• Урок биологии 8 класс выделение строение и работа почек


    Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функция почек" | План-конспект урока (биология, 8 класс) по теме:

    Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

    Биология, 8 класс

    Тема: Строение и функция почек

    Задачи:

    Образовательные: Сформировать знания  о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.

    Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.

    Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.

    Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

    Средства обучения:

    Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана - Графф, 2003

    Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,

    Сборник заданий по биологии ГИА-2014 год. Москва эксмо 2013.

    http://pochit.ru/biolog/100949/index.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%EA%E0_(%E0%ED%E0%F2%EE%EC%E8%FF)

    План урока:

    1. Приветственное слово учителя
    2. Актуализация пройденного материала
    3. Определение темы урока
    4. Изучение нового материала
    5. Первичное закрепление знаний
    6. Рефлексия
    7. Домашнее задание.
    8. Переход к теме следующего урока.

    Ход урока.

    1. Приветственное слово учителя.

    Добрый день, ребята!

    2.Актуализация материала.

    А) двое учащихся работают у доски. (Первый учащийся составляет схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради на прошедшем уроке. Второй учащийся составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

    В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю

    Проверка работ, учащихся у доски:

    Вопросы первому ученику: Какое значение, имеет обмен веществ. Где происходят обменные процессы (в клетке), существует ли взаимосвязь между анаболизмом и катаболизмом, какая? (эти процессы неразрывны и протекают в клетке одновременно, энергия полученная при катаболизме расходуется при анаболизме).

     Вопросы второму ученику (при затруднении помогает класс) – как преобразуется пищевой комок? Что происходит с конечными продуктами? (питательные вещества организм использует, часть веществ удаляется из организма.)

    Каким образом происходит доставка нужных веществ, клеткам и как осуществляется удаление вредных веществ из организма? Какие органы принимают участие в процессах выделения? ( Кишечник, легкие, почки, кожа)


    1.  Определение темы урока

    С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня, но прежде чем ответить на вопрос, давайте проанализируем таблицу.(Приложение)

    Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.

    1. Изучение нового материала.

    Ребята посмотрите на данные таблицы, и сформулируйте определение понятию «Выделение». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ).

    Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис.69 на странице 157, составьте схему мочевыделительной системы. (почки – мочеточники - мочевой пузырь – мочеиспускательный канал)

    Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на модели. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

    Главным органом выделительной системы являются почки: Это парный бобовидный орган.

    У человека почки расположены в поясничной области по бокам от двух последних грудных и двух первых поясничных позвонков. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.

     В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку. Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Морфо - функциональной единицей почки является нефрон — специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования. В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.

    Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы Шумлянского-Боумена и системы канальцев, переходящих один в другой. 

    Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона.(Приложение)

    Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи. (на картинках с обратной стороны приклеен 2х-сторонний скотч)

    Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

    Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.

    Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

    Диурез протекает в две стадии (фазы). (Изображают в виде кластера)

    1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).


    Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:

    • медленным током крови
    • высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).
    • разностью давления в приносящей и выносящей артериолах

    Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

    2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.

    Реабсорбция протекает: а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;

     б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии. При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).

    Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец. Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.

    Задание:1 Заполните таблицу.

    Органы выделения

    Особенности строения

    Функции

    I. почки

    II. мочеточники

    III мочевой пузырь

    IV. мочеиспускательный канал

    Задание:2 Пользуясь таблицей №2 ответьте на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?

    5. Первичное закрепление знаний: Фронтальный опрос по теме.

    6. Рефлексия.

    Закончите предложение:

    1. Сегодня на уроке я узнал…..

    2. На уроке для меня было сложным….

    7.Домашнее задание. § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек)

    8. Переход к теме следующего урока.

    Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.


    Приложение

    Задания учащимся, работающим у доски.

    1 Составить  схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради (энергетический и пластический обмен)

    2..Составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки). 

     

    Тестовая работа классу

    1 вариант

    2 вариант

    1. Из аминокислот состоят:

    А) жиры

    Б) углеводы

    В) белки

    Г) нуклетновые кислоты

    2. Максимальной энергетической ценностью обладает:

    А) говядина

    Б) сыр

    В) сахар

    Г) масло

    3. Роль витаминов заключается в (во)

    А) нейрогуморальной регуляции деятельности организма

    Б) поддержании постоянства внутренней среды организма

    В) влияние на рост и развитие организма, обмен веществ

    Г) защите организма от инфенкций

    4. Образование гликогена происходит в:

    А) печени

    Б) поджелудочной железе

    В) желудке

    Г) стенках кишечника

    5) В ходе пластического обмена в организме человека происходит:

    А) расщепление белков

    Б) образование воды и углекислого газа из углеводов

    В) образование жира

    Г) расщепление гликогена до глюкозы

    6) В состав зрительного пигмента входит витамин:

    А)-С                             В)-А

    Б)-В1                               Г)-D

    1.Продуктами распада жиров являются:

    А) глюкоза

    Б) глицерин и жирные кислоты

    В) нуклеотиды

    Г) аминокислоты

    2. Окончательное расщепление белков до аминокислот происходит:

    А) в желудке

    Б) в тонкой кишке

    В) в клетках

    Г) в толстой кишке

    3. Если у тридцатилетнего человека воспалены десна, выпадают зубы, то у него скорее всего в организме не хватает витамина:

    А)-А                              В)-С

    Б)-В                               Г)-D

    4. Какой из продуктов активнее готовит желудок к пищеварению?

    А) куриный бульон

    Б) стакан молока

    В) стакан сметаны

    Г) манная каша

    5) К реакциям энергетического обмена относится:

    А) окисление глюкозы

    Б) растворение солей натрия в воде

    В) синтез белка

    Г) фотосинтез

    6) Наиболее благоприятным режимом питания является:

    А) двухразовое питание

    Б) питание 4 раза в день

    В) питание через каждые 2 часа

    Г) трехразовое питание

    1-в, 2-г, 3-в, 4-а, 5-г, 6-в

    1-б, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б.

    Раздаточный материал

    Таблица №1 Выделение веществ из организма.

    Орган

    Удаляемые вещества

    Количество в сутки

    Легкие (газообразные продукты обмена)

    CO2, h3O, летучие вещества

    Кишечник (кал)

    Соли тяжелых металлов, продукты превращения желчных пигментов. Продукты распада гемоглобина в печени. Не переваренные остатки пищи-кал  

    300 гр.

    Кожа  (пот)

    Избыток воды, соли, мочевина, Nh4,ядовитые вещества.

    0,5л

    Почки (моча)

    1,2-1,6л

    Таблица №2 Различие первичной и вторичной мочи

    Характер мочи

    Количество в сутки

    Состав

    Должно отсутствовать

    Первичная

    150-170 л

    Вода, минеральные соли, витамины, гормоны, аминокислоты, мочевина.

    Клеток крови, белка.

    Вторичная

    1,2-1,5л

    Вода, мочевина, лекарственные вещества, аммиак, глюкоза – до 0,11%, сульфиты.

    Клеток крови, белка, сахара более 0,2 %

    Строение почки и нефрона

    Вопросы рефлексии

    1. Сегодня на уроке я узнал…..

    2. На уроке для меня было сложным….

    3. По данной теме я ещё хочу узнать…

    Урок биологии в 8 классе "Строение и работа почек"

    Технологическая карта урока биологии в 8 классе на тему «Строение и работа почек»

    Строение и работа почек

    Цель урока

    Знакомство со строением и значением мочевыделительной системы, особенностями строения почек и их основной функцией

    Задачи урока

    1. Сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы.

    2. Изучить строение и основную функцию почек;

    3. Продолжить воспитание у учащихся заботы о собственном здоровье

    Тип урока

    урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Форма работы на уроке

    индивидуальная, парная, групповая.

    Технология

    Проблемно-развивающее обучение

    Основные понятия

    «нефрон», «капсула нефрона», «гомеостаз», «фильтрация», «реабсорция», «моча»;

    Оборудование урока

    1. учебник: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – М.: Дрофа,2011

    2. учебно-лабораторное оборудование: ноутбук, проектор, колонки, система голосования ProClass

    3. Видеофильм «Образование мочи»

    Планируемые образовательные результаты

    Предметный результат

    Метапредметные результаты

    Личностные результаты

    Знать и уметь характеризовать

    - понятия «нефрон», «капсула нефрона», «каналец нефрона», «фильтрация», «реабсорция», «гомеостаз», «первичная, вторичная моча»;

    - макроскопическое и микроскопическое строение почек;

    - этапы образования мочи; процессы образования мочи и причины их протекания;

    - состав первичной и вторичной мочи;

    - важность соблюдения питьевого режима, бережного отношения к почкам

    - правила личной гигиены.

    Познавательные УУД:

    - выделение существенной информации;

    - устойчивая учебно-познавательная мотивация

    - интерес к учению

    Коммуникативные УУД:

    - целеполагание;

    - формирование собственного мнения и аргументирование его

    Регулятивные УУД:

    - оценка;

    - самооценка;

    - корректировка;

    - планирование предстоящей деятельности;

    - организация самостоятельной работы.

    - ценностное отношение к ЗОЖ

    - самоопределение к деятельности,

    - положительная мотивация к учебной деятельности.

    Ход урока биологии в 8 классе

    Организационный момент. Мотивация.

    (30 сек)

    Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, общий настрой на предстоящий урок.

    Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

    Подготовка к уроку.

    Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

    Регулятивные: волевая саморегуляция на протяжении урока, организация рабочего.

    Личностные : самоопределение к деятельности, положительная мотивация к учебной деятельности.

    Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

    Постановка учебной задачи

    (7 мин.)

    Актуализация опорных знаний

    Создание проблемной ситуации.

    Целепола-гание.

    Формули-ровка темы урока.

    В процессе обмена веществ образуются продукты распада. Часть этих продуктов используется организмом, другие удаляются из него.

    Давайте вспомним, каким образом разные организмы избавляются от ненужных веществ.

    Назовите органы, через которые из организма человека происходит выделение разных веществ.

    Предлагает заполнить таблицу:

    СО₂, Н₂О, летучие вещества

    -

    Избыток воды, различные соли (соли серы, фосфора, калия)

    0,5 л

    Соли тяжелых металлов, продукты расщепления желчных пигментов, гемоглобина. Не переваренные остатки пищи – кал.

    300 г

    Избыток воды, лекарств, различные соли, мочевина, аммиак, ядовитые вещества

    1,2 – 1,6 л

    - Какой орган выводит из организма больше ненужных веществ? (почки)

    Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Почки выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через почки удаляются из организма многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств.

    Проблема. Существует такой факт, что при нарушении работы обеих почек, человек сможет прожить не более пяти дней. Почему?

    Варианты предположений (гипотез):

    1. Почки имеют особое строение, при их повреждении возможна гибель организма

    2. Почки выполняют важную работу, нарушение которой может привести к гибели организма

    Как вы думаете, какова тема нашего урока?

    Целью нашего урока будет выяснение особенностей строения и работы почек.

    Проявляют интерес к изучаемой теме.

    Отвечают на вопросы

    У протист – вещества выводятся путем диффузии. У низших водных многоклеточных и малоактивных морских животных – через поверхность тела. Через протонефридии – у плоских и некоторых круглых червей; метанефридии – у кольчатых червей, членистоногих, моллюсков; мальпигиевы сосуды – у насекомых и паукообразных. У позвоночных животных органами выделения являются почки.

    Изучают таблицу, предлагают варианты заполнения

    СО₂, Н₂О, летучие вещества

    -

    легкие

    Избыток воды, различные соли (соли серы, фосфора, калия)

    0,5 л

    кожа

    Соли тяжелых металлов, продукты расщепления желчных пигментов, гемоглобина. Не переваренные остатки пищи – кал.

    300 г

    кишечник

    Избыток воды, лекарств, различные соли, мочевина, аммиак, ядовитые вещества

    1,2 – 1,6 л

    ? почки?

    Выявили пробел в знаниях.

    Обсуждение проблемной ситуации

    Предлагают и формулируют свои ответы, гипотезы.

    Формируют и записывают тему урока

    Познавательные УУД:

    Анализ имеющихся знаний о способах выведения вредных веществ; структурирование знаний.

    Коммуникативные УУД:

    Умение находить общее решение; учёт разных мнений и умение обосновывать своё,

    Познавательные: построение речевых высказываний, анализ, синтез, выдвижение гипотез, их обоснование.

    Коммуникативные: учёт мнений собеседника, умение слушать, отвечать на вопросы учителя

    Личностные: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.

    Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

    физ.минутка

    (30 сек)

    Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

    Делают упражнения.

    Личностные :установка на ЗОЖ.

    Изучение Нового Материала

    (20 мин.)

    - Частью, какой системы являются почки?

    - Почему она получила такое название?

    Чтобы понять принцип работы почки, нужно узнать ее строение. В учебнике найдите информацию о строении почки и выполните предложенные задания.

    1 группа. Строение и значение мочевыделительной системы

    Обратить особое внимание на конечные продукты, выделяемые из организма (мочевина, мочевая кислота, аммиак, соли аммония).

    2 группа. Макроскопическое строение почек

    3 группа. Микроскопическое строение почек.

    Описать строение нефрона, сделать подписи к рисунку.

    Проводит корректировку полученной информации.

    Определяет сущность понятий:

    почка, корковый слой, мозговой слой, лоханка, нефрон, капсула, каналец.

    Формулирует вывод: Почка имеет сложное строение. При заболевании этого органа возможны серьёзные проблемы всего организма в целом.

    Теперь, чтобы лучше разобраться в функционировании почек, посмотрим видеофильм «Образование мочи». (2,42 мин)

    (просмотр видео)

    Обсуждение просмотренного:

    1. Назовите этапы образования мочи

    2. Как и где происходит образование первичной мочи?

    3. Сколько первичной мочи образуется в сутки?

    4. Как образуется вторичная моча?

    5. Сколько вторичной мочи образуется в сутки?

    6. Чем отличается состав первичной и вторичной мочи?

    Вывод: Почка - сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз), при нарушении этого процесса возможна гибель организма.

    Отвечают на вопросы

    Групповая работа с учебником

    Получают задания, выполняют их в группах, используя учебник

    Примерные варианты отчета о работе групп

    Группа №1 делает сообщение о строении и значении выделительной системы.

    Значение – удаление жидких продуктов распада – аммиака, мочевины и других.

    Группа №2. Изучают тему, делают подписи к рисунку.

    Почки – парный орган бобовидной формы, сверху расположены надпочечники. На правую почку «давит» печень, поэтому она на 1-1,5 см ниже левой. Снаружи почка покрыта прочной и эластичной капсулой. В почке различают два слоя: более темный – наружный – корковый (1), внутренний – более светлый – мозговой (2).

    3 – почечные пирамидки

    4 – почечная артерия

    5 – почечная вена

    6 почечная лоханка

    7 - мочеточник

    Ученики работают с рисунком почки, отмечают части почки, а затем показывают их на схеме, на доске.

    Группа №3. Рассматривает почки при большем увеличении

    Нефрон - является структурной и функциональной единицей почки. В каждой почке их до 1 млн.

    Он имеет сложное строение. Каждый нефрон начинается тонкостенной микроскопической капсулой, которая вместе с клубочком капилляров образует почечное тельце ( 1). Стенки капсулы нефрона образуют полость, переходящую в каналец нефрона (2). У канальца выделяют проксимальный конец (3), дистальный конец (4). Каналец впадает в собирательную трубочку (6), а та – в малую почечную чашку. Малые чашки переходят в большие, которые впадают в почечную лоханку.

    Корректируют полученную информацию. Усваивают сущность новых понятий

    Участвуют в формулировании вывода

    Смотрят видеофильм

    Отвечают на вопросы, анализируя просмотренное видео.

    Этап

    Образование первичной мочи

    Образование вторичной мочи

    Кол-во в сутки

    150 – 170 л

    1,2 – 1,5 л

    Где происходит

    Образуется в капсулах нефронов

    Образуется в канальцах

    Процессы и их причина

    Фильтрация за счет разницы давлений в клубочке артериол и полости капсулы

    Реабсорция – обратное всасывание по принципу диффузии и осмоса

    Состав

    Н2О, глюкоза, минеральные соли, витамины, аминокислоты, гормоны, мочевина.

    Не должно быть: белка, клеток крови.

    Н2О, мочевина, аммиак, глюкоза (до 0, 11%), мочевая кислота, креатинин, избыток лекарств.

    Не должно быть: белка, клеток крови, глюкозы (более 0,2%)

    Участвуют в формулировании вывода

    Формируют своё мнение по данной теме

    Проявляют интерес к изучаемой теме.

    Познавательные УУД:

    Анализ, синтез, моделирование,

    построение речевого высказывания.

    Коммуникативные:

    умение слушать и отвечать на вопросы учителя, находить общее решение; учёт разных мнений и умение обосновывать своё, умение работать в паре.

    Регулятивные: контроль, оценка.

    Формируют понятие о участии почек в поддержании

    гомеостаза

    Познавательные УУД:

    Анализ, синтез, построение речевого высказывания.

    Коммуникативные:

    умение слушать и отвечать на вопросы учителя,.

    Регулятивные: контроль, оценка.

    Анализируют информацию, формулируют выводы.

    Первичное закрепление

    (10 мин)

    Тест с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний ProClass в режиме «Задать вопрос»

    1. Структурная единица почки называется:

    а) долька б) лоханка

    в) нефрон г) малая чаша

    2. Образование вторичной мочи происходит:

    а) в мочевом пузыре б) в почечном канальце

    в) в капиллярах почки г) в почечной вене

    3. В почке человека нефронов содержится:

    а) 5000 б) 1000

    в) 500 000 г) 1 млн.

    4. В состав нефронов не входит:

    а) капиллярный клубочек

    б) капсула

    в) почечная лоханка

    г) почечный каналец

    5. Какой орган не относится к мочевыделительной системе:

    а) почки б) печень

    в) мочеточники г) мочевой пузырь

    6. Мочевыделительная система выделяет:

    а) углекислый газ

    б) непереваренные остатки пищи

    в) жидкие продукты клеточного распада

    г) водяные пары

    Отвечают на вопросы теста

    Оценивают и обсуждают результаты теста

    Регулятивные: оценка деятельности

    Познавательные: анализ, синтез, моделирование, классификация, построение речевого высказывания.

    Рефлексия.

    Оценка, самооценка.

    (1-2 мин)

    - О чём мы говорили сегодня на уроке?

    - Всё ли было понятно на уроке?

    - Что нового узнали на уроке?

    - Что помогло вам узнать новое?

    - Что должно измениться в вашем отношении к своему здоровью?

    Объяснение и выставление отметок за урок.

    Самооценка настроения после урока.

    Регулятивные:

    рефлексия, оценка деятельности.

    Коммуникативные:

    умение слушать собеседника,

    отвечать на вопросы учителя.

    Домашнее задание

    Подготовить сообщения по заболеваниям мочевыделительной системы.

    Строение и функция почек | План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему:

    Строение и функции почек.

    План изучения нового материала:

    1. Значение выделения
    2. Система органов мочевыделения
    3. Строение почек
    4. Строение нефрона
    5. Функции нефрона

    А) образование первичной мочи

    Б) образование вторичной мочи

    6)Строение и функции мочеиспускательного канала, мочеточников, мочевого пузыря.

    Ход урока

    П: Основной структурной единицей организма является клетка. Для её жизнедеятельности необходимы питательные вещества и кислород, которые в процессе ассимиляции и диссимиляции образуют энергетические вещества: белки, жиры, углеводы, а так же углекислый газ и вредные вещества. Белки, жиры, углеводы используются организмом для его построения. Энергия расходуется на жизнедеятельность организма, углекислый газ выделяется через дыхательную систему, а вредные вещества через органы выделения. Значит, постоянство состава внутренней среды поддерживается путем удаления конечных продуктов обмена и избытка других веществ через легкие, кожу и почки. Накопление во внутренней среде организма таких веществ может привести и его отравлению и гибели.

    Откройте тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока «Строение и функции почек»

    Итак, основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы выделения: почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Составим схему строения мочевыделительной системы.

    Система органов выделения

    Почки                    Мочеточник          Мочевой пузырь         Мочеиспускательный канал

    (Учитель, перечисляя, чертит схему на доске, затем так же показывает, используя, таблицу «парные почки», демонстрирует модели почек.)

    Почки являются основным органом мочевыделительной системы. У человека их 2, расположены на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. Величина каждой из них с кулак человека.

                                   Корковый слой

    Почки                   Мозговой слой              Почечные пирамиды            Нефрон

                                  Почечная лоханка

    (Учитель использует таблицу поперечный срез почки, рисует схему)

    Нефрон - структурная единица почки.

    Почка – система микроскопических почечных канальцев, начинаются в корковом слое почки двухслойной капсулой, стенка её стоит из одного слоя эпителия, благодаря чему легко происходит очищение крови.

    Почечная капсула выполняет функцию фильтра. В капсулу входит артерия, имеющая большой диаметр, образуя в ней капиллярный клубочек, а выходит меньшего диаметра.

    А теперь зарисуем строение нефрона.

    Строение нефрона

    В результате сплошного строения почек, образование мочи идет поэтапно.

    Выходящая из клубочка  артерия значительно тоньше входящей, благодаря чему в клубочке создается большое давление крови, и из клубочка просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные, так и вредные вещества.

    Образовавшаяся жидкость в полости почечной капсулы, содержащая полезные, органические вещества как глюкозу и вредные неорганические вещества: мочевину, мочевую кислоту, калий, натрий – называется первичной мочей.

    П: Запишем определение первичной мочи.

    Первичная моча – это жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, содержащая органические и неорганические вещества.

    Составим схему «Состав первичной мочи»

    Первичная моча

    Органические вещества                                          Вода           Неорганические вещества: Мочевина,

                                                                                                               Мочевая кислота, калий, натрий

    Вывод:  В состав первичной мочи входят как органические, так и не органические вещества.

    П: Из почечной капсулы первичная моча поступает в почечный каналец. Его тонкие стенки всасывают из первичной мочи воду и некоторые растворенные вещества, такие как: сахар, всасывается мочевина, мочевая кислота. Значит, остаются те вещества, которые не нужны организму – вторичная моча. Запишем определение вторичной мочи. Вторичная моча – это жидкость, образовавшаяся из первичной, и содержащая неорганические вещества. Составим схему «Состав вторичной мочи».

    Вторичная моча

    Неорганические вещества: Мочевина,                                 Вода

    мочевая кислота, калий, натрий.

     

    Вывод: В состав вторичной мочи входят только неорганические вещества и вода.

    П: Ребята обратите внимание на таблицу «Состав первичной и вторичной мочи». Проанализируем эту таблицу.

    Состав первичной и вторичной мочи

    Название вещества

    Плазма крови

    Моча

    Соотношение во II и I моче.

    Первичная

    Вторичная

    1. Мочевина

    0,03

    0,03

    2,0

    В 65 раз больше

    1. Мочевая кислота

    0,004

    0,004

    0,05

    В 12 раз больше

    1. Глюкоза

    0,1 – 0,15

    0,1 – 0,15

    -

    Отсутствует

    1. Калий

    0,2

    0,2

    0,15

    В 7 раз больше

    1. Натрий

    0,32

    0,32

    0,35

    Примерно столько же

    П: Ребята, перечислите вещества, находящиеся в плазме крови

    У: В плазме крови находятся такие вещества как: мочевина, мочевая кислота, глюкоза, калий, натрий.

    П: Правильно! А какие вещества находятся в  первичной моче?

    У:В первичной моче находятся все те же вещества, которые находятся в плазме крови.

    П: Верно! За сутки первичной мочи образуется 150 литров. В чем особенности состава вторичной мочи?

    У: Во вторичной моче находятся мочевина, мочевая кислота, калий, натрий. Органический вещества отсутствуют.

    П: Верно! За сутки вторичной мочи образуется всего 1,5 литра.

    Из таблицы видно, что содержание I и II мочи различно. Это обуславливается тем, что все питательные вещества всасываются почками, а вредные вещества выносятся из организма, именно вода обеспечивает вынос вредных веществ из организма.
    Итак, мы выяснили, что состав первичной и вторичной мочи различен, благодаря сложному строению почек.

    Даже вторичная моча проталкивается небольшими объемами в почечную лоханку, мочеточник, мочевой пузырь. Проталкивание мочи происходит за счет сокращения тонкого слоя гладкой мышечной ткани.

    В мочевом пузыре происходит дополнительное всасывание воды в кровь. Когда объем пузыря доходит до определенного предела, моча по короткому мочеиспускательному каналу выводится наружу через сфинктер.

    Сфинктер – это мышца округлой формы, образованная поперечно - полосатой тканью, которая находится под контролем высшего отдела ЦНС – коры больших полушарий головного мозга, поэтому человек способен сознательно задерживать мочеиспускание.

    Таким образом, мы выяснили, что почки играют очень важную роль в нашем организме. С их помощью происходит процесс выделения из организма ненужных веществ, образующихся при обменных процессах.

    А для закрепления, ребята, прочтите в учебнике §39 и устно ответьте на представленные там вопросы. Выучить рисунки 69 и 70 строение нефрона, почек и мочевыделительной системы.

    Таким образом, мы выяснили, что почки играют важную роль в нашем организме. С их помощью происходит процесс выделения из организма ненужных веществ, образующихся при обменных процессах, и тем самым поддерживается постоянство внутренней среды.

    Закрепление

    1.Какова функция почек в нашем организме?

    2.В чем различие первичной и вторичной мочи?

    Домашнее задание

    1. Прочитать §39
    2. Выучить все записи в тетради.

    Лист ученической тетради.

    Строение и функции почек.

    Мочевыделительная система

    Почки                                 Мочеточник             Мочевой пузырь        Мочеиспускательный канал

                                   Корковый слой

    Почки                   Мозговой слой              Почечные пирамиды            Нефрон

                                  Почечная лоханка

    Нефрон – структурная единица почек.

    Строение нефрона

    Первичная моча

    Органические вещества                                          Вода           Неорганические вещества: Мочевина,

                                                                                                               Мочевая кислота, калий, натрий

    Первичная моча – это жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, содержащая органические и неорганические вещества.

    Вторичная моча

    Неорганические вещества: Мочевина,                                                    Вода

    мочевая кислота, калий, натрий.

    Вторичная моча – жидкость, образовавшаяся из первичной мочи и содержащая неорганические вещества.

    Вывод: почки являются основным органом мочевыделительной системы, и поддерживают постоянство внутренней среды организма, снижая количество воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы.

    Система органов выделения. Строение почки — урок. Биология, Человек (8 класс).

     

    Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма продуктов обмена веществ, которые не могут быть использованы организмом.

     

    Выделение продуктов обмена веществ осуществляется различными органами:

    • через лёгкие из организма человека удаляются углекислый газ и пары воды;
    • через потовые железы выводятся вода, мочевина, аммиак, соли;
    • через кишечник (с калом) из организма удаляются соли ядовитых тяжёлых металлов.

    Но основными органами выделения являются почки, через которые удаляются жидкие продукты обмена веществ (продукты распада белков, содержащие азот, избыток воды, некоторые соли и другие вещества). Таким образом, почки поддерживают водно-солевой баланс в организме.

    Система органов выделения

    Мочевыделительная система состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала (уретры).

     

      

    Почки — парные бобовидные органы, расположенные у задней стенки брюшной полости на уровне \(1\)-го и \(2\)-го поясничных позвонков.

    Вогнутый край почек обращён к позвоночнику. В этом месте в почку входят и выходят из неё кровеносные сосуды. Здесь же находится полость, называемая почечной лоханкой.

     

     

    В почке различают наружный, корковый, и внутренний, мозговой, слои. Покрыта почка соединительнотканной и жировой оболочками.

     

    К верхнему полюсу почки прилегают надпочечники (это железы, относящиеся к эндокринной системе).

     

     

    Мочеточник представляет собой тонкую длинную трубку диаметром \(6\)–\(8\) мм с упругими мышечными стенками. По мочеточникам (от правой и левой почки) моча стекает в мочевой пузырь.

     

    Мочевой пузырь — полый мышечный орган, выполняющий функцию накопления мочи и выделения её наружу по мочеиспускательному каналу. Его объём у взрослого человека составляет  \(300\)–\(700\) мл.

    Мочевой пузырь расположен в области малого таза. В нижней части мочевой пузырь суживается и переходит в мочеиспускательный канал.

    Толстая гладкомышечная стенка мочевого пузыря растягивается при его наполнении мочой  и сокращается, когда происходит мочеиспускание.

     

     

    Выходы из пузыря и мочеиспускательного канала имеют утолщения (сфинктеры). При наполнении мочевого пузыря его стенки растягиваются, сфинктер расслабляется, мочеиспускательный канал открывается, выпуская мочу наружу.

     

      

     

    У маленьких детей мочеиспускание происходит рефлекторно: в центральную нервную систему от рецепторов мочевого пузыря поступает сигнал о том, что его стенки растянуты (значит, накопилось много мочи), и из нервной системы приходит ответный сигнал, заставляющий стенки пузыря сократиться и избавиться от мочи. 

    В процессе взросления этот рефлекс становится подконтрольным высшим отделам мозга (головному мозгу), и мочеиспускание делается произвольным (т. е. поддающимся контролю сознания). В норме у взрослого человека желание опорожнить мочевой пузырь возникает, когда в нём накапливается около \(0,5\) л мочи.

     

    Источники:

    Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

    Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

    http://biouroki.ru/material/human/vydelenie.html

    Выделение. Мочевыделительная система. Почки, их строение и функции.

    Тема: Выделение. Мочевыделительная система. Почки, их строение и функции.

    Оборудование: таблица «Органы выделения», учебник, дидактический материал.

    I. Организационная часть.

    II. Актуализация опорных знаний.

    III. Изложение нового материала.

    IV. Закрепление нового материала.

    V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    VI. Задание на дом.

    Ход урока.

    1. Организационный момент (тема, цель, задачи урока).

    2. Актуализация опорных знаний.

    1. Значение выделения, пути выведения из организма конечных продуктов обмена веществ: рассказ с элементами беседы, учебник с. 100

    - легкие: CO2, вода, пары различных веществ

    - пищеварительная система: непереваренные остатки пищи, токсины, продукты распада эритроцитов и гормонов

    - кожа: мочевина, соли, вода

    - почки: мочевина, соли, вода (основной путь)

    1. Эволюция выделительной системы: беседа с опорой на знания, полученные при изучении курса «Биология. Разнообразие живых организмов».

    • Простейшие: сократительные вакуоли, поверхность тела

    • Кишечнополостные: поверхность тела

    • Черви: протонефридии (плоские), метанефридии (кольчатые)

    • Членистоногие: зеленые железы (ракообразные), мальпигиевы сосуды (паукообразные и насекомые)

    • Моллюски и Хордовые: почки.

    1. Изложение нового материала.

    1. Строение и функции органов мочевыделительной системы: работа с учебником с. 101 + с. 103 (справа, в рамке - функции почек), заполнение таблицы (задание 1, раздаточный материал):

    орган

    особенности строения

    функции

    почки

    размеры: 10-12 см

    масса: 120-150 г

    форма: бобовидная

    ворота почки (вогнутая часть): артерии, вены, нервы, мочеточники

    - удаление из крови продуктов обмена

    - регуляция кровяного давления

    - регуляция водно-солевого обмена

    - стимуляция выработки эритроцитов

    - поддержание гомеостаза

    мочеточники

    парные трубочки длиной 30 см

    транспорт мочи

    мочевой пузырь

    эластичный полый мышечный орган, толщина стенки: 15 мм при отсутствии мочи, 2-3 мм – в наполненном виде, вместимость 200-700 мл

    накопление и временное хранение мочи

    мочеиспускательный канал

    (уретра)

    непарный, у мужчин является общим для половой и выделительной систем, у женщин – открывается самостоятельным отверстием

    выведение мочи наружу

    1. Обсуждение таблицы, закрепление изученного фрагмента нового материала.

    2. Макростроение почки: работа с учебником с. 103, рис. 4.44, обозначение элементов строения почки на рисунке (задание 2, раздаточный материал), обсуждение.

    1 - артерия

    2 - вена

    3 - капсула

    4 - корковый слой

    5 - мозговой слой (пирамидки)

    6 - малая почечная чашка

    7 - большая почечная чашка

    8 - лоханка

    9 – мочеточник

    1. Нефрон – структурно-функциональная единица почки: рассказ, запись.

    почечное тельце: двухслойная капсула + клубочек капилляров

    извитой каналец 1-го порядка

    петля нефрона (Генле)

    извитой каналец 2-го порядка

    собирательная трубочка → малая почечная чашка → большая почечная чашка

    почечная лоханка

    1. Особенности кровоснабжения почек: рассказ, запись.

    почечная артерияприносящая артерия клубочек капилляров внутри капсулы → выносящая артерия меньшего диаметра → сеть капилляров, оплетающих извитой каналец → почечная вена

    1. Работа с рисунком (задание 2, раздаточный материал):


    1- приносящая артерия

    2- выносящая артерия

    3- клубочек капилляров

    4- капилляры, оплетающие извитой каналец

    5- вена

    6- капсула

    7- извитой каналец

    1. Закрепление нового материала (раздаточный материал, задание 3, устно):

    Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.

    1.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

    2. Задание на дом: §42 до с. 102, рис. 4.44 (Б) с. 101

    Приложение

    Задание 1.

    Уровень А

    Заполнить таблицу (учебник с. 100)

    органы, участвующие в выделении

    выделяемые продукты

    Уровень В, С

    Заполнить таблицу (учебник с. 101 + с. 103 (справа, в рамке - функции почек)

    орган

    особенности строения

    функции

    почки

    мочеточники

    мочевой пузырь

    мочеиспускательный канал (уретра)

    Задание 2.

    Уровень А

    Обозначить элементы строения почки на рисунке (учебник с. 101 текст, рис. 4.44)

    Уровень В, С

    Обозначить элементы строения нефрона на рисунке (конспект)

    Задание 3.

    Уровень А

    Найти в списках по одному лишнему объекту.

    Уровень В

    Аргументировать свой выбор.

    Урок биологии в 8 классе «Выделительная система» | План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему:

    Урок биологии в 8 классе «Выделительная система»

    Автор: Лобачева Татьяна Владимировна

    Место выполнения работы: МБОУ СОШ №2 г. Карасука Новосибирской области

    • Цель урока: сформировать знания анатомо – физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ; выяснить причины и способы предупреждения почечных заболеваний.
    • Задачи урока:

    - сформировать знания о роли, строении и функциях выделительной системы;

    - развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно работать с текстом и рисунками;

     - воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья, гигиеническую грамотность в вопросах предупреждения заболеваний мочевыделительной системы.

    • Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Урок с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

    План проведения урока

    1. Организационный момент.
    2. Стадия вызова.
    1. «Покопаемся в памяти» - Почему обмен веществ является основным свойством живых организмов?
    2. Составление кластера «Этапы обмена веществ»
    3. «Верите ли вы, что….»

    - выделение – необходимый завершающий этап обмена веществ;

    - органами выделения являются кожа, лёгкие и почки;

    - через легкие выводится пот;

    - за 1 минуту через почки проходит 20% крови организма;

    - в сутки в организме образуется более 100литров первичной мочи;

    -вся кровь у человека проходит через почки 300 раз в сутки;

    - масса почки составляет 1/160 часть массы тела, но на её работу затрачивается 1/11 часть всей энергии организма;

    - почки главные органы выделения.

    -Зачитываем по цепочке суждения и высказываем своё мнение.

    -В ходе обсуждения возникли разногласия. Сегодня на уроке мы  глубже рассмотрим сущность  процесса выделения, познакомимся с особенностями строения и функциями почек.

    III. Стадия осмысления.

    1. Значение выделения.

    В результате биологического окисления в тканях образуются продукты распада: углекислый газ, вода, соли азота, фосфора и другие вещества. Избытки этих веществ вредны для организма. Основная функция органов выделения – поддержание постоянства внутренней среды организма. Жидкие продукты распада частично выводятся потовыми железами. Основная часть выводится почками в виде мочи. Образование и выведение мочи обеспечивает мочевыделительная система. Чем она образована?

    1. Пользуясь рисунком учебника закончите составление схемы:

    Мочевыделительная система

    Органы    мочеобразования                      Мочевыводящие органы

    _________                                           ______________

    ___________

    ___________

    - Как устроены почки – главные органы мочеобразования?

    1. «Пометки на полях» - учащиеся получают текст  и делают в нём соответствующие пометки: « V» - известная информация; «-» - противоречит первоначальным представлениям; «?» - непонятная информация; «+» - новая информация.

    Почки, парные органы, образующие и выделяющие мочу у позвоночных животных и человека. Выводят из организма конечные продукты обмена веществ, избыток солей, воды, чужеродные и токсические соединения. Регулируют состав крови и обеспечивают постоянство внутренней среды организма.

    Почка человека имеет форму боба с закругленными верхним и нижним полюсами. У взрослого человека длина почки составляет 10-12 см, ширина 6-5 см, толщина до 4 см, масса 120-200 г, обычно правая почка несколько меньше левой.

    В почке различают две более или менее выпуклые поверхности — переднюю и заднюю, два края — выпуклый и вогнутый. На последнем находится углубление — почечные ворота, они ведут в небольшую почечную пазуху. Это место расположения нервов, кровеносных сосудов, больших и малых чашек, почечной лоханки, начала мочеточника и жировой ткани.

    У взрослого человека почки располагаются на задней стенке брюшной полости в забрюшинном пространстве. Они лежат по бокам от позвонков, левая расположена несколько выше, чем правая.

    Строение почки сложное, в ней различают наружный, более темный корковый слой и внутренний, мозговой слой. Корковое вещество почки занимает всю периферию почки, в виде столбиков входит в мозговое вещество и делит его на 7-10 почечных пирамид, основания которых обращены кнаружи, к корковому веществу, а верхушки — к почечной лоханке.

    Корковое вещество почки красно-бурого цвета, толщина его 5-7 см, мозговое вещество почки более светлое. Между пирамидами заходят прослойки коркового вещества, это почечные столбы. Одна пирамида с прилежащим участком коркового вещества образует одну почечную долю. Таким образом, почка человека имеет дольчатое строение, хотя снаружи эта дольчатость не видна.

    - Обсуждение результатов выполнения работы.

    - Каким образом в почках происходит образование мочи?

    1. «Восстановите текст». Работа в парах.

    Предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. Необходимо вставить пропущенные слова и цифры.

    Структурной и функциональной единицей почки является__. Он состоит из __ и системы канальцев. В каждой почке насчитывается около__ нефронов.

    В процессе мочеобразования выделяют__ этапа. На первом этапе в капсуле нефрона путём.__ образуется первичная моча в количестве__ литров в сутки. На втором этапе в процессе обратного __ воды образуется вторичная моча. Она стекает по мочеточникам в __ пузырь и выводится наружу через мочеиспускательный канал.

    (Подсказки: два, 120-150 л.; капсулы; 1 000 000 млн.; мочевой; фильтрации; всасывания; нефрон)

    - Чтение восстановленного текста.

    Причины

    Профилактика

    Инфекционные заболевания

    Закаливание, своевременное лечение.

    Переохлаждение организма

    Одеваться» по погоде», держать ноги в тепле

    Избыток солей в питьевой воде

     Контроль над качеством питьевой воды

    Острая пища

    Рациональное питание

    Употребление алкоголя. Курение

    Отказ от вредных привычек

    Восходящая инфекция (несоблюдение правил личной гигиены)

    Соблюдать правила личной гигиены

    - Как предупредить почечные заболевания?

    1. «Тонкие и толстые вопросы».

    Пользуясь предложенной таблицей составить 2 вопроса.

    IV.Стадия рефлексии.

    -Мы изучили особенности строения  и функционирования почек - главных органов выделения.

    1. Закончите предложения:

    1. Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ называют … (выделением).

    2. Органы, выводящие из организма конечные продукты обмена веществ: ... (почки, кожа, легкие).

    3. На продольном разрезе почки выделяют два слоя – наружный, или … (корковый), и внутренний, или … (мозговой).

    4. У вогнутого края почки расположена небольшая полость, называемая … (почечной лоханкой).

    5. Мочеточник соединяет почку с … (мочевым пузырем).

    6. В состав нефрона почки входят: ... (почечная капсула, капиллярный клубочек, почечный каналец).

    7. Жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, называется … (первичной мочой), а в полости почечного канальца – ... (вторичной мочой).

    1. «Пятый лишний» - выберите «лишнее» понятие и поясните выбор.
    1. Извитой каналец
    2. Капиллярный клубочек
    3. Мочеточник
    4. Собирательная трубочка
    5. Капсула нефрона.
    1. Почка
    2. Мочеточник
    3. Мочеиспускательный канал
    4. Надпочечник
    5. Мочевой пузырь
    1. «Синквейн» на тему « Почки».

    V. Домашнее задание. Составить кроссворд, используя слова изученного параграфа.

    VI. Итог урока:

    Они как два больших боба

    На связках закрепились.

    У позвоночного столба

    Уютно разместились.

    Фильтруют почки нашу кровь

    С невиданным упрямством

    Чтобы во внутренней среде

    Держалось постоянство.

    Нефрон содержит капсулы,

    Канальцы и клубочки.

    Нефронов целый миллион

    Содержат наши почки.

    Проходит кровь через нефрон,

    Каналец здесь решает,

    Чему вернуться в организм,

    А что он удаляет.

    Мы смолоду должны учесть

    Что нам всего дороже.

    Беречь должны не только честь,

    Но наши почки тоже.

    Приложение.

    Тестовая работа длят проверки усвоения изученного материала

    1. Выделение воды происходит через: а) почки и кожу; б) лёгкие; в) кишечник.

    2. Основным структурным элементом почки является:

    а) нейрон; б) почечная лоханка; в) нефрон; г) почечная капсула.

    3. В основе процесса образования вторичной мочи лежит процесс:

    а) фильтрации; б) диффузии; в) обратного всасывания; г) газообмена.

    4. Первичная моча образуется из а) содержимого почечной лоханки; б) лимфы; в) плазмы крови;  г) вторичной мочи.

    5. Удаление газообразных продуктов обмена веществ происходит через:

    а) почки; б) лёгкие; в) кишечник; г) прямую кишку.

    6. Местом образования вторичной мочи является: а) нейрон; б) почечная лоханка; в) каналец нефрона; г) почечная капсула нефрона.

    7. В основе процесса образования первичной мочи лежит процесс

    а) фильтрации; б) диффузии; в) обратного всасывания; г) газообмена.

    8. Вторичная моча образуется из: а) содержимого почечной лоханки; б) лимфы; в) плазмы крови;  г) первичной мочи.

    9. Соотнесите органы выделения с выполняемыми функциями

    Органы выделения

    Функции органов

    1. Мочеиспускательный канал
    2. Мочевой пузырь
    3. Почечная лоханка
    4. Почки
    5. Мочеточники

    А) Накопление вторичной мочи перед ее поступлением в пузырь

    Б) Выделение мочи из почек

    В) Выведение мочи из организма

    Г) Поддержание постоянства внутренней среды организма и выведение продуктов распада

    Д) Накопление мочи

    10. Соотнесите слова, записанные в левой колонке с понятиями правой колонки

    1. Плазма

    2. Первичная моча

    3. Вторичная моча

    4. Кровь

    А) Плазма, форменные элементы

    Б) Белки, вода, витамины, глюкоза, аминокислоты, минеральные вещества

    В) Вода, витамины, глюкоза, аминокислоты, минеральные вещества

    Г) Креатин, мочевая кислота, мочевина, лекарства

    Почки: структура, функции и заболевания

    Почки - это пара бобовидных органов, присутствующих у всех позвоночных. Они удаляют продукты жизнедеятельности из организма, поддерживают сбалансированный уровень электролитов и регулируют кровяное давление.

    Почки - одни из самых важных органов. Древние египтяне перед бальзамированием тела оставляли на месте только мозг и почки, предполагая, что они имеют более высокую ценность.

    В этой статье мы рассмотрим структуру и функцию почек, болезни, которые влияют на них, и способы сохранения здоровья почек.

    Поделиться на PinterestПочки играют роль, помимо других функций, в поддержании баланса жидкостей в организме и регулировании артериального давления.

    Почки находятся в задней части брюшной полости, по одной с каждой стороны позвоночника.

    Правая почка обычно немного меньше и ниже левой, чтобы освободить место для печени.

    Каждая почка весит 125–170 грамм (г) у мужчин и 115–155 г у женщин.

    Каждую почку окружает плотная фиброзная почечная капсула.Кроме того, два слоя жира служат защитой. Надпочечники лежат поверх почек.

    Внутри почек находится несколько долей пирамидальной формы. Каждый состоит из внешней коры почек и внутреннего мозгового вещества почек. Между этими секциями текут нефроны. Это структуры почек, вырабатывающие мочу.

    Кровь попадает в почки по почечным артериям и выходит по почечным венам. Почки - это относительно небольшие органы, но они получают 20–25 процентов продукции сердца.

    Каждая почка выводит мочу через трубку, называемую мочеточником, которая ведет к мочевому пузырю.

    Основная роль почек - поддержание гомеостаза. Это означает, что они управляют уровнем жидкости, балансом электролитов и другими факторами, которые поддерживают постоянную и комфортную внутреннюю среду тела.

    Они выполняют широкий спектр функций.

    Выведение отходов

    Почки выводят ряд продуктов жизнедеятельности и выводят их с мочой. Два основных соединения, которые удаляют почки:

    • мочевина, образующаяся в результате расщепления белков
    • мочевая кислота при расщеплении нуклеиновых кислот

    Реабсорбция питательных веществ

    Поделиться на Pinterest Функции почек включают удаление отходов и реабсорбцию питательных веществ. , и поддержание баланса pH.

    Почки реабсорбируют питательные вещества из крови и доставляют их туда, где они лучше всего поддерживают здоровье.

    Они также реабсорбируют другие продукты, чтобы поддерживать гомеостаз.

    Реабсорбированные продукты включают:

    • глюкоза
    • аминокислоты
    • бикарбонат
    • натрий
    • вода
    • фосфат
    • хлорид, натрий, магний и ионы калия

    Поддержание pH

    У людей приемлемый pH уровень между 7.38 и 7.42. Ниже этой границы организм переходит в состояние ацидемии, а выше - в состояние алкалиемии.

    За пределами этого диапазона белки и ферменты разрушаются и больше не могут функционировать. В крайнем случае это может привести к летальному исходу.

    Почки и легкие помогают поддерживать стабильный уровень pH в организме человека. Легкие достигают этого за счет уменьшения концентрации углекислого газа.

    Почки регулируют уровень pH посредством двух процессов:

    • Реабсорбция и регенерация бикарбоната из мочи : Бикарбонат помогает нейтрализовать кислоты.Почки могут либо удерживать его, если pH приемлем, либо выделять его, если уровень кислоты повышается.
    • Выделение ионов водорода и фиксированных кислот: Фиксированные или нелетучие кислоты - это любые кислоты, которые не образуются в результате образования диоксида углерода. Они возникают в результате неполного метаболизма углеводов, жиров и белков. Они включают молочную кислоту, серную кислоту и фосфорную кислоту.

    Регулировка осмоляльности

    Осмоляльность - это мера электролитно-водного баланса организма, или соотношение между жидкостью и минералами в организме.Обезвоживание - основная причина дисбаланса электролитов.

    Если осмоляльность в плазме крови повышается, гипоталамус в мозге отвечает, передавая сообщение гипофизу. Это, в свою очередь, высвобождает антидиуретический гормон (АДГ).

    В ответ на АДГ почки совершают ряд изменений, в том числе:

    • увеличение концентрации мочи
    • увеличение реабсорбции воды
    • повторное открытие участков собирательного канала, в которые вода не может попасть в нормальных условиях, позволяя воде возвращаться в тело
    • удерживание мочевины в мозговом веществе почек, а не ее выделение, поскольку она втягивает воду

    Регулирование кровяного давления

    Почки регулируют кровяное давление, когда это необходимо, но они несут ответственность за более медленную регулировку.

    Они регулируют долговременное давление в артериях, вызывая изменения в жидкости вне клеток. Медицинский термин для этой жидкости - внеклеточная жидкость.

    Эти изменения жидкости происходят после выпуска сосудосуживающего средства, называемого ангиотензином II. Вазоконстрикторы - это гормоны, вызывающие сужение кровеносных сосудов.

    Они работают с другими функциями, увеличивая абсорбцию почками хлорида натрия или соли. Это эффективно увеличивает размер отделения внеклеточной жидкости и повышает кровяное давление.

    Все, что влияет на кровяное давление, может со временем повредить почки, включая чрезмерное употребление алкоголя, курение и ожирение.

    Секреция активных соединений

    Почки выделяют ряд важных соединений, в том числе:

    • Эритропоэтин : Контролирует эритропоэз или выработку красных кровяных телец. Печень также производит эритропоэтин, но почки являются его основными продуцентами у взрослых.
    • Ренин : Это помогает контролировать расширение артерий и объем плазмы крови, лимфы и межклеточной жидкости.Лимфа - это жидкость, которая содержит лейкоциты, которые поддерживают иммунную активность, а интерстициальная жидкость является основным компонентом внеклеточной жидкости.
    • Кальцитриол : это гормонально активный метаболит витамина D. Он увеличивает как количество кальция, которое может абсорбировать кишечник, так и реабсорбцию фосфата в почках.

    Почки поражают ряд заболеваний.

    Факторы окружающей среды или медицинские факторы могут привести к заболеванию почек, а у некоторых людей с рождения могут вызывать функциональные и структурные проблемы.

    Диабетическая нефропатия

    У людей с диабетической нефропатией повреждение капилляров почек происходит в результате длительного диабета.

    Симптомы проявляются только через несколько лет после начала развития повреждения.

    К ним относятся:

    Камни в почках

    Камни могут образовываться в виде твердых отложений минералов в почках.

    Они могут вызвать сильную боль и могут повлиять на функцию почек, если заблокируют мочеточник.

    Инфекции почек

    Обычно они возникают из-за бактерий в мочевом пузыре, которые передаются в почки.

    Симптомы включают боль в пояснице, болезненное мочеиспускание и иногда лихорадку. Изменения в моче могут включать присутствие крови, помутнение и другой запах.

    Инфекции почек чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, а также у беременных женщин. Инфекция часто хорошо поддается лечению антибиотиками.

    Почечная недостаточность

    У людей с почечной недостаточностью почки не могут эффективно отфильтровывать продукты жизнедеятельности из крови.

    Если травма вызывает почечную недостаточность, например чрезмерное употребление лекарств, состояние часто обратимо при лечении.

    Однако, если причиной является болезнь, почечная недостаточность часто не имеет полного излечения.

    Гидронефроз почек

    Это означает «вода в почках».

    Обычно возникает, когда препятствие для выхода мочи из почки вызывает сильную боль.

    Со временем почка может атрофироваться или сморщиться.

    Удвоение мочеточника

    Между почкой и мочевым пузырем могут образовываться два мочеточника, а не один.Осложнений немного, но это может увеличить риск инфекций мочевыводящих путей и, у женщин, недержания мочи.

    Дублированный мочеточник встречается примерно у 1 процента людей.

    Интерстициальный нефрит

    Реакция на лекарства или бактерии может вызвать воспаление внутренних пространств почек.

    Лечение обычно включает устранение причины воспаления или изменение курса лечения.

    Опухоль почки

    Они могут быть доброкачественными или злокачественными. Доброкачественные опухоли не распространяются и не поражают ткани, но злокачественные опухоли могут быть агрессивными.

    Наиболее распространенным злокачественным раком почки является почечно-клеточная карцинома.

    Нефротический синдром

    Повреждение функции почек вызывает повышение уровня белка в моче. Это приводит к нехватке белка по всему телу, что втягивает воду в ткани.

    Симптомы включают:

    Изменения мочеиспускания и боли в пояснице, особенно с одной стороны, могут быть признаками проблем с почками.

    Некоторые из наиболее частых причин повреждения почек включают:

    • Анальгетики : Использование обезболивающих в течение длительного периода времени может привести к хроническому анальгетическому нефриту.Примеры включают аспирин, ацетаминофен и нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП).
    • IgA нефропатия : также известная как болезнь Бергера, это происходит, когда антитела иммуноглобина A (IgA) накапливаются в почках. IgA составляет жизненно важную часть иммунной системы, но его накопление может быть вредным. Заболевание прогрессирует медленно, иногда до 20 лет. Симптомы включают боль в животе, сыпь и артрит. Это может привести к почечной недостаточности.
    • Литий : врачи назначают литий для лечения шизофрении и биполярного расстройства.Однако при длительном применении литий может вызвать нефропатию. Несмотря на риск, человек может избежать негативного воздействия лития при тщательном медицинском наблюдении.
    • Химиотерапевтические агенты : Наиболее распространенным типом проблемы с почками у людей, больных раком, является острое повреждение почек. Это может быть связано с сильной рвотой и диареей, которые являются частыми побочными эффектами химиотерапии.
    • Алкоголь : Алкоголь изменяет способность почек фильтровать кровь. Он также обезвоживает организм, затрудняя восстановление внутреннего баланса почек, и повышает кровяное давление, что также может мешать работе почек.

    В случае тяжелого поражения почек альтернативой может быть диализ. Он используется только при терминальной стадии почечной недостаточности, когда от 85 до 90 процентов функции почек теряется.

    Диализ почек направлен на выполнение некоторых функций здоровой почки.

    К ним относятся:

    • удаление отходов, избытка соли и воды
    • поддержание правильного уровня химических веществ в крови, включая натрий, бикарбонат и калий
    • поддержание кровяного давления

    Два наиболее распространенных типа почечный диализ:

    Гемодиализ : Искусственная почка, или гемодиализатор, удаляет отходы, дополнительные жидкости и химические вещества.Лечащий врач создает точку входа в тело, соединяя артерию и вену под кожей, чтобы создать более крупный кровеносный сосуд.

    Кровь попадает в гемодиализатор, получает лечение, а затем возвращается в организм. Обычно это делается 3-4 раза в неделю. Более регулярный диализ дает более положительный эффект.

    Перитонеальный диализ : Врач вводит стерильный раствор, содержащий глюкозу, в брюшную полость вокруг кишечника. Это брюшина, и ее окружает защитная мембрана.

    Перитонеальная мембрана фильтрует продукты жизнедеятельности, когда избыток жидкости попадает в брюшную полость.

    При непрерывном перитонеальном диализе жидкость выводится через катетер. Человек сбрасывает эти жидкости 4–5 раз в день. При автоматическом перитонеальном диализе этот процесс происходит во времени.

    Ниже приведены рекомендации по поддержанию здоровья почек и предотвращению заболеваний почек:

    • Соблюдайте сбалансированную диету. : Многие проблемы с почками возникают в результате высокого кровяного давления и диабета.В результате соблюдение здорового питания может предотвратить несколько распространенных причин заболевания почек. Национальный институт сердца, легких и крови (NHLBI) рекомендует диету DASH для поддержания здорового артериального давления.
    • Делайте достаточно упражнений : упражнения в течение 30 минут каждый день могут снизить риск высокого кровяного давления и ожирения, которые оказывают давление на здоровье почек.
    • Пейте много воды : Потребление жидкости важно, особенно воды. От 6 до 8 чашек в день могут помочь улучшить и сохранить здоровье почек.
    • Добавки : Будьте осторожны при приеме добавок, поскольку не все пищевые добавки и витамины полезны. Некоторые из них могут повредить почки, если человек принимает слишком много.
    • Соль : Ограничьте потребление натрия до 2300 миллиграммов (мг) натрия каждый день.
    • Алкоголь : Употребление более одного напитка в день может нанести вред почкам и нарушить функцию почек.
    • Курение : Табачный дым ограничивает кровеносные сосуды. Без адекватного кровоснабжения почки не смогут нормально работать.
    • Лекарства, отпускаемые без рецепта (OTC) : Лекарство не безвредно просто потому, что человеку не нужен рецепт, чтобы получить его. Чрезмерное употребление безрецептурных препаратов, таких как ибупрофен и напроксен, может повредить почки.
    • Скрининг : Людям с высоким артериальным давлением или диабетом следует регулярно обследовать почек, чтобы выявить любые возможные проблемы со здоровьем.
    • Диабет и болезни сердца : Следование рекомендациям врача по лечению этих состояний может помочь защитить почки в долгосрочной перспективе.
    • Сон и контроль стресса : Национальный институт диабета, болезней органов пищеварения и почек (NIDDK) рекомендует спать от 7 до 8 часов каждую ночь и искать занятия для снижения стресса.

    Поддержание почек в рабочем состоянии необходимо для общего состояния здоровья.

    .

    Биология GCSE и банк вопросов IGCSE, вопросы для самооценки или преподавания, D G Mackean

    Вопросы. Большинство вопросов предназначены для самооценки. Информацию можно найти на страницах GCSE Biology и IGCSE Biology .

    Разделы 1-5 соответствуют разделам в GCSE Biology и IGCSE Biology . Разделы 6 и 7 взяты из глав 30–39.

    Упражнения и обсуждения. Эти вопросы являются более сложными и являются проверочными. Интерпретация данных (I), формулировка и дизайн гипотез (H), экспериментальный план (E), применение биологической информации (A), понимание научных статей (C), а также простой отзыв ( Р).

    Документы предлагаются в формате Word. Если у вас не установлен Microsoft Word, см. здесь , чтобы узнать, как их просматривать. Документы можно просматривать или загружать по отдельности, либо целые разделы можно загружать в виде zip-файла со ссылками Все заархивированные .

    Интерактивные вопросы . Интерактивные вопросы с несколькими вариантами ответов соответствуют вопросам с несколькими вариантами ответов в экзаменационных документах GCSE и IGCSE. Они представлены в формате PowerPoint и должны запускаться в виде слайд-шоу. Каждый набор содержит примерно 20 вопросов. Указаны правильные ответы, а также объяснение причин отклонения альтернатив. Мы рекомендуем вам загрузить PowerPoints и запустить их со своего диска. Если у вас не установлен PowerPoint, вы можете бесплатно загрузить PowerPoint Viewer здесь .

    .

    План урока 8 класс

    Напомню несколько слов из предыдущего урока. Подскажите слово к каждой картинке: торт, свечи, гости, шествие, костюмы, салют. Разделимся на 3 группы, возьмем одну из картинок и соберем мозаику.

    -ок садись

    -что ты видишь? Наши новые слова !:

    1-свадьба -

    2-невеста

    3-жених

    4- церковь

    5-колец

    6-жениться

    Хорошо! Прежде всего, я хочу, чтобы вы выбрали из своей группы спикера, который поставит вам оценки.Возьмите этот лист бумаги и запишите свои имена. 1 ответ 1 балл. В конце урока вы должны оценить своих участников в группах.

    Послушайте мелодии и попробуйте угадать, о чем мы будем говорить.

    - Поделитесь своими идеями

    -Да, наша тема - Свадебная церемония

    - Откройте свои книги на странице 74 ex 1 Поделитесь своими идеями:

    - Что вы видите на картинке?

    Да, верно.

    - Ученик А.: Мы видим на картинке свадебную церемонию. Перед картиной жених и невеста. За ними много гостей. Может, они ходят в церковь или в рестораны

    - да, именно так.

    Вопросы: ладно, вы когда-нибудь были на свадьбе?

    - Понравилось?

    -Можете ли вы описать, что происходит на типичной свадьбе в вашей стране?

    - Ученик C: Я был на свадьбе кузины.Это был отличный праздник для всех наших родственников. Мы были рады видеть друг друга.

    Ученик А / Б : Я был на свадьбе сестры в Алматы.

    Хорошо, давайте прочитаем немного информации о британской свадебной церемонии. Есть 4 коротких отрывка, прочтите и обменяйте их между собой. После прочтения вам необходимо заполнить таблицу об обычаях и традициях британских, казахских и русских свадеб, а затем сравнить их.

    Перед тем, как сравнивать, обсудите с учителями казахские и русские свадебные традиции.

    -ок Продолжим разговор о свадьбах.

    Выберите картинку и обсудите в группах следующие вопросы: общие обычаи и традиции трех свадеб и некоторые особенности этих трех культур.

    - Ученик C: Свадебные традиции. Свадьба - самое красивое и важное событие в жизни каждого человека. Традиции в отношении свадьбы разные в разных странах и регионах! В разных свадебных традициях существуют разные правила и обычаи, которые сделают ваш свадебный день успешным и завершенным.

    Ученик C: Британская таможня. Западный обычай невесты в белом свадебном платье стал символом чистоты в викторианскую эпоху. Свадьба часто сопровождается или сопровождается свадебным приемом («свадебный завтрак»). Невеста может бросить свой букет собравшейся группе всех незамужних. женщины и жених бросают подвязку невесты собравшимся неженатым мужчинам

    Грамматика: Будущее с волей и намерениями

    Прочтите текст об ЭКСПО-2017 и найдите предложения в Будущем времени

    Дата: 10-ИЮН-17-10 -SEP-17
    Город: Астана
    Международная выставка «Экспо-2017:« Энергия будущего »

    О выставке:

    Предстоящая выставка пройдет под девизом« Энергия будущего »и осветит одну из актуальных тем.

    В течение трех месяцев (с 10 июня по 10 сентября 2017 года) «Экспо-2017» примет около 100 стран-участниц и 10 международных организаций. Во время Всемирной специализированной выставки 2017 страны-участницы продемонстрируют достижения и перспективы использования возобновляемых источников энергии, а также такие преимущества, как экологическая чистота, низкие эксплуатационные расходы и безопасность для окружающей среды. «Экспо-2017» станет знаковым событием для Казахстана: ранее ни одна международная выставка такого уровня в Центрально-Азиатском регионе и странах СНГ не проводилась.

    .

    Биология IGCSE и GCSE, Д. Г. Маккин

    Раздел 1. Принципы биологии

    Глава 1 Клетки и ткани
    Глава 2 Химические вещества живых клеток
    Глава 3 Энергия дыхания
    Глава 4 Как вещества попадают в клетки и из них
    Глава 5 Фотосинтез и питание в растениях

    Раздел 2. Цветковые растения

    Глава 6 Структура и функции растений
    Глава 7 Транспорт в растениях
    Глава 8 Размножение цветковых растений
    Глава 9 Бесполое размножение и клонирование растений

    Раздел 3.Физиология человека

    Глава 10 Еда и диета
    Глава 11 Переваривание, всасывание и употребление пищи
    Глава 12 Система кровообращения
    Глава 13 Дыхание
    Глава 14 Выделение и почки
    Глава 15 Кожа и контроль температуры
    Глава 16 Репродукция человека
    Глава 17 Скелет, мышцы и движение
    Глава 18 Чувства
    Глава 19 Координация
    Глава 20 Личное здоровье

    Раздел 4.Генетика и наследственность

    Глава 21 Деление клеток, хромосомы и гены
    Глава 22 Наследственность
    Глава 23 Вариация, отбор и эволюция
    Глава 24 Прикладная генетика

    Раздел 5. Организмы и их среда

    Глава 25 Взаимозависимость живых организмов
    Глава 26 Влияние человека на окружающую среду
    Глава 27 Сохранение
    Глава 28 Экосистемы
    Глава 29 Население

    Раздел 6.Разнообразие организмов

    Глава 30 Классификация
    Глава 31 Микроорганизмы
    Глава 32 Кормление
    Глава 33 Дыхание
    Глава 34 Размножение
    Глава 35 Рост и развитие
    Глава 36 Движение и передвижение
    Глава 37 Чувствительность

    Раздел 7. Микроорганизмы и человек

    Глава 38 Биотехнология
    Глава 39 Болезни: причины, передача и контроль

    Раздел 8.Идеи и доказательства

    Глава 40 Идеи и доказательства
    Глава 41 Наблюдение и эксперимент

    Загрузки
    Загрузите ответы в формате PDF ниже
    Раздел 1, главы 1-5
    Раздел 2, главы 6-9
    Раздел 3, главы 10-12
    Раздел 3, главы 13-17
    Раздел 3, главы 18 -20
    Раздел 4, Главы 21-24
    Раздел 5, Главы 25-27
    Раздел 5, Главы 28-29
    Раздел 6, Главы 30-34
    Раздел 6, Главы 35-37
    Раздел 7, Главы 38-39
    Раздел 8, главы 40-41

    .

    Антитело: структура, классы и функции

    • Дом
    • Анатомия и физиология
      • Контроль и координация
      • Пищеварение
      • Экскреция и осморегуляция
      • Гомеостаз
      • Движение и поддержка
      • Дыхание
      • Репродукция
      • Перевозка животных
    • Клеточная биология
    • Цитогенетика
    • Менделирующая генетика
    • Ботаника
      • Класс 11
      • Класс 12
    • Зоология
      • Класс 11
      • Класс 12
    • Генетика
      • Микробная генетика
    • Микробиология
      • Бактериология
      • Вирусология
      • Микология
      • Паразитология
      • Фармацевтическая микробиология
      • Экологическая микробиология
      • Пищевая микробиология
      • микробиология воды
    • Молекулярная биология
    • Биохимия
    • Биотехнологии
    • Иммунология
    .

    Смотрите также