• Эхолалия что это такое


    Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

    В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений. На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно. Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

    Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

    Определение понятий

    Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка. Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет. С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

    Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.

    При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.

    Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).

    У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

    Причины

    Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле. Как явление нормы такой симптом свойственен малышам первого года жизни (от 6 до 12 месяцев), а также для детей постарше (трех-четырех лет). Как патологическое состояние речеподражание может быть следствием нарушения целого ряда высших психических функций.

    Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате:

    • перинатальной патологии нервной системы;
    • синдрома Туретта;
    • шизофрении;
    • аутизма (autism).

    Подобные проявления у взрослых, как правило, рассматриваются как составляющая синдрома моторной афазии, причинами которой могут стать:

    • цереброваскулярные заболевания;
    • нейроинфекции;
    • новообразования головного мозга;
    • черепно-мозговые травмы;
    • энцефалопатия.

    Вне зависимости от причин возникновения симптом патологического речеподражания требует обязательной оценки степени тяжести, клинических особенностей и индивидуальной программы коррекции.

    Классификация

    Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.

    Немедленная эхолалия рассматривается как более благоприятная форма. Как правило, она свойственна детям с недостаточностью центров речи и взрослым с явлениями моторной афазии.

    Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:

    • самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
    • посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
    • систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.

    Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.

    Диагностика

    Несмотря на то, что эхолалия в определенном возрасте рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования нормальной речи, сохранение подобного явления служит поводом для серьезных беспокойств. Ранняя диагностика патологического речеподражания имеет решающее значение в связи с более легкой курабельностью незапущенных случаев.

    Само распознавание эхолаличной речи не представляет особых сложностей. Окружающие легко замечают автоматическое проговаривание услышанных со стороны слов, фраз или предложений. Однако, учитывая сочетание подобной патологии с рядом других познавательных нарушений, требуется проведение комплексного нейропсихологического тестирования, методы которого могут разниться в зависимости от клинических особенностей заболевания и возрастной группы пациента. Работа нейропсихолога направлена на выявление и анализ высших психических функций для определения и проведения дифференциальной диагностики многих неврологических заболеваний. Выраженность когнитивного дефицита во многом определяют тактику ведения пациента и исход болезни.

    Крайне важно проводить повторные нейропсихологические исследования в рамках динамического наблюдения за пациентом.

    Лечение

    Комплекс лечебных мероприятий при эхолалии зависит от причины ее возникновения, возраста пациента и сочетания с другими расстройствами высших психических функций.

    Физиологическое речеповторение у детей до четырех лет не требует стороннего вмешательства. Такая ситуация нуждается лишь в контроле со стороны родителей и помощи в правильном формировании центров речи. Для этого необходим регулярный диалог с ребенком с четким произнесением слов, чтобы ребенок мог правильно услышать старших. Кроме того, важно создать благоприятную психологическую атмосферу и ограничить возможные стрессовые ситуации.

    Лекарственная терапия патологической эхолалии не проводится. Коррекция речеподражания возможна с помощью ряда нейропсихологических методик, позволяющих правильно сформировать речевые навыки и привести их к установленным нормам. На этом этапе также важно соблюдать принципы родительского контроля над собственной речью и препятствия резким эмоционально-психическим перегрузкам ребенка.

    Медикаментозное лечение эхолалии оправдано, если она является составляющей органического поражения головного мозга, требующего введения тех или иных лекарственных препаратов.

    Феномен эхолалии в рамках синдрома моторной афазии нуждается в коррекции основного заболевания, ставшего причиной развития патологии (инсульта, нейроинфекции, травмы и так далее). Однако и здесь параллельно должна идти нейропсихологическая коррекция, проводимая врачом-афазиологом для восстановления поврежденного центра речи.

    Речевое общение является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Ограничения речевых навыков существенно изменяют коммуникативную способность человека, снижают его социальную адаптацию и качество жизни.

    Эхолалия не только выступает в роли фактора, препятствующего формированию общепринятых норм речевой активности. В определенных случаях она может являться признаком серьезной патологии головного мозга. Несмотря на то, что сам феномен речеподражания имеет физиологическую основу, в определенных случаях эхолалия нуждается в лечении. Своевременное выявление перехода нормального этапа развития ребенка в патологическое состояние позволяет в более короткие сроки скорректировать речевые нарушения и адаптировать пациента к общению с окружающими.

    Автор: Шоломова Елена Ильинична, невролог

    Оцените эту статью:

    Всего голосов: 100

    4 100

    mozgius.ru

    Эхолалия

    Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком. Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания. Признаки эхолалии: повторение окончаний фраз собеседника, отсроченное воспроизведение его просьб и вопросов, цитирование реплик из фильмов. Диагностика выполняется клиническим методом. Лечение основано на психокоррекции.

    По клиническим проявлениям эхолалия бывает двух типов: немедленная и отсроченная. При первом варианте пациенты неосознанно повторяют только что услышанные слова и фразы. Например, ребенок, на вопрос: «Ты будешь яблоко или банан?», отвечает: «Банан», даже если хочет яблоко (он неспособен выбрать ответ). При отсроченной форме расстройства повторяется информация, услышанная некоторое время назад. Пример: воспроизведение фраз из диалога в фильме.

    Эхолалии в рамках нормального речевого развития могут наблюдаться в возрасте 1-1,5 лет. Постепенно потребность в них исчезает. Патологическая эхолалия ярко проявляется после 2-3 лет. Дети не овладевают самостоятельной речью, а продолжают повторять фразы за окружающими. Весь их активный словарный запас может состоять из предложений, часто повторяемых мамой, из реплик мультипликационных героев, монологов ведущих телепередач.

    Эхолалия – это автоматическое, однако не бессмысленное повторение фраз. Она выполняет несколько важных для пациента функций: помогает поддерживать разговор, понимать собеседника, обозначать предметы и явления. Больные с аутизмом используют автоматическое повторение слов как ритуал для восстановления эмоционального равновесия или как инструмент самостоятельной стимуляции (повторяя фразы, вызывают возбуждение).

    Причины

    В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми. Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность. Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.

    На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:

    • Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.
    • Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.
    • Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
    • Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

    Причины патологической эхолалии

    У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях. Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов. Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:

    • Расстройства аутистического спектра. Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
    • ЗПР и олигофрения. При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.
    • Шизофрения. Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).
    • Органические поражения головного мозга. Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.
    • Генетические психоневрологические заболевания. Автоматические повторения фраз и слов выявляются в клинической картине синдрома Ретта, нарастают вместе со стереотипными однообразными движениями рук, общим обеднением речи, снижением интеллекта. У больных синдромом Туретта эхолалические проявления представляют собой голосовые тики, сопровождающиеся множественными двигательными тиками.

    Длительное сохранение словарного и слогового речеподражания в детском возрасте либо появление данного симптома у взрослых требует обращения к врачу-психиатру и неврологу. Эхолалия диагностируется в ходе общения с пациентом, наблюдения за его речью. Обычно выявление автоматизированных повторений предложений и слов не составляет труда. Чтобы установить характер эхолалических симптомов, выполняется комплексное обследование:

    • Оценка психоневрологического статуса. Сбор анамнеза, клиническая беседа, неврологический осмотр позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени, критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующие эхолалии неврологические нарушения, психопатологические симптомы.
    • Логопедическое тестирование. Логопед исследует речевую функцию, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов произношения, выпадение отдельных звеньев. В заключении отмечает, является ли эхолалия результатом речевого недоразвития или распада речи.
    • Патопсихологическое тестирование. Выполняется исследование памяти, мышления, внимания и интеллекта. Результаты указывают на наличие либо отсутствие признаков органического поражения ЦНС, интеллектуального недоразвития как причины эхолалических проявлений.
    • Нейропсихологическое тестирование. Диагностика нейропсихолога нацелена на анализ высших психических функций. Данные тестирования позволяют определить нейропсихологические симптомы (различные виды алалий, афазий), провести дифференциацию неврологических заболеваний.

    Лечение

    Эхолалия устраняется с помощью психокоррекционных занятий. Параллельно с ними осуществляется лечение основного заболевания, ставшего причиной симптома. Коррекционная работа может проводиться психологом, дефектологом, логопедом. Важные условия для получения положительного результата – способность пациента удерживать контакт, отсутствие выраженных эмоциональных и поведенческих расстройств, достаточный уровень интеллекта для ведения беседы.

    На занятиях активно используются наглядные пособия, таблицы, аудио- и видеоматериалы. На начальном этапе применяются диалоговые упражнения, в которых пациенту предлагается заменить эхолалический «ответ» выбором визуального стимула – указанием на картинку, предмет. Постепенно зрительная опора заменяется речевыми высказываниями, увеличивается продолжительность и сложность диалога. После диалоговой речи осваивается монолог и общение в группе.

    www.krasotaimedicina.ru

    Эхолалия у детей – примеры из практики логопеда

    Ко мне на занятие зашел приятный молодой человек, посмотрел на меня и сказал: «Будешь чай с медом?».

    «Чай с медом?»,- переспросил я.

    «Будешь чай с медом»,  — более настойчиво сказал он мне.

    Он просит пить, пояснила мне мама. С этими словами она подошла к кувшину и налила воды. Мальчик, радостно улыбнулся и стал с удовольствием пить воду.

    Эхолалия у детей — это повторение одних и тех же звуков, слов, предложений, цитат или рассказов.

    Содержание

    Что такое эхолалии у детей на самых простых примерах

     В большинстве случаев эхолалии является нормальным явлением для детского возраста, так как малыш экспериментирует с навыками произношения слов, построения предложений и учиться общению. Эту  стадию  речевого развития проходят  почти все дети в возрасте до 2 лет.

    После двух летнего возраста дети начинают использовать большее количество слов и их речь усложняется.

    К 3 годам дети способны выражать свои мысли через предложения, чтобы общаться с окружающими, поэтому эхолалия  в их речи практически отсутствует.

    Существует две основные функции у эхолалий это общение и саморегуляция.

    Общение для поддержания разговора, обдумывания ответов, уточнение значения слов, игры и веселья.

    Саморегуляция для того, чтобы спланировать собственные действия, привести себя в спокойное состояние, получать удовольствие от произносимых звуков и слов.

    Эхолалии для общения

    Вот некоторые примеры из практики, когда эхолалия используется для общения:

    Для обдумывания ответа, поддержания   разговора и принятия решения

    Детям  необходимо различное время на то, чтобы обдумать свои мысли, сформулировать их и сказать. Чтобы не молчать длительное время, они предпочитают эхолалию. Это дает возможность получить столько времени, сколько им необходимо.

    «Пойдем, кушать?» – спрашивает мама

    «Кушать»,–  повторяет малыш.

    Пауза на обдумывание.

    Нет, не хочу, — хочу играть.

    Для уточнения значения слова

    Слова, которые слышат дети, не всегда понятны по смыслу, поэтому им необходимо уточнять значение слов, чтобы оставаться в контакте.

    Мама:  Поехали в парк, будем прыгать на батутах

    Ребенок: « В парк?»,  – переспрашивает ребенок и смотрит недоуменно на маму.

    Мама: Да, в парк там есть батуты будем прыгать и играть.

    Ребенок: Да, хочу в парк – поедем.

    В этом примере ярко видно, как ребенок уточняет значение слова. В предложении, которое говорит мама, есть  знакомые слова «прыгать» и «веселиться» и он с помощью мыслей связывает действия с предметом (батут) и ему становиться понятно, что парк, это место где можно прыгать и играть, а это весело и он туда непременно хочет попасть.

    Для игры и веселья

    Иногда дети повторяют целые предложения или цитаты из своей жизни и мультфильмов.

    «Стоять бояться!»,  – вскрикивает двухлетняя девочка и выставляет вперед палец.

    Эту фразу она подхватила от своего брата, который играл в войнушку.

    Взрослые, конечно же, не смогли пройти мимо этого милого хода.  Возможно, подхватили эту идею: подняли руки вверх и  засмеялись. В следующий раз, когда хочется поиграть,  девочка с большой охотой повторяет эту фразу, чтобы вызвать родителей на игру и немного повеселиться.

    Еще один интересный пример использования эхолалии для общения.

    На замечание взрослого:  «Не облизывай поручни в трамваи, там микробы»

    Мальчик начинает пересказывать цитату из мультфильма «Смешарики» про микробы и вирусы: «Бактерии обладаю супер свойствами, когда они попадают в организм, то начинается…»

    В этом примере внешняя ситуация спровоцировало эхолалию и началось общение.

    Эхолалия как способ саморегуляции

    Саморегуляция –  это навык, с помощью которого ребенок может привести себя в спокойное состояние.  Дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда повторяет услышанные ранее слова,  это помогает «поймать» нить разговора и настроиться на дальнейшее общение.

    Для планирования действий

    Планирование действий – у ребенка разговор с самим собой может проявляться как в форме внутреннего диалога, так и в форме внешнего разговора с окружающими. Например, он может перечислять услышанные ранее слова или фразы.

    Будешь руки мыть.Кушать. А потом, пойдем гулять.

    При помощи эхолалии он облачает внутреннюю речь во внешнюю форму, чтобы разобраться в своих дальнейших действиях и мыслях.

    Для того, чтобы успокоиться и почувствовать себя в комфорте

    Для всех знакома ситуация, когда ребенок адаптируется к детскому саду и первое время ему нелегко находиться в новом помещении  с незнакомыми взрослыми.  Поэтому чтобы себя успокоить он  ходит и повторяет  фразу, которую ему говорила мама перед уходом:

    «Ты поиграешь, и я за тобой приду».

    Повторяя эту фразу, он успокаивается и у него появляется возможность переждать этот не спокойный промежуток времени до прихода мамы.

    Для получения удовольствия от звуков

    Иногда дети могут ходить и повторять звуки их сочетания,  слова или фразы для того, чтобы послушать как они звучат. Они получают удовольствие от самого произношения звуков.

    Давайте вспомним себя, как мы ходим и поем один и тот же кусочек песни, а потом с досадой говорим:  «Ой привязалась… ». Cначала нам нравиться звучание голоса, эмоции от песни,  сочетание слов и мы их произносим, получая от этого удовольствие, потом мы  устаем  и перестаем  это делать.

    Дети также как и мы могут наслаждаться произносимой фразой.

    Когда эхолалии мешают?

    Если же рассматривать эхолалию как проблему, то она появляется у детей с трудностями в развитии. Им требуется больше времени на формирование речевых и прочих навыков, чем обычным детям. Поэтому эхолалия, в таком случае, является своеобразным «мостом» вспомогательным средством.

    «Хорошо ли, что у ребенка есть эхолалии?», — в большинстве случаев да. Таким образом, ребенок выражает свои потребности,  желания. Это средство общения и коммуникации, которые  необходимо  развивать.

    В каких случаях эхолалия затрудняет общение:

    • Когда она мешает усвоению новых учебных навыков
    • Когда она мешает общению
    • Когда эхолалия используется ребенком для самостимуляции

    Какие учебные  цели можно поставить при работе с эхолалиями:

    • обучение ответам на вопросы кто, что;
    • поддержание беседы;
    • уcкорить  темп речи;
    • поработать с интонацией;
    • поддержать адресную коммуникацию.

    3 важных условия для преодоления эхолалии

    1. Ребенку и вам нужно  находиться в спокойном состоянии

    Первое и обязательно условие — это достаточные навыки саморегуляции. Например, если при вашей попытке задать вопрос, ребенок разворачивается и уходит, или это выводит его  из равновесия, то лучше пока с диалогом при помощи слов повременить и поработать над навыками саморегуляции или неречевыми средствами общения.

    2. Желание общаться и нахождение в контакте

    Чтобы поддерживать разговор при помощи слов нужно хотеть общаться.  Желание общаться – ключевой навык для контакта.

    3.  Понимание вопросов и интересная тема для общения

    Тема для разговора должна быть понятна и интересна. Если вопросы не понятны, то ребенок может повторять слова для уточнения их смысла. Поэтому нужно обязательно убедиться в том, что ребенок понимает вас, иначе с увеличением количества вопросов, будет увеличиваться смысловая нагрузка и продолжать общение будет очень сложно.

    8 шагов к расширению навыков ведения диалога  от эхолалии к ответам на вопросы

    Это примерная последовательность шагов, которую вы можете взять для ориентира.

    Шаг 1. Начинаем работу над диалогом с очевидных ответов на вопросы со зрительной опорой.

    Зрительная опора эта предметы, картинки, книги, т.е. то, что ребенок видит перед собой.

    Вопросы, которые стоит задавать это вопросы о предметах, действиях, свойствах: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Какого цвета?» Например:«Что это?»?-  мяч.

    Шаг 2.  Ответы на вопросы на очень хорошо знакомую тему с неочевидными ответами, со  зрительной опорой.

    Например, на вопрос что это?? – ответ очевиден «Машина», но если вопрос задать немного по-другому:  «Что умеет ездить?» То при рассматривании книги появляются варианты (например, еще нарисован автобус), т.е. ответ неочевиден для человека, который задает вопрос.

    Шаг 3.  Ответы на вопросы на очень хорошо знакомую тему без  зрительной опоры.

    Это могут быть очень простые и очевидные вопросы. Например: «Кто мяукает? Как мяукает кошка?» Или  вопросы с вариативными ответами. Например: «Что делает кошка?» (при зрительной опоре ответ очевиден), но без зрительной опоры он может вас удивить. Один ребенок сказал мне, что кошка прыгает.

     Шаг 4. Следующий важный этап – это увеличение времени диалога

    Вопросы того же типа, но здесь появляется новая задача: увеличение времени общения. Тут от вас потребуется смекалка и воображение. Важно, чтобы ребенку не было скучно, и постепенно нужно расширять темы для разговора.  Т.е. на этом этапе становиться важным показатель – это время ответов на вопросы.

    Шаг 5. Провокация и размышление

    Когда время диалога увеличиться и станет понятно, что можно вести небольшую беседу (показатель времени очень условный, важно опираться собственные ощущения: стало можно поговорить).

    В этот момент можно задавать такие вопросы, которые требуют размышления: «Почему? Зачем? Куда?»Такого рода вопросы стимулируют  размышление и учат задавать встречные вопросы.

    Шаг 6. Включение навыка диалога  в сюжетные и подвижные игры.

    Например, ребенок может забраться под стол и ему можно задать вопрос: «Кто в домике живет?» Если вдруг ребенок ответит, назвав себя героем мультфильма, то, это можно переводить в сюжетную игру и тогда диалог, который был проигран на предыдущих шагах, начинает жить в игре ребенка.

    Шаг 7. Разговор про яркие события, которые произошли в недалеком прошлом.

    Это может показаться на первый взгляд простой задачей, но это не так. Важно, чтобы расспрашивающий не был участником события, иначе пропадает интерес к общению. Также очень важно, чтобы это было не рядовое событие, типа поспал, покушал, позанимался, т.к. здесь отсутствует интерес.

    Отличным примером будет диалог папы с сыном, на тему цирка, из которого они вернулись недавно  с мамой.

    Шаг 8. Находим общие интересы для участников общения. Придумываем сказки и истории.

    Здесь на помощь могут прийти любимые мультфильмы, сериалы. Как вариант, можно рассказывать, что происходило сегодня, и обсуждать это. На этом этапе важны события прошлого и будущего.

    Дополнительные материалы на тему развития активной речи Вы можете найти в статье «Занятия по развитию речи дома».

    Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

    Заключение

    Итак, мы с вами разобрали, что такое эхолалия у детей, и теперь, я надеюсь, вы будете разбираться в этой теме на порядок лучше.

    Если у вашего ребенка эхолалия, убедитесь, что развитие речи соответствует возрастным нормам. Если же есть задержка, вы можете принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

    Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

    До скорого!

    Логопед-дефектолог  Андрей Шевченко

    si-speech.ru

    Эхолалия у детей: виды, симптомы, коррекция, причины

    Эхолалия – речевое нарушение, при котором непроизвольно (автоматически) повторяются чужие слова или фразы. Диагностируется заболевание преимущественно у детей, иногда встречается и у взрослых.

    К эхолалии близка палилалия (в спец. литературе обозначена как “аутоэхолалия”). Так называют автоматическое повторение собственных слов, оно отличается от эхолалии тем, что такое слово (фраза) воспроизводится беспрерывно, причем с нарастающей скоростью.

    Заболевание можно распознать самостоятельно. Особенно опасна не распознанная вовремя эхолалия у детей, симптомы которой можно спутать с простым обучением говорению.

    Что такое эхолалия

    Это заболевание представляет собой неврологическое расстройство речи (устной), характеризующееся бесконтрольным повторением услышанных от других фраз и слов.

    До четырех лет, когда формируется умение говорить, копирование чужой речи не считается аномалией. Ребенок в этом возрасте, практикуясь в произношении звуков и осваивая навыки социальной речи, повторяет слова и фразы за взрослым. Со стороны может показаться, что он бездумно воспроизводит услышанное, но на самом деле это попытка вступить в диалог. Такое речевое поведение быстро проходит.

    В более позднем возрасте (старше четырех лет) эхолалия уже не является нормой; нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.

    Патология может быть проявлением задержки развития, аутистического или неврологического нарушения. Самолечение здесь недопустимо, так как только специалисты помогут исправить ситуацию.

    Виды эхолалии

    Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

    В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

    При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

    Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

    Немедленная форма эхолалии

    Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

    1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
    2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет  его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
    3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

    Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

    Отсроченная форма эхолалии

    При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

    1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
    2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией.  Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
    3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

    Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах  развития эхолалии.

    Причины и симптоматика заболевания

    Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.

    Причины заболевания такие:

    • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
    • неврологические и психические патологии;
    • умственная отсталость;
    • проявление аутизма и шизофрении;
    • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
    • имбецильность (олигофрения);
    • опухоль головного мозга;
    • дислексия;
    • дисфазия.

    Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

    Основные симптомы эхолалии:

    1. Повторение слов, фраз, предложений из чужой речи (собеседника, теле- и радиопередачи): 1) В ходе разговора при немедленной форме. 2) Через промежуток от 10 минут до месяца независимо от ситуаций (при отсроченной).
    2. Самостимуляция (управление определенными эмоциями: ребенок повторяет фразу или слова, ассоциирующиеся с удовольствием).
    3. Систематизация информации (проговаривание услышанного за день).
    4. Тихая или неестественно громкая речь, неправильная интонация, скудная мимика, заученное свое произношение.
    5. Отсутствие реакции на имя.
    6.  Отсутствие зрительного контакта с собеседником.

    Симптоматика напрямую связана с видом нарушения. Общим является только повторение чужих слов. Если даже частично появляется данное состояние, то необходимо поместить больного под наблюдение врача, чтобы вовремя начать лечение. Точную причину эхолалии у детей, проанализировав симптомы у ребенка и проведя комплексное обследование, определит только врач.

    Методы коррекции

    С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

    При подозрении на эхолалию назначают обследование:

    1. анализ крови и мочи;
    2. анализ ДНК;
    3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
    4. электроэнцефалограмму;
    5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
    6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

    Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

    При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

    1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
    2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
    3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
    4. вести себя терпеливо, с пониманием;
    5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
    6. вникать в смысл сказанного;
    7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

    Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

    При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

    Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

    Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

    Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

    Что нужно понимать родителям

    Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли. В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка. Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.

    Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:

    • не останавливать, не перебивать высказывания;
    • больше общаться, поддерживать любой разговор;
    • обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
    • заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
    • задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
    • видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
    • пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» −  «Папа принес из магазина продукты»);
    • повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
    • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
    • поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
    • следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
    • ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

    Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.

    При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.

    deteylechenie.ru

    Эхолалия – методы лечения, возможные последствия заболевания

    Процесс формирования речи у детей активно происходит первые 3-4 года. В это время малыши нечетко проговаривают звуки и отдельные слова, учатся строить предложения и фразы.

    Все это считается нормой, но есть ряд нарушений речевого поведения, которые могут указывать на патологические изменения. К таким нарушениям относится эхолалия.

    Что такое эхолалия

    Под эхолалией понимают автоматическое, то есть неконтролируемое повторение услышанных слов или их обрывков, отдельных фраз или же целых предложений.

    Такое речеподражание больше свойственно детям, и может быть, как физиологическим, так и патологическим. Если нарушение встречается у взрослых, то это однозначно указывает на заболевания ЦНС.

    Стоит ли обращаться к врачу

    Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

    Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

    То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

    Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

    Формы заболевания

    Патология проявляется двумя формами:

    При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

    Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

    При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

    Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

    • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
    • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
    • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.

    Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

    При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

    Причины

    Основной причиной патологической эхолалии считаются органические или функциональные поражения разных отделов головного мозга, в результате которых возникает дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.

    Эхолалия может быть одним из симптомов таких заболеваний, как:

    • Аутизм;
    • Энцефалопатия;
    • Болезнь Пика, при которой происходит атрофия лобных долей мозга;
    • Шизофрения;
    • Синдром Ретта. Генетическая аномалия, характеризующаяся задержкой моторного развития, психическими отклонениями;
    • Синдром Туретта. Заболевание относится также к генетическим обусловленным, проявляет множественными моторными и голосовыми тиками;
    • Новообразования в головном мозге;
    • Олигофрения;
    • Нейроинфекции.

    Эхолалия может сочетаться с дисфазией (характеризуется затрудненным произношением слов или их пониманием) и дислексией (сниженная способность к овладению навыками письма и чтения). При таких нарушениях интеллектуальное развитие чаще всего бывает в пределах нормы.

    Симптомы

    Общие симптомы эхолалии – это повторение речи посторонних людей или близких через некоторое время. При физиологическом речеподражании других особых изменений в поведении ребенка и его самочувствии может не быть.

    На патологическую эхолалию указывают сопровождающие нарушения проявления такие как:

    • Слишком по тону тихая или наоборот, чрезмерно громкая речь;
    • Отсутствие контакта с собеседником при помощи глаз. То есть ребенок предпочитает во время разговора отводить взгляд, смотреть по сторонам;
    • Отсутствие мимики или ее невыразительность;
    • Отсутствие реакции на обращение по имени;
    • Искаженные интонации;
    • Периодические галлюцинации.

    У малышей с аутизмом помимо эхолалии выявляется стереотипное поведение. То есть для таких детей особое значение имеют повторяющиеся через определенный промежуток времени или в особых обстоятельствах ритуалы.

    Дети с аутизмом часто зацикливаются на выполнении одного занятия, мало общаются со сверстниками, у них небольшой словарный запас.

    Последствия эхолалии

    К эхолалии нельзя относиться как к несерьезному нарушению речи. При отсутствии своевременной коррекции у ребенка отмечается;

    • Позднее становление речевой функции;
    • Нарушение когнитивных навыков – способности к запоминанию, логическому мышлению, долговременной памяти;
    • Отставание по возрасту в эмоциональном развитии.

    В итоге эхолалия может негативно сказаться на общении со сверстниками и учебе, привести к проблемам в личной и профессиональной жизни во взрослом возрасте.

    Диагностика

    При сохраняющихся признаках речеподражания у детей старше 4-х лет нужно обратиться к детскому неврологу. Опытный врач диагноз выставляет уже на основании осмотра и беседы с пациентом, жалоб от родителей.

    Причины патологии определяются после проведения:

    • Электроэнцефалограммы. Обследование выявляет очаги патологического возбуждения в головном мозге;
    • УЗИ-сканирования;
    • МРТ. Назначается для обнаружения новообразований (кист, опухолей) и для определения кровообращения в сосудах, а также внутричерепного давления;
    • ДНК-обследования. Необходимо, если имеются подозрения на генетические аномалии.

    Консультация и осмотр у отоларинголога позволяет определить есть ли у ребенка тугоухость, так как при данном заболевании речеподражание может быть одним из его симптомов.

    Необходимо обследование и у логопеда для выявления всех изменений в речевой функции.

    Принципы лечения

    Физиологическая эхолалия лечения не требует, но за ребенком нужно наблюдать, это позволит вовремя обратиться к врачу в том случае, если после 4-5 лет проблема не исчезнет.

    Лечение патологической эхолалии заключается в терапии основного заболевания. В зависимости от выявленных нарушений детям могут быть прописаны:

    • Ноотропы;
    • Нейролептики;
    • Психостимуляторы;
    • Успокаивающие препараты

    Медикаменты, их дозировка и продолжительность курса определяются врачом. Медикаментозная терапия должна дополняться занятиями с логопедом или афазиологом, психотерапевтом.

    Немаловажное значение имеет отношение родителей к ребенку и изменение поведения в семье.

    Важными условиями для преодоления речеподражания считаются:

    • Спокойная обстановка. Малыша нужно ограждать от стрессовых ситуаций, общаться в его присутствии со всеми членами семьи и окружающими доброжелательно;
    • Желание к контакту и общению. Детей всегда нужно внимательно выслушивать, предлагать интересные и понятные по возрасту темы для беседы;
    • Использование в разговоре только тех вопросов, на которые малыш можно ответить четко или да, или нет. Другой вариант — озвучивание вопроса, на который ребенок может дать свой вариант ответа. То есть можно спросить – «Кто живет в лесу»? или «Кто умеет мяукать»?;
    • Поощрение ребенка при адекватно выраженных эмоциях;
    • Внимательное выслушивание. Ребенка с эхолалией нельзя прерывать, особенно в грубой форме;
    • Использование в беседе предметов или картинок, указав на которые ребенок сможет точно выразить, что он хочет. Такой подход позволяет избежать истерик и повышает уверенность малыша в своих силах.

    Ускорить формирование речевой функции позволяют подвижные и сюжетные игры, сказкотерапия. Дошкольников можно записать на различные кружки, где он, общаясь со сверстниками, сможет найти большее понимание.

    Эхолалия легко поддается коррекции, если органических поражений мозга нет. Но родителям нужно вовремя обратить внимание на проблему и полностью выполнять все рекомендации врача.

    При соблюдении всех выше указанных условий речевое поведение уже к школьному возрасту становится нормальным.

    При генетических отклонениях в большинстве случаев определенные речевые дисфункции сохраняются на протяжении всей жизни.

    ezavi.ru

    Эхолалия

    Эхолалия – расстройство речевого поведения, при котором человек повторяет услышанные где-то или сказанные кем-то фразы и отдельные слова. Такой тип поведения свойственен маленьким детям, поэтому у них часто можно наблюдать признаки естественной эхолалии, которая является частью их познавательной активности. Например, малыши могут повторять слова за родителями в возрасте от 6 до 12 месяцев, и такое поведение является нормой. Также в более старшем возрасте (3–4 года) дети обучаются коммуникативным навыкам с помощью повторения слов собеседника, и это тоже не является патологией.

    Онлайн консультация по заболеванию «Эхолалия».

    Задайте бесплатно вопрос специалистам: Психотерапевт.

    Патологическим можно назвать состояние, при котором у ребёнка происходит задержка умственного развития на фоне выраженной эхолалии. Кроме того, расстройство речи у взрослых также не может быть нормой – эхолалия во взрослом возрасте всегда является признаком патологии.

    Причины

    На сегодняшний день специалистами хорошо изучены причины данной патологии. Чаще всего появление симптомов заболевания связано с поражением лобных долей головного мозга. Поэтому если у ребёнка или взрослого наблюдаются и другие симптомы, такие как забывчивость, нарушение координации, галлюцинации и т. д., требуется незамедлительно обращаться с проблемой к врачу, чтобы он назначил адекватное лечение.

    Если же поражение мозга не установлено, можно говорить о других причинах развития эхолалии, таких как:

    • аутизм;
    • синдром Туретта;
    • шизофрения;
    • имбецильность.

    Любая из этих патологий может быть выявлена в детском возрасте, поэтому, когда говорят об эхолалии у людей во взрослом возрасте, чаще всего речь идёт о не диагностированной психической патологии в детские годы.

    Разновидности

    Заболевание может проявляться двумя видами. Эхолалия бывает:

    • немедленная;
    • отсроченная.

    Немедленная характеризуется тем, что больной ребёнок сразу же после произнесения его собеседником определённой фразы или слова, повторяет её в точности. Либо же он может повторять фразы и слова, услышанные по радио или телевидению.

    Данный вид эхолалии свойственен маленьким детям и часто носит физиологический характер. Если же речь идёт о патологическом состоянии, то такое поведение является возможностью для человека заполнить промежутки в речи, до того момента, как он осознает сказанное собеседником.

    Отсроченная эхолалия – повторение определённых услышанных где-то предложений и слов по истечении какого-то времени, например, 10 минут, часа, дня и т. д.

    Такое поведение носит компенсаторный характер и может характеризоваться такими функциями, как:

    • функция самостимуляции, при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом;
    • функция передачи настроения – таким способом человек пытается общаться с окружающими (что часто свойственно детям и взрослым с аутизмом), демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку;
    • функция систематизации информации, когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.

    Диагностика и лечение

    Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов, поскольку данная патология по своей сути относится к психическим нарушениям, для коррекции которых ещё не разработаны соответствующие медикаменты. В то же время она легко поддаётся психологической коррекции, поэтому первое, что следует сделать родителям, заметившим у ребёнка признаки эхолалии, или взрослым с симптомами патологии – обратится к хорошему психотерапевту или психоневрологу.

    Если речь идёт о естественной эхолалии, то её симптомы могут самостоятельно исчезнуть с течением времени – когда ребёнок найдёт другие способы самовыражения. Тем не менее родителям нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций. Коррекция поведения ребёнка вынуждает родителей:

    • говорить с ребёнком всегда спокойно;
    • нормализовать атмосферу в семье (избегать ссор и криков);
    • задавать малышу наводящие вопросы, требующие чёткого ответа «да» или «нет»;
    • оберегать своих детей от стрессов.

    Когда же речь идёт о патологическом состоянии, требуется тщательное обследование пациента на предмет выявления психических расстройств. И вот с целью коррекции этих расстройств, лежащих в основе эхолалии, врачом могут быть назначены определённые психостимуляторы, транквилизаторы или нейролептики.

    Ацидоз (совпадающих симптомов: 2 из 5)

    Ацидоз – состояние организма, которое наступает вследствие тех или иных этиологических факторов, характеризуется нарушением кислотно-щелочного баланса. Такое нарушение может возникнуть как у взрослых, так и у детей. Метаболический ацидоз, как и другие формы этого патологического процесса, может привести не только к осложнениям, но и к летальному исходу. Поэтому самолечение недопустимо – нужно обращаться за медицинской помощью.

    ... Ацидурия (совпадающих симптомов: 2 из 5)

    Ацидурия — заболевание, связанное с патологическими изменениями обменных процессов по причине накопления или дефицита определенных аминокислот, представляющих большое значение для метаболизма. Отклонение имеет наследственную предрасположенность. Болезнь встречается у детей разных возрастных групп, от новорожденных до более взрослых пациентов. В медицине патология имеет различные формы, объединенные в органические ацидурии (ОА).

    ... Идиотия (совпадающих симптомов: 2 из 5)

    Идиотия (идиотизм) — самая тяжелая степень умственной отсталости (олигофрении), при которой мышление и речь отсутствуют практически полностью. Некоторые ученые-психиатры предлагают не использовать это название болезни, а больных не называть «идиотами», поскольку термины стали носить оскорбительный характер и вышли далеко за рамки медицины.

    ... Лейкодистрофия (совпадающих симптомов: 2 из 5)

    Лейкодистрофия – это патология нейродегенеративного генеза, которой существует более шестидесяти разновидностей. Для болезни характерно нарушение обмена веществ, что приводит к скоплению в головном или спинном мозге специфических компонентов, разрушающих такое вещество, как миелин.

    ... Мигрень (совпадающих симптомов: 2 из 5)

    Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.

    ...

    simptomer.ru


    Смотрите также