• Мысленное выделение одних признаков объекта


    Терминологический словарик для 6 класса






    Материалы к урокам


    Терминологический словарик

    Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

    Алгоритм — конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

    Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или мысленное выделение признаков объекта.

    Блок-схема — форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются геометрические фигуры: овал (начало и конец), параллелограмм (ввод/вывод), ромб (принятие решения) и прямоугольник (выполнение действия). Стрелки, связывающие эти фигуры, задают порядок выполнения соответствующих шагов.

    Векторный способ представления изображений — способ представления изображений в цифровом виде, состоящий в том, что некоторый графический объект записывается как закодированная последовательность команд для его создания.

    Ветвление — форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

    Единицы измерения информации — бит (0, 1), байт (8 битов), килобайт (1024 байта), мегабайт (1024 килобайта), гигабайт (1024 мегабайта).

    Информация для человека — знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.

    Исполнитель — человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

    Класс — совокупность объектов, выделенных по какому - либо признаку.

    Кодовая таблица — таблица, задающая соответствие символов и их кодов.

    Компьютер — универсальное электронное устройство для работы с информацией; он может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться в самых разных видах человеческой деятельности.

    Линейный алгоритм — алгоритм, в котором команды выполняются в порядке, в котором они записаны, то есть последовательно друг за другом.

    Логика — наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

    Обобщение — мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс.

    Объем понятия — множество объектов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.

    Определение понятия — перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

    Позиционная система счисления — система счисления, в которой одна и та же цифра получает различные количественные значения в зависимости от места, или позиции, которое она занимает в записи данного числа.

    Понятие — форма мышления, отражающая совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса объектов.

    Правила — знания о последовательности действий, направленных на достижение некоторой цели.

    Растровый способ представления изображений — способ представления изображений в цифровом виде, состоящий в том, чтобы разделить графический объект вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты — пиксели и закодировать цвет каждого пикселя в виде двоичного числа.

    Синтез — мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

    Система команд исполнителя (СКИ) — перечень всех команд, которые может выполнить конкретный исполнитель.

    Система счисления — совокупность приемов и правил для обозначения и именования чисел.

    Содержание понятия — все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.

    Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

    Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов.

    Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение.

    Файл — информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

    Факты — знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между ними.

    Цикл (повторение) — форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.

    Цифровое (двоичное) кодирование — представление самой разнообразной информации с помощью последовательности битов (0 и 1).

    первичных умов и 51 психический фактор - Study Buddhism

    Беспокоящая эмоция или отношение ( nyon-mongs , санскр. клеша , «болезненная эмоция») - это эмоция, которая, когда возникает, заставляет нас терять душевное спокойствие ( rab-tu mi-zhi-ba ) и выводит нас из строя, так что мы теряем самообладание. Есть шесть корневых, которые служат корнями вспомогательных беспокоящих эмоций и состояний ума. Васубандху классифицировал пятерых из шести как людей без взгляда на жизнь ( lta-min nyon-mongs ).Таким образом, это беспокоящие эмоции или психические состояния. Шестой - набор из пяти человек с взглядом на жизнь ( nyon-mongs lta-ba can ) и, таким образом, включает пять тревожных состояний ума. Асанга назвал этот набор из пяти «тревожных заблуждений на жизнь» ( lta-ba nyon-mongs-can ). Назовем их для краткости «заблуждением».

    За исключением школы догматов Вайбхашика, все другие буддийские системы Индии ( grub-mtha ') утверждают, что, за исключением нескольких исключений, все беспокоящие эмоции и состояния делятся на два уровня: доктринальный ( kun-brtags ) и автоматически возникающие ( lhan-skyes ).Доктринальные беспокоящие эмоции и отношения возникают на основе концептуальных рамок искаженного взгляда на жизнь. Автоматически возникающие возникают без такой основы.

    Среди беспокоящих эмоций без мировоззрения исключением являются нерешительные колебания, а среди тех, кто имеет мировоззрение, исключениями являются заблуждение как высшее, воззрение на высшее заблуждение морали или поведения и искаженное мировоззрение. Эти исключения не имеют автоматически возникающей формы и возникают только на основе доктрины.Система догматов саутрантики также не утверждает автоматически возникающей формы крайнего мировоззрения. Система догматов вайбхашика не утверждает автоматически возникающей формы какого-либо беспокоящего отношения (заблуждение). Согласно его утверждениям, все пять заблуждающихся взглядов основаны исключительно на доктринах.

    (1) Вожделение (' dod-chags ) нацелено на любой внешний или внутренний испорченный объект (связанный с замешательством) - одушевленный или неодушевленный - и желает получить его, исходя из того, что считает объект привлекательным по самой своей сути. природа.Он приносит нам страдания. Хотя страстное желание или жадность могут возникать как при сенсорном, так и при умственном познании, оно основано на предварительной концептуальной интерполяции. Обратите внимание, что сенсорное познание всегда неконцептуально, тогда как умственное познание может быть неконцептуальным или концептуальным. Предыдущая интерполяция либо преувеличивает хорошие качества желаемого объекта, либо добавляет хорошие качества, которых ему не хватает. Таким образом, концептуальная интерполяция обращает внимание на желаемый объект противоречивым образом (неверное рассмотрение) - например, считая что-то грязное (тело, заполненное экскрементами) чистым.

    С западной точки зрения мы можем добавить, что когда страстное желание направлено на другого человека или группу, оно может принимать форму желания обладать этим человеком или группой как принадлежащими нам или чтобы мы принадлежали этому человеку или группе. Также может показаться, что страстное желание часто дополнительно подкрепляется концептуальным отказом или заранее отрицанием отрицательных качеств его объекта.

    Васубандху определил эту корневую беспокоящую эмоцию как привязанность, или собственничество.Это желание не отпускать ни один из пяти типов желательных сенсорных объектов (взгляды, звуки, запахи, вкусы или физические ощущения) (' dod-pa'i' dod-chags ) или наши собственные компульсивные существование ( srid-pa'i 'dod-chags ). Это также основано на преувеличении или несогласованном обращении внимания на испорченный объект. Привязанность к желаемым сенсорным объектам - это привязанность к объектам плана желаемых сенсорных объектов (‘ dod-khams , область желаний).Привязанность к навязчивому существованию - это привязанность к объектам плана эфирных форм ( gzugs-khams , царство форм) или плану бесформенных существ ( gzugs-med khams , царство бесформенных). Это означает привязанность к глубоким состояниям медитативного транса, достигнутым в этих сферах.

    (2) Гнев ( khong-khro ) направлен на другое ограниченное существо, наше собственное страдание или ситуации, влекущие за собой страдание, которые могут возникнуть в результате любого из двух или которые могут быть просто ситуациями, в которых возникает страдание.Он нетерпелив по отношению к ним ( mi-bzod-pa ) и желает избавиться от них, например, повреждая или ранив их злобой ( gnod-sems ) или выступая против них с драчливой позицией ( кун-нас мнар-семс ). Он основан на том, что его объект рассматривается как непривлекательный или отталкивающий по самой своей природе, и он действует, чтобы приносить нам страдания. Враждебность ( zhe-sdang ) - это подкатегория гнева, направленная в первую очередь, хотя и не исключительно, на ограниченных существ.

    Как и в случае страстного желания, хотя гнев может возникать как при сенсорном, так и при умственном познании, он основан на предварительной концептуальной интерполяции. Интерполяция либо преувеличивает отрицательные качества объекта, либо добавляет отрицательные качества, которых ему не хватает. Таким образом, концептуальная интерполяция обращает внимание на объект противоречивым образом - например, неправильно считает виновным то, что не виновато.

    С западной точки зрения мы можем добавить, что когда гнев или враждебность направлена ​​на другого человека или группу, это может принимать форму отвержения этого человека или группы.Или же из-за страха быть отвергнутыми этим человеком или группой мы можем перенаправить гнев на себя. Также может показаться, что гнев часто дополнительно подкрепляется концептуальным отрицанием или предварительным отрицанием хороших качеств его объекта.

    (3) Высокомерие ( nga-rgyal , гордость) - это надутый разум ( khengs-pa ), основанный на заблуждении относительно преходящей сети (‘ jig-lta ). Как объясняется ниже, этот заблуждающийся взгляд фокусируется на каком-то аспекте или сети аспектов из числа наших пяти совокупностей и идентифицирует его как незатронутое, монолитное «я», отдельное от совокупностей и господствующее над ними.Среди различных форм и уровней заблуждающегося взгляда на преходящую сеть он основан конкретно на автоматически возникающем цеплянии за «я» ( ngar-‘dzin lhan-skyes ). Его функция заключается в том, чтобы заставить нас не ценить других или не уважать их хорошие качества ( mi-gus-pa ) и мешать нам чему-либо учиться. Всего семь типов:

    • Высокомерие ( nga-rgyal ) - это надутый ум, который чувствует, что я лучше, чем кто-то ниже меня в некоторых качествах.
    • Преувеличенное высокомерие ( lhag-pa’i nga-rgyal ) - это надменный ум, который чувствует, что я лучше кого-то, равного себе в некоторых качествах.
    • Возмутительное высокомерие ( nga-rgyal-las-kyang nga-rgyal ) - это надменный ум, который чувствует, что я лучше, чем кто-то превосходит себя в некоторых качествах.
    • Эгоистическое высокомерие ( nga'o snyam-pa'i nga-rgyal ) - это надутый ум, который думает «я», сосредотачиваясь на наших собственных сохраняющих сансару агрегатах ( nyer-len-gyi phung-po ) .
    • Ложное или предвосхищающее высокомерие ( mngon-par nga-rgyal ) - это надменный ум, который чувствует, что я достиг некоторого качества, которого я на самом деле не достиг или еще не достиг.
    • Скромное высокомерие ( cung-zad snyam-pa'i nga-rgyal ) - это надутый ум, который чувствует, что я немного уступаю по сравнению с кем-то значительно превосходящим меня в некоторых качествах, но все же превосходящим почти все остальные.
    • Искаженное высокомерие ( log-pa'i nga-rgyal ) - это надутый ум, который чувствует, что какой-то девиантный аспект, в который я впал ( khol-sar шор-ба ), является хорошим качеством, которого я достиг - например, быть хорошим охотником.

    Васубандху упомянул, что в некоторых буддийских текстах перечислено девять типов высокомерия, но их можно отнести к трем из вышеперечисленных категорий: высокомерие, чрезмерное высокомерие и скромное высокомерие. Девять - надутые умы, которые чувствуют:

    • Я выше других
    • Я такой же, как другие
    • Я уступаю другим
    • Другие лучше меня
    • Другие равны мне
    • Другие мне уступают
    • Нет никого лучше меня
    • Мне нет равных
    • Нет никого ниже меня.

    (4) Незнание ( ma-rig-pa , незнание), согласно как Асанге, так и Васубандху, является недоумением или ошеломлением ( rmongs-pa ) незнания ( mi-shes-pa ) поведенческая причина и следствие или сама природа реальности ( de-kho-na-nyid ). Недоумение - это тяжесть духа и тела. Таким образом, неосознавание как тревожное состояние ума, вызывающее и поддерживающее бесконтрольно повторяющиеся перерождения (сансара), не включает незнание чьего-либо имени.Незнание порождает искаженную уверенность ( log-par nges-pa ), нерешительные колебания и полное замешательство ( kun-nas nyon-mongs-pa ). Другими словами, незнание делает нас упрямыми в нашей уверенности в чем-то неправильном, ненадежном, неуверенном в себе и в стрессовом состоянии.

    Согласно Комментарий Дхармакирти к (Дигнаги «Сборник) действительно познающих умов» ( Tshad-ma rnam-'grel , санскр. Pramanavarttika ), неосведомленность также является темным признаком опасения перевернутый путь ( phyin-ci log-tu 'dzin-pa ).

    Деструктивное поведение возникает из-за незнания поведенческих причин и следствий и сопровождается ими. Таким образом, Асанга объяснил, что из-за этого типа неосознавания мы накапливаем карму для переживания худших состояний перерождения. Незнание истинной природы реальности порождает и сопровождает любую деятельность - деструктивную, конструктивную или неопределенную. Сосредоточившись только на конструктивном поведении, Асанга объяснил, что посредством этого типа неосознавания мы накапливаем карму, чтобы испытать лучшие состояния сансарного перерождения.

    Согласно Васубандху и всем системам принципов хинаяны (вайбхашика и саутрантика), неосознавание истинной природы реальности относится только к неосознанию того, как люди ( gang-zag ) существуют, как мы сами, так и другие. Это потому, что школы хинаяны не утверждают отсутствие невозможной идентичности явлений ( chos-kyi bdag-med , бескорыстие явлений, безличностность явлений).

    Согласно интерпретациям прасангики Сакья и Ньингма и интерпретациям взглядов Сватантрика-Мадхьямака и Читтаматра всеми четырьмя тибетскими традициями, упоминание Асанги о неосознавании истинной природы реальности также не включает неосведомленность о том, как существуют явления.Это потому, что они утверждают, что незнание того, как существуют явления, не является тревожным состоянием ума и не препятствует освобождению. Они включают этот ментальный фактор в число когнитивных омрачений ( shes-sgrib ), другими словами, омрачений в отношении всего познаваемого и препятствующих всеведению.

    Интерпретации взглядов прасангики-мадхьямаки в гелуг и карма-кагью включают в себя неосознавание истинной природы того, как все явления существуют, как форму неосознавания, которая является тревожным состоянием ума.Таким образом, они включают его в упоминание Асанги и в эмоциональные омрачения ( nyon-sgrib ), другими словами, омрачения, вызывающие беспокоящие эмоции и отношения и препятствующие освобождению.

    Наивность ( gti-mug ) является подкатегорией неосознавания и, когда используется в ее строгом смысле, относится только к неосведомленности, которая сопровождает деструктивные состояния ума - как неосведомленность о поведенческих причинах и следствиях, так и об истинной природе реальность.

    Страстное желание (или привязанность, в зависимости от определения), враждебность и наивность - три ядовитые эмоции ( dug-gsum ).

    (5) Нерешительное колебание ( the-tshoms , сомнение) развлекает двое умов относительно того, что является правдой - другими словами, колебания между принятием или отклонением того, что является правдой. То, что правда, относится к таким фактам, как четыре благородные истины и поведенческая причина и следствие. Более того, колебания могут быть больше в сторону того, что правда, больше в сторону того, что ложно, или быть поровну разделенными между двумя. Нерешительные колебания служат основанием для отказа от конструктивного.

    Асанга указал, что основная причина проблем здесь - тревожные, обманчивые нерешительные колебания ( the-tshoms nyon-mongs-can ). Это относится к колебаниям, которые больше склонны к неправильному решению о том, что является правдой. Это нарушитель спокойствия, потому что, если колебания склоняются к правильному или даже разделенному, это может привести к вовлечению в конструктивное.

    (6) Ошибочные взгляды определенным образом видят свои объекты. Они ищут и рассматривают свои объекты как вещи, за которые можно цепляться ( yul-‘tshol-ba ), не исследуя, не анализируя или не исследуя их.Другими словами, они просто имеют отношение к своим объектам. Они возникают только во время концептуального познания и сопровождаются либо интерполяцией, либо отрицанием. Однако как ментальные факторы они сами ничего не интерполируют и не отвергают.

    Есть пять заблуждений. Асанга объяснил, что каждое из них представляет собой тревожное, обманчивое распознающее осознавание ( shes-rab nyon-mongs-can ). Однако они не являются подкатегориями различающего осознавания, которое является определяющим умственным фактором.Это потому, что они не соответствуют критерию Асанги для этого констатирующего осознавания, что они правильно понимают свои объекты.

    Кроме того, Асанга объяснил, что каждое из пяти заблуждений влечет за собой:

    • Терпимость к заблуждению, так как ему не хватает различения, чтобы увидеть, что оно приносит страдания
    • Привязанность к нему, так как он не осознает, что обманут
    • Считается умным
    • Концептуальная основа, за которую крепко держится
    • Предположение, что это правильно.
    .

    Методы научного познания

    Метод - это система принципов, правил и способов подхода к изучению явлений и законов природы, общества и мышления, способ достижения определенных результатов в познании; режим теоретического исследования или практической реализации результатов познавательной деятельности . Методы выражают связи субъекта с объектом познания, раскрывают систему их взаимодействия.Поэтому методы часто характеризуют как систему нормативных правил и принципов познавательной, практической и теоретической деятельности, выработанную субъектом на основе исследования объекта. Сказанное свидетельствует о том, что важной составной частью, основой науки как особой формы духовно-теоретической деятельности является методология изучения методов, способов и форм научной деятельности. Методология раскрывает способы формирования, структуру и принципы аргументации знаний.

    Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический . На каждом уровне есть свои методы, формы познавательной деятельности, а также методы обработки, систематизации и аргументации полученных знаний. При этом их разделение не является абсолютным. Каждый реальный акт познания представляет собой диалектическое единство эмпирического, теоретического и практического.

    Научное исследование предполагает не только движение вверх, к разработке теоретического аппарата (к построению совершенной теории), но также движение вниз, включающее ассимиляцию эмпирической информации, открытие и предсказание новых фактов.Исследование никогда не начинается с наблюдения и сбора фактов, оно начинается с попытки решения некоторой задачи, лежащей в основе, которая всегда является определенной гипотезой или предположением; он начинается с постановки проблемы.

    Эмпирический уровень познания включает методы, приемы и формы познавательной деятельности, которые являются прямым результатом практики. Для этого этапа познания важно выбрать объект исследования и систематизацию знаний о нем.

    Методы выбора и исследования эмпирического объекта: а) наблюдение, б) эксперимент, в) описание, г) объяснение, д) измерения, е) моделирование.

    Наблюдение и эксперимент. Есть два пути решения проблемы: один может искать необходимую информацию или пытаться исследовать проблему самостоятельно посредством наблюдения, эксперимента и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент - чрезвычайно важные методы исследования как в естественных, так и в социальных науках.Никаких исследований вне наблюдения быть не может. Наблюдение - это преднамеренный и направленный процесс восприятия, осуществляемый с целью выявления существенных свойств и отношений в объекте познания. Наблюдение может быть прямым или опосредованным с помощью различных технических устройств (например, теперь даже молекулы доступны для визуального наблюдения с помощью электронных микроскопов). Наблюдение приобретает научное значение, если оно позволяет в рамках исследовательской программы отражать объекты с максимальной точностью и если оно может быть повторено в различных условиях.



    Но человек не может ограничиваться только ролью наблюдателя: наблюдение, как мы знаем, фиксирует только то, что дает сама жизнь, в то время как для исследования также требуется эксперимент , посредством которого объект либо искусственно воспроизводится, либо помещается в определенные условия в соответствие целям исследования. Путем экспериментов Фарадей открыл магнитную индукцию, Лебедева, давление света и так далее.

    Так называемые мысленные эксперименты также являются частью научного познания: здесь ученый оперирует определенными мысленными образами и мысленно помещает объект исследования в различные условия, которые, согласно плану эксперимента, должны способствовать получению желаемый результат. Таким образом, эксперимент включает в себя как практическую, так и теоретическую деятельность, причем последняя преобладает.

    Что такое факт? Слово «факт» происходит от латинского слова factum «то, что было сделано». Это актуальное, невообразимое событие в природе, истории, повседневной жизни, в интеллектуальной сфере. Произвольное изобретение - тоже факт, но это факт сознания, фиксирующий факт изобретения. Факт - это фрагмент бытия, который переместился в фокус мысли субъекта, в систему знания. Факт - это феномен материального или духовного мира, который стал достоверной частью нашего сознания; это объект, явление, свойство или отношение, зафиксированные в наблюдении или эксперименте. Важность фактов в науке исключительна: достоверные факты составляют основу любого научного исследования, поскольку любая наука занимается изучением, описанием и объяснением фактов и ничего, кроме фактов.

    Факты имеют научную ценность, если существует теория, их интерпретирующая.Когда появляются факты, которые невозможно объяснить в рамках существующей теории, возникает противоречие между фактами и теоретическими принципами. Научная мысль должна искать новые объяснения. В таких случаях ощущается нехватка действительно масштабных теорий. Только в этих условиях может возникнуть «черный рынок» всевозможных догадок, иногда достигающих фантастических размеров. Часто бывает так, что что-то трудно подтвердить, но невозможно опровергнуть!

    Описание и объяснение. Ход и результаты наблюдения и эксперимента неизменно фиксируются и описываются. В описании используются общепринятые термины, визуальные средства (графики, рисунки, фотографии, кинопленки) и символические средства (математические, химические и другие формулы). Основное научное требование, предъявляемое к описанию , - достоверность, точное представление данных наблюдений и экспериментов. Описание может быть полным и неполным. Это всегда предполагает определенную систематизацию материала, т.е.е. его классификация и некое обобщение: чистое описание осталось на пороге научного творчества

    Описание и классификация являются начальными этапами в развитии научного познания, поскольку научное познание не просто устанавливает факты, оно стремится понять их, понять причины, по которым эти факты возникли, и действуют именно так, а не иначе.

    Объяснение - мысленная операция, направленная на установление причинных зависимостей объекта исследования, на уяснение закономерностей его функционирования и развития и, наконец, на раскрытие его сущности. Объяснение происходит там, где показано, по каким законам объект возник, существует и развивается. Пояснение предполагает наличие определенных исходных данных об объекте. Объяснить - значит интерпретировать объект в системе уже существующих, исторически накопленных знаний, определенных принципов, законов и категорий. Невозможно что-либо объяснить без уточнения всесторонних связей объекта с другими объектами, без учета принципа историзма, генезиса, противоречий и развития объекта.

    Объяснение как чрезвычайно сложная поисковая деятельность не может обойтись без всевозможных догадок и гипотетических суждений, то есть без гипотез. Следует отметить, что противоречия иногда возникают на уровне объяснения фактов: идентичные факты иногда могут быть объяснены по-разному и в разных теоретических системах.

    Измерение - это способ дать количественное описание изучаемого объекта, его свойств или взаимосвязей. Измерение включает: 1) объект (значение измерения), 2) метод (метрика, шкала), 3) результат (который подлежит дальнейшей интерпретации). Измерение - одна из самых сложных процедур в современной науке, так как, например, при исследовании микроскопических объектов измерение влияет на систему, изменяя ключевые параметры.

    Эксперимент - общенаучный метод, заключающийся в изучении явлений и процессов в специально созданных условиях. В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает выделение объекта исследования, создание благоприятных условий для детального анализа некоторых его свойств. Структура эксперимента: 1) субъект, 2) объект, 3) обстоятельства эксперимента (условия времени и места, оборудование, теоретические основы).

    Моделирование - общенаучный метод, который предусматривает исследование не конкретного объекта, а его заместителя (модели, изображения). Модель считается правильной, если ее свойства совпадают со свойствами оригинала, который исследуется. Этапы моделирования: 1) построение модели, 2) исследование модели, 3) экстраполяция (распространение полученных данных на объект-оригинал). С развитием компьютерных и информационных технологий моделирование значительно расширило границы своей функциональности и применимости.

    На основе этих методов формулируются относительно устойчивые взгляды на мир фактов .Истинность фактов устанавливается непосредственно опытным путем. Ученые пытаются теоретически объяснить каждый научный факт. Более того, в современной науке большинство фактов предсказывается теоретически. Другими словами, эмпирическая работа субъекта не хаотична, а исторически обусловлена, зависит от задействованной теории и ранее полученных знаний о мире.

    Очевидно, что научное знание не ограничивается констатацией фактов. Поэтому важны методы обработки и систематизации фактов .Это: а) анализ и синтез, б) индукция и дедукция, в) аналогия, г) классификация и другие. Эти методы еще называют общелогическими методами познания.

    Анализ и синтез. Движение от чувственно-конкретного к абстрактному, а затем и к конкретному в мысли включает, прежде всего, такие приемы, как анализ и синтез. Анализ - это разделение объектов на их составные части или аспекты в практической или теоретической деятельности, направленной на охват некоторого сложного целого. Когда детали достаточно хорошо изучены посредством анализа, наступает следующая стадия познания, которая представляет собой синтез непрактичной или мысленной комбинации элементов, разделенных и изученных аналитически, в единое целое. Анализ выявляет прежде всего специфические особенности, которые отличают части друг от друга, тогда как синтез выявляет по существу общее, связывающее части в единое целое. Центральным ядром анализа, предполагающего синтез, является идентификация существенного.Когда это сделано, целое также не предстает в том же свете, поскольку, когда разум впервые узнал об этом, теперь он имеет гораздо более глубокое содержание.

    Индукция - это форма мышления, при которой общий вывод основан на знании частного. Индукция основана на существовании причинно-следственной зависимости между частным и общим. Следовательно, индуктивный вывод всегда вероятен.

    Дедуктивное мышление - это форма мышления, которая включает в себя строгое соблюдение законов логики при переходе между мыслями и процессами созерцания.Иногда дедукцию определяют как способ определения взглядов от общего к частному. Вывод, полученный дедуктивным методом, всегда надежен. В научном познании индукция и дедукция взаимосвязаны. Индукция расширяет существующие знания, позволяет выдвигать гипотезы, предположения, версии, а дедукция направлена ​​на систематизацию имеющихся знаний, создание некоторых теорий и их аргументацию.

    Аналогия - это объективная взаимосвязь между объектами, позволяющая перенести информацию, полученную при исследовании данного объекта, на другой объект, напоминающий первый по определенному набору признаков.Аналогия, которая связывает неизвестное с известным, лежит в основе понимания фактов. Новое осознанно реализуется только через образы и концепции старого и знакомого. Первые самолеты были построены по аналогии с поведением других объектов в полете, таких как птицы, воздушные змеи и планеры.

    Аналогия - это правдоподобный возможный логический вывод о сходстве двух объектов с точки зрения некоторого признака. Как метод, аналогия чаще всего используется в так называемой теории подобия, которая широко применяется при моделировании.

    Классификация - это распределение предметов любого рода во взаимосвязанные классы по некоторым определенным критериям или показателям . Внедрение классификации выявляет глубокие, неочевидные на первый взгляд взаимосвязи между объектами, позволяет сформулировать общие выводы по предмету исследования.

    Результатом применения методов обработки и систематизации фактов является формулировка гипотез и эмпирических законов (предположений, версий и т.)

    Ясно, что эмпирические данные не проникают глубоко в сущность вещей, явлений и процессов, а позволяют сформулировать поверхностное понимание их структуры, выявить некие причинные зависимости, продвинуть первичные гипотезы. Другими словами, эмпирический уровень знаний позволяет исследователю сформулировать только вероятные знания об объекте. Более глубокое понимание реальности возможно только при использовании некоторых методов теоретического познания, которые требуют абстрагирования от несущественных свойств объекта.

    Поэтому первым шагом теоретического уровня знаний является построение идеализированного объекта, который в дальнейшем исследовании заменяет существующую реальность. Для познавательно-практической деятельности этого человека важны методы построения идеализированного объекта . Это: а) абстракция, б) идеализация, в) формализация, г) математическое моделирование.

    Абстракция и идеализация. Невозможно охватить предмет во всей полноте его свойств.Как прожектор, человеческая мысль в каждый данный момент проливает свет на фрагмент реальности, а все остальное как бы тонет во мраке. В каждый из этих моментов мы осознаем только что-то одно, но это одно имеет множество свойств и отношений. Мы можем познать его только в порядке непрерывности, концентрируя внимание на одних качествах и связях и игнорируя другие.

    Абстракция - это мысленное выделение некоторого объекта изолированно от его связей с другими объектами, некоторого свойства объекта изолированно от его других свойств, некоторого отношения объекта изолированно от самого объекта. Абстракция - это метод мысленного упрощения, при котором рассматривается только один аспект данного процесса.

    Результатом процесса абстракции являются различные представления об объектах (растение, животное, человек), представления об отдельных свойствах объектов и отношениях между ними, рассматриваемых как отдельные «абстрактные объекты» (белизна, объем, длина, теплоемкость).

    Идеализация как особая форма абстракции - важное средство научного познания. Это абстракция, которой нет в природе.Но абстракции - это также образы реального: они рождаются из обобщения опыта. Идеализация - это процесс формирования концепций, реальные прототипы которых могут быть указаны только с определенной степенью приближения. Результатом идеализации являются теоретические модели, в которых характеристики и аспекты познаваемого объекта не только абстрагируются от действительного эмпирического разнообразия, но также появляются как продукты ментального конструирования, которые являются более четкими и полностью выраженными, чем в действительности.Примерами концепций, возникших в результате идеализации, являются «точка» (объект, не имеющий ни длины, ни высоты, ни ширины), «прямая линия» или «круг». Введение в процесс исследования идеализированных объектов позволяет построить абстрактные схемы реальных процессов, которые необходимы для более глубокого понимания закономерностей их развития.

    Формализация и математизация. Формализация - это обобщение различных по содержанию форм процессов, абстрагирование этих форм от их содержания .Здесь форма рассматривается как относительно самостоятельный объект изучения. Часто считается, что формализация связана с математикой, математической логикой и кибернетикой. Это не так. Он пронизывает все виды практической и теоретической деятельности человека. Исторически он возник вместе с появлением языка. Наш обычный язык выражает самый слабый уровень формализации. Формализация находится на пике формы в математике и математической логике, которые изучают формы рассуждений в абстракции от их содержания, максимально «оголяя» мышление, оставляя нетронутыми только рамки его структуры

    Сегодня проблема интерпретации, т.е.е. становления объективного содержания научного знания, становится все более острой. Абстракция становится бессмысленной без конкретизации, а формализация не имеет смысла без интерпретации. Если формализация - это движение мысли от содержания объекта к его абстрактной форме, интерпретация переходит от абстрактной формы объекта к его содержанию. После построения формальная система снова возвращается к своей содержательной основе. Абстрагирование от содержания носит временный характер.

    Что такое математика ? Это приложение математических методов к научному познанию. Было время, когда эти методы применялись в первую очередь в механике, физике и астрономии, короче говоря, в естественных науках. Позже они начали проникать в социальные науки, например, в социологические, экономические и другие исследования. Это стало возможным благодаря достижениям кибернетики.

    Математика нужна специалистам во всех областях не только для выполнения вычислений, но и как мощный эвристический прибор; также необходимо привнести в логическое мышление большую строгость и дисциплину.В то же время все более очевидными становятся ограничения формализации и математизации научного познания. Современная наука развивается по пути синтеза формальных и содержательных аспектов познания на основе материализма и диалектики.

    Методы теоретического познания: а) дедуктивная (аксиоматическая, гипотеко-дедуктивная), б) историческая (конкретно историческая, абстрактно-историческая), в) система.

    Научное знание, которое формируется с помощью аксиоматического метода , представляет собой дедуктивную систему, в которой все содержание теории может быть составлено из ее первых принципов аксиом (утверждения, надежность которых не подвергается сомнению). Гипотетически-дедуктивный метод предполагает наличие совокупного набора гипотез и эмпирических фактов, среди которых устанавливается сложная система взаимодействия и взаимозависимости.

    Исторический подход , в отличие от предыдущего, ориентирован на возникновение, становление и развитие объекта исследования. Он широко используется в лингвистике, геологии, астрономии, психологии и других науках, изучающих сложные, разнесенные во времени процессы.

    В основе группы из системных методов лежит концепция системы - упорядоченный, структурированный набор элементов.Системный подход основан на следующих принципах: 1) системный объект - совокупность элементов, связанных между собой конечным набором структурных и функциональных зависимостей; 2) функционирование системы зависит и может быть объяснено с учетом ее структурной организации, 3) структурная организация системы может быть интерпретирована с помощью других объектных моделей.

    Результатом применения этих методов является получение знаний в виде научных задач, гипотез, теорий, концепций .

    Проблема - это проблема или совокупность вопросов, которые объективно возникают в процессе научного познания. Решение проблемы поможет решить текущие научные вопросы.

    Гипотеза и ее роль в развитии научных знаний. Ни одна научная теория не появилась в готовом виде. Сначала теория существует как гипотеза. Сама гипотеза возникает не сразу, а проходит определенные стадии формирования. Гипотеза - это предположение, исходящее из фактов, предположение, пытающееся постичь сущность недостаточно изученной сферы мира.

    Потребность в гипотезе возникает, как правило, в ситуации, когда обнаруживаются факты, выходящие за пределы объяснительных возможностей существующей теории. Гипотезы имеют чисто вспомогательное, но чрезвычайно важное эвристическое значение: они способствуют совершению открытий. Как и теории, гипотезы - это обобщения имеющихся знаний.В то же время знание, содержащееся в гипотезе, не обязательно следует из ранее доступных знаний. Гипотеза в основном вероятностная; правда в кредит, так сказать. Гипотезы следует четко отличать от фантазий.

    Гипотезы уважают не меньше, чем теории. Хотя последние более надежны и даже окрашены ореолом непогрешимости, история науки показывает, что с течением времени они либо полностью пересматриваются, либо разрушаются, либо иным образом рушатся, и на их руинах появляются новые гипотезы.

    Теория как высшая форма целостного научного знания. В широком смысле слова теория - это система надежных представлений, идей и принципов, объясняющих некоторые явления. В более узком смысле теория - это высшая, хорошо обоснованная, логически последовательная система научного знания, формулирующая целостное представление об определенных существенных свойствах, законах, причинно-следственных отношениях и детерминантах, определяющих характер функционирования. и развитие определенной сферы реальности.

    Теория - это развивающаяся система объективно истинных научных знаний, проверенных практикой и объясняющая законы, управляющие явлениями в данной области. Ядро научной теории - ее законы.

    Наука развивается не только за счет постепенного накопления и приумножения новых знаний. Поворотными моментами в истории науки стали научные революции, связанные с именами Коперника, Ньютона или Эйнштейна. Революции в науке выражаются в качественных изменениях ее основных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, методов и самого стиля мышления, в замене одной научной парадигмы другой.Что такое научная парадигма? Эта концепция охватывает нормы и модели эмпирического и теоретического мышления, принятые в данном научном сообществе, которые превратились в убеждения; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов на основе достаточно обоснованных принципов и законов, образующих логически непротиворечивую теорию. Научная картина мира постоянно обогащается, что в конечном итоге приводит к замене одной парадигмы другой, более значимой, глубокой и полной.Характерные черты парадигм различают стилей научной мысли, механистических, вероятностных и кибернетических.

    Вышеуказанные методы и формы научного познания взаимосвязаны и дополняют друг друга. В комплексе они позволяют приблизиться к истинному знанию, которое является идеалом и целью познавательного процесса.


    Дата: 16.02.2015; вид: 4975


    .

    Определение, важность, факторы, процесс восприятия, ошибки

    Восприятие - это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания окружающей среды.

    Любое восприятие включает в себя сигналы нервной системы, которые, в свою очередь, являются результатом физического или химического раздражения органов чувств.

    Это не пассивное получение этих сигналов, а формируется обучением, памятью, ожиданием и вниманием.

    Исследование этих перцептивных процессов показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных: воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие.

    Что такое Восприятие

    Восприятие зависит от сложных функций нервной системы, но субъективно кажется в основном легким, поскольку эта обработка происходит вне сознательного осознания.

    По словам Джозефа Рейца; «Восприятие включает в себя все те процессы, с помощью которых человек получает информацию об окружающей среде - видение, слух, осязание, вкус и обоняние.

    Согласно Б. В. Х. Гилмеру, «Восприятие - это процесс осознания ситуаций, добавления значимых ассоциаций к ощущениям».

    Удай Парик сказал, что восприятие можно определить как «процесс получения, выбора, организации, интерпретации, проверки и реакции на сенсорные стимулы или данные».

    Согласно С. П. Роббинсу, восприятие можно определить как «процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению.»

    Восприятие включает 5 чувств; осязание, зрение, вкус, запах и звук. Он также включает в себя так называемое восприятие, набор органов чувств, включающий способность обнаруживать изменения в положениях и движениях тела.

    Он также включает когнитивные процессы, необходимые для обработки информации, такие как распознавание лица друга или обнаружение знакомого аромата.

    Изучение этих постоянных процессов показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных: воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие.

    Простыми словами мы можем сказать, что восприятие - это акт видения того, что можно увидеть.

    Но на то, что видно, влияют воспринимающий, объект и его окружение. Смысл восприятия подчеркивает все эти три момента.

    Важность восприятия

    Восприятие - это субъективный, активный и творческий процесс, посредством которого мы придаем значение сенсорной информации, чтобы понять себя и других. Это можно определить как наше распознавание и интерпретацию сенсорной информации.Он также включает в себя то, как мы реагируем на информацию.

    Это процесс, с помощью которого организм обнаруживает и интерпретирует информацию из внешнего мира с помощью сенсорных рецепторов. Это наше сенсорное восприятие окружающего мира, которое включает как распознавание стимулов окружающей среды, так и действия в ответ на эти стимулы.

    Через процесс восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания.

    Восприятие не только создает наше восприятие мира вокруг нас; это позволяет нам действовать в окружающей среде.

    1. Восприятие очень важно для понимания человеческого поведения, потому что каждый человек воспринимает мир и подходит к жизненным проблемам по-разному. Все, что мы видим или чувствуем, не обязательно то же самое, что есть на самом деле. Когда мы что-то покупаем, то не потому, что это лучшее, а потому, что мы считаем это лучшим.
    2. Если люди ведут себя на основе своего восприятия, мы можем предсказать их поведение в изменившихся обстоятельствах, понимая их нынешнее восприятие окружающей среды.Один человек может рассматривать факты одним способом, который может отличаться от фактов, которые видит другой зритель.
    3. С помощью восприятия можно определить потребности разных людей, потому что на восприятие людей влияют их потребности.
    4. Восприятие очень важно для менеджера, который хочет избежать ошибок при общении с людьми и событиями на рабочем месте. Проблема усложняется тем, что разные люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию.Чтобы эффективно справляться с подчиненными, руководители должны правильно понимать их восприятие.
    5. Восприятие может быть важным, потому что оно предлагает более чем объективный результат; он поглощает наблюдение и создает измененную реальность, обогащенную предыдущим опытом.
    6. Восприятие формирует характер (не обязательно хороший или плохой), который определяет разные роли, в которых люди попадают в клоуна, лицемера, самоуверенного, жертвы и т. Д.
    7. Это жизненно важно, если мы хотим ладить с другие, чтобы попытаться увидеть вещи с их точки зрения или какое-то время походить на их месте.Если мы пойдем на их место, мы получим новый взгляд на вещи и в этом поймем друг друга, а также сможем любить и помогать другим более подходящим образом.

    Таким образом, для понимания поведения человека очень важно понимать его восприятие, то есть то, как он воспринимает различные ситуации.

    Поведение людей основано на их восприятии реальности, а не на самой реальности. Мир в его восприятии важен для понимания человеческого поведения.

    Факторы, влияющие на восприятие

    Восприятие - это процесс, с помощью которого человек выбирает, организует и интерпретирует информацию для создания значимой картины. Восприятие зависит не только от физических стимулов, но и от отношения стимулов к окружающему полю и от условий внутри человека. Восприятие - это процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные восприятия, чтобы придать смысл окружающей среде.

    Однако то, что человек воспринимает, может существенно отличаться от объективной реальности.Это процесс, посредством которого информация из внешней среды выбирается, получает, организует и интерпретирует, чтобы сделать ее значимой.

    Этот ввод значимой информации приводит к решениям и действиям. Ряд факторов влияет на восприятие, а иногда и искажает его. Эти факторы могут быть связаны с воспринимающим в воспринимаемом объекте или цели или в контексте ситуации, в которой происходит восприятие.

    Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики отдельного воспринимающего.

    Личные характеристики, влияющие на восприятие, включают отношение человека, личность, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания.

    Есть несколько факторов, которые влияют на цель, такие как новизна, движение, звуки, размер, фон, близость, сходство и т. Д.

    Характеристики наблюдаемой цели могут влиять на то, что воспринимается. Поскольку цели не рассматриваются изолированно, отношение цели к ее фону также влияет на восприятие, как и наша склонность группировать вместе близкие и похожие вещи.

    Существуют также некоторые ситуационные факторы, такие как время восприятия других, условия работы, социальные настройки и т. Д., Которые влияют на процесс восприятия.

    Помимо этого, существуют некоторые другие факторы, такие как перцептивное обучение, которое основано на прошлом опыте или любой специальной подготовке, которую мы получаем, каждый из нас учится подчеркивать одни сенсорные входы и игнорировать другие.

    Еще одним фактором является ментальный настрой, который относится к готовности или готовности получать сенсорную информацию.

    Такое ожидание помогает подготовить человека с хорошим вниманием и концентрацией. Уровень наших знаний может также изменить то, как мы воспринимаем его или ее поведение.

    Например;

    Если человек знает, что его друг переживает из-за семейных проблем, он может пропустить ее резкие комментарии. Обучение оказывает значительное влияние на восприятие.

    Это вызывает у людей ожидание. Природа вещей, которые необходимо воспринимать, также является важным фактором.Под природой мы подразумеваем, является ли объект визуальным или слуховым, и включает ли он изображения, людей или животных.

    Восприятие определяется как физиологическими, так и психологическими характеристиками человека, тогда как ощущение создается только с учетом физиологических особенностей.

    Таким образом, восприятие - это не просто то, что человек видит глазами, это гораздо более сложный процесс, посредством которого человек выборочно поглощает или ассимилирует стимулы в окружающей среде, когнитивно организует воспринимаемую информацию определенным образом и затем интерпретирует информацию для сделайте оценку того, что происходит в вашем окружении.

    Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она видит, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики отдельного воспринимающего.

    Личностные характеристики, влияющие на восприятие, включали отношение человека, личные мотивы, интерес, прошлый опыт и ожидания.

    Процесс восприятия

    Процесс восприятия позволяет нам познавать окружающий мир.

    В этом обзоре восприятия и процесса восприятия мы узнаем больше о том, как мы переходим от обнаружения стимулов в окружающей среде к фактическим действиям на основе этой информации, и это может быть организовано в наши существующие структуры и шаблоны, а затем интерпретируется на основе предыдущего опыта.

    Хотя восприятие - это в значительной степени когнитивный и психологический процесс, то, как мы воспринимаем людей и объекты вокруг нас, влияет на наше общение.

    Фактически процесс восприятия - это последовательность шагов, которая начинается с окружающей среды и приводит к нашему восприятию стимула и действия в ответ на стимул.

    Чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, мы должны выполнить каждый из следующих шагов.

    3 стадии процесса восприятия;

    1. Выбор.
    2. Организация.
    3. Устный перевод.

    Selection

    Окружающий нас мир наполнен бесконечным количеством стимулов, которые мы можем посещать, но у нашего мозга нет ресурсов, чтобы обращать внимание на все.

    Таким образом, первый шаг восприятия - это решение, на что обратить внимание.

    Когда мы обращаем внимание на одну конкретную вещь в нашем окружении - будь то запах, чувство, звук или что-то еще - она ​​становится сопутствующим стимулом.

    Выбор - это первая часть процесса восприятия, в которой мы фокусируем внимание на определенной поступающей сенсорной информации. В процессе отбора мы выбираем стимулы, привлекающие наше внимание.

    Мы сосредотачиваемся на тех, которые выделяются нашими чувствами (зрение, звук, запах, вкус и осязание). Мы воспринимаем информацию через все пять органов чувств, но наше поле восприятия включает в себя так много стимулов, что наш мозг не может обработать и осмыслить все это.

    Итак, по мере того как информация поступает через наши органы чувств, различные факторы влияют на то, что на самом деле продолжается в процессе восприятия.

    Организация

    После того, как мы решили уделить внимание стимулу в окружающей среде, этот выбор запускает серию реакций в нашем мозгу.

    Этот нервный процесс начинается с активации наших сенсорных рецепторов (осязание, вкус, обоняние, зрение и слух).

    Организация - это вторая часть процесса восприятия, в которой мы сортируем и классифицируем воспринимаемую нами информацию на основе врожденных и усвоенных когнитивных паттернов.

    Три способа сортировки вещей по шаблонам - это использование близости, сходства и различия (Stanley, mo).

    Интерпретация

    После того, как мы обратились к стимулу, и наш мозг получил и систематизировал информацию, мы интерпретируем ее таким образом, который имеет смысл, используя нашу существующую информацию о мире Интерпретация просто означает, что мы берем информацию, которая у нас есть ощутить и организовать и превратить это во что-то, что мы можем классифицировать.

    Распределяя различные стимулы по категориям, мы можем лучше понимать окружающий мир и реагировать на него.

    Восприятие других включает в себя восприятие, систематизацию и интерпретацию информации о людях, а также о том, что они говорят и делают.Ощущение является основной характеристикой восприятия, поскольку оно связано с внешним входом. В процессе восприятия в первую очередь воспринимающий должен выбрать то, что будет восприниматься.

    Затем происходит организация, когда слушатели идентифицируют тип звука и сравнивают его с другими звуками, слышанными в прошлом.

    Интерпретация и категоризация обычно являются наиболее субъективными областями восприятия, поскольку они включают решения о том, нравится ли слушателям то, что они слышат, и хотят ли они продолжать слушать.

    Мы проводим немедленные оценки, которые вызывают автоматические суждения о положительных и отрицательных реакциях по отношению к другим, которые происходят вне нашего понимания.

    Выбор, организация и интерпретация восприятий могут различаться у разных людей.

    Исходя из этого, результаты восприятия, то есть ценности, отношения, поведение и т. Д. Воспринимающего, могут различаться.

    Следовательно, когда люди по-разному реагируют на ситуацию, часть их поведения можно объяснить, исследуя процесс их восприятия и то, как их восприятие приводит к их реакциям.

    Ошибки восприятия

    Как показано выше, восприятие - это процесс анализа и понимания стимула как такового.

    Но не всегда возможно воспринимать стимулы такими, какие они есть.

    Сознательно или бессознательно мы ошибочно принимаем стимул и неправильно его воспринимаем.

    Часто предрассудки в человеке, время восприятия, неблагоприятный фон, нечеткость стимула, замешательство, конфликт в уме и другие подобные факторы являются причиной ошибок в восприятии.

    Есть некоторые ошибки в восприятии;

    • Иллюзия.
    • Галлюцинация.
    • Эффект ореола.
    • Стереотипы.
    • Сходство.
    • Рупорный эффект.
    • Контрастность.

    Иллюзия

    Иллюзия - это ложное восприятие. Здесь человек ошибочно принимает раздражитель и неправильно его воспринимает.

    Например, в темноте веревку принимают за змею или наоборот. Голос неизвестного человека принимается за голос друга.Незнакомый человек, стоящий на расстоянии, может восприниматься как известный человек.

    Галлюцинация

    Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда человек воспринимает некоторый стимул, даже когда его нет.

    Это явление известно как галлюцинация. Человек может видеть предмет, человека и т. Д. Или он может слышать какой-то голос, хотя в действительности нет никаких предметов и звуков.

    Избирательное восприятие

    Избирательное восприятие означает ситуацию, когда люди выборочно интерпретируют то, что они видят, на основе своих интересов, фона, опыта и отношения.

    Это означает, что любые характеристики, которые выделяют человека, объект или событие, увеличивают вероятность того, что они будут восприняты.

    Поскольку мы не можем ассимилировать все, что видим, мы можем воспринимать только определенные стимулы.

    Эффект ореола

    Человека оценивают на основе воспринимаемых положительных качеств, черт или черт. Когда мы создаем общее впечатление о человеке на основе одной характеристики, такой как интеллект, общительность или внешность, действует эффект ореола.

    Другими словами, это тенденция одинаково высоко или низко оценивать человека по другим признакам, если он чрезвычайно высок или низок по одной конкретной характеристике: если у рабочего мало пропусков, его начальник может дать ему высокую оценку во всех отношениях. другие направления работы.

    Стереотипы

    Люди обычно могут попасть по крайней мере в одну общую категорию на основе физических или поведенческих характеристик, после чего они будут оцениваться. Когда мы судим кого-то на основе нашего восприятия группы, к которой он или она принадлежит, мы используем ярлык, называемый стереотипами.

    или, например, начальник может предположить, что работник из страны Ближнего Востока ленив и не может достичь поставленных целей, даже если рабочий старался изо всех сил.

    Сходство

    Часто люди склонны искать и оценивать более положительно тех, кто похож на них самих. Эта тенденция одобрять сходство может побуждать оценщиков давать более высокие оценки сотрудникам, которые демонстрируют одинаковые интересы, методы работы, точки зрения или стандарты.

    Эффект рожка

    Когда личность полностью оценивается на основе отрицательного качества или воспринимаемой характеристики.В результате общая оценка ниже допустимой.

    Он официально не одет в офисе, поэтому на работе он тоже может быть небрежным.

    Контраст

    Тенденция оценивать людей относительно других людей, а не индивидуальной работы, которую он или она делает. Скорее будет оценивать сотрудника, сравнивая его производительность с другими сотрудниками.

    В начале 20 века Вильгельм Вундт определил контраст как фундаментальный принцип восприятия, и с тех пор эффект был подтвержден во многих различных областях.

    Эти эффекты формируют не только визуальные качества, такие как цвет и яркость, но и другие виды восприятия, включая ощущение тяжести объекта. Один эксперимент показал, что при мысли об имени «Гитлер» испытуемые оценивали человека как более враждебного.

    Обычно мы используем вышеуказанные ярлыки, когда судим других. Восприятие и интерпретация того, что делают другие, обременительны. В результате люди разрабатывают методы, позволяющие сделать задачу более управляемой.

    Эти методы часто являются ценными - они позволяют нам быстро делать точные представления и предоставлять достоверные данные для составления прогнозов.Но иногда это также создает проблемы.

    Потому что, во-первых, мы сказали, что это ярлыки.

    Таким образом мы можем судить о других за короткий промежуток времени, но иногда мы ошибочно судим о других по этим ярлыкам.

    Когда восприятие не удается

    Восприятие часто дает ложную интерпретацию сенсорной информации.

    Такие случаи известны как иллюзии - термин, используемый психологами для обозначения неправильных представлений.

    Есть два типа иллюзий: иллюзии, связанные с физическими процессами, и иллюзии, связанные с когнитивными процессами.Иллюзии из-за искажения физических условий включают галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты, например, воду на сухой дороге.

    Когнитивные процессы приводят к множеству иллюзий, но более распространены иллюзии формы, которые часто приводят к тревожным последствиям. Рассмотрим реальный пример с иллюзией Поггендорфа.

    В этой иллюзии линия исчезает под углом за сплошной фигурой, вновь появляясь с другой стороны в том, что кажется неправильным.Неправильное восприятие окружающего мира может привести к проблемам у персонала.

    Начинающие менеджеры, которые вспыхивают, делают это потому, что не умеют правильно понимать ситуации и действовать соответственно. У них складываются плохие рабочие отношения, они слишком авторитарны или конфликтуют с высшим руководством. В результате их карьера резко останавливается.

    Этого следует избегать, и они смогли правильно понять, что им следует делать, и обладали эмоциональной зрелостью и способностью вносить необходимые изменения.

    Почему меняется восприятие

    Наше восприятие варьируется от человека к человеку, и значение, которое мы извлекаем из этих восприятий, различается. Вот почему у людей разные вкусы в музыке, искусстве, архитектуре, одежде и т. Д.

    Разные люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному. Но более того, мы придаем разные значения тому, что воспринимаем.

    И значения могут измениться для определенного человека.

    Можно изменить точку зрения или просто придать значение чему-то другому.Два человека с одинаковыми тестами на зрение и слух все равно будут иметь разные вкусы в том, что им нравится видеть и слышать.

    То, как мы воспринимаем окружающий мир, различно и так же уникально, как и наши индивидуальные особенности. Даже если мы можем смотреть на одну и ту же картину, то, что мы интерпретируем, будет зависеть от ряда факторов, в том числе от того, что мы ожидаем увидеть.

    По сути, восприятие - очень интересная грань жизни и бизнеса. То, как мы воспринимаем наш мир и как мы думаем, наш мир воспринимает нас, может определять, как мы действуем и как мы реагируем в определенных ситуациях.

    Таким образом, восприятие или восприятие посредством чувств или ума может быть очень мощным и влиятельным аспектом нашей жизни. Он может направлять наши действия и мысли, которые во многом определяют то, кем мы являемся.

    .

    Субъект и объект психологии

    Субъект - категория, обозначающая некоторую целостность, изолированную от мира предметов в процессе человеческой деятельности и познания. Один и тот же объект может быть предметом различных исследований.

    В социологии подобъект означает определенную реальность, не зависящую от исследователя. А под предметом - свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделенные для целенаправленного изучения.

    Обозначение объекта и объекта было спланировано Имманулом Кантом.

    Итак, объект является частью объективного мира, а под субъектом - то, что в нем подлежит изучению. Понятие объекта шире по объему, чем понятие субъекта, поскольку субъект - объектная часть. В окончательном виде объекту и субъекту можно дать следующую формулировку:

    Объект - это кусок объективного, т.е. существующий независимо от ума исследователей в реальности.

    Предмет специфичен для научного ракурса, аспекта объекта, специфического для данной отрасли науки и ставит под сомнение его категориальный аппарат, используемые методы исследования.

    Каковы объект и предмет психологии как науки? В 1912 г. Г. И. Челпанов в учебнике «Психология» дает определение: «Психология есть учение о душе».

    В 1926 г. К. Н. Корнилов в своем первом учебном пособии говорит: «Психология изучает не душу, а проявления души, психология - это наука о законах психической деятельности человека».

    В одном из самых популярных учебников «Атлас психологии» М. В. Гамезо и И. А. Домашенко определяют психологию как науку, изучающую процессы активного отражения объективной реальности человека в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств и других процессов и явлений. психики.

    Сравнивая приведенные выше определения, можно увидеть, что психика является объектом психологии, а различные ее проявления как объект.Таким образом, позднее, на рубеже веков (20-21), появляется следующее определение психологии:

    Психология - это наука и система знаний о законах, механизмах, психических фактах и ​​явлениях в жизни человека.

    В данном случае четко обозначен объект психологии - психика, а предмет, факты, закономерности и механизмы психики выделены.

    Среди разнообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

    Различают когнитивные, эмоциональные, регулирующие психические процессы. Основная функция познавательных процессов - отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, они являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет два уровня: образный и логический. Визуальные познавательные процессы - ощущение, восприятие, представление.Процессы логического познания включают мышление.

    В эмоциональных психических процессах отражаются человеческие отношения. Они окрашивают жизнь человека с разными оттенками опыта (положительного или отрицательного). Гамма человеческих эмоций разнообразна, например, счастье, удивление, горе, страдание и т. Д.

    Основным назначением регуляторных процессов является регулирование поведения и деятельности человека, обеспечивающее избирательное и целенаправленное реагирование. Регулирующие процессы включают процессы внимания и воли.

    Кроме того, выделяются так называемые интегративные или посредством психических процессов, которые участвуют в ходе всех психических процессов, они включают: речь, которая действует как 2-я сигнальная система и связывает сенсорное и логическое познание и память, которая может быть образной. , логичный и эмоциональный. Кроме того, память связывает настоящее и прошлое в сознании человека, обеспечивая целостность личности.

    Психические состояния - это относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом.Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут поддерживать активную деятельность, а могут и не одобрять ее. Это состояния работоспособности, усталости, стресса, аффекта и т. Д.

    Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и активности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.

    Общая психология - это отрасль психологической науки, изучающая наиболее общие закономерности, выявленные психологией, методы исследования этой психологии, теоретические принципы, которых она придерживается, основные научные концепции, которые вошли в ее использование.

    Субъекты изучения общей психологии:

    Познавательная и практическая деятельность;

    Общие закономерности психических процессов: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление, психическая саморегуляция;

    Дифференциально-психологические особенности личности человека;

    Характер, темперамент, преобладающие мотивы поведения и др .;

    Основные проблемы:

    Сущность и содержание психического, возникновение и развитие психики в фило и онтогенезе.

    Основная задача психологии как науки - раскрытие закономерностей возникновения, развития и течения психической деятельности человека, развитие его психических свойств, выявление жизненного смысла психики и тем самым содействие в ее мастерство, его целенаправленное формирование в соответствии с потребностями общества.

    .

    Смотрите также