• В основе выделения типов политического режима по линцу лежат


    9.7. Типология режимов X. Линца

    9.7. Типология режимов X. Линца

    Другие типологии политических режимов, как мы уже отмечали, не делают различий между понятиями «режим» и «система». Под режимами в этом случае понимаются и авторитаризм, и тоталитаризм, и демократия во всех их разновидностях. Рассмотрим наиболее значимые из них.

    Американский теоретик Хуан Линц сформулировал четыре критерия политических режимов:

    1) политическое участие/мобилизация;

    2) политический монизм/плюрализм;

    3) идеологизация/деидеологизация;

    4) конституционность власти, которая означает ограничение на применение своих полномочий лидером правящей партии или элиты, закрепленные в конституции, законах, системе ценностей, традициях, религии и т. д.

    На основании этих критериев X. Линц выделил пять основных типов режимов:

    1) демократический;

    2) авторитарный;

    3) тоталитарный;

    4) посттоталитарный;

    5) султанистский (рис. 9.2).

    Поскольку о тоталитаризме и демократии как политических системах мы сказали уже достаточно, прокомментируем только суть авторитарных режимов и режимов посттоталитаризма и султанизма. Среди разновидностей авторитаризма Линц выделил: 1. Военно-бюрократический режим (точнее, субрежим), который возникает в виде диктатуры, по, развиваясь, привлекает к управлению гражданских специалистов. Как правило, при таком режиме в обществе отсутствует единая идеология, а правительство состоит их военных и бюрократов. Такое правительство может опираться на созданную им партию, не отменяя остальные партии, но чиня их деятельности (особенно оппозиционной) всяческие препятствия, или на армию. Военно-бюрократический режим возникает при сужении социальной базы правления и снижении поддержки политической системы. Военных и бюрократов сплачивает страх перед социальным возмущением, поэтому главной задачей «органов по охране конституции» становится борьба с лидерами оп-

    176 Глава 9, Политические режимы

     Рис. 9.2. Типология политических режимов X. Линца

    Источник: Политология: Учебник / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. С. 1 35.

    позиции. Отсюда политическое насилие, запугивание, отстранение их от СМИ и даже аресты и высылка из страны. Предпосылками военно-бюрократическим режимам служат низкий уровень социально-экономического и культурного развития на фоне введения либерально-демократической политической системы, но не сложившейся сильной и конкурентной партийной системы, могущей формировать стабильное и ответственное правительство, которое открыло бы перспективы образования и работы миллионным массам. Такой режим, в функционировании которого заметную роль играют военные и спецслужбы, приобретает черты принципата и преторианства. Примерами таких режимов являются правление генерала Пиночета (Чили, 1973-1990), военные хунты в Бразилии, Аргентине, Перу, Гватемале, странах черной Африки, Юго-Восточной Азии.

    9.7. Типология режимов X. Линца 177

    2. Режим корпоративного авторитаризма устанавливается в плюралистических обществах с определенным уровнем политического участия. Он опирается на систему корпоративного представительства интересов и единственную проправительственную партию.

    Примерами такого режима могут служить правление Салазара (Португалия, 1932-1968), генерала Франко (Испания после дототалитарного периода).

    3. Режим дототалитарного авторитаризма считается переходным к тоталитарной системе и устанавливается после свержения демократии, радикальными правыми или левыми политическими силами (фашистами, коммунистами, анархистами, маоистами). Сила, пришедшая к власти и установившая данный режим, опирается на сплоченную, массовую партию, но ей еще противостоят или остаются нейтральными такие силы, как армия, интеллигенция, церковь. Возникает ситуация политической неопределенности, которая характерна для такого режима. Примерами могут служить режим Ленина (Россия, 1917-1924), режим Мао Цзедуна сразу после победы революции (Китай после 1949 г. до установления тоталитаризма).

    4. Режимы постколониального авторитаризма создавались после получения независимости бывшими колониями в обществах с крайне низким уровнем социально-экономического развития и почти полным отсутствием собственной подготовленной элиты. Для обеспечения общественной поддержки, сплочения еще не состоявшейся нации, разделенной по этническому признаку, правительство выдвигает националистические лозунги, нивелирующие значение внутренних конфликтов, скрывающие некомпетентное правление и коррупцию. Если общество сплотить не удается и появляется антисистемная оппозиция, режим усиливает свое авторитарное воздействие, что иногда приводит к ситуации «революции» или гражданской войны. Такие режимы могут укрепиться за счет харизматического авторитета их лидера. Существуют в большинстве стран черной Африки, некоторых азиатских странах и странах Океании.

    5. Режим расовой, или этнической, квазидемократии как тип авторитарного режима возможен, если устанавливается демократический политический процесс, допускающий к политической жизни определенное расовое или этническое меньшинство. Участие в политике большинства и других меньшинств исключено при помощи правовых или насильственных мер. Пример: режим ЮАР во время апартеида.

    178 Глава 9. Политические режимы

    Этим списком ограничиваются авторитарные политические субрежимы. Кроме них, как мы помним, Линц выделил режимы посттоталитаризма и султанизма.

    К режиму посттоталитаризма он отнес советский строй после смерти Сталина. Методы правления, жестокость применения статей уголовного кодекса «за антисоветскую пропаганду и агитацию», за другие «преступления», «культ личности Сталина» были осуждены и смягчены новым руководством. Посттоталитарные режимы обычно устанавливаются после смерти тоталитарного харизматического лидера, когда начинается процесс «рутинизации харизмы» — консервация идеалов, символов и мифов тоталитарного правления. Одновременно ослабляется контроль со стороны спецслужб, а часто они нейтрализуются армией, которая становится более нейтральной, государственной, а не режимной организацией. Место диктатора занимает более либеральный руководитель или группа лиц, осуществляющих коллективное управление, быстро растут бюрократия и коррупция. Снимаются наиболее одиозные политические лозунги.

    Поскольку режим посттоталитаризма выражает явление реконструкции тоталитарной политической системы, то тоталитарные реминисценции в посттоталитарном политическом процессе весьма вероятны. Типичным советским посттоталитаризмом был режим Н. С. Хрущева (1953-1964), реминисценцией, смутной копией, а то и карикатурой на сталинский тоталитаризм был режим неототалитаризма Л. И. Брежнева (1964-1982).

    Султанистский режим, по Линцу, — крайняя форма патриархального наследственно-родового господства, которая берет свое начало в деспотиях Древнего мира, арабских халифатах, султанах Османской империи и вобрала в себя абсолютистскую формулу Людовика XIV: «Государство — это я!» Правитель Османской империи носил титул султана (светского императора) и калифа (религиозного главы всех мусульман империи). Все подданные султаната находятся в полной зависимости от султана, который по своей воле или прихоти может их казнить или жаловать. Султан выше правительства, правил поведения, государственного порядка. Султан может объявить себя пожизненным президентом, императором, назначить своих родственников принцами. Султану не может быть оппозиции, ибо мнение султана и есть право и истина. Основными признаками султанских режимов являются: отсутствие идеологии, политической мобилизации, ограничителей власти, плюрализма. Примерами современных султанистских режимов служат правление Дювалье в Гаити, Трухильо в Доминиканской Республике, Бокасса в Центрально-Африканской Республике.

    9.9. Типология Ч. Эндрейна 179

     

    9.7. Типология режимов X. Линца

    Другие типологии политических режимов, как мы уже отмечали, не делают различий между понятиями «режим» и «система». Под режимами в этом случае понимаются и авторитаризм, и тоталитаризм, и демократия во всех их разновидностях. Рассмотрим наиболее значимые из них.

    Американский теоретик Хуан Линц сформулировал четыре критерия политических режимов:

    1) политическое участие/мобилизация;

    2) политический монизм/плюрализм;

    3) идеологизация/деидеологизация;

    4) конституционность власти, которая означает ограничение на применение своих полномочий лидером правящей партии или элиты, закрепленные в конституции, законах, системе ценностей, традициях, религии и т. д.

    На основании этих критериев X. Линц выделил пять основных типов режимов:

    1) демократический;

    2) авторитарный;

    3) тоталитарный;

    4) посттоталитарный;

    5) султанистский (рис. 9.2).

    Поскольку о тоталитаризме и демократии как политических системах мы сказали уже достаточно, прокомментируем только суть авторитарных режимов и режимов посттоталитаризма и султанизма. Среди разновидностей авторитаризма Линц выделил: 1. Военно-бюрократический режим (точнее, субрежим), который возникает в виде диктатуры, по, развиваясь, привлекает к управлению гражданских специалистов. Как правило, при таком режиме в обществе отсутствует единая идеология, а правительство состоит их военных и бюрократов. Такое правительство может опираться на созданную им партию, не отменяя остальные партии, но чиня их деятельности (особенно оппозиционной) всяческие препятствия, или на армию. Военно-бюрократический режим возникает при сужении социальной базы правления и снижении поддержки политической системы. Военных и бюрократов сплачивает страх перед социальным возмущением, поэтому главной задачей «органов по охране конституции» становится борьба с лидерами оп-

    176 Глава 9, Политические режимы

     Рис. 9.2. Типология политических режимов X. Линца

    Источник: Политология: Учебник / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. С. 1 35.

    позиции. Отсюда политическое насилие, запугивание, отстранение их от СМИ и даже аресты и высылка из страны. Предпосылками военно-бюрократическим режимам служат низкий уровень социально-экономического и культурного развития на фоне введения либерально-демократической политической системы, но не сложившейся сильной и конкурентной партийной системы, могущей формировать стабильное и ответственное правительство, которое открыло бы перспективы образования и работы миллионным массам. Такой режим, в функционировании которого заметную роль играют военные и спецслужбы, приобретает черты принципата и преторианства. Примерами таких режимов являются правление генерала Пиночета (Чили, 1973-1990), военные хунты в Бразилии, Аргентине, Перу, Гватемале, странах черной Африки, Юго-Восточной Азии.

    9.7. Типология режимов X. Линца 177

    2. Режим корпоративного авторитаризма устанавливается в плюралистических обществах с определенным уровнем политического участия. Он опирается на систему корпоративного представительства интересов и единственную проправительственную партию.

    Примерами такого режима могут служить правление Салазара (Португалия, 1932-1968), генерала Франко (Испания после дототалитарного периода).

    3. Режим дототалитарного авторитаризма считается переходным к тоталитарной системе и устанавливается после свержения демократии, радикальными правыми или левыми политическими силами (фашистами, коммунистами, анархистами, маоистами). Сила, пришедшая к власти и установившая данный режим, опирается на сплоченную, массовую партию, но ей еще противостоят или остаются нейтральными такие силы, как армия, интеллигенция, церковь. Возникает ситуация политической неопределенности, которая характерна для такого режима. Примерами могут служить режим Ленина (Россия, 1917-1924), режим Мао Цзедуна сразу после победы революции (Китай после 1949 г. до установления тоталитаризма).

    4. Режимы постколониального авторитаризма создавались после получения независимости бывшими колониями в обществах с крайне низким уровнем социально-экономического развития и почти полным отсутствием собственной подготовленной элиты. Для обеспечения общественной поддержки, сплочения еще не состоявшейся нации, разделенной по этническому признаку, правительство выдвигает националистические лозунги, нивелирующие значение внутренних конфликтов, скрывающие некомпетентное правление и коррупцию. Если общество сплотить не удается и появляется антисистемная оппозиция, режим усиливает свое авторитарное воздействие, что иногда приводит к ситуации «революции» или гражданской войны. Такие режимы могут укрепиться за счет харизматического авторитета их лидера. Существуют в большинстве стран черной Африки, некоторых азиатских странах и странах Океании.

    5. Режим расовой, или этнической, квазидемократии как тип авторитарного режима возможен, если устанавливается демократический политический процесс, допускающий к политической жизни определенное расовое или этническое меньшинство. Участие в политике большинства и других меньшинств исключено при помощи правовых или насильственных мер. Пример: режим ЮАР во время апартеида.

    178 Глава 9. Политические режимы

    Этим списком ограничиваются авторитарные политические субрежимы. Кроме них, как мы помним, Линц выделил режимы посттоталитаризма и султанизма.

    К режиму посттоталитаризма он отнес советский строй после смерти Сталина. Методы правления, жестокость применения статей уголовного кодекса «за антисоветскую пропаганду и агитацию», за другие «преступления», «культ личности Сталина» были осуждены и смягчены новым руководством. Посттоталитарные режимы обычно устанавливаются после смерти тоталитарного харизматического лидера, когда начинается процесс «рутинизации харизмы» — консервация идеалов, символов и мифов тоталитарного правления. Одновременно ослабляется контроль со стороны спецслужб, а часто они нейтрализуются армией, которая становится более нейтральной, государственной, а не режимной организацией. Место диктатора занимает более либеральный руководитель или группа лиц, осуществляющих коллективное управление, быстро растут бюрократия и коррупция. Снимаются наиболее одиозные политические лозунги.

    Поскольку режим посттоталитаризма выражает явление реконструкции тоталитарной политической системы, то тоталитарные реминисценции в посттоталитарном политическом процессе весьма вероятны. Типичным советским посттоталитаризмом был режим Н. С. Хрущева (1953-1964), реминисценцией, смутной копией, а то и карикатурой на сталинский тоталитаризм был режим неототалитаризма Л. И. Брежнева (1964-1982).

    Султанистский режим, по Линцу, — крайняя форма патриархального наследственно-родового господства, которая берет свое начало в деспотиях Древнего мира, арабских халифатах, султанах Османской империи и вобрала в себя абсолютистскую формулу Людовика XIV: «Государство — это я!» Правитель Османской империи носил титул султана (светского императора) и калифа (религиозного главы всех мусульман империи). Все подданные султаната находятся в полной зависимости от султана, который по своей воле или прихоти может их казнить или жаловать. Султан выше правительства, правил поведения, государственного порядка. Султан может объявить себя пожизненным президентом, императором, назначить своих родственников принцами. Султану не может быть оппозиции, ибо мнение султана и есть право и истина. Основными признаками султанских режимов являются: отсутствие идеологии, политической мобилизации, ограничителей власти, плюрализма. Примерами современных султанистских режимов служат правление Дювалье в Гаити, Трухильо в Доминиканской Республике, Бокасса в Центрально-Африканской Республике.

    9.9. Типология Ч. Эндрейна 179

     

    Типология режимов X. Линца — Мегаобучалка

    Другие типологии политических режимов, как мы уже отмечали, не делают различий между понятиями «режим» и «система». Под режимами в этом случае понимаются и авторитаризм, и тоталитаризм, и демократия во всех их разновидностях. Рассмотрим наиболее значимые из них.

    Американский теоретик Хуан Линц сформулировал четыре критерия политических режимов:

    1) политическое участие/мобилизация;

    2) политический монизм/плюрализм;

    3) идеологизация/деидеологизация;

    4) конституционность власти, которая означает ограничение на применение своих полномочий лидером правящей партии или элиты, закрепленные в конституции, законах, системе ценностей, традициях, религии и т. д.

    На основании этих критериев X. Линц выделил пять основных типов режимов:

    1) демократический;

    2) авторитарный;

    3) тоталитарный;

    4) посттоталитарный;

    5) султанистский.

    Поскольку о тоталитаризме и демократии как политических системах мы сказали уже достаточно, прокомментируем только суть авторитарных режимов и режимов посттоталитаризма и султанизма. Среди разновидностей авторитаризмаЛинц выделил: 1. Военно-бюрократический режим(точнее, субрежим), который возникает в виде диктатуры, по, развиваясь, привлекает к управлению гражданских специалистов. Как правило, при таком режиме в обществе отсутствует единая идеология, а правительство состоит их военных и бюрократов. Такое правительство может опираться на созданную им партию, не отменяя остальные партии, но чиня их деятельности (особенно оппозиционной) всяческие препятствия, или на армию. Военно-бюрократический режим возникает при сужении социальной базы правления и снижении поддержки политической системы. Военных и бюрократов сплачивает страх перед социальным возмущением, поэтому главной задачей «органов по охране конституции» становится борьба с лидерами оппозиции. Отсюда политическое насилие, запугивание, отстранение их от СМИ и даже аресты и высылка из страны. Предпосылками военно-бюрократическим режимам служат низкий уровень социально-экономического и культурного развития на фоне введения либерально-демократической политической системы, но не сложившейся сильной и конкурентной партийной системы, могущей формировать стабильное и ответственное правительство, которое открыло бы перспективы образования и работы миллионным массам. Такой режим, в функционировании которого заметную роль играют военные и спецслужбы, приобретает черты принципата и преторианства. Примерами таких режимов являются правление генерала Пиночета (Чили, 1973-1990), военные хунты в Бразилии, Аргентине, Перу, Гватемале, странах черной Африки, Юго-Восточной Азии.



    2. Режим корпоративного авторитаризмаустанавливается в плюралистических обществах с определенным уровнем политического участия. Он опирается на систему корпоративного представительства интересов и единственную проправительственную партию.

    Примерами такого режима могут служить правление Салазара (Португалия, 1932-1968), генерала Франко (Испания после дототалитарного периода).

    3. Режим дототалитарного авторитаризмасчитается переходным к тоталитарной системе и устанавливается после свержения демократии, радикальными правыми или левыми политическими силами (фашистами, коммунистами, анархистами, маоистами). Сила, пришедшая к власти и установившая данный режим, опирается на сплоченную, массовую партию, но ей еще противостоят или остаются нейтральными такие силы, как армия, интеллигенция, церковь. Возникает ситуация политической неопределенности, которая характерна для такого режима. Примерами могут служить режим Ленина (Россия, 1917-1924), режим Мао Цзедуна сразу после победы революции (Китай после 1949 г. до установления тоталитаризма).

    4. Режимы постколониального авторитаризмасоздавались после получения независимости бывшими колониями в обществах с крайне низким уровнем социально-экономического развития и почти полным отсутствием собственной подготовленной элиты. Для обеспечения общественной поддержки, сплочения еще не состоявшейся нации, разделенной по этническому признаку, правительство выдвигает националистические лозунги, нивелирующие значение внутренних конфликтов, скрывающие некомпетентное правление и коррупцию. Если общество сплотить не удается и появляется антисистемная оппозиция, режим усиливает свое авторитарное воздействие, что иногда приводит к ситуации «революции» или гражданской войны. Такие режимы могут укрепиться за счет харизматического авторитета их лидера. Существуют в большинстве стран черной Африки, некоторых азиатских странах и странах Океании.

    5. Режим расовой, или этнической, квазидемократиикак тип авторитарного режима возможен, если устанавливается демократический политический процесс, допускающий к политической жизни определенное расовое или этническое меньшинство. Участие в политике большинства и других меньшинств исключено при помощи правовых или насильственных мер. Пример: режим ЮАР во время апартеида.

    Этим списком ограничиваются авторитарные политические субрежимы. Кроме них, как мы помним, Линц выделил режимы посттоталитаризма и султанизма.

    К режиму посттоталитаризмаон отнес советский строй после смерти Сталина. Методы правления, жестокость применения статей уголовного кодекса «за антисоветскую пропаганду и агитацию», за другие «преступления», «культ личности Сталина» были осуждены и смягчены новым руководством. Посттоталитарные режимы обычно устанавливаются после смерти тоталитарного харизматического лидера, когда начинается процесс «рутинизации харизмы» — консервация идеалов, символов и мифов тоталитарного правления. Одновременно ослабляется контроль со стороны спецслужб, а часто они нейтрализуются армией, которая становится более нейтральной, государственной, а не режимной организацией. Место диктатора занимает более либеральный руководитель или группа лиц, осуществляющих коллективное управление, быстро растут бюрократия и коррупция. Снимаются наиболее одиозные политические лозунги.

    Поскольку режим посттоталитаризма выражает явление реконструкции тоталитарной политической системы, то тоталитарные реминисценции в посттоталитарном политическом процессе весьма вероятны. Типичным советским посттоталитаризмом был режим Н. С. Хрущева (1953-1964), реминисценцией, смутной копией, а то и карикатурой на сталинский тоталитаризм был режим неототалитаризма Л. И. Брежнева (1964-1982).

    Султанистский режим,по Линцу, — крайняя форма патриархального наследственно-родового господства, которая берет свое начало в деспотиях Древнего мира, арабских халифатах, султанах Османской империи и вобрала в себя абсолютистскую формулу Людовика XIV: «Государство — это я!» Правитель Османской империи носил титул султана (светского императора) и калифа (религиозного главы всех мусульман империи). Все подданные султаната находятся в полной зависимости от султана, который по своей воле или прихоти может их казнить или жаловать. Султан выше правительства, правил поведения, государственного порядка. Султан может объявить себя пожизненным президентом, императором, назначить своих родственников принцами. Султану не может быть оппозиции, ибо мнение султана и есть право и истина. Основными признаками султанских режимов являются: отсутствие идеологии, политической мобилизации, ограничителей власти, плюрализма. Примерами современных султанистских режимов служат правление Дювалье в Гаити, Трухильо в Доминиканской Республике, Бокасса в Центрально-Африканской Республике.

    Типология политических режимов по Х. Линцу и А. Степану. — КиберПедия

    Характеритстика Демократический Авторитарный Тоталитарный Посттоталитарный
    Политический плюрализм Ответственный плюрализм Ограниченный, безответный плюрализм; может быть слабая оппозиция Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть) Нет (партия всё ещё формально монополизирует власть)
    Социальный и экономический плюрализм Да Может быть Нет возможности для «параллельного общества» или теневой экономики Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создаёт «вторую культуру», «параллельное общество» или теневую экономику
    Идеология Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности Нет чётко разработанной руководящей идеологии Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический консенсус
    Мобилизация Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровню участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев Экстенсивная мобилизация в большое число созданных режимом организаций; мобилизация основана на энтузиазме Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддерживает необходимые конформизм и покорность
    Лидерство Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми , но плохо определёнными нормами Неопределённые границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизматического; рекруитирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации Высшие лидеры практически не бывают харизматиками; их рекрутируют из официальной партии, а деятельность в основном ограничивается партструктурами, процедурами и механизмами «внутренней демократии»

     

    Виды демократии:

    Классическая демократия. Основана на полисе. Все главные решения принимаются всеми гражданами. Высокий уровень политической активности граждан.

    Протективная демократия. Трактуется как средство, которым люди могли бы оградить себя от чрезмерного вмешательства правительства в их жизнь.



    Демократия развития. Общество, в котором каждый гражданин имеет полную свободу развития через участие в решениях, определяющих его жизнь.

    Народная демократия – форма демократии, предполагающая косвенную связь между властями и гражданами через избранное народом законодательное собрание.

    Консоциативная (сообщественная) демократия – альтернативная мажоритарной (то есть опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюралистических (многосоставных, мультикультурных) обществ, в которых особенно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам.Отличительные черты: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти; 2) коалиционность; 3) пропорциональность; 4) право вето меньшинств

    Билет 95 Авторитарный и тоталитарный режимы, их различия; разновидности.

     

    Авторитари́зм— форма власти, при которой носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

    Виды авторитаризма (по Линцу):

    · Военно-бюрократический режим (в правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует какая-либо интегрирующая идеология.Главной целью является исключение независимого, неподконтрольного участия во власти определённых групп)

    · Корпоративный авторитаризм (в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для эффективного политического участия)

    · Дототалитарный авторитаризм (государства, где ранее была установлена демократия, а после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении)

    · Постколониальный авторитаризм(однопартийные мобилизационные авторитарные режимы, возникающие после обретения бывшими колониями независимости; создаются снизу и возможны в достаточно эгалитарных (уравнительных) обществах с низким уровнем экономического развития и небольшой по численности экономической элитой)



    · Расовая/этническая демократия (к участию допущено определённое расовое или этническое меньшинство)

     

    Тоталитаризм– это политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой, в которой для обеспечения господства государства используется главным образом насилие, а также методы экономического, идеологического и политического воздействия на население.

    Характеристикитоталитаризма:

    1. Официальная тотальная идеология.

    2. Однопартийная система.

    3. Монополия на средства массовой информации.

    4. Массовая идеологическая пропаганда.

    5. Системы террористического полицейского контроля.

    6. Монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия.

    7. Контроль над экономикой.

    8. Нацеленность на территориальную экспансию.

    9. Центр власти.

    10. Неконституционность власти.

    11. Мобилизация населения.

    Виды – Тоталитарный и постоталитарынй (таблица)

     

    Билет 96 Понятие политической партии, классификация политических партий

     

    Политическая партия – это тип негосударственного института, групповое объединение, обладающее различными характеристиками и функциями, главными среди которых являются:

    1) наличиеформальной,организационнойструктуры;

    2) участие в политической конкуренции за официальный контроль над властью;

    3) идеологическая доктрина, претендующая на выражение общенациональных или групповых интересов;

    4) правовойстатус;

     

    Группы интересов– все виды негосударственного политического института, для которого характерны:

    1).добровольность объединения людей в коллективы

    2).формальная структура организации

    3).общие представления и цели членов группы

    4).как правило, отсутствие бюрократических структур

     

    Типы партий (М. Дюверже)

    Различие кадровых и массовых партий не связано ни с их масштабом, ни с их численностью; дело не в различии размеров, а в различии структур.

     

    1) Кадровые – знать; клуб «больших» людей; нет формализованного членства. Базовый элемент (как сказал Миронюк, - «кирпичик») кадровой партии - комитет, задача которого – выиграть выборы. Высшим органом является Съезд. Комитеты примерно равны по своему статусу.

    2) Массовые – членство; члены – социально неоднородная масса; занимается воспитанием своих членов. Состоит и секций, между которыми распределены функции.

     

    Массовые партии.Рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу, как с политической, так и с экономической точки зрения. С финансовой точки зрения партии существенно зависит от взносов своих членов. Партия собирает средства необходимые ей для политического просвещения и каждодневной работы. Этим же путем она может финансировать и выборы (к финансовому аспекту присоединяется политический). Технология массовых партий заменяет капиталистический способ финансирования демократическим. Массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов, так что на каждого из них приходится скромная сумма. Точно так же и для массовых партий характерен призыв к общественности - она заплатит и позволит избирательной кампании партии избежать зависимости от денежных мешков; отзывчивая и активная, она получает политическое воспитание и приобретает инструмент дл я участия в государственной жизни.

    Кадровые партии – это объединение нотаблей. Прежде всего эти нотабли влиятельные, чьи имена, престиж и харизма служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса. Это нотабли технические – те, кто владеет искусством манипулировать избирателями и организовывать кампанию, это нотабли финансовые, они составляют главный двигатель, главный мотор борьбы. Качества, которые имеют место прежде всего – это престиж, степень влияния, размер состояния.

    Кадровые партии –это партии комитетские, децентрализованные и слабо интегрированные.Массовые партии –это партии, основанные на секциях, более централизованные и с жесткой структурой.Партии, построенные на базе ячеек и милиции, тоже принадлежат к категории массовых.

     

     

    Билет 97 Демократия как рынок власти. Понятие «полиархии» (по Р.Далю).

     

    Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

    Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

    11 класс (1 час 20 мин.)

    1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

    1.1 Среди приведенных ниже высказываний отметьте только те, которые имеют самое непосредственное значение для философского понимания человека

    1. У человека есть большой и малый крут кровообращения.

    2. Человек способен как к знаковому так и к символическому общению.

    3. Человек не может воспринимать зрением ультрафиолетовые и инфракрасные лучи

    4. У человека нет инстинкта в том виде , в каком они есть у животных, у него есть только зачатки инстинктов.

    5. Человек адаптируется к окружающей среде с помощью органов своего тела.

    6. Человек обладает сознанием и способностью к мышлению и письменной речи.

    1.2. Религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений и религиозный догматизм:

    1. теизм

    2. деизм

    3. пантеизм

    4. политеизм

      1. Кто в нижеследующих примерах демонстрирует конформное поведение?

    1. подданные «голого короля» из одноименной сказки Г.Х. Андерсена

    2. героиня Пушкина — Татьяна Ларина, первая признавшаяся в любви Евгению Онегину

    3. маленький ребенок, делающий все наперекор родителям

    4. художник советского периода, рисующий членов политбюро, осознающий, что в случае отказа может оказаться «в опале»

    5. ученик, подавший апелляцию, чтобы оспорить результаты ЕГЭ

    1.4. Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом?

    1. бывший сельчанин, который отошел от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни

    2. ученый, который вынужден был уйти из нерентабельного научно-исследовательского института и стать «челноком»

    3. эмигрант из Узбекистана в США

    1.5.Для тоталитарного политического режима характерным чертами являются:

    1. политический плюрализм

    2. наличие одной единственной идеологии

    3. высокая мобилизация

    4. территориальная экспансия

    5. сочетание рыночной экономики с государственнь сектором

    6. полицейский терроризм

    1.6.В основе выделения типов политического режима по X. Линцу лежат такие критерии, как:

    1. источник власти

    2. методы власти

    3. политический плюрализм

    4. конституционность власти

    5. понятие «легитимность власти»

    6. степень идеологизации

    7. уровень мобилизации населения

    2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

    2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения.

    3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

    чем пропусков в тексте!

    «Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее

    распространенной формой является _______ (А) устойчивый

    союз одного мужчины и одной женщины.

    На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет _________(Б) форма брака, при которой

    один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

    Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) - наличие нескольких мужей у одной жены -

    возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

    В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

    был ______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

    женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

    в традиционных обществах обычаев. Так, например, _______(Е) -

    обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) - обязанность жениться на сестре

    жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

    Список слов

    1. левират

    2. нуклеарная семья

    3. полиандрия

    4. неполная семья

    5. сорорат

    6. полигиния

    7. групповой брак

    8. моногамный брак

    9. ислам

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

    4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

    Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

    5.Решите правовую задачу.

    5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

    Какое право гражданина нарушено в этом случае?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

    5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

    Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Решите логическую задачу.

    В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

    _________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к

    министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался

    самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

    Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

    Обоснуйте ответ.

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    8. Решите кроссворд.

    1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

    2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.

    3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.

    4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.

    5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.

    6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.

    7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе.

    8. Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора.

    9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

    10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

    11 класс

    ОТВЕТЫ

    Максимальное количество баллов 64

    1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

    (1 балл за каждый правильный ответ; если в заданиях с двумя и более ответами наряду с правильными ответами указаны неправильные ответы, то 0 баллов; максимально до 14 баллов)

    2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

    (2 балл за каждый правильный ответ; максимально 6 баллов)

    2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль. (Философы – позитивисты)

    2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника. (Административные правонарушения)

    2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения. (Критерии человека)

    3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

    чем пропусков в тексте!

    (1 балл за каждое правильно вставленное слово; максимально 7 баллов)

    «Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее

    распространенной формой является _______ (А) устойчивый

    союз одного мужчины и одной женщины.

    На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет _________(Б) форма брака, при которой

    один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

    Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) - наличие нескольких мужей у одной жены -

    возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

    В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

    был ______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

    женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

    в традиционных обществах обычаев. Так, например, _______(Е) -

    обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) - обязанность жениться на сестре

    жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

    Список слов

    1. левират

    2. нуклеарная семья

    3. полиандрия

    4. неполная семья

    5. сорорат

    6. полигиния

    7. групповой брак

    8. моногамный брак

    9. ислам

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

    4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

    (максимально до 10 баллов)

    Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

    5.Решите правовую задачу.

    (за все задание максимально 5 баллов)

    5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

    Какое право гражданина нарушено в этом случае? (Презумпция невиновности) – 2 балла за правильный ответ

    5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

    Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

    (Да. Законы для всех(иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории РФ)- 1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование.

    6. Решите логическую задачу.

    ( 2 балла за правильное определение химиков, алхимиков и пиротехников; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально 5 баллов)

    В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

    (2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников.

    Примечание: должно быть объяснение, почему не подходит вариант с 1 химиком — тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять большинство)

    7. Индийская притча гласит:

    (2 балла за правильное определение действий Бирбала; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально 5 баллов)

    Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

    Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

    Обоснуйте ответ.

    (Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

    Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий —

    оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия

    и наших ожиданий.

    Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования)

    8.Решите кроссворд.

    (1 балл за каждый правильный ответ;2 балла за ключевое слово; максимально до 12 баллов)

    1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. (Охлократия)

    2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов. (Лобби)

    3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства. (Остракизм)

    4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении. (Патернализм)

    5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти. (Легитимность)

    6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания. (Депортация)

    7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе. (Сегрегация)

    8. Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора. (Ратификация)

    9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.(Этатизм)

    10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов. (Популизм)

    Ключевое слово: АБСЕНТЕИЗМ

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Какие характеристики выделили Х. Линц и А. Степан как основные в своей типологии политических режимов?

     Линц и Степан предлагают на основе таких критериев, как наличие или отсутствие плюрализма, характер политической идеологии и ее роль в обществе, характер и роль политического руководства, особенности политической мобилизации, наличие или отсутствие эффективных сдерживающих правительство факторов, выделить пять самостоятельных идеальных типов политических режимов.

    Американский теоретик Хуан Линц сформулировал четыре критерия политических режимов:

    1) политическое участие/мобилизация;

    2) политический монизм/плюрализм;

    3) идеологизация/деидеологизация;

    4) конституционность власти, которая означает ограничение на применение своих полномочий лидером правящей партии или элиты

     

    Концепция и характеристики тоталитаризма.

    Концепции тоталитаризма
    Родоначальницей концепции тоталитаризма является Х. Арендт и её работа «Истоки тоталитаризма», вышедшая в 1951 году. Центром внимания стали масштабный террор и беспрецедентное насилие, связанные с Холокостом и ГУЛАГом. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

    Арендт главной причиной тоталитаризма считала атомизацию (социальное разобщение) масс, в результате чего они не способны к самоорганизации и поэтому нуждаются во внешней мобилизации.

     

    К.Фридрих

    Карл Фридрих опубликовал ряд работ по тоталитаризму, включая «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г., в соавторстве с Бжезинским) и «Развитие теории и практики тоталитарных режимов» (1969). В первой из них он сформулировал ряд признаков тоталитаризма. Во второй он провёл анализ роли общественного согласия и мобилизации в поддержку режима. Согласно Фридриху, террор не исчез в СССР после смерти Сталина. Центральным тезисом Фридриха является утверждение, что в тоталитарном СССР «страх и согласие стали сиамскими близнецами».

     

    К.Поппер

    Новую трактовку тоталитаризму дал Карл Поппер, который в своём труде «Открытое общество и его враги»(1945 г.) противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику, и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития.

     

    Характеристики тоталитаризма

    Карл Фридрих и Бзежинский

    Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1965 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека, сколько принципиальное отсутствие ограничений на такой контроль.

    В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и его бывший аспирант Збигнев Бжезинский, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества.

    1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии

    2. Наличие единственной партии

    3. Крайне высокая роль государственного аппарата

    4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

    5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации.

    6. Большая роль государственной пропаганды

    1. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

    К.Линц

    В своём эссе «Тоталитарные и авторитарные режимы» (1975) Хуан Линц утверждал, что главной чертой тоталитаризма является не террор, а стремление государства к надзору за всеми аспектами жизни людей. Однако Линц выделил ряд особенностей тоталитарного террора: системность, идеологический характер, отсутствие правовой основы.

     

    Основные отличия посттоталитарного режима от тоталитарного.

     

    Главными характеристиками тоталитаризма являются:

    · государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общ. жизни

    · общество отчуждено от политической власти

    · антиправовая регламентация общественных отношений

    Главными характеристиками посттоталитаризма являются:

    · ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии;

    · разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного руководства;

    · переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера;

     

    Но существуют некоторые характерные различия между этими режимами: -В отличие от тоталитарного режима в посттоталитарном лидеры уже не являются харизматическими фигурами, ведь коллективное руководство не способно быть таковым. -В тоталитаризме нет ни экономического, ни политического плюрализма, и власть жестоко подавляет любые выражения оппозиционных мнений. А при зрелом посттоталитаризме развивается социальный плюрализм. - В посттоталитаризме идёт ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии

     

    Что такое политический режим? (с иллюстрациями)

    Политический режим - это совокупность политических структур, составляющих государство. Эти политические системы варьируются от прямых демократий до тоталитарных режимов, таких как военные диктатуры. Общие системы в современном мире включают демократические республики, монархии и представительные демократии. Существуют также преимущественно теоретические типы правительств, такие как строгая меритократия.

    В Соединенных Штатах есть демократическая система, при которой народ избирает своих представителей.
    Демократии

    Одна из наиболее часто обсуждаемых политических систем - это представительная демократия. Это система, в которой представители избираются непосредственно гражданами, и эти представители затем принимают политические решения за людей, предполагая, что их решения будут отражать общую волю республики.Это можно сравнить с прямой демократией, при которой граждане напрямую голосуют по всем важным вопросам.

    В Великобритании действует номинальная монархия.
    Республики

    Республика - одна из самых распространенных систем правления в мире, хотя она принимает множество различных форм.Например, республика может ассоциироваться с религией, как в случае с исламской республикой; экономическая система, как в социалистической республике; или политическая процедура, как парламентская республика. Ряд республик пытаются показать тот факт, что на самом деле они состоят из более мелких полуавтономных частей. Соединенные Штаты Америки, например, очень четко заявляют, что их политический режим - это режим группы объединенных государственных образований. И Нигерия, и Германия также передают эту идею, называя себя федеративными республиками.

    Ватикан действует при теократии.

    Республики часто обозначаются в официальном названии государства и часто включают модификатор, чтобы передать какой-то философский идеал, которого придерживается политический режим. Например, Гайана известна как Кооперативная Республика Гайана, Шри-Ланка известна как Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, а материковый Китай известен как Китайская Народная Республика.Фактическая система управления в этих странах может быть разной: например, Китай - это марксистско-ленинское однопартийное государство, а не республика. Этот тип правления также может идти по другому пути, когда несколько республик являются частью одного государства, как страны бывшего Советского Союза.

    Адольф Гитлер руководил авторитарным режимом в Германии.
    Династические правительства

    Династические системы правления состоят из всех руководителей страны, происходящих из одной семьи. Общие типы этого правительства включают монархии, эмираты и династические империи, такие как Имперский Китай. В наше время лидеры многих монархий и эмиратов служат прежде всего в качестве подставных лиц.Этот тип правления называется конституционной монархией или номинальной монархией и включает такие страны, как Соединенное Королевство. Противоположностью этому является абсолютная монархия, при которой правитель имеет полную власть управлять государством и не подлежит контролю со стороны конституции или парламента. Примеры современных абсолютных монархий включают Саудовскую Аравию и Катар.

    Саудовская Аравия - абсолютная монархия.
    Авторитарные и тоталитарные режимы

    В авторитарных и тоталитарных политических режимах одно лицо, организация или партия полностью контролируют дела государства без участия или согласия населения. В частности, в тоталитарных режимах этот лидер пытается контролировать все аспекты общества, включая такие вещи, как личные убеждения и мораль населения.Иногда они сопровождаются культом личности вокруг лидера или лидеров, как в случае с Адольфом Гитлером, лидером нацистской Германии. Распространенные формы авторитарных или тоталитарных режимов включают военные хунты, в которых небольшой комитет военных лидеров правит страной или однопартийным государством, в котором только одна политическая партия находится у власти, а другим прямо или молчаливо не разрешается оспаривать это орган власти. Другая форма - диктатура, при которой один человек правит страной, не будучи подотчетным перед кем-либо, а затем передает свои полномочия другому человеку после смерти.

    Люксембург - великое герцогство, тип правительства, пережиток эпохи феодализма.
    Редкие или архаичные системы

    Некоторые системы являются пережитком прошлого.Люксембург, например, официально известен как великое герцогство, начиная с того времени, когда он был частью Нидерландов в качестве голландского владычества. Другой тип архаической системы - это криархия или правило судей; и тимократия, или страна, в которой только люди, владеющие землей, могут принимать активное участие в управлении. Другие типы правительств редки в современном мире, но все еще существуют в карманах. Теократии, например, такие как правительство Тибета в изгнании или Ватикана, где религиозному деятелю также предоставляется светская власть в правительстве.

    Военная диктатура - это разновидность политического режима.
    Теоретические системы

    Существует ряд типов политических режимов, которых теоретически больше, чем где-либо в мире.Одним из примеров этого является, например, строгая меритократия, когда лидеры выбираются на основе их способности руководить. Другие теоретические системы включают в себя корпоратократию, популярную тему в научной фантастике, в которой корпорации управляют своими суверенными государствами; и гениократия, при которой лидеры выбираются на основе их способностей к решению проблем и творческих способностей.

    Использование нереалистичных образов в своей пропаганде - тактика, часто применяемая тоталитарными режимами, такими как Северная Корея.Нигерию называют федеративной республикой. .

    режим | политология | Britannica

    Regime , учреждение с четкими материальными и географическими ограничениями, связанное четкими правилами и согласованное с правительствами.

    Понятию режима часто предшествует пространственное прилагательное - например, международный, национальный или городской, - которое относится к области, над которой он имеет юрисдикцию, и может использоваться для обозначения всех видов материальных прав, над которыми он имеет контроль - развитие, окружающая среда, труд, торговля и так далее.Более подробное определение документирует средства, с помощью которых создается учреждение. Акцент делается на принципах, нормах, правилах и процедурах принятия решений, вокруг которых сходятся ожидания отдельных субъектов (обычно правительств) и закрепляются в них.

    Использование концепции режима часто подразумевает ассоциацию с конкретным человеком (например, режим Николае Чаушеску в Румынии), идеологией (например, фашистский режим), подходом (например, военный режим) или политическим проектом (например,г., неолиберальный режим). Теоретически этот термин не обязательно должен иметь в виду какое-либо конкретное правительство, к которому он относится, и большинство социологов используют его в нормативной и нейтральной манере. Однако этот термин можно использовать в политическом контексте. Некоторые люди, такие как правительственные чиновники, журналисты СМИ и политики, в разговорной речи используют его, когда ссылаются на правительства, которые, по их мнению, являются репрессивными, недемократическими или незаконными или просто не согласуются с собственным взглядом на мир.В этом контексте концепция режима передает чувство идеологического или морального неодобрения или политической оппозиции. Таким образом, под сменой режима понимается свержение правительства, которое внешняя сила считала незаконным, и его замену новым правительством в соответствии с идеями или интересами, продвигаемыми этой силой. В случае войны в Ираке (2003–11), возглавляемая США коалиция национальных армий возглавила свержение режима Шаддама Хусейна и наблюдала за его заменой, во-первых, U.С. возглавил временное правительство, а затем, впоследствии, избранный режим.

    Были выдвинуты два других использования концепции режима, и они исключают использование ссылки на то или иное национальное правительство. Первый описывает наднациональные агентства, часто участвующие в регулировании одного или нескольких вопросов. Примеры включают Международную организацию труда и ее регулирование условий труда и Европейское агентство по окружающей среде и его регулирование окружающей среды. У них есть другой набор ресурсов - экономических, политических и социальных - для использования, чем у национальных правительств, и их деятельность может либо расширять возможности, либо ограничивать отдельные национальные государства.Второй вариант использования концепции режима - это описание формирования институтов, управляющих городскими отношениями. Неявные и явные нормы и правила определяют процедуры принятия решений, в рамках которых городские режимы выносят суждения о типах стратегий, которые должны быть реализованы, например, для уравновешивания потребности городов в экономической конкурентоспособности и в то же время обеспечения граждане наслаждаются хорошим качеством жизни.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня .

    теорий международных отношений | CSS Международные отношения

    • О нас
    • Политика конфиденциальности
    • Заявление об ограничении ответственности
    • Наши авторы
    • Подписаться на нас
    • Свяжитесь с нами
    • Facebook
    • Твиттер
    • Google Plus
    • Instagram
    • ВК
    CSS никогда не был таким простым
    • Суточная доза
      • Ежедневные текущие события
      • Daily Dawn Vocabulary
      • Daily Articles
        • Пакистанские газеты
        • Зарубежные статьи
        • Исторические статьи
        • Статьи на урду
    • Онлайн-подготовка CSS
    • CSS / PMS
      • CSS Прошлые документы
        • FPSC CSS Past Papers 2011
        • FPSC CSS Past Papers 2012
        • FPSC CSS Past Papers 2013
        • FPSC CSS Past Papers 2014
        • FPSC CSS Papers 2015
        • FPSC CSS Past Papers 2016
        • Скачать в PDF
      • Решенные документы CSS
        • Прошлые документы FPSC CSS 2017
        • Прошлые документы FPSC CSS 2016
        • Прошлые документы FPSC CSS 2015
        • Решенные прошлые документы CSS 2014
      • Учебный план CSS (обновленный)
        • Обязательные предметы CSS
        • Дополнительные предметы CSS
      • Советы по CSS
        • Контуры эссе
        • Вдохновение
      • Учебные материалы по CSS
        • CSS Notes
        • Грамматика английского языка
        • Стипендия
      • PMS
        • KPPSC
          • Прошлые документы КПК PMS
    • Экзамены FPSC
      • Новости FPSC
      • Таблица результатов и технических данных CSS
    .

    Типы режимов - определение типов режимов по The Free Dictionary

    Хотя приведенные выше данные не дают ответа на этот вопрос, предыдущие академические исследования показывают, что из всех типов диктаторских режимов лидеры военных режимов с наибольшей вероятностью уйдут от власти ». EIU заявил, что рост показывает, что избиратели« явно разочарованы формальными политическими институтами. но были побуждены к действиям ». EIU также сообщило, что« рейтинг большинства стран улучшился в 2018 году, хотя типы режимов во всех случаях остались прежними.Но там, где типы режимов часто меняются, существует более глубокая проблема. По большей части авторы используют тематические исследования для сравнения типов режимов. Это сравнение убедительно, хотя и менее детально, чем сравнение между странами. Оно основано на анализе статей, опубликованных в ведущем журнале данной дисциплины, American Polit Science Review (APSR), ежегодных президентских посланиях Американской ассоциации политических наук ( APSA) с момента основания ассоциации в 1903 году и по мере того, как дисциплина росла и становилась все более дифференцированной в последующем столетии, некоторые из основополагающих работ по тому, что стали называть типами режимов.Естественно, в ходе этой истории было гораздо больше водоворотов и уклонов, чем можно было бы описать в эссе, но главное течение несомненно: привилегии демократии препятствовали усилиям по подлинному развитию научного или систематического, логического, точного и контролируемое понимание политики в недемократических условиях в Соединенных Штатах и ​​за их пределами. Линц из Колумбийского университета (https://jhupbooks.press.jhu.edu/content/problems-democratic-transition-and-consolidation) утверждал, что султанизм - это одновременно тип режима (например, демократия и авторитаризм) и прилагательное, описывающее стиль личного правления, который возможен при всех типах режимов, включая демократию.На этом рисунке подробно описаны конкретные изменения в рационе питания, связанные с ростом доходов, опять же с использованием полного набора стран-лет, включая все типы режимов. 24) различных типов режимов. В персоналистских режимах, таких как Филиппины и Индонезия, назначения, продвижение по службе и размещение военнослужащих основаны на их предполагаемой лояльности диктатору. Используя набор данных по 100 странам за период 16 лет, авторы показывают, что коррупция не имела никакого эффекта. на экономический рост в демократических странах, но оказал значительное и негативное влияние на другие типы режимов.Рансимен рисует картину мира, в котором другие типы режимов превосходит демократию. Во-вторых, будущая работа должна оценить роль других типов режимов. Исследования показывают, что в посткоммунистических странах Восточной Европы произошла смена режимов, которая совпала с чувством населения, имеющим право на большую социальную защиту, что привело к реформе социального обеспечения (Lipsmeyer 2002). Эти результаты согласуются с доказательствами, задокументированными в предыдущей литературе, о том, что существующие типы политических режимов плохо предсказывают принятие институтов экономической свободы..

    выборы | История, опросы, результаты, дата и факты

    История выборов

    Хотя выборы использовались в древних Афинах, в Риме и при избрании пап и императоров Священной Римской империи, истоки выборов в современном мире лежат в постепенное появление представительного правительства в Европе и Северной Америке с 17 века. В то время целостное представление о репрезентации, характерное для средневековья, было преобразовано в более индивидуалистическую концепцию, которая сделала человека критической единицей, которую нужно учитывать.Например, британский парламент больше не рассматривался как представитель поместий, корпораций и имущественных интересов, а скорее воспринимался как представитель реальных людей. Движение за отмену так называемых «гнилых городков» - избирательных округов с небольшой численностью населения, контролируемых одним человеком или семьей, - завершилось принятием Закона о реформе 1832 года (одного из трех основных законопроектов о реформе в 19 веке в Великобритании, которые увеличили размер электората) был прямым следствием этой индивидуалистической концепции представительства.Когда считалось, что правительства получают свои полномочия от согласия управляемых и ожидается, что они будут регулярно добиваться этого согласия, оставалось точно решить, кого включить в число управляемых, согласие которых было необходимо. Сторонники полной демократии выступали за установление всеобщего избирательного права для взрослых. В Западной Европе и Северной Америке избирательное право для взрослых мужчин было обеспечено почти повсеместно к 1920 году, хотя избирательное право для женщин было установлено несколько позже (например, в 1928 году в Великобритании, 1944 году во Франции, 1949 году в Бельгии и 1971 году в Швейцарии).

    Хотя представительное правительство и выборы принято отождествлять с демократией, и хотя конкурентные выборы при всеобщем избирательном праве являются одной из определяющих характеристик демократии, всеобщее избирательное право не является необходимым условием конкурентной избирательной политики. Электорат может быть ограничен формальными требованиями закона - как это было до всеобщего избирательного права для взрослых - или он может быть ограничен неспособностью граждан осуществить свое право голоса. Во многих странах со свободными выборами большое количество граждан не голосуют.Например, в Швейцарии и США на большинстве выборов голосует менее половины электората. Хотя правовое или добровольное исключение может существенно повлиять на государственную политику и даже подорвать легитимность правительства, оно не препятствует принятию решений путем выборов при условии, что избирателям предоставляется реальная альтернатива выбора.

    В XVIII веке доступ на политическую арену во многом зависел от принадлежности к аристократии, а участие в выборах регулировалось в основном местными обычаями и порядком.Хотя и американская, и французская революции объявили каждого гражданина формально равным всем, голосование оставалось инструментом политической власти, которым обладали очень немногие.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Даже с введением всеобщего избирательного права идеал «один человек - один голос» был достигнут не во всех странах. В некоторых странах сохранились системы множественного голосования, что давало определенным социальным группам избирательное преимущество.Например, в Соединенном Королевстве выпускники университетов и владельцы предприятий в округах, отличных от тех, в которых они проживали, могли голосовать более одного раза до 1948 года. До Первой мировой войны и в Австрии, и в Пруссии было три класса взвешенных голосов, которые эффективно сохраняли избирательная власть в руках высших слоев общества. До принятия Закона об избирательных правах в 1965 году в Соединенных Штатах правовые барьеры и запугивание фактически не позволяли большинству афроамериканцев, особенно на Юге, голосовать на выборах.

    В течение XIX и XX веков более широкое использование конкурентных массовых выборов в Западной Европе имело целью и результатом институционализацию разнообразия, существовавшего в странах этого региона. Однако массовые выборы имели совершенно другие цели и последствия при однопартийных коммунистических режимах Восточной Европы и Советского Союза в период с конца Второй мировой войны до 1989–1990 годов. Хотя эти правительства проводили выборы, конкурсы не были конкурентными, поскольку избиратели обычно имели только выбор - голосовать за официального кандидата или против него.Действительно, выборы в этих странах были похожи на наполеоновские плебисциты XIX века, которые были призваны продемонстрировать единство, а не разнообразие людей. Несогласие в Восточной Европе можно было зарегистрировать, вычеркнув имя кандидата в бюллетене, как это делали несколько миллионов граждан Советского Союза на каждых выборах до 1989 года; однако, поскольку в этих странах не существовало тайного голосования, такая практика повлекла за собой репрессалии. Отсутствие голосования было еще одной формой протеста, особенно потому, что местные коммунистические активисты находились под сильным давлением, чтобы добиться почти 100-процентной явки.Не все выборы в Восточной Европе следовали советской модели. Например, в Польше в бюллетенях значилось больше имен, чем оставалось заполнить кабинеты, и, таким образом, предоставлялась определенная степень избирательного выбора.

    В странах Африки к югу от Сахары конкурсные выборы на основе всеобщего избирательного права проводились в три различных периода. В 1950-х и 60-х годах в ряде стран после деколонизации прошли выборы. Хотя многие из них вернулись к авторитарным формам правления, были исключения (например,г., Ботсвана и Гамбия). В конце 1970-х годов выборы были введены в меньшем количестве стран, когда некоторые военные диктатуры были распущены (например, в Гане и Нигерии), а другие страны юга Африки подверглись деколонизации (например, Ангола, Мозамбик и Зимбабве). Начиная с начала 1990-х годов окончание холодной войны и сокращение военной и экономической помощи со стороны развитых стран привело к демократизации и конкурентным выборам в более чем десятке африканских стран, включая Бенин, Мали, Южную Африку и Замбию.

    Конкурсные выборы в Латинской Америке также вводились поэтапно. Например, в столетие после 1828 года выборы прошли в Аргентине, Чили, Колумбии и Уругвае, хотя все, кроме Чили, вернулись к авторитаризму. В других странах выборы проводились в период примерно с 1943 по 1962 год, хотя опять же многие страны не сохранили демократические правительства. Начиная с середины 1970-х годов, конкурсные выборы постепенно вводились на большей части территории Латинской Америки.

    В Азии конкурентные выборы проводились после окончания Второй мировой войны, во многих случаях в результате деколонизации (т.е.г., Индия, Индонезия, Малайзия и Филиппины), хотя в очередной раз восстановление авторитаризма было обычным делом. Начиная с 1970-х годов, конкурентные выборы были вновь введены в ряде стран, включая Филиппины и Южную Корею. За исключениями, такими как Турция, Ирак и Израиль, конкурентные выборы в странах Ближнего Востока редки.

    Авторитарные режимы часто использовали выборы как способ достижения определенной степени легитимности населения. Диктатуры могут проводить выборы в случаях, когда существенная оппозиция практически невозможна (например,g., потому что оппозиционные силы были подавлены) или когда экономические факторы благоприятствуют режиму. Даже если оппозиционным партиям разрешено участвовать, они могут столкнуться с запугиванием со стороны правительства и его союзников, что препятствует эффективной мобилизации потенциальных сторонников. В других случаях режим может отложить выборы, если есть значительная вероятность проигрыша. Кроме того, авторитарные режимы часто вмешиваются, как только началось голосование, путем запугивания избирателей (например,g., посредством физических нападений) и манипулируя подсчетом голосов, которые были поданы свободно.

    .

    политкорректности | Определение, происхождение, история и факты

    Политическая корректность (PC) , термин, используемый для обозначения языка, который, по-видимому, предназначен для наименьшего количества оскорблений, особенно при описании групп, идентифицируемых внешними признаками, такими как раса, пол, культура или сексуальная ориентация. Эта концепция обсуждалась, оспаривалась, критиковалась и высмеивалась комментаторами со всего политического спектра. Этот термин часто использовался в насмешку, чтобы высмеять представление о том, что изменение использования языка может изменить восприятие и убеждения населения, а также повлиять на результаты.

    Термин впервые появился в марксистско-ленинском словаре после революции 1917 года в России. В то время он использовался для описания приверженности политике и принципам Коммунистической партии Советского Союза (то есть линии партии). В конце 1970-х - начале 1980-х годов либеральные политики начали остроумно использовать этот термин для обозначения экстремизма некоторых левых проблем, особенно в отношении того, что воспринималось как упор на риторику над содержанием. В начале 1990-х этот термин использовался консерваторами, чтобы поставить под сомнение и противостоять тому, что они воспринимали как рост либеральной левой учебной программы и методов преподавания в университетских городках и колледжах США.К концу 1990-х использование этого термина снова уменьшилось, и его чаще всего использовали комики и другие люди, чтобы высмеивать политический язык. Иногда он также использовался левыми для насмешек над консервативными политическими темами.

    С лингвистической точки зрения практика так называемой «политической корректности», по-видимому, уходит корнями в желание устранить исключение различных групп идентичности на основе использования языка. Согласно гипотезе Сепира-Уорфа, или уорфианской, наше восприятие реальности определяется нашими мыслительными процессами, на которые влияет язык, который мы используем.Таким образом, язык формирует нашу реальность и говорит нам, как думать об этой реальности и реагировать на нее. Язык также выявляет и поощряет наши предубеждения. Следовательно, согласно гипотезе, использование сексистских выражений способствует сексизму, а использование расового языка способствует расизму.

    Те, кто самым решительным образом противостоит так называемой «политической корректности», рассматривают ее как цензуру и ограничение свободы слова, которые накладывают ограничения на дебаты на публичной арене. Они утверждают, что такие языковые границы неизбежно приводят к самоцензуре и ограничению поведения.Они также считают, что политкорректность воспринимает оскорбительные выражения там, где их нет. Другие считают, что «политкорректность» или «политкорректность» использовались как эпитет, чтобы остановить законные попытки обуздать язык ненависти и свести к минимуму запретительные высказывания. В конечном счете, продолжающаяся дискуссия вокруг политической корректности, похоже, сосредоточена на языке, наименовании и определениях, которые принимаются.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня Синтия Ропер

    Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

    .

    Смотрите также