи между рационализмом и математикой.)

    Однако другие греки не согласились. Аристотель, например, большую часть своей философии основывал на наблюдениях. Он был очарован миром природы и проводил большую часть своего времени, собирая образцы растений и животных; в некотором роде он был первым современным биологом. Этот метод, конечно же, основан на наблюдении и поэтому является разновидностью эмпиризма.

    Рационализм действительно начал развиваться в средневековом исламском мире, где мусульманские философы черпали вдохновение у Платона. Рационализм Платона оказался чрезвычайно важным для средневекового ислама, который был крайне рационалистической религией, основанной на логической дедукции.Его первым принципом было таухид , или Единство Бога, и все остальные истины считались логическими следствиями этого единственного откровения.

    И рационализм, и эмпиризм сыграли важную роль в научной революции. Эмпирики проводили эксперименты и наблюдения, например, глядя в телескопы. Но многие из наиболее важных открытий были сделаны с помощью рационального анализа, а не эмпирических наблюдений. И, конечно же, эксперименты частично были вдохновлены разумом и интуицией.

    Пример

    Исаак Ньютон разработал свою теорию гравитации, разработав математическую связь между падающими объектами и планетами, вращающимися вокруг нее. (Иногда люди говорят, что Ньютон «открыл гравитацию», но на самом деле точнее будет сказать, что он объяснил гравитацию.)

    Споры между рационалистами и эмпириками в некоторой степени разрешил Иммануил Кант, один из самых влиятельных философов, когда-либо живших. . Теория Канта заключалась в том, что и эмпиризм, и рационализм по-своему верны: он согласился с эмпириками, когда сказал, что все человеческое знание происходит из наблюдения.По его словам, именно так люди познают мир. Но наши наблюдения также основаны на определенных врожденных способах рассуждения; наш мозг запрограммирован на то, чтобы делать определенные выводы на основе наблюдений и рассуждать определенным образом. Таким образом, он также согласился с рационалистами в том, что знание определяется рациональностью. Как и следовало ожидать, многие конструктивисты могут проследить свою родословную до Канта.

    VI. Философия в популярной культуре

    Пример 1

    В Civilization V одним из вариантов социальной политики является «Рационализм.«Эта социальная политика улучшает научные достижения вашей цивилизации и позволяет вам производить больше великих ученых. Это имеет смысл, поскольку рационализм был так важен в раннюю научную революцию. Однако игра иллюстрирует «рационализм» с изображением ученого, смотрящего через призму, предположительно как часть эксперимента. Так что картина лучше подходит под заголовок эмпиризма , чем рационализма!

    Пример 2

    «Вулканцы не спекулируют.Я говорю из чистой логики ». (Спок, Звездный путь)

    Спок - идеальный рационалист. Его мощный мозг может вычислять логические вероятности быстрее, чем любой человек, и его не отвлекают надоедливые эмоции или личные предубеждения (по крайней мере, большую часть времени; в конце концов, он наполовину человек). Он способен на невероятные логические подвиги, например, играть в трехмерные шахматы.

    .

    Количественные данные: определение, типы, анализ и примеры

    Количественные данные определяются как значение данных в форме подсчетов или чисел, где каждый набор данных имеет уникальное числовое значение, связанное с ним. Эти данные представляют собой любую поддающуюся количественной оценке информацию, которую можно использовать для математических расчетов и статистического анализа, чтобы на основе этих математических выводов можно было принимать реальные решения. Количественные данные используются для ответа на такие вопросы, как «Сколько?», «Как часто?», «Сколько?».Эти данные можно проверить, а также удобно оценить с помощью математических методов.

    Например, есть количества, соответствующие различным параметрам, например: «Сколько стоит этот ноутбук?» это вопрос, который позволит собирать количественные данные. Существуют значения, связанные с большинством параметров измерения, такими как фунты или килограммы для веса, долларов для стоимости и т. Д.

    Количественные данные позволяют управлять измерением различных параметров благодаря простоте математических выводов, которые они содержат.Количественные данные обычно собираются для статистического анализа с помощью опросов, опросов или анкет, рассылаемых определенной части населения. Полученные результаты могут быть установлены для всей популяции.

    Типы количественных данных с примерами

    Ниже приведены наиболее распространенные типы количественных данных:

    • Счетчик: Счетчик, приравненный к сущностям. Например, количество людей, скачивающих конкретное приложение из App Store.
    • Измерение физических объектов: Вычислительное измерение любых физических объектов. Например, руководитель отдела кадров тщательно измеряет размер каждой ячейки, назначенной новым сотрудникам.
    • Сенсорный расчет: Механизм естественного «восприятия» измеренных параметров для создания постоянного источника информации. Например, цифровая камера преобразует электромагнитную информацию в строку числовых данных.
    • Проекция данных: Проекция данных на будущее может быть сделана с использованием алгоритмов и других инструментов математического анализа.Например, маркетолог спрогнозирует рост продаж после запуска нового продукта с тщательным анализом.
    • Количественная оценка качественных объектов: Отождествляйте числа с качественной информацией. Например, попросите респондентов онлайн-опроса поделиться вероятностью рекомендации по шкале от 0 до 10.

    Поскольку количественные данные представлены в виде чисел, математический и статистический анализ этих чисел может привести к определенным убедительным результатам.

    Существует два основных метода сбора количественных данных:

    Опросы: Традиционно опросы проводились с использованием бумажных методов и постепенно превратились в онлайн-среду. Закрытые вопросы составляют основную часть этих опросов, поскольку они более эффективны при сборе количественных данных. Опрос включает варианты ответов, которые, по их мнению, наиболее подходят для конкретного вопроса. Опросы являются неотъемлемой частью сбора отзывов от аудитории, размер которой больше обычного.Важнейшим фактором в опросах является то, что собранные ответы должны быть такими, чтобы их можно было обобщить для всего населения без значительных расхождений. По времени, затраченному на выполнение опросов, они классифицируются на следующие -

    .
    • Лонгитюдные исследования: Тип наблюдательного исследования, в котором исследователь рынка проводит опросы от определенного периода времени до другого, то есть в течение значительного периода времени, называется продольным обследованием.Этот опрос часто применяется для анализа тенденций или исследований, где основной целью является сбор и анализ закономерности в данных.
    • Поперечные исследования: Тип обсервационного исследования, при котором рыночное исследование проводит опросы в определенный период времени по целевой выборке, известен как перекрестный опрос. Этот тип опроса реализует анкету, чтобы понять конкретный предмет из выборки в определенный период времени.

    Подробнее: Поперечное и продольное исследование

    При проведении опроса для сбора количественных данных необходимо соблюдать следующие принципы.

    • Фундаментальные уровни измерения - номинальная, порядковая, интервальная и относительная шкалы: Существует четыре шкалы измерения, которые имеют основополагающее значение для создания вопроса с несколькими вариантами ответа в опросе при сборе количественных данных. Это номинальные, порядковые, интервальные и пропорциональные шкалы измерения, без основ которых нельзя создавать вопросы с несколькими вариантами ответов.
    • Использование различных типов вопросов: Для сбора количественных данных в опросе необходимо использовать закрытые вопросы.Они могут представлять собой сочетание нескольких типов вопросов, включая вопросы с несколькими вариантами ответов, такие как вопросы со шкалой семантического дифференциала, вопросы с рейтинговой шкалой и т. Д., Которые могут помочь собрать данные, которые можно проанализировать и понять.
    • Распространение опросов и сбор данных опросов: Выше мы видели процесс построения опроса вместе с планом опроса для сбора количественных данных. Распространение опросов для сбора данных - еще один важный аспект процесса опроса.Существуют разные способы распространения опросов. Вот некоторые из наиболее часто используемых методов:
      • Электронная почта: Отправка опроса по электронной почте является наиболее часто используемым и наиболее эффективным методом распространения опросов. Вы можете использовать функцию управления электронной почтой QuestionPro, чтобы отправлять и собирать ответы на опросы.
      • Купить респондентов: Еще один эффективный способ распространения опроса и сбора количественных данных - использование выборки. Поскольку респонденты хорошо осведомлены, а также готовы участвовать в исследованиях, ответы намного выше.
      • Встроить опрос на веб-сайт: Встраивание опроса на веб-сайт увеличивает количество ответов, так как респондент уже находится в непосредственной близости от бренда, когда всплывает опрос.
      • Распространение в социальных сетях: Использование социальных сетей для распространения результатов опроса помогает собрать больше ответов от людей, которые знают о бренде.
      • QR-код: В QR-кодах QuestionPro хранится URL-адрес опроса. Вы можете напечатать / опубликовать этот код в журналах, на знаках, визитных карточках или практически на любом объекте / носителе.
      • SMS-опрос: Быстрый и эффективный способ проведения опроса для сбора большого количества ответов - это SMS-опрос.
      • Приложение QuestionPro: Приложение QuestionPro позволяет быстро распространять опросы, а ответы можно собирать как онлайн, так и офлайн.
      • Интеграция API: Вы можете использовать интеграцию API платформы QuestionPro, чтобы потенциальные респонденты могли принять участие в вашем опросе.

    Индивидуальные собеседования: Этот метод сбора количественных данных также традиционно проводился при личной встрече, но теперь он перешел на телефонные и онлайн-платформы.Интервью предлагают маркетологу возможность собрать обширные данные от участников. Количественные интервью чрезвычайно структурированы и играют ключевую роль в сборе информации. Онлайн-интервью состоят из трех основных частей:

    • Личное интервью: Интервьюер может подготовить список важных вопросов для интервью в дополнение к уже заданным вопросам опроса. Таким образом, собеседники предоставляют исчерпывающую информацию по обсуждаемой теме.Интервьюеру удается наладить связь с интервьюируемым на личном уровне, что поможет ему / ей собрать больше деталей по теме, благодаря чему ответы также улучшатся. Интервьюеры также могут попросить респондентов объяснить нечеткие ответы.
    • Онлайн / телефонные интервью: Телефонные интервью больше не в новинку, но эти количественные интервью также переместились в онлайн-средства, такие как Skype или Zoom. Независимо от расстояния между интервьюером и респондентом и их соответствующих часовых поясов, общение становится одним щелчком мыши с онлайн-интервью.В случае телефонных интервью интервью - это просто телефонный звонок.
    • Персональное интервью с помощью компьютера: это метод индивидуального интервью, при котором интервьюер вводит все собранные данные непосредственно в ноутбук или любое другое подобное устройство. Время обработки сокращается, а интервьюерам не нужно носить с собой физические анкеты и просто вводить ответы на портативном компьютере.

    Все вышеперечисленные методы сбора количественных данных могут быть достигнуты с помощью опросов, анкет и опросов.

    Узнайте о: количественное исследование

    Количественные данные: методы анализа

    Сбор данных составляет важную часть исследовательского процесса. Однако эти данные необходимо проанализировать, чтобы понять их смысл. Существует несколько методов анализа количественных данных, собранных в ходе опросов. Их:

    • Перекрестные таблицы: Перекрестные таблицы - это наиболее широко используемые методы количественного анализа данных. Это предпочтительный метод, так как он использует базовую табличную форму для вывода между различными наборами данных в исследовательском исследовании.Он содержит данные, которые являются взаимоисключающими или связаны друг с другом.
    • Анализ тенденций: Анализ тенденций - это метод статистического анализа, который дает возможность просматривать количественные данные, которые были собраны за длительный период времени. Этот метод анализа данных помогает собирать обратную связь об изменении данных с течением времени, и, если он направлен на понимание изменения переменных, с учетом одной переменной, остается неизменной.
    • Анализ MaxDiff: Анализ MaxDiff - это метод количественного анализа данных, который используется для оценки предпочтений клиентов в отношении покупки и определения того, какие параметры имеют более высокий рейтинг в этом процессе, чем другие.В упрощенной форме этот метод также называют методом «наилучшего-наихудшего». Этот метод очень похож на совместный анализ, но его гораздо проще реализовать и его можно взаимозаменяемо использовать.
    • Совместный анализ: Как и в описанном выше методе, совместный анализ представляет собой аналогичный метод количественного анализа данных, который анализирует параметры, лежащие в основе решения о покупке. Этот метод обладает способностью собирать и анализировать расширенные показатели, которые обеспечивают глубокое понимание решений о покупке, а также параметры, которые ранжируют наиболее важные.
    • TURF-анализ: TURF-анализ или Total Unduplicated Reach and Frequency Analysis - это методология количественного анализа данных, которая оценивает общий охват рынка продукта или услуги или их комбинации. Этот метод используется организациями, чтобы понять, как часто и по каким каналам их сообщения доходят до клиентов и потенциальных клиентов, что помогает им корректировать свои стратегии выхода на рынок.
    • Анализ недостатков: Анализ недостатков использует параллельную матрицу для отображения количественных данных, которые помогают измерить разницу между ожидаемой и фактической производительностью.Этот анализ данных помогает измерить пробелы в производительности и то, что необходимо сделать, чтобы восполнить этот пробел.
    • SWOT-анализ: SWOT-анализ - это метод количественного анализа данных, который присваивает числовые значения для обозначения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организации, продукта или услуги, что, в свою очередь, дает целостную картину конкуренции. Этот метод помогает создавать эффективные бизнес-стратегии.
    • Анализ текста: Анализ текста - это передовой статистический метод, при котором интеллектуальные инструменты анализируют и определяют количественно или преобразовывают качественные и открытые данные в легко понятные данные.Этот метод используется, когда необработанные данные обследования неструктурированы, но их необходимо привести в разумную структуру.
    Подробнее: анализ MaxDiff и совместный анализ
    Шаги по проведению количественного анализа данных

    Для количественных данных необработанная информация должна быть содержательно представлена ​​с использованием методов анализа. Количественные данные следует анализировать, чтобы найти подтверждающие данные, которые помогут в процессе исследования.

    • Свяжите шкалы измерений с переменными: Свяжите шкалы измерений, такие как номинальные, порядковые, интервалы и отношения с переменными.Этот шаг важен для упорядочивания данных. Данные могут быть введены в таблицу Excel, чтобы систематизировать их в определенном формате.
    • Свяжите описательную статистику с данными: Свяжите описательную статистику, чтобы инкапсулировать доступные данные. Установить закономерность в необработанных данных может быть сложно. Некоторые широко используемые описательные статистики:
        1. Среднее - Среднее значение определенной переменной
        2. Медиана - средняя точка шкалы значений для переменной
        3. Mode - для переменной наиболее частое значение
        4. Частота - количество раз, когда определенное значение наблюдается на шкале
        5. Минимальные и максимальные значения - минимальное и максимальное значения шкалы
        6. Проценты - Формат для выражения оценок и набор значений для переменных
    • Определите шкалу измерения: Важно выбрать шкалу измерения, чтобы завершить описательную статистику для переменной.Например, номинальная переменная оценка никогда не будет иметь среднего или медианного значения, и поэтому описательная статистика будет соответственно меняться. Описательной статистики достаточно в ситуациях, когда результаты не должны распространяться на население.
    • Выберите соответствующие таблицы для представления данных и анализа собранных данных: После выбора подходящей шкалы измерений исследователи могут использовать табличный формат для представления данных. Эти данные можно анализировать с помощью различных методов, таких как кросс-табуляция или TURF.

    Ниже приведены некоторые примеры количественных данных, которые могут помочь понять, к чему это относится:

    • Обновил телефон 6 раз за квартал.
    • Мой подросток вырос на 3 дюйма в прошлом году.
    • 83 человека скачали последнюю версию мобильного приложения.
    • Моя тетя потеряла 18 фунтов в прошлом году.
    • 150 респондентов придерживаются мнения, что новая функция продукта не будет успешной.
    • Выручка увеличится на 30% с добавлением нового продукта.
    • 500 человек посетили семинар.
    • 54% людей предпочитают делать покупки в Интернете, а не ходить в торговый центр.
    • У нее в этом году 10 праздников .
    • Продукт X стоит 1000 долларов США .

    Как вы можете видеть в приведенных выше 10 примерах, каждому параметру присваивается числовое значение, известное как количественные данные.

    Преимущества количественных данных

    Некоторые преимущества количественных данных:

    • Проведите углубленное исследование: Поскольку количественные данные можно анализировать статистически, весьма вероятно, что исследование будет детальным.
    • Минимальная систематическая ошибка: В исследованиях бывают случаи, когда личная предвзятость приводит к неверным результатам. Благодаря числовому характеру количественных данных личная предвзятость в значительной степени снижается.
    • Точные результаты: Поскольку полученные результаты носят объективный характер, они очень точны.

    Подробнее: Погрешность

    Недостатки количественных данных

    Некоторые недостатки количественных данных:

    • Информация с ограничениями: поскольку количественные данные не являются описательными, исследователям становится сложно принимать решения, основанные исключительно на собранной информации.
    • Зависит от типов вопросов: Смещение результатов зависит от типов вопросов, включенных для сбора количественных данных.Знание исследователем вопросов и цель исследования чрезвычайно важны при сборе количественных данных.

    Различия между количественными и качественными данными

    Между количественными и качественными данными есть резкие различия. Их:

    Количественные данные Качественные данные
    Связано с номерами Связано с деталями
    Реализовано, когда данные числовые Реализовано, когда данные могут быть разделены на четко определенные группы
    Собранные данные могут быть статистически проанализированы Собранные данные можно просто наблюдать, но не оценивать
    Примеры: рост, вес, время, цена, температура и т. Д. Примеры: ароматы, внешний вид, красота, цвета, ароматы и т. Д.

    .

    Критерии приемки: цели, типы, примеры и передовой опыт

    Время чтения: 7 минут

    Успех любого проекта зависит от способности команды разработчиков удовлетворить потребности своих клиентов. Коммуникация между клиентом и командой разработчиков играет жизненно важную роль в предоставлении решения, которое соответствует требованиям продукта и рынка. Проблемы возникают, если клиенты слишком расплывчато объясняют свои потребности, а команда не может понять четких требований и, в конечном итоге, стоящую за ними бизнес-проблему.Представьте, что вы просите свою команду разрешить пользователям искать продукт в книжном онлайн-магазине по категориям. Вы ожидаете, что у вас будет понятный интерфейс со ссылками на категории, по которым можно щелкнуть по ним (например, фантастика, научная литература, историческая литература и т. Д.). После двух недель разработки вы получите функцию панели поиска, где пользователи должны вводить категорию, которая им интересна, вместо просмотра предварительно перечисленных категорий. Хотя это тоже работает, вашей первоначальной целью было раскрыть все доступные категории и позволить пользователям исследовать дальше.

    Это когда высококачественная документация по программному обеспечению может помочь избежать проблемы. Пользовательские истории и критерии приемки (AC) как основные форматы документирования требований. Пользовательская история - это описание функции на естественном языке. Обычно он сопровождается критериями приемлемости.

    Критерии приемки (AC) - это условия, которым должен соответствовать программный продукт, чтобы его принял пользователь, заказчик или другая система. Они уникальны для каждой пользовательской истории и определяют поведение функции с точки зрения конечного пользователя.Хорошо написанные критерии приемки помогают избежать неожиданных результатов в конце этапа разработки и гарантировать, что все заинтересованные стороны и пользователи удовлетворены тем, что они получают.

    Критерии приемки - нижний уровень Функциональные требования

    Критерии приемки основные цели

    Разъяснение требований заинтересованных сторон - цель высокого уровня. Чтобы сделать цели AC более ясными, давайте разберем их.

    Детализация объема функции. AC определяет границы пользовательских историй. Они предоставляют точные сведения о функциональности, которые помогают команде понять, завершена ли история и работает ли она должным образом.

    Описание негативных сценариев. Yor AC может потребовать, чтобы система распознала небезопасный ввод пароля и помешала пользователю продолжить работу. Неверный формат пароля - это пример так называемого негативного сценария, когда пользователь вводит неверные данные или ведет себя неожиданно. AC определяет эти сценарии и объясняет, как система должна реагировать на них.

    Настройка связи. Критерии приемки синхронизируют видение клиента и команды разработчиков. Они гарантируют, что у всех есть общее понимание требований: разработчики точно знают, какое поведение должна демонстрировать функция, а заинтересованные стороны и клиент понимают, чего от нее ждут.

    Оптимизация приемочных испытаний. AC являются основой приемочного тестирования пользовательской истории. Каждый критерий приемки должен подвергаться независимому тестированию и, таким образом, иметь четкие сценарии «прошел или не прошел».Их также можно использовать для проверки истории с помощью автоматических тестов.

    Оценка характеристик. Критерии приемки определяют, что именно должно быть разработано командой. Как только у команды появятся точные требования, они могут разбить пользовательские истории на задачи, которые можно правильно оценить.

    Виды и структуры критериев приемки

    AC можно записывать в разных форматах. Есть два наиболее распространенных варианта, и третий вариант - разработать собственный формат:

    • ориентированный на сценарий (Учитывая / Когда / Тогда)
    • ориентированные на правила (контрольный список)
    • пользовательских форматов

    Поскольку первый и второй форматы имеют очень специфическую структуру, мы в основном сосредоточимся на них.Однако вы можете обнаружить, что другие форматы лучше подходят для вашего продукта, поэтому мы кратко коснемся и их.

    Критерии приемки, ориентированные на сценарий

    Формат записи AC, ориентированный на сценарии, известен как тип Given / When / Then (GWT).

    • Учитывая некоторое предварительное условие
    • Когда Я делаю какое-то действие
    • Потом Жду результата

    Этот подход был унаследован от разработки, основанной на поведении (BDD), и обеспечивает согласованную структуру, которая помогает тестировщикам определять, когда начинать и завершать тестирование конкретной функции.Это также сокращает время, затрачиваемое на написание тестовых случаев, поскольку поведение системы описывается заранее.

    Каждый критерий приемки, написанный в этом формате, имеет следующие утверждения:

    1. Сценарий - название поведения, которое будет описано
    2. Дано - начальное состояние сценария
    3. Когда - конкретное действие, которое совершает пользователь.
    4. Затем - результат действия в «Когда»
    5. И - используется для продолжения любого из трех предыдущих операторов

    В сочетании эти утверждения охватывают все действия, которые пользователь предпринимает для выполнения задачи и получения результата.

    Давайте рассмотрим несколько примеров.

    Пример 1

    История пользователя: Как пользователь, я хочу иметь возможность восстановить пароль своей учетной записи, чтобы иметь доступ к своей учетной записи в случае, если я забыл пароль.

    Сценарий: Забыл пароль

    Дано: Пользователь перешел на страницу входа

    Когда : Пользователь выбрал забыл пароль опция

    И : Ввели действующий адрес электронной почты, чтобы получить ссылку для восстановления пароля

    Затем : Система отправила ссылку на введенный адрес электронной почты

    Дано: Пользователь получил ссылку по электронной почте

    Когда: Пользователь перешел по ссылке, полученной в электронном письме

    Тогда: Система позволяет пользователю установить новый пароль

    Пример 2

    История пользователя: Как пользователь, я хочу иметь возможность запрашивать наличные со своего счета в банкомате, чтобы я мог получать деньги со своего счета быстро и в разных местах.

    Критерии приемки 1:

    Дано: , что счет кредитоспособен

    А: карта действительна

    А: диспенсер содержит наличные

    Когда: клиент запрашивает наличные

    Затем: убедитесь, что счет дебетован

    И: обеспечить выдачу наличных

    И: убедитесь, что карта возвращена

    Критерии приемки 2:

    Дано: , что на счете овердрафт

    А: карта действительна

    Когда: клиент запрашивает наличные

    Затем: убедитесь, что отображается сообщение об отказе

    И: гарантировать, что наличные не выдаются

    Формат критериев приемлемости, ориентированный на правила

    В некоторых случаях бывает трудно уместить критерии приемки в структуру Given / When / Then.Например, GWT вряд ли пригодится в следующих случаях:

    • Вы работаете с пользовательскими историями, которые описывают функциональные возможности системного уровня, требующие других методов обеспечения качества.
    • Целевая аудитория для критериев приемки не нуждается в точных деталях тестовых сценариев.
    • Сценарии
    • GWT не подходят для описания дизайна и ограничений пользовательского опыта функции. Разработчики могут упустить ряд важных деталей.

    Эти случаи можно решить с помощью формата AC, ориентированного на правила.

    Форма, ориентированная на правила, предполагает наличие набора правил, описывающих поведение системы. Исходя из этих правил, вы можете рисовать конкретные сценарии.

    Обычно критерии, составленные с помощью этой формы, выглядят как простой маркированный список. Давайте посмотрим на пример.

    Пример

    История пользователя: Как пользователь я хочу использовать поле поиска для ввода города, названия или улицы, чтобы я мог найти подходящие варианты отелей.

    Критерии приемки базового интерфейса поиска

    • Поле поиска размещается на верхней панели
    • Поиск начинается, когда пользователь нажимает «Поиск».
    • Поле содержит заполнитель с текстом серого цвета: «Куда вы собираетесь?»
    • Заполнитель исчезает, когда пользователь начинает вводить
    • Поиск выполняется, если пользователь вводит город, название отеля, улицу или все вместе
    • Поиск ведется на английском, французском, немецком и украинском языках.
    • Пользователь не может ввести более 200 символов
    • Поиск не поддерживает специальные символы (символы).Если пользователь ввел специальный символ, покажите предупреждающее сообщение: «Поисковый ввод не может содержать специальные символы».

    Другие форматы

    Большинство пользовательских историй можно охватить двумя форматами, упомянутыми выше. Однако вы можете придумать свои собственные критерии приемлемости, поскольку они служат своим целям, написаны четко, простым языком и не могут быть неправильно истолкованы. Некоторые команды даже используют простой текст.

    Иногда ваши критерии могут быть указаны как пример поведения системы:

    Простой набор AC для надежных паролей от Марка Левисона для agilepainpainrelief.com

    Этот подход дает четкие рекомендации по тестированию функций пароля.

    Ответственные роли и как создаются критерии приемки

    Некоторые критерии определяются и записываются владельцем продукта , когда он или она создает бэклог продукта. А остальные могут быть дополнительно указаны командой во время обсуждения пользовательских историй после планирования спринта. Строгих рекомендаций по выбору ответственного за написание критериев нет.Клиент может задокументировать их, если он или она обладает достаточными знаниями в области технической документации и документации по продукту. В этом случае клиент согласовывает критерии с командой, чтобы избежать взаимных недоразумений. В противном случае критерии создаются владельцем продукта , бизнес-аналитиком , аналитиком требований или менеджером проекта .

    Процесс начинается с приоритезации пользовательских историй и заканчивается согласованием деталей со всей командой

    Основные проблемы и передовой опыт написания критериев приемки

    Критерии приемки выглядят так, как будто их очень легко написать.Несмотря на их упрощенные форматы, написание текста представляет собой проблему для многих команд. Давайте подробнее рассмотрим передовые методы, которые помогут избежать распространенных ошибок.

    Критерии документа перед разработкой. Критерии приемки должны быть задокументированы до начала фактической разработки. Таким образом, команда, скорее всего, заранее уловит все потребности клиентов. Вначале достаточно установить критерии для небольшого количества пользовательских историй, чтобы заполнить бэклоги для двух спринтов (если вы практикуете Scrum или аналогичный метод).Они должны быть согласованы обеими сторонами. Затем задокументированные критерии приемки используются разработчиками для планирования технического процесса.

    Не делайте AC слишком узким. Критерии приемлемости могут быть слишком специфичными, практически без маневра для разработчиков. Чтобы избежать этого, помните, что AC должен выражать намерение, но не окончательное решение. Более того, узкий AC может быть лишен множества действий пользователей, которые не рассматриваются.

    Держите ваши критерии достижимыми. Эта точка близко пересекается с предыдущей.Эффективные критерии приемки определяют разумный минимальный объем функциональных возможностей, которые вы можете предоставить. Но если вы поддаетесь описанию всех мелких деталей, есть риск, что ваша команда застрянет на сотнях мелких задач.

    Сохраняйте переменный ток измеримым и не слишком широким. Широкие критерии приемлемости делают историю пользователя расплывчатой. Эффективные критерии приемки должны определять объем работ, чтобы разработчики могли правильно спланировать и оценить свои усилия.

    Избегайте технических подробностей. Как мы уже упоминали, критерии приемки должны быть написаны простым английским языком. Это сделает их ясными и понятными для всех: ваши заинтересованные стороны или менеджеры могут не иметь технического образования.

    Достичь консенсуса. Одна и та же проблема может быть решена по-разному группой и заинтересованными сторонами в зависимости от их точки зрения. Убедитесь, что вы сообщили свой AC заинтересованным сторонам и достигли взаимного согласия. То же самое и с членами команды. Каждый должен просмотреть AC и подтвердить, что он понимает и согласен с каждой строкой.

    Запись тестируемого переменного тока. Это позволит тестировщикам убедиться, что все требования соблюдены. В противном случае разработчики не поймут, завершена ли пользовательская история.

    Заключительное слово

    Не пренебрегайте критериями приемки, поскольку они, будучи простыми и доступными, решают сразу несколько проблем. Они документируют ожидания клиентов, предоставляют точку зрения конечного пользователя, уточняют требования и предотвращают двусмысленность и, в конечном итоге, помогают контролю качества проверять, были ли достигнуты цели разработки.Независимо от того, используете ли вы методы Agile или нет, обязательно выберите лучший формат или поэкспериментируйте со своими собственными. Для разных типов пользовательских историй и, в конечном итоге, функций могут потребоваться разные форматы, поэтому рекомендуется тестировать новые, которые работают для вас.

    .

    >


    :

    1.. .

    2..

    3..

    :

    1.:

    >>>

    >>>

    >>>

    >>>

    >>>

    :

    «Мешок с костями» ().100, 2 400. >>>

    . ,. >>>

    . , 1000. >>>

    , г. >>>

    -. >>>


    Lingualeo - - !!

    250 000,. 10! . >>>

    - EnglishDom !!

    , г.200. . >>>

    Skyeng !!

    5 000. . >>>


    . >>>

    13 000. >>>

    . >>>

    . ,,. >>>

    ,,!

    .

    Смотрите также