• Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков


    Терминологический словарик для 6 класса






    Материалы к урокам


    Терминологический словарик

    Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

    Алгоритм — конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

    Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или мысленное выделение признаков объекта.

    Блок-схема — форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются геометрические фигуры: овал (начало и конец), параллелограмм (ввод/вывод), ромб (принятие решения) и прямоугольник (выполнение действия). Стрелки, связывающие эти фигуры, задают порядок выполнения соответствующих шагов.

    Векторный способ представления изображений — способ представления изображений в цифровом виде, состоящий в том, что некоторый графический объект записывается как закодированная последовательность команд для его создания.

    Ветвление — форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

    Единицы измерения информации — бит (0, 1), байт (8 битов), килобайт (1024 байта), мегабайт (1024 килобайта), гигабайт (1024 мегабайта).

    Информация для человека — знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.

    Исполнитель — человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

    Класс — совокупность объектов, выделенных по какому - либо признаку.

    Кодовая таблица — таблица, задающая соответствие символов и их кодов.

    Компьютер — универсальное электронное устройство для работы с информацией; он может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться в самых разных видах человеческой деятельности.

    Линейный алгоритм — алгоритм, в котором команды выполняются в порядке, в котором они записаны, то есть последовательно друг за другом.

    Логика — наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

    Обобщение — мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс.

    Объем понятия — множество объектов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.

    Определение понятия — перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

    Позиционная система счисления — система счисления, в которой одна и та же цифра получает различные количественные значения в зависимости от места, или позиции, которое она занимает в записи данного числа.

    Понятие — форма мышления, отражающая совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса объектов.

    Правила — знания о последовательности действий, направленных на достижение некоторой цели.

    Растровый способ представления изображений — способ представления изображений в цифровом виде, состоящий в том, чтобы разделить графический объект вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты — пиксели и закодировать цвет каждого пикселя в виде двоичного числа.

    Синтез — мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

    Система команд исполнителя (СКИ) — перечень всех команд, которые может выполнить конкретный исполнитель.

    Система счисления — совокупность приемов и правил для обозначения и именования чисел.

    Содержание понятия — все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.

    Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

    Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов.

    Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение.

    Файл — информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

    Факты — знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между ними.

    Цикл (повторение) — форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.

    Цифровое (двоичное) кодирование — представление самой разнообразной информации с помощью последовательности битов (0 и 1).

    Методы научного познания

    Метод - это система принципов, правил и способов подхода к изучению явлений и законов природы, общества и мышления, способ достижения определенных результатов в познании; режим теоретического исследования или практической реализации результатов познавательной деятельности . Методы выражают связи субъекта с объектом познания, раскрывают систему их взаимодействия.Поэтому методы часто характеризуют как систему нормативных правил и принципов познавательной, практической и теоретической деятельности, производимую субъектом на основе исследования объекта. Сказанное свидетельствует о том, что важной составной частью, основой науки как особой формы духовно-теоретической деятельности является методология изучения методов, способов и форм научной деятельности. Методология раскрывает способы формирования, структуру и принципы аргументации знаний.

    Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический . На каждом уровне есть свои методы, формы познавательной деятельности, а также методы обработки, систематизации и аргументации полученных знаний. При этом их разделение не является абсолютным. Каждый реальный акт познания представляет собой диалектическое единство эмпирического, теоретического и практического.

    Научное исследование предполагает не только движение вверх, к разработке теоретического аппарата (к построению совершенной теории), но также движение вниз, включающее ассимиляцию эмпирической информации, открытие и предсказание новых фактов.Исследование никогда не начинается с наблюдения и сбора фактов, оно начинается с попытки решения некоторой задачи, лежащей в основе, которая всегда является определенной гипотезой или предположением; он начинается с постановки проблемы.

    Эмпирический уровень познания включает методы, приемы и формы познавательной деятельности, которые являются прямым результатом практики. Для этого этапа познания важно выбрать объект исследования и систематизацию знаний о нем.

    Методы выбора и исследования эмпирического объекта: а) наблюдение, б) эксперимент, в) описание, г) объяснение, д) измерения, е) моделирование.

    Наблюдение и эксперимент. Есть два пути решения проблемы: один может искать необходимую информацию или пытаться исследовать проблему самостоятельно посредством наблюдения, эксперимента и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент - чрезвычайно важные методы исследования как в естественных, так и в социальных науках.Никаких исследований вне наблюдения быть не может. Наблюдение - это преднамеренный и направленный процесс восприятия, осуществляемый с целью выявления существенных свойств и отношений в объекте познания. Наблюдение может быть прямым или опосредованным с помощью различных технических устройств (например, теперь даже молекулы доступны для визуального наблюдения с помощью электронных микроскопов). Наблюдение приобретает научное значение, если оно позволяет в рамках исследовательской программы отражать объекты с максимальной точностью и если оно может быть повторено в различных условиях.



    Но человек не может ограничиваться только ролью наблюдателя: наблюдение, как мы знаем, фиксирует только то, что дает сама жизнь, в то время как для исследования также требуется эксперимент , посредством которого объект либо искусственно воспроизводится, либо помещается в определенные условия в соответствие целям исследования. Путем экспериментов Фарадей открыл магнитную индукцию, Лебедева, давление света и так далее.

    Так называемые мысленные эксперименты также являются частью научного познания: здесь ученый оперирует определенными мысленными образами и мысленно помещает объект исследования в различные условия, которые, согласно плану эксперимента, должны способствовать получению желаемый результат. Таким образом, эксперимент включает в себя как практическую, так и теоретическую деятельность, причем последняя преобладает.

    Что такое факт? Слово «факт» происходит от латинского слова factum «то, что было сделано». Это актуальное, невообразимое событие в природе, истории, повседневной жизни, в интеллектуальной сфере. Произвольное изобретение - тоже факт, но это факт сознания, фиксирующего факт изобретения. Факт - это фрагмент бытия, который переместился в фокус мысли субъекта, в систему знания. Факт - это феномен материального или духовного мира, который стал достоверной частью нашего сознания; это объект, явление, свойство или отношение, зафиксированные в наблюдении или эксперименте. Важность фактов в науке исключительна: достоверные факты составляют основу любого научного исследования, поскольку любая наука занимается изучением, описанием и объяснением фактов и ничего, кроме фактов.

    Факты имеют научную ценность, если существует теория, их интерпретирующая.Когда появляются факты, которые невозможно объяснить в рамках существующей теории, возникает противоречие между фактами и теоретическими принципами. Научная мысль должна искать новые объяснения. В таких случаях ощущается нехватка действительно масштабных теорий. Только в этих условиях может возникнуть «черный рынок» всевозможных догадок, иногда достигающих фантастических размеров. Часто бывает так, что что-то трудно подтвердить, но невозможно опровергнуть!

    Описание и объяснение. Ход и результаты наблюдения и эксперимента неизменно фиксируются и описываются. В описании используются общепринятые термины, визуальные средства (графики, рисунки, фотографии, видеозаписи) и символические средства (математические, химические и другие формулы). Основное научное требование, предъявляемое к описанию , - достоверность, точное представление данных наблюдений и экспериментов. Описание может быть полным и неполным. Это всегда предполагает определенную систематизацию материала, т.е.е. его классификация и некое обобщение: чистое описание осталось на пороге научного творчества

    Описание и классификация - это начальные этапы в развитии научного познания, поскольку научное познание не просто устанавливает факты, оно стремится понять их, понять причины, по которым эти факты возникли, и действуют именно таким образом, а не иначе.

    Объяснение - мысленная операция, направленная на установление причинных зависимостей объекта исследования, на постижение закономерностей его функционирования и развития и, наконец, на раскрытие его сущности. Объяснение происходит там, где показано, по каким законам объект возник, существует и развивается. Пояснение предполагает наличие определенных исходных данных об объекте. Объяснить - значит интерпретировать объект в системе уже существующих, исторически накопленных знаний, определенных принципов, законов и категорий. Невозможно что-либо объяснить без уточнения всесторонних связей объекта с другими объектами, без учета принципа историзма, генезиса, противоречий и развития объекта.

    Объяснение как чрезвычайно сложная поисковая деятельность не может обойтись без всевозможных догадок и гипотетических суждений, то есть без гипотез. Следует отметить, что противоречия иногда возникают на уровне объяснения фактов: идентичные факты иногда могут быть объяснены по-разному и в разных теоретических системах.

    Измерение - это способ дать количественное описание изучаемого объекта, его свойств или взаимосвязей. Измерение включает: 1) объект (значение измерения), 2) метод (метрика, шкала), 3) результат (который подлежит дальнейшей интерпретации). Измерение - одна из самых сложных процедур в современной науке, так как, например, при исследовании микроскопических объектов измерение влияет на систему, изменяя ключевые параметры.

    Эксперимент - общенаучный метод, заключающийся в изучении явлений и процессов в специально созданных условиях. В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает выделение объекта исследования, создание благоприятных условий для детального анализа некоторых его свойств. Структура эксперимента: 1) субъект, 2) объект, 3) обстоятельства эксперимента (условия времени и места, оборудование, теоретические основы).

    Моделирование - общенаучный метод, который предусматривает исследование не конкретного объекта, а его заместителя (модели, изображения). Модель считается правильной, если ее свойства соответствуют свойствам оригинала, который исследуется. Этапы моделирования: 1) построение модели, 2) исследование модели, 3) экстраполяция (распространение полученных данных на объект-оригинал). С развитием компьютерных и информационных технологий моделирование значительно расширило границы своей функциональности и применимости.

    На основе этих методов формулируются относительно устойчивые взгляды на мир фактов .Истинность фактов устанавливается непосредственно опытным путем. Ученые пытаются теоретически объяснить каждый научный факт. Более того, в современной науке большинство фактов предсказывается теоретически. Другими словами, эмпирическая работа субъекта не хаотична, а исторически обусловлена, зависит от задействованной теории и ранее полученных знаний о мире.

    Очевидно, что научное знание не ограничивается констатацией фактов. Поэтому важны методы обработки и систематизации фактов .Это: а) анализ и синтез, б) индукция и дедукция, в) аналогия, г) классификация и другие. Эти методы еще называют общелогическими методами познания.

    Анализ и синтез. Движение от чувственно-конкретного к абстрактному, а затем и к конкретному в мысли включает, прежде всего, такие приемы, как анализ и синтез. Анализ - это разделение объектов на их составные части или аспекты в практической или теоретической деятельности, направленной на охват некоторого сложного целого. Когда детали достаточно хорошо изучены посредством анализа, наступает следующая стадия познания, которая представляет собой синтез этого непрактичного или мысленного сочетания элементов, разделенных и изученных аналитически, в единое целое. Анализ выявляет прежде всего специфические особенности, которые отличают части друг от друга, тогда как синтез выявляет по существу общее, связывающее части в единое целое. Центральным ядром анализа, предполагающего синтез, является идентификация существенного.Когда это сделано, целое также не предстает в том же свете, поскольку, когда разум впервые узнал об этом, теперь он имеет гораздо более глубокое содержание.

    Индукция - это форма мышления, при которой общий вывод основан на знании частного. Индукция основана на существовании причинно-следственной зависимости между частным и общим. Следовательно, индуктивный вывод всегда вероятен.

    Дедуктивное мышление - это форма мышления, которая включает в себя строгое соблюдение законов логики при переходе между мыслями и процессами созерцания.Иногда дедукцию определяют как способ определения взглядов от общего к частному. Вывод, полученный дедуктивным методом, всегда надежен. В научном познании индукция и дедукция взаимосвязаны. Индукция расширяет существующие знания, позволяет выдвигать гипотезы, предположения, версии, а дедукция направлена ​​на систематизацию имеющихся знаний, создание некоторых теорий и их аргументацию.

    Аналогия - это объективная взаимосвязь между объектами, позволяющая перенести информацию, полученную при исследовании данного объекта, на другой объект, напоминающий первый по определенному набору признаков.Аналогия, которая связывает неизвестное с известным, лежит в основе понимания фактов. Новое осознанно реализуется только через образы и концепции старого и знакомого. Первые самолеты были построены по аналогии с поведением других объектов в полете, таких как птицы, воздушные змеи и планеры.

    Аналогия - это правдоподобный возможный логический вывод о сходстве двух объектов с точки зрения некоторого признака. Как метод, аналогия чаще всего используется в так называемой теории подобия, которая широко применяется при моделировании.

    Классификация - это распределение предметов любого вида взаимосвязанных классов по некоторым определенным критериям или показателям . Внедрение классификации выявляет глубокие, неочевидные на первый взгляд отношения между объектами, позволяет сформулировать общие выводы по предмету исследования.

    Результатом применения методов обработки и систематизации фактов является формулировка гипотез и эмпирических законов (предположений, версий и т.)

    Ясно, что эмпирические данные не проникают глубоко в сущность вещей, явлений и процессов, а позволяют сформулировать поверхностное понимание их структуры, выявить некие причинные зависимости, продвинуть первичную гипотезу. Другими словами, эмпирический уровень знаний позволяет исследователю сформулировать только вероятные знания об объекте. Более глубокое понимание реальности возможно только при использовании некоторых методов теоретического познания, которые требуют абстрагирования от несущественных свойств объекта.

    Поэтому первым шагом теоретического уровня знаний является построение идеализированного объекта, который в дальнейшем исследовании заменяет существующую реальность. Для познавательно-практической деятельности этого человека важны методы построения идеализированного объекта . Это: а) абстракция, б) идеализация, в) формализация, г) математическое моделирование.

    Абстракция и идеализация. Невозможно охватить предмет во всей полноте его свойств.Как прожектор, человеческая мысль в каждый данный момент проливает свет на фрагмент реальности, а остальное как бы тонет во мраке. В каждый из этих моментов мы осознаем только что-то одно, но это одно имеет множество свойств и отношений. Мы можем познать его только в порядке непрерывности, концентрируя внимание на одних качествах и связях и игнорируя другие.

    Абстракция - это мысленное выделение некоторого объекта изолированно от его связей с другими объектами, некоторого свойства объекта изолированно от его других свойств, некоторого отношения объекта изолированно от самого объекта. Абстракция - это метод мысленного упрощения, при котором рассматривается только один аспект данного процесса.

    Результатом процесса абстракции являются различные представления об объектах (растение, животное, человек), представления об отдельных свойствах объектов и отношениях между ними, рассматриваемых как отдельные «абстрактные объекты» (белизна, объем, длина, теплоемкость).

    Идеализация как особая форма абстракции - важное средство научного познания. Это абстракция, которой нет в природе.Но абстракции - это также образы реального: они рождаются из обобщения опыта. Идеализация - это процесс формирования концепций, реальные прототипы которых могут быть указаны только с определенной степенью приближения. Результатом идеализации являются теоретические модели, в которых характеристики и аспекты познаваемого объекта не только абстрагируются от действительного эмпирического разнообразия, но также появляются как продукты ментального конструирования, которые более четко и полностью выражены, чем в действительности.Примерами концепций, возникших в результате идеализации, являются «точка» (объект, не имеющий ни длины, ни высоты, ни ширины), «прямая линия» или «круг». Введение в процесс исследования идеализированных объектов позволяет построить абстрактные схемы реальных процессов, которые необходимы для более глубокого понимания закономерностей их развития.

    Формализация и математизация. Формализация - это обобщение различных по содержанию форм процессов, абстрагирование этих форм от их содержания .Здесь форма рассматривается как относительно самостоятельный объект изучения. Часто считается, что формализация связана с математикой, математической логикой и кибернетикой. Это не так. Он пронизывает все виды практической и теоретической деятельности человека. Исторически он возник вместе с появлением языка. Наш обычный язык выражает самый слабый уровень формализации. Формализация находится на пике формы в математике и математической логике, которые изучают формы рассуждений в абстракции от их содержания, максимально «оголяя» мышление, оставляя нетронутыми только рамки его структуры

    Сегодня проблема интерпретации, т.е.е. становления объективного содержания научного знания, становится все более острой. Абстракция становится бессмысленной без конкретизации, а формализация не имеет смысла без интерпретации. Если формализация - это движение мысли от содержания объекта к его абстрактной форме, интерпретация переходит от абстрактной формы объекта к его содержанию. После построения формальная система снова возвращается к своей содержательной основе. Абстрагирование от содержания носит временный характер.

    Что такое математика ? Это приложение математических методов к научному познанию. Было время, когда эти методы применялись в первую очередь в механике, физике и астрономии, короче говоря, в естественных науках. Позже они начали проникать в социальные науки, например, в социологические, экономические и другие исследования. Это стало возможным благодаря достижениям кибернетики.

    Математика нужна специалистам во всех областях не только для выполнения вычислений, но и как мощный эвристический прибор; также необходимо привнести в логическое мышление большую строгость и дисциплину.В то же время все более очевидными становятся ограничения формализации и математизации научного познания. Современная наука развивается по пути синтеза формальных и содержательных аспектов познания на основе материализма и диалектики.

    Методы теоретического познания: а) дедуктивная (аксиоматическая, гипотеко-дедуктивная), б) историческая (конкретно историческая, абстрактно-историческая), в) система.

    Научное знание, которое формируется с помощью аксиоматического метода , представляет собой дедуктивную систему, в которой все содержание теории может быть составлено из ее первых принципов аксиом (утверждения, надежность которых не подвергается сомнению). Гипотетически-дедуктивный метод предполагает наличие совокупного набора гипотез и эмпирических фактов, среди которых устанавливается сложная система взаимодействия и взаимозависимости.

    Исторический подход , в отличие от предыдущего, ориентирован на возникновение, становление и развитие объекта исследования. Он широко используется в лингвистике, геологии, астрономии, психологии и других науках, изучающих сложные, разнесенные во времени процессы.

    В основе группы из системных методов лежит концепция системы - упорядоченный, структурированный набор элементов.Системный подход основан на следующих принципах: 1) системный объект - совокупность элементов, связанных между собой конечным набором структурных и функциональных зависимостей; 2) функционирование системы зависит и может быть объяснено с учетом ее структурной организации, 3) структурная организация системы может быть интерпретирована с помощью других объектных моделей.

    Результатом применения этих методов является получение знаний в виде научных задач, гипотез, теорий, концепций .

    Проблема - это проблема или совокупность вопросов, которые объективно возникают в процессе научного познания. Решение проблемы поможет решить текущие научные вопросы.

    Гипотеза и ее роль в развитии научных знаний. Ни одна научная теория не появилась в готовом виде. Сначала теория существует как гипотеза. Сама гипотеза возникает не сразу, а проходит определенные стадии формирования. Гипотеза - это предположение, исходящее из фактов, предположение, пытающееся постичь сущность недостаточно изученной сферы мира.

    Потребность в гипотезе возникает, как правило, в ситуации, когда обнаруживаются факты, выходящие за пределы объяснительных возможностей существующей теории. Гипотезы имеют чисто вспомогательное, но чрезвычайно важное эвристическое значение: они способствуют совершению открытий. Как и теории, гипотезы - это обобщения имеющихся знаний.В то же время знание, содержащееся в гипотезе, не обязательно следует из ранее доступных знаний. Гипотеза в основном вероятностная; правда в кредит, так сказать. Гипотезы следует четко отличать от фантазий.

    Гипотезы уважают не меньше, чем теории. Хотя последние более надежны и даже окрашены ореолом непогрешимости, история науки показывает, что с течением времени они либо полностью пересматриваются, либо разрушаются, либо иным образом рушатся, и на их руинах появляются новые гипотезы.

    Теория как высшая форма целостного научного знания. В широком смысле слова теория - это система надежных представлений, идей и принципов, объясняющих некоторые явления. В более узком смысле теория - это высшая, хорошо обоснованная, логически последовательная система научного знания, формулирующая целостное представление об определенных существенных свойствах, законах, причинно-следственных отношениях и детерминантах, определяющих характер функционирования. и развитие определенной сферы реальности.

    Теория - это развивающаяся система объективно истинных научных знаний, проверенных практикой и объясняющая законы, управляющие явлениями в данной области. Ядро научной теории - ее законы.

    Наука развивается не только за счет постепенного накопления и приумножения новых знаний. Поворотными моментами в истории науки стали научные революции, связанные с именами Коперника, Ньютона или Эйнштейна. Революции в науке выражаются в качественных изменениях ее основных принципов, концепций, категорий, законов, теорий, методов и самого стиля мышления, в замене одной научной парадигмы другой.Что такое научная парадигма? Эта концепция охватывает нормы и модели эмпирического и теоретического мышления, принятые в данном научном сообществе, которые превратились в убеждения; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов на основе достаточно обоснованных принципов и законов, образующих логически непротиворечивую теорию. Научная картина мира постоянно обогащается, что в конечном итоге приводит к замене одной парадигмы другой, более значимой, глубокой и полной.Характерные черты парадигм различают стилей научной мысли, механистических, вероятностных или кибернетических.

    Вышеуказанные методы и формы научного познания взаимосвязаны и дополняют друг друга. В комплексе они позволяют приблизиться к истинному знанию, которое является идеалом и целью познавательного процесса.


    Дата: 16.02.2015; вид: 4947


    .

    Фактическое разделение приговора

    Фактическое разделение приговора
    | |

    Вилем Матесиус был первым, кто описал информативную ценность различных частей предложения в фактическом процессе общения, сделав информативную перспективу высказывания и показывая, какой компонент обозначенной ситуации является более информационным важно с точки зрения говорящего.По аналогии с грамматическим или именительным делением предложения была выдвинута идея так называемого фактического деления предложения. Эта лингвистическая теория известна как функциональный анализ предложения, коммуникативный анализ, анализ фактического деления или информативный перспективный анализ . В своих статьях В. Матезиус представил идею о том, что формальный анализ предложения (подлежащее и сказуемое - статическое явление) следует отличать от функционального анализа предложения (о чем идет речь и о чем говорят). это динамическое явление, изменяющееся в самом акте общения).

    Основными компонентами фактического разделения предложения являются тема и рема . Тема (первоначально названная на основе В. Матесиусом) - это отправная точка коммуникации, вещь или явление, о которых что-то сообщается в предложении; обычно он содержит старую, уже известную информацию. Рем (первоначально назывался ядром В.Mathesius) - основная информативная часть предложения, его контекстуально релевантный коммуникативный центр, пик общения или информация, сообщаемая о теме; обычно он содержит некоторую новую информацию.

    Тема фактического разделения приговора может совпадать, а может и не совпадать с предметом приговора. В свою очередь, рема фактического деления может совпадать, а может и не совпадать с сказуемым предложения либо со всей группой предикатов, либо с ее частью, такой как сказуемое, объект, наречие.

    В некоторых предложениях рема может быть выражена подлежащим и может предшествовать теме, которая выражается предикатом, например: Кто сегодня опаздывает? Чарли (рема) поздно (тема) . Этот тип фактического деления называется инвертированный , обратный , специализированный или с пометкой . Фактическое разделение предложения находит свое полное выражение только в конкретном контексте речи (поэтому его иногда называют контекстным разделением предложения).

    Тесная связь фактического разделения предложения с контекстом, которая позволяет разделить информативные части сообщения на те, которые уже известны слушателю, и те, которые еще не известны, не означает, что фактическое разделение является чисто семантический фактор. Существуют особые формальные языковые средства выражения различия между значимым центром высказывания, ремой, и исходной точкой его содержания, темой. Это следующие образцы порядка слов, конструкции с интродукторами, синтаксические образцы контрастирующих комплексов, конструкции с артиклями и другими определителями, конструкции с интонационными частицами и интонационные контуры.

    Связь между порядком слов и фактическим делением была описана выше: прямое фактическое разделение обычно означает, что тема совпадает с подлежащим в синтаксической структуре предложения, а рема совпадает с сказуемым. Инвертированный порядок слов может указывать на инвертированное фактическое деление, хотя корреляция не является обязательной, например. г .: Был ящик .

    Внутри коробки был микрофон .

    Наречный модификатор места в начале предложения выражает тему, в то время как подлежащее в конце высказывания - это рема; порядок слов в этом предложении инвертирован, хотя на самом деле его деление прямое.Обратный порядок фактического деления, т. Е. Размещение ремы ​​в начале предложения, связан с выразительной речью, например: Вперед! Какая она милая девочка!

    Конструкции с интродуктором там идентифицируют подлежащее предложения как рему, а тема (обычно это наречный модификатор места) смещается в конец высказывания, например: На столе лежит книга .

    Фактическое разделение таких предложений обратное, без каких-либо выраженных эмоциональных коннотаций.См .: Книга лежит на столе .

    В этом предложении и порядок слов, и фактическое деление являются прямыми: подлежащее является темой предложения. Эмфатическая идентификация ремы, выраженной различными именительными частями предложения (кроме сказуемого), достигается конструкциями с упреждающим it , например:

    Это Чарли опоздал .

    Еще в 1895 году Попов изобрел радио.

    Основным языковым средством фактического разделения предложения является интонация, особенно ударение, определяющее рему; это традиционно определяется как логический акцент или рематический акцент . Интонация универсальна и неотделима от других способов фактического деления, описанных выше, особенно от шаблонов порядка слов: в случаях прямого фактического деления (которые составляют большинство предложений) логическое ударение сосредоточено на последнем условном слове в предложение в группе сказуемого, определяя его как информативный центр предложения; в случае обратного фактического деления логическое ударение может указывать на рему в начале высказывания,

    e.г .: Charlie (Th) - конец (логическое ударение, Rh). - Charlie (логическое ударение, Rh) - конец (Th).

    В письменной речи логический акцент представлен всеми другими языковыми средствами, определяющими риму, которые прямо или косвенно указывают на его положение. Они могут быть технически поддержаны специальными графическими средствами идентификации рема, такими как курсив, жирный шрифт, подчеркивание и т. Д.

    Фактическое разделение предложения находит свое полное выражение только в конкретном контексте речи , но это не означает, что контекст следует рассматривать как фактор, который заставляет говорящего определенным образом оформлять информативную перспективу предложения.Напротив, фактическое разделение является активным средством выражения функциональных значений, и оно не столько зависит от контекста, сколько от контекста: оно выстраивает конкретные контексты из конструктивных моделей предложений, выбранных для отражения различных ситуаций и событий. Контекстная релевантность фактического деления проявляется, в частности, в случаях контекстного многоточия; эллиптическое предложение обычно содержит наиболее важную часть информации, рему, а тема опускается. , e.г .: Кто сегодня опоздал? Чарли (Чарли сегодня опаздывает).

    В 1950-х годах Ян Фирбас (1921-2000) начал исследовать идею Матезиуса о том, что английский язык менее подвержен артикуляции темы тема-рема , чем чешский, и на основе отрицательного ответа на это утверждение он разработал свою теорию. Как англицист, он писал большинство своих статей на английском языке, но невозможность дословного перевода aktuální členění на английский вынудила его ввести новый термин для этого явления - перспектива функционального предложения (FSP).

    Аксиомы теории Дж. Фирбасса следующие:

    1. Каждый элемент, который передает значение, продвигает общение и является носителем коммуникативного динамизма.

    2. Степени коммуникативного динамизма - это относительные степени коммуникативной важности, с помощью которых элементы способствуют развитию коммуникации.

    3. Степени коммуникативной динамичности определяются взаимодействием (взаимодействием) факторов FSP в самый момент общения.Вместо простого двудольного ( тема-рема ) Фирбас ввел трехраздельное ( тема-переход-рема ).

    Тематический Нетематические
    Тематический переходный Rhematic
    Собственно тема Диатема Переход собственно Переход Rheme Rheme собственно

    Фирбас пришел к выводу, что помимо порядка слов, а кроме контекста и интонации , существует еще один фактор семантика , который играет важную роль в FSP.Он представил систематическое изучение следующих четырех факторов FSP:

    линейность (порядок слов)

    семантика (динамические семантические шкалы)

    контекст (вербальный, ситуативный, экспериментальный)

    интонация (просодические черты)

    Именно взаимодействие этих четырех факторов определяет относительную степень коммуникативной динамичности, которую несут отдельные элементы, и, в конце концов, определяет их тематический, переходный или романтический характер.В нормальном общении вышеуказанные факторы все равно присутствуют (первые три - в письменном общении, все они - в устном общении), поэтому пользователь языка извлекает выгоду из необходимости.

    Линейность

    Собака лаяла несколько раз. Тема римская последовательность - это без опознавательных знаков .

    Последовательность SVO не отмечена, например Я читал книгу .

    Отклонение от темы rheme Последовательность обозначена

    Отклонение от СВО, эл.грамм. Книга, которую я читал .

    Я. Фирбас пришел к выводу, что в чешском языке маркировка вызвана отклонением от темы последовательность рема , в английском языке, маркировка вызвана отклонением от грамматического порядка слов . Важно учитывать, что носителями коммуникативного динамизма должны быть не только отдельные слова. Элементы образуют блоки и поля иерархической структуры. Вышеупомянутые элементы собака, книга являются словосочетаниями существительными, представляющими одну единицу в данном поле.Единица, представленная словом на одном языке, может быть представлена ​​морфемой на другом языке

    Ела (тема перехода) .

    Jed-l-a (тема перехода рема) .


    : 2015-04-12; : 134 |

    1 | 2 | 3 | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

    лекции.net -. - 2014-2020 гг. (0,019.) .

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЕЧЬ

    2. Приговор.

    Дать определение предложению довольно сложно, так как оно связано со многими языковыми и экстралингвальными аспектами, логическими, психологическими и философскими. Мы остановимся лишь на одном из них - предложение, по мнению академика Г.Почепцова, является центральной синтаксической конструкцией, используемой как минимальная коммуникативная единица, имеющая свою первичную предикацию, актуализирующую определенную структурную схему и обладающую определенными интонационными характеристиками.Это определение работает только в том случае, если мы не принимаем во внимание разницу между предложением и высказыванием. Различие между предложением и высказыванием имеет фундаментальное значение, потому что предложение - это абстрактная теоретическая сущность, определенная в рамках теории грамматики, в то время как высказывание - это фактическое использование предложения. Другими словами, предложение - это единица языка, а высказывание - это единица речи.

    Наиболее существенными характеристиками предложения как языковой единицы являются: а) его структурных характеристик отношений субъект-предикат (первичная предикация) и б) его семантических характеристик, которые оно относится к некоторому факту в объективной реальности.Он представлен в языке через концептуальную реальность:

    Мы можем определить суждение как основную предикативную форму мысли. Основные предикативные значения типичного английского предложения выражаются конечным глаголом, который непосредственно связан с подлежащим предложения (первичное сказуемое).

    Подводя итог, предложение - это единица синтаксического уровня, это предикативная языковая единица, которая является языковым представлением предикативной мысли (предложения).

    3. Разные подходы к изучению приговора.

    а) Основная и второстепенная части приговора.

    б) Непосредственные составные части приговора. IC анализ.

    Чтобы понять реальную структуру английского предложения, нужно понимать не только слова, которые встречаются, но и принципы их построения.

    Каждый язык имеет свой способ структурной группировки. В английском языке есть дихотомическая структура фраз, что означает, что фразу в английском языке всегда можно разделить на два элемента (составляющие), пока мы не дойдем до одного слова.Все группы слов расположены по уровням. Имя, данное лингвистами этим различным уровням отношений, - , непосредственные составляющие .

    Таким образом, один из способов анализа предложения - разрезать его на его непосредственные составляющие, то есть выделить различные уровни значения:

    Очевидно, что разделение предложения на IC не дает много информации. Тем не менее, иногда это может оказаться полезным, если мы хотим учесть неоднозначность определенных конструкций.Классическим примером является фраза « стариков» и « женщин», которую можно интерпретировать двояко. Такая неоднозначность называется синтаксической неоднозначностью. Предоставляя анализ IC, мы можем прояснить два значения:


    X p>

    c) Оппозиционный анализ.

    Оппозиционный метод в синтаксисе означает соотнесение разных типов предложений: они обладают общими чертами и различиями. Основой для анализа служат отличительные признаки.

    Например, двухчленное предложение :: одночленное предложение (Джон работал :: Джон! Работал! Или: Я говорю по-английски :: Я не говорю по-английски.

    г) Конструктивный анализ.

    Согласно конструктивному подходу, не только подлежащее и сказуемое, но также и все необходимые составляющие первичного предикации составляют основные части, поскольку они конструктивно значимы. Поэтому второстепенные части предложения иногда столь же необходимы и важны, как и основные.Если мы опустим объект и наречный модификатор в следующих предложениях, они станут грамматически и семантически немаркированными: Билл закрыл дверь ; Она вела себя хорошо .

    Структурные типы предложений формируются на основе ядер (базовых структур). Можно выделить три основных типа пропозициональных ядер: N V, N равно A, N равно N. Однако, если мы примем во внимание валентные свойства глаголов (их обязательную валентность), группа станет больше (8 ядер), т.е.грамм. N1 V N2 N3: Джон дал Энн книгу , N1 V N2: Я вижу дом .

    Предложения ядра образуют основу для синтаксического вывода. Синтаксическое происхождение заключается в создании более сложных предложений

    Синтаксические процессы могут быть внутренними и внешними . Внутренние синтаксические процессы не предполагают изменений в структуре частей предложения. Они встречаются в одной и той же части предложения (подлежащее и т. Д.). Внешние синтаксические процессы - это процессы, которые вызывают новые отношения внутри синтаксической единицы и приводят к появлению новой части предложения.

    Внутренние синтаксические процессы:

    Расширение Телефон звонил и звонил Компрессия Они смеялись и пели
    Осложнение (синтезатор становится сложным) Я видел это Я мог видел Загрязнение (две части предложения объединены вместе e.грамм. двойной предикат) Луна красная роза

    Замена использование слов, которые имеют обобщенное значение: one, do, и т. Д. Я бы хотел взять это one .

    Представление часть синтаксической единицы представляет собой синтаксическую единицу целиком: Вы бы хотели пойти вместе? Я люблю на .
    Ellipsis Куда вы собираетесь? В кино .

    Внешние синтаксические процессы:
    Расширение - красивое платье красивое хлопок платье.

    Присоединение - использование уточняющих слов, чаще всего частиц: Он сделал это Только он сделал.

    Приложение вставка модальных слов и других маркеров дискурса: в конце концов, в любом случае, естественно, и т. Д.

    4. Высказывание. Информативная структура высказывания.

    Высказывание, в отличие от предложения, является единицей речи. Основными категориями высказывания с точки зрения его информативной структуры считаются тема и рема . Они являются основными компонентами фактического деления предложения функциональной перспективы предложения (FSP) (большинство языковых аналитиков придерживаются термина предложение, но на самом деле они имеют в виду высказывание).

    В английском языке есть стандартный порядок слов Тема + Глагол + Объект: Кошка съела крысу здесь у нас стандартная структура (N1 + V + N2). Однако существует множество других способов выражения семантического содержания предложения:

    1. Крысу съела кошка.

    2. Крысу съела кошка.

    3. Это была крыса, которую съела кошка.

    4. Кошка съела крысу.

    5. Кот, он крысу съел.

    Какой из этих вариантов фактически выбран автором или оратором, будет зависеть от контекста, в котором происходит высказывание, и важности информации. Одним из важных соображений является то, была ли информация уже представлена ​​ранее или предполагается, что она известна читателю или слушателю. Такая информация обозначается как для информации или для темы .Это контрастирует с информацией, которая вводится впервые и известна как новая информация или рема .

    Информативная структура высказывания - одна из тем, которые до сих пор привлекают внимание языковых аналитиков. Хорошо известно, что устройства для маркировки рема:

    1. Положение в предложении. Как правило, последняя информация на английском языке обычно идет последней: Кот съел крысу .

    2. Интонация.

    3. Использование неопределенного артикля. Однако иногда это невозможно (как в 1): Джентльмен ждет вас .

    4. Польза есть, есть. В комнате кот .

    5. Применение специальных приспособлений, вроде как для, но для и т.д .: Насчет ему , не знаю.

    6. Обратный порядок слов: А вот и солнце.

    7. Использование эмфатических конструкций: Крысу съела кошка .

    Однако иногда самая важная информация не выражается формально: Кошка все-таки съела крысу. Рем здесь - крыса. В то же время существует очень важная информация, которая является скрытой или подразумеваемой: кошка не должна была этого делать, или кошке было трудно поймать крысу, или кошка вегетарианка (эта скрытая информация будет зависеть от контекст или ситуация).Другими словами, мы можем сказать, что это предложение содержит два информативных центра или две явные и неявные ремы.

    5. Функциональная типология высказываний.

    Активное высказывание: N + Vact. + Дополняющий предикат действия
    Перформативное высказывание: I + Vperf./Vsay перформативный предикат
    Характеризующее высказывание: N + Vbe + A / Q, характеризующий предикат
    (См. Книгу Е. Мороховской Основы теоретической грамматики английского языка, с.254-268)

    :

    .

    с 11 по 18 вв.

    Части речи, средства формообразования, основные направления развития.

    В ходе МЭ и Раннего НЭ грамматическая система языка претерпела глубокие изменения. Начиная с периода OE, сам грамматический тип языка изменился; из того, что можно определить как синтетический или флективный язык, с хорошо развитой морфологией английский был преобразован в язык аналитического типа, в котором аналитические формы и способы соединения слов преобладали над синтетическими.Однако это не означает, что грамматические изменения были быстрыми или внезапными; это также не означает, что все грамматические особенности находились в состоянии постоянного изменения. Как и развитие других языковых уровней, история грамматики английского языка представляла собой сложный эволюционный процесс, состоящий из устойчивых и изменчивых компонентов.

    Разделение слов на части речи оказалось одной из самых постоянных характеристик языка. На протяжении всех периодов истории английский язык сохранял различия между следующими частями речи: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, наречие, предлог, союз и междометие.Единственной новой частью речи была статья, которая отделилась от местоимений в Early ME (при условии, что статья рассматривается как самостоятельная часть речи).

    Между 10-м и 16-м веками, то есть с позднего др. Н. Э. До раннего северо-восточного, способы построения грамматических форм претерпели значительные изменения. В OE все формы, входящие в морфологические парадигмы, были синтетическими. В ME и Early NE грамматические формы также могли быть построены аналитическим путем, с помощью вспомогательных слов.Доля синтетических форм в языке стала очень маленькой, поскольку за это время многие из старых синтетических форм были утеряны, а новые синтетические формы не появились.

    В синтетических формах периодов МЕ и Раннего Северо-Востока, хотя этих форм было немного, средства формообразования были такими же, как и раньше: интонации, звуковые смены и дополнения ; только префикс, а именно префикс 3e -, который обычно использовался в OE для обозначения причастия II, вышел из употребления в позднем ME (экземпляры причастия II с префиксом y- (из OE 3e-) все еще встречаются во времена Чосера.

    Suppletive Формообразование, как и прежде, было ограничено несколькими словами, в основном уцелевшими от оригинального и даже более раннего периода.

    Звуковые замены не были продуктивными, хотя и не исчезли: они все еще встречались во многих глаголах, некоторых прилагательных и существительных; более того, в раннем ME возник ряд новых перестановок в некоторых группах слабых глаголов. Тем не менее, их применение в языке и их вес среди других средств в целом снизился.

    Инфлекции или грамматические суффиксы и окончания продолжали использоваться во всех склонных (изменчивых) частях речи. Примечательно, однако, что по сравнению с периодом оригинального производства они стали менее разнообразными. Как упоминалось до , период OE истории описывался как период полных окончаний, ME как период выровненных концовок и NE как период утраченных окончаний (Х. Свит). В OE существовало множество различных окончаний, которые различались как согласными, так и гласными.В ME все гласные в окончаниях были сокращены до нейтрального [∂], а многие согласные были смещены до уровня -n или опущены. Процесс выравнивания помимо фонетического ослабления подразумевает замену флексий по аналогии, например - (e) s в качестве маркера форм pl существительных смещает окончания - (e) n и -e . При переходе на NE большая часть грамматических окончаний была отброшена.



    Тем не менее, эти определения состояния перегибов в трех основных исторических периодах не совсем точны.Известно, что ослабление и отбрасывание окончаний началось задолго до этого в Раннем О.Е. и даже в протогерманском языке; с другой стороны, некоторые из старых грамматических окончаний сохранились до наших дней.

    Аналитический способ построения формы был новым приемом, который был разработан в позднем английском и средневековом языках и занял важнейшее место в грамматической системе. Аналитические формы, разработанные на основе свободных групп слов (словосочетаний, синтаксических конструкций). Первый компонент этих словосочетаний постепенно ослаблял или даже терял свое лексическое значение и превратился в грамматический маркер, тогда как второй компонент сохранил свое лексическое значение и приобрел новое грамматическое значение в сложной форме.

    Рост аналитических грамматических форм из свободных словосочетаний отчасти относится к исторической морфологии, а отчасти к синтаксису, поскольку они являются примерами перехода от синтаксического уровня к морфологическому.

    Аналитическое формообразование не было одинаково продуктивным во всех частях речи: оно изменило морфологию глагола, но не повлияло на существительное.

    Основное направление развития именных частей речи во все периоды истории можно определить как морфологическое упрощение.Упрощающие изменения начались еще в доисторические времена, в эпоху PG. Они продолжались медленными темпами в течение периода OE и усиливались в раннем ME. Период между c. 1000 и 1300 годы были названы эпохой великих перемен (А. Боуг), поскольку они стали свидетелями одного из величайших событий в истории английской грамматики: упадка и трансформации номинальной морфологической системы. Некоторые именные категории были потеряны: Gender и падеж в прилагательных, Gender в существительных; количество форм, выделенных в уцелевших категориях, сократилось падежей в существительных и существительных-местоимениях, числа в личных местоимениях.Практически исчезло морфологическое деление на типы склонения. В позднем ME прилагательное утратило последние остатки старой парадигмы: различение числа и различение слабых и сильных форм.

    Уже во времена Чосера и, конечно, в эпоху Кэкстона, английская именная система была очень похожа на современную не только в общем виде, но и в незначительных деталях.

    Эволюция глагольной системы была гораздо более сложным процессом; его нельзя описать в рамках одной общей тенденции.С одной стороны, распад флективных окончаний повлиял на глагольную систему, хотя и в меньшей степени, чем на именную систему. Упрощение и выравнивание форм сделало спряжение глаголов более регулярным и единообразным; морфологическая классификация глаголов др. С другой стороны, парадигма глагола росла по мере появления новых грамматических форм и различий. Увеличилось количество словесных грамматических категорий, как и количество форм внутри категорий.Глагол приобрел категории Голос, Корреляция времени (или Фаза) и Аспект. В категории «Время» появилась новая форма «Время будущего»; в категории «Настроение» возникли новые формы сослагательного наклонения. Эти изменения коснулись и нефинитных форм, поскольку инфинитив и причастие, утратив многие номинальные черты, развили вербальные черты: они приобрели новые аналитические формы и новые категории, такие как конечный глагол. Примечательно, что, в отличие от изменений в именной системе, новые разработки в глагольной системе не ограничивались коротким промежутком в двести или триста лет.Они растянулись на длительный период: от позднего н.э. до позднего северо-востока. Даже в эпоху Шекспира система глаголов в некоторых отношениях отличалась от глагольной системы Mod E, и многие изменения все еще продолжались.

    Другими важными событиями в истории английской грамматики были изменения синтаксиса, которые были связаны с трансформацией морфологии английского языка, но в то же время проявили свои собственные специфические тенденции и направления. Основными изменениями на синтаксическом уровне были: появление новых синтаксических паттернов словосочетания и предложения; рост предикативных построений; развитие сложных предложений и разнообразных способов соединения придаточных предложений. Синтаксические изменения в основном наблюдаются в позднем ME и в NE, в периоды литературного расцвета.

    Сокращение номинальных грамматических категорий в раннем среднеанглийском

    Грамматические категории
    Пол Кейс Номер Определенность / Неопределенный несса Сравнение
    OE Поздний ME OE Поздний ME OE Поздний ME OE Поздний ME OE Поздний ME
    Существительное 3 4 2 2 2
    Прилагательное 3 5 2 2 3 3
    Личные местоимения 1-й и 2-й р.3-й р. 3 3 4 2 4 2 3 2 2 2
    Демонстративные местоимения 3 5 2 2

    Развитие глагольных грамматических категорий

    на среднеанглийском и раннем новом английском

    Грамматические категории
    Настроение Напряженное Голос Временная корреляция Аспект
    OE Поздний ME или NE OE Поздний ME или NE OE Поздний ME или NE OE Поздний ME или NE OE Поздний ME или NE
    Конечный глагол Не конечное глагол: Инфинитив -ing-Form 3 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2


    Дата: 24.12.2015; просмотр: 765


    .

    Смотрите также