• Выделение особо охраняемых территорий предусматривает


    Кто и когда сможет изменять границы национальных парков — Российская газета

    Сегодня Госдума должна рассмотреть в первом чтении законопроект, меняющий правила корректировки границ национальных парков и других особо охраняемых природных территорий. Его внесла группа сенаторов, а также депутаты Сергей Неверов и Владимир Бурматов.

    "В составе 27 национальных парков функционирует порядка 923 населенных пунктов различных уровней, в которых проживает почти 371 тысяча человек, - указывают в пояснительной записке авторы законопроекта. - В то же время федеральный статус земель национальных парков и действующий в них жесткий и даже запретительный правовой режим приводит к существенному ограничению конституционных прав граждан, проживающих в границах данных территорий. Люди, проживающие в национальных парках, не могут получить землю для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства, региональные власти и органы местного самоуправления не могут реализовать социально-экономические программы и меры поддержки населения (речь идет о строительстве больниц, школ, детских садов), программы по расселению ветхого жилья".

    Чтобы разрешить эти проблемы граждан, предлагается снять дополнительные ограничения с земельных участков, находящихся в границах населенных пунктах, размещенных на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). А также наделить правительство России правом вносить изменения в границы нацпарков, исправлять технические ошибки, допущенные при их установлении.

    Экологи из WWF России обращают внимание, - законопроект нуждается в доработке, поскольку в нынешнем виде он "вряд ли сможет обеспечить быстрое и качественное решение накопившихся проблем, при этом предложенные в таких законопроектах решения совершенно точно усилят коррупционную составляющую и нанесут вред дикой природе". По их мнению, проблемы, с которыми сталкивается население на территориях нацпарков, могут быть решены и без изменения границ особо охраняемых природных территорий.

    "В соответствии с действующим законом об особо охраняемых территориях предусмотрена возможность их зонирования, - объясняет нюансы директор программы WWF России "Регулирование охраны окружающей среды и природопользования" Татьяна Шувалова. - При этом правовой режим выделяемых на особо охраняемых природных территориях зон хозяйственного назначения предусматривает возможность осуществлять разрешенные в соответствии с положением об ООПТ виды деятельности, в том объеме и теми способами, которые не нанесут ущерба природным и культурным ценностям ради охраны и сохранения которых такие природные территории создавались".

    Изменение границ нацпарков, считает Татьяна Шувалова, может происходить только в исключительных случаях, предусмотренных законом. Отсутствие такого перечня в законопроекте, по ее мнению, оставляет необоснованно широкие пределы усмотрения для должностных лиц, принимающих решения, создает условия для принятия таких решений вопреки законным интересам общества и государства.

    До сих пор, согласно действующему закону, границы нацпарков могли только расширяться. В WWF России полагают, что тем самым была гарантирована целостность уникальных территорий и была исключена возможность проложить по заповедной земле трубопровод или дорогу. При этом даже минимальное вторжение на эти территории может стать причиной уничтожения популяций диких животных и растений, в том числе редких и исчезающих. "Сохранение нашей природы - основа благополучия граждан России, мы призываем депутатов прислушаться к голосу природоохранного сообщества", - сообщили в WWF России.

    Особо охраняемые природные территории в 2019 году: закон, значение, правовой режим, виды и категории земель особо охраняемых территорий, список

    12684

    Земли особо охраняемых природных территорий

    В статье 94 Земельного кодекса РФ раскрыто такое понятие, как особо охраняемые природные территории. В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

    Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

    Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    К особо охраняемым природным территориям относятся следующие земли:

    Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами. В отношении данных территорий обязательно проводится межевание, и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в государственном кадастре, получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.

    Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

    На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

    Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

    На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

    Создание охранных зон

    Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

    Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

    • передавать наделы для организации сада или огорода;
    • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
    • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
    • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

    Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

    В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

    Резервирование земель

    Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

    Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

    Земли государственных заповедников и национальных парков

    Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

    В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

    Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

    Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

    Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

    Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

    Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

    Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

    Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

    Заключение

    В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

    1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
    2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
    3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
    4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
    5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
    6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
    7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
    8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
    9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

    Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

    Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

    Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

    Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

    Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

    Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

    Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

    Список законов

     

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    Ст. 95 ЗК РФ. Земли особо охраняемых природных территорий

    1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

    2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

    3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

    На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

    4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

    5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

    6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

    7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

    1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

    2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

    3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

    4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

    8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

    9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

    10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

    См. все связанные документы >>>


    Земли особо охраняемых территорий: состав, назначение, примеры

    Назна­че­ние земель может быть самым раз­ным:

    • одни из них исполь­зу­ют­ся для веде­ния сель­ско­го хозяй­ства;
    • дру­гие име­ют про­мыш­лен­ное и обо­рон­ное зна­че­ние;
    • тре­тьи пред­на­зна­че­ны для посе­ле­ний.

    Так­же име­ют­ся зем­ли лес­но­го, вод­но­го фон­да и зем­ли запа­са. Все­го Земель­ным кодек­сом выде­ля­ет­ся целых семь кате­го­рий, сре­ди кото­рых отдель­ный инте­рес вызы­ва­ют зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий и объ­ек­тов. Это един­ствен­ная кате­го­рия, по назва­нию кото­рой труд­но судить о назна­че­нии. Вооб­ра­же­ние может нари­со­вать что угод­но: сек­рет­ные зоны и воен­ные объ­ек­ты, обне­сён­ные колю­чей про­во­ло­кой, с охран­ни­ка­ми по все­му пери­мет­ру, под­зем­ные бун­ке­ры, тай­ные лабо­ра­то­рии и мно­гое дру­гое. На самом деле эти тер­ри­то­рии дале­ки от это­го, и охра­ня­ют­ся они не столь­ко охран­ни­ка­ми, сколь­ко госу­дар­ствен­ным пра­вом. Соче­та­ние “осо­бо охра­ня­е­мые” озна­ча­ет, что на их тер­ри­то­рии дей­ству­ют осо­бые зако­ны.

    Содер­жа­ние стра­ни­цы

    Земли особо охраняемых те

    понятие, назначение, состав, положение, а также правовой режим и категории

    Обширность территории Российской Федерации является причиной расположения в ее пределах завидного разнообразия земель, отличия которых обуславливают необходимость установления дифференцированного режима эксплуатации и обеспечения их сохранности.

    Исходя из этого, земельное законодательство нашего государства хоть и условно, но исходя из существующих специфических характеристик того или иного земельного массива, выделяет так называемые «категории земель».

    Среди них особое место занимают земли особо охраняемых государством территорий и объектов, которые благодаря присущим им преимуществам (в силу наличия, к примеру, уникальных природных ресурсов или археологической ценности) требуют от государства повышенной степени охраны и, соответственно, ужесточения правового режима пользования.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
     
    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87. Это быстро и бесплатно!

    Ст. 94 ЗК РФ с Комментариями 2019-2020 года (новая редакция с последними изменениями)

    1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

    2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

    1) особо охраняемых природных территорий;

    2) природоохранного назначения;

    3) рекреационного назначения;

    4) историко-культурного назначения;

    5) особо ценные земли.

    3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

    4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    5. Утратил силу.

    6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

    Комментарий к Ст. 94 ЗК РФ

    1. Выделение в земельном законодательстве земель особо охраняемых территорий имеет свой смысл и определенные правовые последствия. Дело в том, что все земли независимо от своего назначения подлежат охране, чему посвящаются ст. ст. 12 — 14 ЗК. Назначение, цели, порядок выделения, особенности использования и охраны земель особо охраняемых территорий изложены в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» ЗК.

    Эта категория земель отличается и отделяется от иных категорий земель тем, что имеет свои правовые и финансовые последствия. Так, в решении Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2004 г. по делу N А41-К2-2460/04 было указано, что земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, не относятся к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, и, следовательно, применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога за указанные территории необоснованно.

    2. В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите различных видов особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления: площадь этих земель неуклонно возрастает .
    ———————————
    См.: государственные (национальные) ежегодные доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации; Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.: ИГП РАН, 1999; Земельное право Российской Федерации. Законодательство. Ведомственные нормативные акты. Судебная практика / Под ред. Н.Н. Осокина. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995; Земельное право России: Практикум / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: ЕК, 2001, 2005; Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник. М.: Былина, 2005.

    Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

    3 — 4. Под объектами особо охраняемых территорий понимаются в п. 6 ст. 94 ЗК прежде всего объекты культурного наследия РФ. В п. п. 3 и 10 ст. 95 ЗК предусматриваются также земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы. Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах, к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать, уменьшить и желания некоторых представителей современного истеблишмента принять участие в приватизации части этих земель.

    5. Незавершенность перечня особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения позволяет создавать их новые виды.

    Так, ФАС Московского округа принял Постановление по делу N КГ-А40/7921-03.

    При рассмотрении возникшего спора арбитражным судом установлено, что по постановлению Правительства Москвы и распоряжению мэра Москвы Всероссийский выставочный центр включен в состав территориальной единицы с особым статусом как представляющий значительную историко-культурную и архитектурно-природную ценность.

    В соответствии со ст. 94 ЗК указанный земельный участок является особо охраняемой территорией, и права на земельный участок согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничены. В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» расположенные на особо охраняемых территориях организации могут осуществлять лишь разрешенные виды использования земельного участка, не нарушающие режим особо охраняемой территории. Земельные участки в границах особо охраняемой территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой территории.

    Участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых территорий.

    Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления.

    В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» распоряжение правами пользования земельным участком особо охраняемой природной территории (залог, продажа права аренды, субаренда и др.) не допускается.

    6. Особенно часто новые виды особо охраняемых территорий создаются на землях, занятых объектами культурного наследия РФ. В качестве примера разрешенного судом спора по этим вопросам можно привести Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2006 г. N 9-Г06-1. Так, при осуществлении в 2001 г. работ нулевого цикла в границах земельных участков, отведенных по договорам аренды ООО «В», были обнаружены останки средневекового кладбища и белокаменные фундаменты Никольской Верхнепосадской церкви г. Нижнего Новгорода, относящиеся к периоду XV — XVIII вв. После этого администрацией Нижегородской области было издано Постановление об объявлении территории средневекового кладбища Никольской церкви в г. Нижнем Новгороде заповедным местом «Никольское кладбище» и часть территории, переданной под размещение временной автостоянки, на которой обнаружены останки древних захоронений и фундаменты церкви, была признана заповедным местом с особым режимом.

    На время издания оспариваемого Постановления действовали следующие нормативные акты: Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г.), Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (в ред. Федерального закона от 23 июня 1999 г.), Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 г.).

    В соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. к памятникам истории и культуры относятся: памятники истории; памятники археологии; памятники градостроительства и архитектуры; памятники искусства; документальные памятники. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

    Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. было установлено, что отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Охрана заповедных мест осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

    Статьей 62 ФЗ об объектах культурного наследия признан утратившим силу Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

    При этом признание утратившим силу Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г., за исключением ряда статей, не влияет на законность обжалуемого Постановления администрации Нижегородской области.

    Пунктом 1 ст. 63 ФЗ об объектах культурного наследия предусмотрено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено названным Федеральным законом к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 г., сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат указанному Федеральному закону.

    В силу п. 3 ст. 64 того же Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

    Согласно выписке, представленной Министерством культуры Нижегородской области, заповедное место «Никольское кладбище» включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ по Нижегородской области г. Нижнего Новгорода.

    Таким образом, учитывая, что положения ФЗ об объектах культурного наследия действуют и в отношении объектов культурного наследия, ранее принятых под охрану государства в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», оснований для удовлетворения требований ООО «В» у суда не имелось.

    Суд правильно исходил из того, что Постановление администрации Нижегородской области от 5 июня 2001 г. N 136 не противоречит положениям ни ЗК, ни Градостроительного кодекса 1998 г.

    В соответствии с п. 3 ст. 99 ЗК РФ на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

    Согласно п. 10 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе и на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

    В силу ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, и решения о режиме содержания земельных участков принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия.

    Развитие системы особо охраняемых природных территорий

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - земля, водная поверхность и воздушное пространство над ними, где расположены природные комплексы и объекты, имеющие особую природоохранную, научную, культурную, эстетическую, рекреационную и оздоровительную ценность. Эти территории полностью или частично исключены из хозяйственного использования по решению государственных органов, и для них установлен особый режим охраны.Особо охраняемые природные территории относятся к объектам национального наследия. Всемирный фонд дикой природы работает над расширением сети ООПТ для обеспечения экологического баланса территорий, сохранения уникальных экосистем и местообитаний редких и исчезающих видов.

    1 Создание заповедника «Утриш» (10 008 га)

    Флора заповедника включает 117 эндемичных видов и 16 видов третичных реликвий.Здесь, в реликтовых арчово-фисташковых лесах, растет пять видов редких мхов, не встречающихся в других регионах России. Более 380 видов растений занесены в Красную книгу Краснодарского края. Территория заповедника также важна для сохранения редких представителей энтомофауны: из 94 видов насекомых, занесенных в Красную книгу, 20 встречаются на этой территории, а 13 из них обитают исключительно здесь. Заповедник «Утриш» обеспечивает сохранение популяции Никольской шпорцевой черепахи, которая в России обитает только в Черноморском регионе; и другие виды охраняемых животных.

    2 Расширение Сочинского национального парка (19 500 га)

    В результате расширения Сочинского национального парка два его кластера были объединены в единую территорию. Парк занимает лидирующие позиции среди охраняемых природных территорий России по количеству редких и исчезающих видов растений. Из видов, встречающихся в фауне национального парка, 17 видов птиц, два вида рептилий, два земноводных и несколько видов насекомых занесены в Красную книгу Российской Федерации.Кроме того, на территории парка расположены 114 памятников истории и культуры от раннего палеолита до позднего средневековья: кемпинги, поселения, группы дольменов, гробницы, остатки крепостей, средневековые храмы и курганы.

    3 Шестикратное увеличение площади заповедника «Эрзи» в Республике Ингушетия (до 35 232 га)

    В результате расширения территории заповедника «Эрзи» бассейн Джейра-Ассин находится под защитой.Он отличается не только разнообразием флоры и фауны, но и исключительной красотой этих мест. Здесь встречаются такие редкие виды, как безоаровый козел, горный козел тур, серна, лесной кот; и птицы: кавказский улар, беркут, сапсан. На этой территории произрастает более 180 видов редких растений. Здесь находятся уникальные природные объекты, такие как: обширное пространство горной сосны, облепиховые рощи, ледник Шоан, каньон реки Асса, памятники истории и культуры.

    4 Создание природного парка «Ицари» в Республике Дагестан (5 415 га).

    Природный парк позволяет охранять сотни видов животных и растений, в том числе редких животных, таких как кавказский тетерев, бородатый гриф, белоголовый гриф-гриф, цыгане, восточный имперский орел, безоаровый дикий козел. На территории парка находятся как природные комплексы, сохранившиеся в естественном состоянии, так и благоустроенные территории, а также культурно-исторические памятники.

    5 Создание биосферного полигона Тебердинского заповедника в Карачаево-Черкесской Республике (28 000 га)

    Биосферный полигон соединил Тебердинский и Архызский районы Тебердинского заповедника с Кавказским заповедником. Он обеспечил территориальную охрану миграционного коридора животных, в первую очередь крупных млекопитающих, от побережья Черного моря (территория Сочинского национального парка, граничащего с Кавказским заповедником) до высокогорной части Карачаево-Черкесии.

    6 Природный комплекс «Гора Тарки-Тау» объявлен памятником природы регионального значения (2243 га)

    Постановлением Правительства Республики Дагестан природный комплекс «Гора Тарки-Тау» объявлен памятником природы регионального значения.


    .

    Развитие системы особо охраняемых природных территорий

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - наземные территории, водная поверхность и воздушное пространство над ними, на которых расположены природные комплексы и объекты, имеющие особую природоохранную, научную, культурную, эстетическую, рекреационную и оздоровительную ценность.

    К 2016 году площадь ООПТ в России составляла около 11.4% от общей площади страны. Система особо охраняемых природных территорий в России представлена ​​247 федеральными территориями (103 заповедника, 48 национальных парков, 64 федеральных заказника, 17 федеральных памятников природы) и около 13 000 региональных особо охраняемых природных территорий различных категорий.

    Дальневосточный морской заповедник © Андрей Гудков

    Кроноцкий заповедник © И.Шпиленок

    Национальный парк «Русская Арктика» © Юлия Калиничева

    Сайлюгемский заповедник © Игорь Хейтман

    Окский заповедник © Игорь Шпиленок

    Всемирный фонд природы работает над расширением ООПТ для сохранения уникальных экосистем и мест обитания редких и исчезающих видов.На особо охраняемых природных территориях природные комплексы сохраняются в целом со всей сложностью и разнообразием их экологической структуры.

    Работа WWF России в сфере ООПТ включает пять направлений:

    • разработка теоретических основ управления резервами;
    • пространственное планирование систем (региональных) ООПТ;
    • создание новых ООПТ;
    • поддерживает существующие PA.

    .

    Защита особых районов и управление ими - Австралийская антарктическая программа

    Охрана районов

    Окружающая среда Антарктики очень уязвима для воздействия человека. Без контроля те, кто приезжает в эту пустыню в качестве туристов, ученых или в качестве помощников, могут нанести вред самим ценностям, которые их привлекают.

    Весь антарктический континент находится под высоким уровнем защиты в соответствии с Мадридским протоколом и другими соглашениями Договора об Антарктике. В Антарктиде есть места, доступ к которым строго ограничен для защиты выдающихся экологических, научных или культурных ценностей, так же как мы выделяем территории в качестве национальных парков и заповедников в Австралии.

    Особо охраняемые районы Антарктики

    Система охраняемых территорий была создана в Антарктике в соответствии с Согласованными мерами по сохранению фауны и флоры 1964 года и реализована в соответствии с Законом об Антарктике (Охрана окружающей среды) 1980 года. Эти территории были выделены для сохранения их уникальных природных систем или снизить риск вмешательства в области, представляющие исключительный научный интерес.

    Страны Договора об Антарктике разработали руководство по оценке территорий, подходящих для использования в качестве ООРА, и по подготовке необходимых планов управления, которые представляются государством-заявителем в Комитет по охране окружающей среды и утверждаются на Консультативном совещании по Договору об Антарктике.

    Для защиты отдельных участков, содержащих ценности выдающейся важности, Стороны Договора об Антарктике объявили ряд ООРА, которые охраняют выдающиеся экологические, научные, исторические, эстетические ценности или ценности дикой природы, любую комбинацию этих ценностей или текущие или планируемые научные исследования. Вход на охраняемую территорию без разрешения является правонарушением, и разрешение не должно разрешать любую деятельность, которая не была разрешена планом управления.

    Свяжитесь с Отделом территорий, окружающей среды и договоров, чтобы узнать, как подать заявку на разрешение на вход в ООРА.Пожалуйста, напишите на [email protected] или позвоните сотруднику по экологической политике по телефону 03 6232 3209.

    Запрещенные виды деятельности

    Любая деятельность в Особо охраняемом районе Антарктики, не разрешенная планом управления в отношении этого участка, запрещена.

    Требования к отчетности

    Любое лицо, которое входит в охраняемую территорию, обязано предоставить отчет о посещении объекта. Этот отчет является дополнением к отчету держателя разрешения, требуемому в соответствии с Законом об Антарктике № (Охрана окружающей среды) 1980 г. .См. Дополнительную информацию на странице «Оценка воздействия на окружающую среду».

    Планы управления

    Любая деятельность, осуществляемая на охраняемой территории, должна осуществляться в соответствии с соответствующим планом управления, доступным на веб-сайте Секретариата Договора об Антарктике.

    Планы предоставляют, среди прочего, информацию о причине назначения, обозначении зон ограниченного доступа, условиях, при которых могут быть выданы разрешения, условиях доступа и действиях, которые могут осуществляться в этой зоне.

    Особо управляемые районы Антарктики (ОУРА)

    Приложение V также предусматривает создание Особо управляемых районов Антарктики (ОУРА), которые предназначены для облегчения сотрудничества между странами, действующими в непосредственной близости друг от друга, с целью минимизации воздействия на окружающую среду. ОУРА могут содержать зоны, в которых могут применяться различные ограничения и разрешения, а деятельность внутри ОУРА регулируется кодексом поведения.

    Были приняты четыре ОУРА, в том числе мыс Денисон, где располагались хижины Моусона.Более подробную информацию об этом и других ОУРА можно найти на веб-сайте Секретариата Договора об Антарктике.

    Исторические места и памятники

    Есть и другие места в Антарктике, которые мы ценим из-за их роли в истории человеческого присутствия в этом регионе. Они могут быть связаны с ранними исследованиями, с эпическими рассказами о выживании или с созданием и работой первых антарктических станций. Некоторые из них внесены в список исторических мест и памятников в системе охраняемых территорий Договора об Антарктике.

    Через AAD Австралия обязуется сохранять те места и артефакты, которые составляют наше культурное наследие в антарктическом регионе и вносят вклад в наше национальное самосознание.

    Субантарктические охраняемые территории

    Две субантарктические группы островов Австралии, остров Маккуори и остров Херд, а также острова Макдоналда, включены в список объектов Всемирного наследия.

    Эти островные группы демонстрируют выдающиеся универсальные ценности, которыми Австралия управляет от имени народов мира.

    В октябре 2002 года Морской заповедник островов Херд и Макдональд был объявлен в соответствии с Законом об охране окружающей среды и сохранении биоразнообразия 1999 года .

    .

    Защита особых районов и управление ими - Австралийская антарктическая программа

    Охрана районов

    Окружающая среда Антарктики очень уязвима для воздействия человека. Без контроля те, кто приезжает в эту пустыню в качестве туристов, ученых или в качестве помощников, могут нанести вред самим ценностям, которые их привлекают.

    Весь антарктический континент находится под высоким уровнем защиты в соответствии с Мадридским протоколом и другими соглашениями Договора об Антарктике. В Антарктиде есть места, доступ к которым строго ограничен для защиты выдающихся экологических, научных или культурных ценностей, так же как мы выделяем территории в качестве национальных парков и заповедников в Австралии.

    Особо охраняемые районы Антарктики

    Система охраняемых территорий была создана в Антарктике в соответствии с Согласованными мерами по сохранению фауны и флоры 1964 года и реализована в соответствии с Законом об Антарктике (Охрана окружающей среды) 1980 года. Эти территории были выделены для сохранения их уникальных природных систем или снизить риск вмешательства в области, представляющие исключительный научный интерес.

    Страны Договора об Антарктике разработали руководство по оценке территорий, подходящих для использования в качестве ООРА, и по подготовке необходимых планов управления, которые представляются государством-заявителем в Комитет по охране окружающей среды и утверждаются на Консультативном совещании по Договору об Антарктике.

    Для защиты отдельных участков, содержащих ценности выдающейся важности, Стороны Договора об Антарктике объявили ряд ООРА, которые охраняют выдающиеся экологические, научные, исторические, эстетические ценности или ценности дикой природы, любую комбинацию этих ценностей или текущие или планируемые научные исследования. Вход на охраняемую территорию без разрешения является правонарушением, и разрешение не должно разрешать любую деятельность, которая не была разрешена планом управления.

    Свяжитесь с Отделом территорий, окружающей среды и договоров, чтобы узнать, как подать заявку на разрешение на вход в ООРА.Пожалуйста, напишите на [email protected] или позвоните сотруднику по экологической политике по телефону 03 6232 3209.

    Запрещенные виды деятельности

    Любая деятельность в Особо охраняемом районе Антарктики, не разрешенная планом управления в отношении этого участка, запрещена.

    Требования к отчетности

    Любое лицо, которое входит в охраняемую территорию, обязано предоставить отчет о посещении объекта. Этот отчет является дополнением к отчету держателя разрешения, требуемому в соответствии с Законом об Антарктике № (Охрана окружающей среды) 1980 г. .См. Дополнительную информацию на странице «Оценка воздействия на окружающую среду».

    Планы управления

    Любая деятельность, осуществляемая на охраняемой территории, должна осуществляться в соответствии с соответствующим планом управления, доступным на веб-сайте Секретариата Договора об Антарктике.

    Планы предоставляют, среди прочего, информацию о причине назначения, обозначении зон ограниченного доступа, условиях, при которых могут быть выданы разрешения, условиях доступа и действиях, которые могут осуществляться в этой зоне.

    Особо управляемые районы Антарктики (ОУРА)

    Приложение V также предусматривает создание Особо управляемых районов Антарктики (ОУРА), которые предназначены для облегчения сотрудничества между странами, действующими в непосредственной близости друг от друга, с целью минимизации воздействия на окружающую среду. ОУРА могут содержать зоны, в которых могут применяться различные ограничения и разрешения, а деятельность внутри ОУРА регулируется кодексом поведения.

    Были приняты четыре ОУРА, в том числе мыс Денисон, где располагались хижины Моусона.Более подробную информацию об этом и других ОУРА можно найти на веб-сайте Секретариата Договора об Антарктике.

    Исторические места и памятники

    Есть и другие места в Антарктике, которые мы ценим из-за их роли в истории человеческого присутствия в этом регионе. Они могут быть связаны с ранними исследованиями, с эпическими рассказами о выживании или с созданием и работой первых антарктических станций. Некоторые из них внесены в список исторических мест и памятников в системе охраняемых территорий Договора об Антарктике.

    Через AAD Австралия обязуется сохранять те места и артефакты, которые составляют наше культурное наследие в антарктическом регионе и вносят вклад в наше национальное самосознание.

    Субантарктические охраняемые территории

    Две субантарктические группы островов Австралии, остров Маккуори и остров Херд, а также острова Макдоналда, включены в список объектов Всемирного наследия.

    Эти островные группы демонстрируют выдающиеся универсальные ценности, которыми Австралия управляет от имени народов мира.

    В октябре 2002 года Морской заповедник островов Херд и Макдональд был объявлен в соответствии с Законом об охране окружающей среды и сохранении биоразнообразия 1999 года .

    .

    Проблемы особо охраняемых природных территорий

    Описание
    Чувашская Республика. Кабинет Министров.
    Вопросы особо охраняемых природных территорий: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 августа 2007 г. № 203. - [Чебоксары, 2007]. -6 листов. -
    В конце текста подпись: Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов.
    Электронная версия нормативного акта (6 файлов, JPEG: 4,7 МБ). №
    Содержит приложения: Границы особо охраняемой природной территории регионального значения «Этно-природный парк Чувашской Республики А.П. Айдак»: Приложение №1 к Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.08.2007 г. 203; Положение об Этно-природном парке Чувашской Республики А.П. Айдак: утверждено Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.08.2007 № 203 (Приложение № 2).
    .
    1. Этно-природный парк Чувашской Республики А.П. Айдак - Правовые акты. 2. Питание (сборник). 3. Природные богатства России (коллекция). 4. Животный мир - Охрана - Чувашская Республика - Правовые акты. 5. Памятники природы - Чувашская Республика - Правовые акты.
    ББК 67.401.122к1
    ББК 28.088л64
    ББК 43.68
    Источник электронной копии: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
    Место на оригинале: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
    .

    Смотрите также