• Проблема выделения предмета педагогической психологии


    Основные проблемы педагогической психологии — Мегаобучалка

    Предмет, задачи, основные проблемы и методы педагогической психологии.

    Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

    Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

    Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

    психология обучения;

    психология воспитания;

    психология учителя.

    1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса.

    Исследования в этой области направлены на выявление:

    · взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;

    · соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;

    · возможностей управления процессами учения и развития ребенка;

    · психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др.

    Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

    2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

    Исследования в этой области направлены на изучение:



    · содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;

    · различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;

    · структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;

    · условий и последствий психической депривации и др.

    2. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.

    Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

    · определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;

    · изучение эмоциональной устойчивости учителя;

    · выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

    Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.

    Основные проблемы педагогической психологии.

    1. Проблема сенситивного периода. Эта проблема связана с выделением и максимально возможным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качеств ребенка. В настоящее время не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности, их начало, длительность и конец. Скорее всего, эти периоды, могут быть индивидуальны и своеобразны. Возможно, что существует несколько сенситивных периодов для одних и тех же свойств в разные возрастные периоды. Пока, однозначных ответов на эти вопросы не существует.

    2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка. Иными словами, как связаны биологическое созревание и обучение с развитием ребенка (помогает ли специально организованное обучение развитию ребенка или же мешает ему).

    3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Какие приоритеты, и в каком возрасте должны быть , и как гармонично объединить процессы обучения и воспитания.

    4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия. По каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты.

    5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка.

    6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, и поиск валидных средств диагностики.

    7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие деффекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие - нет.

    8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения. Каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпа, ритма усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда в целом учебный процесс носит групповой характер.

    Основные методы психологических исследований, применяемые для сбора информации:

    Основной метод его вариант
    1. Наблюдение Внешнее – наблюдение со стороны Внутреннее – самонаблюдение Свободное Стандартизированное (по определенной заранее продуманной программе) Включенное (исследователь сам включается в качестве участника в процесс)
    2. Опрос Устный Письменный Свободный Стандартизированный (заготовлены вопросы и возможные варианты ответов)
    3. Тесты Тест-опросник (заранее отобранные и проверенные с точки зрения надежности) Тест-задание (дается серия специальных заданий) Проективный (незаконченное предложение, рассказ, рисуночные тесты)
    4.Эксперимент Естественный Лабораторный В отличие от наблюдения при эксперименте исследователь не дожидается, пока интересующая сторона психики проявится, а вызывает ее, создавая условия. Формирующий эксперимент – целенаправленное воздействие на учащегося с целью формирования его качеств

    Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым.

    Все методы он разделил на четыре группы:

    o организационные;

    o эмпирические;

    o по способу обработки данных;

    O интерпретационные.

    1. К организационным методам ученый отнес:

    o сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;

    o лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

    Субъект и объект психологии

    Субъект - категория, обозначающая некоторую целостность, изолированную от мира предметов в процессе человеческой деятельности и познания. Один и тот же объект может быть предметом различных исследований.

    В социологии подобъект означает определенную реальность, не зависящую от исследователя. А под предметом - свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделенные для целенаправленного изучения.

    Обозначение объекта и объекта было спланировано Имманулом Кантом.

    Итак, объект является частью объективного мира, а под субъектом - то, что в нем подлежит изучению. Понятие объекта шире по объему, чем понятие субъекта, поскольку субъект - объектная часть. В окончательном виде объекту и субъекту можно дать следующую формулировку:

    Объект - это кусок объективного, т.е. существующий независимо от ума исследователей в реальности.

    Предмет специфичен для научного ракурса, аспекта объекта, специфического для данной отрасли науки и ставит под сомнение его категориальный аппарат, используемые методы исследования.

    Каковы объект и предмет психологии как науки? В 1912 г. Г. И. Челпанов в учебнике «Психология» дает определение: «Психология есть учение о душе».

    В 1926 г. К. Н. Корнилов в своем первом учебном пособии говорит: «Психология изучает не душу, а проявления души, психология - это наука о законах психической деятельности человека».

    В одном из самых популярных учебников «Атлас психологии» М. В. Гамезо и И. А. Домашенко определяют психологию как науку, изучающую процессы активного отражения объективной реальности человека в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств и других процессов и явлений. психики.

    Сравнивая приведенные выше определения, можно увидеть, что психика является объектом психологии, а различные ее проявления как объект.Таким образом, позднее, на рубеже веков (20-21), появляется следующее определение психологии:

    Психология - это наука и система знаний о законах, механизмах, психических фактах и ​​явлениях в жизни человека.

    В данном случае четко обозначен объект психологии - психика, а предмет, факты, закономерности и механизмы психики выделены.

    Среди разнообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

    Различают когнитивные, эмоциональные, регулирующие психические процессы. Основная функция познавательных процессов - отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, они являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет два уровня: образный и логический. Визуальные познавательные процессы - ощущение, восприятие, представление.Процессы логического познания включают мышление.

    В эмоциональных психических процессах отражаются человеческие отношения. Они окрашивают жизнь человека с разными оттенками опыта (положительного или отрицательного). Гамма человеческих эмоций разнообразна, например, счастье, удивление, горе, страдание и т. Д.

    Основным назначением регуляторных процессов является регулирование поведения и деятельности человека, обеспечивающее избирательное и целенаправленное реагирование. Регулирующие процессы включают процессы внимания и воли.

    Кроме того, выделяются так называемые интегративные или посредством психических процессов, которые участвуют в ходе всех психических процессов, они включают: речь, которая действует как 2-я сигнальная система и связывает сенсорное и логическое познание и память, которая может быть образной. , логичный и эмоциональный. Кроме того, память связывает настоящее и прошлое в сознании человека, обеспечивая целостность личности.

    Психические состояния - относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом.Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут поддерживать активную деятельность, а могут и не одобрять ее. Это состояния работоспособности, усталости, стресса, аффекта и т. Д.

    Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и активности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.

    Общая психология - это отрасль психологической науки, изучающая наиболее общие закономерности, выявленные психологией, методы исследования этой психологии, теоретические принципы, которых она придерживается, основные научные концепции, которые вошли в ее использование.

    Субъекты изучения общей психологии:

    Познавательная и практическая деятельность;

    Общие закономерности психических процессов: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление, психическая саморегуляция;

    Дифференциально-психологические особенности личности человека;

    Характер, темперамент, преобладающие мотивы поведения и др .;

    Основные проблемы:

    Сущность и содержание психического, возникновение и развитие психики в фило и онтогенезе.

    Основная задача психологии как науки - раскрытие закономерностей возникновения, развития и течения психической деятельности человека, развитие его психических свойств, выявление жизненного смысла психики и тем самым содействие в ее мастерство, его целенаправленное формирование в соответствии с потребностями общества.

    .

    Психология образования | Статья об образовательной психологии в The Free Dictionary

    - разделе психологии, изучающем рост и развитие в процессе обучения, а также психологические основы обучения и воспитания.

    Педагогическая психология тесно связана с общей и детской психологией и педагогикой. Наиболее типичным методом исследования является метод педагогического «эксперимента трансформации» - изучение психологического развития детей, подростков, юношей и девушек во время и после экспериментального обучения.Целью такого исследования является определение из множества факторов, одновременно влияющих на развитие человека в процессе обучения, тех факторов, которые оказали решающее влияние на изучаемые аспекты личности.

    Педагогическая психология стала самостоятельной отраслью психологии на рубеже 20-го века; в период с 1906 по 1916 год состоялось пять всероссийских съездов по проблемам педагогической психологии. Однако попытки применить психологические данные к обучению предпринимались гораздо раньше.Многие выдающиеся педагоги, в том числе Дж. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и Ж. Х. Песталоцци утверждали, что знание внутренней жизни ребенка необходимо. К. Д. Ушинский считал, что «если педагогика хочет всячески воспитывать человека, она должна сначала знать его во всех смыслах» ( Соч ., Т. 8, 1950, с. 23). Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, а также развитием самой психологии, привели к тому, что педагогическая психология стала самостоятельной отраслью психологии.

    Педагогическая психология включает два раздела: психологию воспитания и психологию обучения. Первый исследует психологические основы формирования личности: мировоззрение, целеустремленность и внутреннюю устойчивость, а также морально-психологические качества, чувства и привычки. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к детям и молодежи, работе с их внутренним миром и развитию их индивидуальных способностей. Психология воспитания закладывает также психологические предпосылки педагогической организации детских и молодежных объединений.Важнейшей проблемой, изучаемой психологией воспитания, является проблема взаимосвязи сознания и поведения; дисциплина стремится прояснить условия, обеспечивающие их единство.

    Психология обучения исследует процесс обучения в связи со школьными предметами, а также с навыками и привычками в школе и на работе. Он также изучает роль опыта работы как источника знаний, применение таких знаний, влияние обучения на развитие мыслительных процессов ребенка, переход от знания к убеждению и формирование научного мировоззрения.

    Исследования в области педагогической психологии имеют большое значение для разработки конкретных методов обучения, а также для составления учебных программ и написания учебников. Такие исследования также помогают в создании научно обоснованных систем образования в школах, в применении методов обучения и в разработке самой психологической теории.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    James, W. Беседы с учителями о психологии . Петроград, 1919. (Пер. С англ.)
    Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания.”В Собрание сочинений , т. 8. Москва-Ленинград, 1950.
    Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученым . М., 1958.
    Блонский П. П. Избранные педагогические производства . М., 1961.
    Божович, Л.И. Личность и еэформирование в детском возрасте . Москва, 1968.
    Психологические проблемы неуспеваемости школьников . Под редакцией Н.А. Менчинская. М., 1971.
    Давыдов В.В. Виды обобщения в обучения . М., 1972.
    Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии . Москва, 1972.
    Возрастная и педагогическая психология . Под редакцией А. В. Петровского. Москва, 1973. Главы 7–9.

    Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

    .

    20 психологических принципов, которые помогут вашим ученикам учиться более эффективно - Кривая психического обучения

    Учителя сталкиваются с постоянным потоком методологий, которые обещают улучшить как учебные стратегии, так и обучение студентов в дни института, собрания команд, семинары и средства массовой информации. Хотя часть этой информации полезна, некоторые из предложений содержат мало или совсем не содержат эмпирических данных, подтверждающих их эффективность. Коалиция психологии в школах и образовании (CPSE), группа психологов и учителей психологии в рамках APA, недавно объявила о публикации «20 основных принципов психологии от дошкольного образования до 12 преподавателей и обучения.«Документ« Топ-20 »был создан психологами, представляющими широкий спектр подразделений, включая те, которые занимаются образованием, школой, развитием, социальными, когнитивными, психометрическими, медиа, консультированием и клинической психологией. Каждый из участников имеет некоторый опыт в применении психологической науки к раннему детскому, начальному, среднему, одаренному или специальному образованию; социальное / эмоциональное обучение; или школьный климат.

    Принципы разделены на пять областей психологического функционирования: познание и обучение; мотивация; социальные и эмоциональные аспекты; контекст и обучение; и оценка.Каждый из отдельных принципов, перечисленных в документе, включает объяснение концепции, ее актуальность для обучения, конкретные советы для учителей и исчерпывающий список связанных ссылок.

    Хотя 20 основных принципов разработаны для широкого применения психологической науки к обучению детей до 12 лет, их также можно использовать специально для улучшения учебной программы по введению в курсы психологии и помощи учащимся в развитии навыков, которые помогут им учиться более эффективно во всех областях. своих классов.Ниже приводится обзор принципов и потенциальных применений для их использования в преподавании психологии в средней школе.

    Познание и обучение: как студенты думают и учатся?

    Большое количество исследований в области когнитивной и педагогической психологии показало, как можно улучшить мышление и обучение в классе. Первые восемь принципов выделяют некоторые из наиболее важных выводов о методах работы учителей, влияющих на рост учащихся.

    1. Установка на рост

    Убеждения или представления учащихся об интеллекте и способностях влияют на их когнитивное функционирование и обучение.

    Исследования показывают, что учащиеся, придерживающиеся установки на рост, согласно которой интеллект податлив, а успех зависит от уровня усилий, с большей вероятностью будут оставаться сосредоточенными на целях и упорствовать, несмотря на неудачи. Отличный способ начать год на уроке психологии - это обсудить рост и фиксированное мышление, потому что это помогает учащимся понять, как их убеждения в отношении интеллекта могут повлиять на их собственный академический успех. Для получения дополнительной информации о установках на фиксированное мышление и росте и о том, как они влияют на успеваемость учащихся, см. Выступление психолога Кэрол Двек на TED.Выступление Анджелы Ли Дакворт на TED обсуждает, как обучение учеников может быть изучено в контексте мотивации, и демонстрирует, как личностная черта упорства, которая коррелирует с успехом, может быть развита посредством обучения установке на рост. В дополнение к многочисленным конкретным идеям в документе Top 20 о том, как преподаватели могут побуждать студентов развивать установку на рост, есть также онлайн-модуль APA по похвале, который предлагает отличные примеры того, как преподаватели могут лучше всего организовать общение со студентами для содействия их росту. образ мышления.

    2. Предварительные знания

    То, что студенты уже знают, влияет на их обучение.

    Исследования показывают, что предшествующие знания влияют как на концептуальный рост, так и на концептуальные изменения учащихся. С концептуальным ростом учащиеся дополняют свои существующие знания, а с концептуальным изменением учащиеся исправляют неправильные представления или ошибки в существующих знаниях. Содействие концептуальному росту или изменениям требует сначала получения студентами базового уровня знаний до начала каждого раздела посредством формирующей оценки.Один из способов оценить предыдущие знания включает в себя начало модуля с короткого списка из пяти-десяти истинных / ложных утверждений и обсуждение результатов в классе. Результаты этого обсуждения могут помочь в выборе заданий и действий, которые будут подходящими для содействия концептуальному росту или концептуальным изменениям. Предыдущие знания могут быть использованы, чтобы помочь студентам принять

    .

    границ в психологии | Педагогическая психология

    По мере того, как мы вступаем в XXI век, широкая сфера образования находится на перепутье, сталкиваясь с проблемами адаптации к все более интернационализированной и разнообразной среде, технологиям обучения, новым инновациям в образовании и все более сложному пониманию науки об обучении. Действительно, педагогическая психология - это действительно мультидисциплинарная область, основанная на лучших научных данных из таких областей социальных наук, как человеческое развитие, образование, социология и антропология, человеческие факторы и эргономика, генетика и биопсихология, когнитивная психология, социальная психология и количественная психология.Цель педагогической психологии - использовать лучшие научные данные во всех этих соответствующих дисциплинах, чтобы лучше понять психологию и практику образования.

    Мы стремимся представлять все области науки и практики педагогической психологии. Эти области включают, но не ограничиваются:
    - Оценка человеческого обучения, исключительности, достижений и способностей и
    интеллекта, включая как практические / прикладные, так и теоретические аспекты.
    - Психология обучения, преподавания и обучения, как в формальных, так и в неформальных условиях
    .
    - Применение исследований и теории памяти в образовании.
    - Применение исследований и теории когнитивной психологии в образовании.
    - Применение исследований и теории внимания к образованию.
    - Исследования и теория, касающиеся мотивации и ориентации на цель.
    - Вопросы, касающиеся человеческого развития на протяжении всей жизни, особенно применительно к
    образовательным учреждениям.
    - Приложения исследований биологических факторов в контексте образования.
    - Стипендии и исследования, касающиеся разнообразия всех типов, включая:
    - расовое, этническое и культурное разнообразие;
    - пол, пол и сексуальная ориентация;
    - социально-экономическое разнообразие, сельская и городская местность;
    - исключительность, интеллектуальное разнообразие и одаренность;
    - инвалидность;
    - последствия разнообразия, как положительные, так и отрицательные, включая такие проблемы, как
    предрассудки и дискриминация;
    - значение разнообразия в продвижении передового опыта в образовании.
    - Лучшие практики в образовании и обучении, в том числе:
    - научно обоснованные оценки новых образовательных вмешательств / педагогических методов;
    - научные сравнения существующих практик / педагогик;
    - метаанализ важных образовательных инноваций / практик / педагогики.
    - Стипендия в области педагогической психологии в профессиях, включая исследование
    подготовки педагогических психологов, практикующих в прикладных областях.
    - Достижения в учебном дизайне или эмпирические исследования передового опыта в учебном дизайне
    .
    - История области педагогической психологии, включая обзоры
    важных теоретических перспектив или важных исследователей (исторически).

    .

    Смотрите также