• Эхолалия у детей симптомы причины


    Эхолалия у детей: симптомы, причины, лечение

    Эхолалия у детей – определенное речевое поведение, которое может быть этапом развития или серьезной патологией. Оно характеризуется тем, что ребенок повторяет услышанные слова и звуки. Зачастую это только определенный этап, который проходит каждый ребенок. У детей с аутизмом очень хорошо развита память, поэтому они все запоминают очень быстро. У них речевое становление проходит более сложно.

    Что такое эхолалия

    Эхолалия у детей – автоматическое повторение ребенком чужих слов, фраз или даже целых предложений. Достаточно часто этот период речевого развития принимают за признаки аутизма, что также не исключено. Однако это может быть и нормой речи ребенка.

    Существует несколько стадий развития навыков речи у ребенка, а именно от 6 месяцев и до года, а также с 3 до 4 лет. В этом возрасте каждый ребенок начинает активно повторять все услышанные слова, и это вполне нормально. Это позволяет усовершенствовать произношение отдельных слов и звуков, а также заложить основы взаимодействия с другими людьми.

    Немедленная эхолалия

    Немедленная эхолалия у детей подразумевает под собой незамедлительное повторение слов сразу же за другим человеком или любым другим источником звука. Это говорит о том, что ребенок правильно услышал произнесенные слова, способен запоминать их и воспроизводить, однако для понимания сказанного ему потребуется некоторое время. Осмысление может происходить в течение нескольких месяцев у здоровых детей или занимать годы в случае наличия аутических расстройств.

    Существует целый ряд методик, способствующих гораздо более быстрому осознанию произнесенных слов или фраз. Для ускорения результата и его закрепления можно применять визуальное, обонятельное или тактильное подкрепление.

    Отсроченная эхолалия

    Отсроченная эхолалия подразумевает под собой повторение отдельных слов или предложений через некоторое время. Причем эти фразы могут произноситься детьми в любое время и в любом месте. Это наиболее характерно для малышей с аутизмом.

    Сенсорная эхолалия у детей подразумевает под собой то, что ребенок повторяет фразы, которые он когда-то слышал и с которыми у него ассоциируются определенные эмоции. Создается впечатление, что они воспроизводят эти фрагменты в голове, передавая их через речь сугубо для себя. Эта особенность ребенка становится самостоятельным развлечением для него, и это может очень сильно мешать общению с другими людьми. В таком случае взрослый должен постараться переключить внимание ребенка на другое занятие или тему.

    Отстроченная эхолалия у детей является своеобразным способом выражения своего настроения. Фразы или слова в таком случае ассоциируются с определенными эмоциями у малышей. Правильным в таком случае будет признание его чувств.

    Кроме того, такой тип эхолалии может быть своеобразным способом обработки информации, полученной за день. Он может проговаривать услышанное на протяжении всего дня, упорядочивая это в голове, и одновременно делиться переживаниями со своими родителями.

    Многие считают, что у детей отсутствует понимание того, о чем они говорят, однако это совершенно не так. Зачастую эхолаличность является только своеобразным средством изучения и применения речи. Зачастую встречается эхолалия у ребенка 3 лет, а затем, приобретя требуемые навыки, он начинает строить предложения самостоятельно. Обычно никакой дополнительной коррекции не требуется.

    Дети с аутизмом не могут полностью избавиться от эхолалии, но обычно она нисколько не мешает ребенку. Напротив, повторение чужих фраз свидетельствует о способности малыша обрабатывать полученную информацию. В таком случае эхолалия служит для связи ребенка с окружающим миром.

    Основные причины

    Этот вид расстройства должен пройти у ребенка до 4 лет. Если же наблюдается в более старшем возрасте, то это может указывать на серьезные расстройства, требующие незамедлительной коррекции. Могут быть такие причины эхолалии у детей, как:

    • поражение головного мозга;
    • аутизм;
    • шизофрения;
    • синдром Ретта;
    • синдром Туретта.

    В таком случае обязательно нужно провести лечение основного заболевания, и эхолалия пройдет самостоятельно.

    Симптомы эхолалии

    Симптомы эхолалии у детей достаточно выраженные, так как проявляются в виде неконтролируемого повторения слов или целых фраз, исходящих от любого источника звука. Иногда источником цитирования может быть даже книжный текст.

    Стоит помнить, что симптомы эхолалии у детей во многом зависят от ее вида. Немедленная эхолалия не должна вызывать никакого беспокойства, так как это говорит о способности малыша воспринимать информацию, понимать и воспроизводить речь. Отсроченная эхолалия считается тревожным признаком, и возникает она у детей с аутизмом или другими серьезными нарушениями нервной системы.

    Функции эхолалии для ребенка

    Эта патология имеет множество функций, которые, независимо от ее вида, очень часто пересекаются. Причины и симптомы эхолалии у детей могут быть самыми различными, все зависит от конкретного ребенка.

    Одной из функций может быть простое заполнение паузы. Дети хорошо понимают, что диалог строится из реплик, однако у них недостаточно словарного запаса для поддержания разговора. В таком случае ребенок просто хочет обратить на себя внимание и использует услышанные фразы в надежде поразить и удивить взрослого.

    Некоторые дети таким образом выражают согласие. Они повторяют услышанную фразу, чтобы подтвердить то, что хорошо поняли сказанное. При развитии речи дети изначально учатся распознавать звуки, затем слова и только после этого понимать речь. Именно поэтому они стараются называть предметы, комбинируют между собой различные слова и учатся строить предложения. Повторение услышанных слов и фраз может быть по причине того, что у ребенка недостаточно богатый словарный запас.

    Дети могут повторять одни и те же слова или фразу, чтобы успокоиться и устранить чувство тревоги. В основном это характерно для детей с аутизмом, которые монотонно повторяют одну и ту же фразу, имеющую для них важное эмоциональное значение.

    Также повторение монотонных фраз помогает ребенку стимулировать себя. Зачастую бывает достаточно сложно определить, какое именно психологическое состояние пытается вызвать малыш у себя путем повторения одинаковых заученных фраз.

    Когда ребенок только начинает осваивать речь, он может произносить отдельные слова или целые фразы в одиночестве, чтобы усовершенствовать их произношение. Очень многим детям от 6 и до 12 месяцев нравится такая речевая игра. Это считается нормой и не требует совершенно никакой коррекции. Дети могут повторять различные услышанные слова ради веселья, особенно если они новые или, на их взгляд, смешные.

    Вслушавшись в произнесенные слова своего ребенка, каждый родитель сможет найти в них определенный смысл. Это только несколько наиболее важных факторов для малыша, могут быть и другие, а также зачастую они объединяются.

    Проведение диагностики

    Если у ребенка 5 лет эхолалия, то нужно сразу же обратиться к специалисту за консультацией. Кроме того, нарушения могут быть и у детей более младшего возраста, поэтому обязательно нужно наблюдать за своим малышом. При наличии проблем нужно обратиться к психологу или психоневрологу.

    После беседы с ребенком доктор сможет установить, является его состояние нормой или отклонением психического развития. Также может потребоваться дополнительная диагностика с проведением различных тестов.

    Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния маленького пациента проводится инструментальная диагностика, включающая в себя такие процедуры, как:

    • ультразвуковое исследование;
    • электроэнцефалограмма;
    • магнитно-резонансная томография;
    • проверка слухового аппарата.

    Если у ребенка в процессе проведения диагностики была выявлена задержка в развитии, то специализированное лечение в таком случае не проводится, однако обязательно нужно соблюдать все рекомендации специалиста.

    Лечение и коррекция

    Многие интересуются, как лечить эхолалию у ребенка и какие средства для этого лучше всего применять. Медикаментозная терапия в таком случае не практикуется, так как нет таких препаратов, однако коррекция нарушений вполне возможна.

    Существует множество способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их согласно принятым нормам. Так как могут быть различные причины и симптомы эхолалии у детей, лечение подбирается сугубо индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и степени нарушений.

    Родители должны контролировать свое произношение слов, их речь должна быть внятной и четко слышимой, но без излишней эмоциональности и повышенных тонов. Эмоциональные потрясения и стрессовые ситуации недопустимы. Спрашивая что-либо у ребенка, нужно формулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначным и четким. Родители должны запастись терпением, так как коррекция эхолалии у ребенка может занимать достаточно много времени. Если грамотно подойти к этому вопросу, то малыш сможет очень легко избавиться от повторов и научится правильно строить свои предложения.

    Гораздо сложнее избавиться от эхолалии ребенку с аутизмом, так как он использует ранее услышанные слова или фразы для успокоения или, наоборот, развлечения. В таком случае требуется грамотная работа психолога. Если причина подобных нарушений скрывается в стрессе, то нужно найти альтернативные способы решения проблемы. Можно использовать приемы самоуспокоения и обучить ребенка дыхательной гимнастике или просто на примере объяснить то, что от него ожидают другие.

    Если же причина кроется в скуке или отрешенности, то можно попробовать переключить внимание ребенка, задавая ему вопросы. Если же не получается отвлечь малыша, то можно дать ему бусы, чтобы он перебирал их, или мячик. Это позволит несколько отвлечься и научиться концентрировать внимание.

    Ребенок с аутизмом также со временем преодолеет стадию эхолалии, однако это занимает гораздо больше времени. По мнению многих специалистов, очень хороший результат можно получить, если на протяжении дня у ребенка будет разнообразие занятий. Так малыш станет более четко повторять услышанные фразы и намного быстрее начнет формулировать и выражать свои чувства и желания самостоятельно.

    Как использовать эхолалию для развития ребенка

    Лечение эхолалии у детей может быть достаточно длительным и трудоемким процессом. Это обусловлено тем, что она возникает по самым различным причинам, которые важно определить и понять. Эхолалия может быть спровоцирована плохими речевыми навыками. В таком случае можно ее использовать для обучения ребенка, так как он будет повторять все слова и фразы за взрослыми. Со временем, когда малыш научится понимать значение произносимых им слов, эта проблема уйдет самостоятельно. Дополнительно можно использовать для обучения ребенка картинки, так как это способствует более легкому запоминанию и пониманию новых слов.

    Если ребенок использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он, как нужно на них отвечать. Если он не до конца понимает значение фраз, то не может нормально реагировать в диалоге на вопросы собеседника. В таком случае работа специалиста подразумевает под собой развитие требуемых навыков.

    Иногда ребенок использует эхолалию для выражения своей просьбы. В таком случае он повторяет фразу, ранее услышанную от родителей, не задумываясь о ее значении. Родителям нужно произнести правильный вариант и попросить ребенка повторить его, чтобы эта фраза отложилась в его памяти.

    Что нужно помнить родителям

    Родители могут помочь ребенку нормализовать процесс коммуникации со сверстниками. Специалисты рекомендуют родителям никогда не останавливать малыша с таким дефектом и не прерывать его речь. Постоянно проговаривая определенные слова, ребенок старается таким образом обратить на себя внимание и самовыразиться. Также это помогает устранить проблемы с речью. С таким ребенком нужно постоянно разговаривать и поддерживать его, так как это поможет ему побороть чувство тревоги, и он гораздо быстрее научится поддерживать разговор.

    Всегда нужно обращать внимание на произнесенные ребенком фразы и слова, даже если кажется, что они не имеют совершенно никакого смысла. Это дает возможность определить наличие отклонения и установить контакт с малышом. Нужно обязательно учитывать мимику, эмоциональное состояние и интонацию ребенка. Родителям важно всегда поддерживать разговор, формировать новые фразы, расширять словарный запас своего малыша. Занятия должны быть ежедневными, проводить их нужно в спокойной, благоприятной обстановке. Учитывая и соблюдая все требования специалистов, можно добиться очень хорошего результата и быстро научить ребенка самостоятельной речи.

    fb.ru

    Детская эхолалия: причины развития и методы лечения

    Эхолалией называется нарушение речевого поведения. Это проявляется повторением отдельных слов и фраз, услышанных от других людей. В большинстве случаев, эхолалия у детей выступает одним из симптомов неврологических заболеваний.

    Норма или патология?

    До определенного возраста повторение чужих слов – это нормальное поведение. В возрасте до одного года дети пытаются повторять услышанные от родителей слова и фразы. С эхолалией повторно сталкиваются в 3-4 года. В этот период происходит активное становление коммуникативных навыков, и повторение чужих слов играет важнейшее значение для развития ребенка – так малыш тренируется произносить звуки и буквы, выговаривать сложные слова, воспринимать новую информацию.

    Отличить норму от патологии помогает наблюдение за поведением ребенка. При становлении коммуникативных навыков повторение услышанных слов и фраз сопровождается попыткой анализа и осознания услышанного.

    Причины нарушения

    Причины нарушения – это различные неврологические заболевания и психические расстройства. Эхолалия наблюдается при шизофрении и нарушении умственного развития. Также этот симптом может сопровождать следующие психоневрологические патологии:

    • аутизм;
    • синдром Туретта;
    • дислексию;
    • дисфазию.

    Интересно, что эхолалию часто принимают за признак аутизма. Действительно, это нарушение всегда сопровождает заболевания аутистического спектра, но при этом может выступать симптомом неврологических патологий, в том числе и органического поражения лобных долей мозга.

    Синдром Туретта – это расстройство центральной нервной системы, причины которого кроются в генах. Нарушение сопровождается тиками, моторными и вокальными. В качестве вокального тика нередко отмечается эхолалия.

    Повторение чужой речи может сопровождать дислексию – расстройство навыков чтения. Симптомы эхолалии наблюдаются при дисфазии – нарушении речи, которое обусловлено поражением соответствующих зон в коре головного мозга.

    Виды нарушения

    Различают отсроченную и немедленную эхолалию.

    При немедленной форме нарушения пациент моментально повторяет последнее услышанное слово собеседника. Нередко дети с немедленной эхолалией произносят слова, услышанные по телевизору и радио. Это нормальное поведение совсем маленьких детей, которые только учатся говорить. Немедленное повторение чужих слов для детей старшего возраста свидетельствует о том, что ребенок не понял сказанное, и воспроизводит чужую речь, чтобы выиграть время на осознание этого слова.

    При аутизме, нарушении умственного развития и других расстройствах, немедленная эхолалия означает, что ребенок услышал собеседника, но не смог осознать значение слова. У детей с аутизмом такое повторение чужой речи – это своеобразный способ поддержать разговор.

    Отсроченная эхолалия растянута во времени. Ребенок может повторять чужие слова и целые фразы спустя несколько минут, часов или даже дней. Фразы повторяются совершенно спонтанно, независимо от действия окружающих факторов.

    Отсроченная эхолалия и аутизм

    Именно отсроченное во времени повторение чужих фраз наиболее характерно для аутизма. Повторение слов через некоторый промежуток времени может быть обусловлено:

    • самостимулирующим поведением;
    • демонстрацией настроения;
    • обработкой информации.

    В ответ на услышанное, формируется ряд ассоциаций. При повторном появлении этих же образов в мыслях у малыша, он повторяет ранее услышанную фразу. Такая эхолалия является проявлением самостимуляции – повторяя фразу, ассоциирующуюся с чем-то хорошим, ребенок вызывает у себя положительные эмоции и ассоциации.

    Нередко повтор какой-либо фразы связан с демонстрацией настроения. В этом случае несложно догадаться, что повторение малышом фразы «шоколада больше нет», услышанной ранее от родителей, обозначает расстройство и грусть.

    Еще одна причина отсроченного повторения фраз – это обработка информации. Анализируя произошедшие в течение дня события, ребенок может повторять услышанные фразы, тем самым демонстрируя окружающим собственные впечатления.

    Диагностика нарушения

    Заметив тревожные симптомы, необходимо обратиться к психоневрологу или психиатру.

    Для постановки диагноза врач сначала проведет беседы с ребенком и с матерью, а затем направит на дополнительные обследования.

    Для исключения органических патологий головного мозга назначают:

    • магнитно-резонансную томографию;
    • электроэнцефалографию
    • нейросонографию (только детям до 1 года).
    Нейросонография ЭЭГ МРТ

    Магнитно-резонансная томография позволяет выявить признаки аутизма на ранней стадии. Также этот метод применяется для ранней диагностики опухолевых новообразований в головном мозге, которые могут стать причиной нарушения речевого аппарата.

    Электроэнцефалограмма помогает выявить вторичные симптомы нарушения, например, эпилепсию. Нейросонография или ультразвуковое обследование назначают для выявления патологий развития головного мозга.

    Дополнительно проводится проверка слуха для исключения тугоухости и нарушений иннервации речевого аппарата. Обязательна консультация логопеда.

    Так как эхолалия часто выступает симптомом аутизма и нарушения умственного развития, назначают нейропсихологические анализы, тестирование и проверку когнитивных способностей.

    Лабораторные методы диагностики – это исследование крови, мочи и ДНК-анализ.

    Методы лечения

    Медикаментозных методов лечения заболевания не существует. Нормализовать речь помогает только коррекция поведения. Принцип коррекции зависит от того, подтвердилась ли задержка умственного развития, или нет.

    Если нарушение речи выступает самостоятельным симптомом и не сопровождает аутизм и другие патологии, лечение проводится с помощью занятий с логопедом и дефектологом. Для ускорения нормализации речевых способностей, родители должны:

    1. Избегать повышения тона.
    2. Задавать простые вопросы, на которые можно дать односложный ответ.
    3. Защищать малыша от стрессовых ситуаций.
    4. Быть внимательными и терпеливыми.

    Любое повышение тона, крик и недовольство успехами пациента могут привести к усугублению ситуации и свести лечение на нет. В результате понадобится повторный курс занятий со специалистом.

    В случаях, когда речевые нарушения сопровождаются неврологическими заболеваниями, аутизмом и нарушением развития, практикуется комплексный подход. Лечение включает медикаментозную терапию основного заболевания и подбирается врачом. Дополнительно показано физиотерапевтическое лечение и занятия с дефектологом.

    Родители должны постепенно вводить новые слова в лексикон ребёнка, терпеливо объясняя их значение и не повышая тон, если у малыша не получается справиться с новым словом. Ни в коем случае нельзя повышать голос на пациента, когда он повторяет слова. Необходимо проанализировать поведение малыша при систематических повторениях одной и той же фразы – это поможет родителям понять, что ребенок пытается донести до них.

    Дети с эхолалией часто повторяют последнее услышанное слово, чтобы поддержать разговор, но не понимают его значения. Это приводит к различным бытовым проблемам. Избежать их поможет диалог, подкрепленный картинками. Например, спрашивая малыша, не хочет ли он искупаться, рекомендуется показать ему картинку с ванной. Картинки также помогут улучшить взаимопонимание, если родители предлагают ребенку выбрать какую-то еду или одежду.

    Своевременное лечение и занятия со специалистами помогут нормализовать речевые навыки ребенка, но для этого необходимо время.

    vilechimdetok.ru

    Как проявляется эхолалия у детей и как её устранить?

    Становление речи у малыша происходит в несколько этапов.

    Оно непосредственно связано с психическим и интеллектуальным развитием.

    К 3 годам ребенок уже должен разговаривать предложениями и произносить все звуки.

    При определенных нарушениях психического развития наблюдаются и отклонения в речевом поведении. К таким патологиям относится эхолалия. Она может быть последствием поражения мозговых структур, но иногда возникает и у здоровых детей.

    Кто такой детский нейропсихолог? Узнайте об этом из нашей статьи.

    О заболевании

    Детской эхолалией называется отклонение формирования речи, при котором ребенок бесконтрольно повторяет слова и выражения из речи других людей.

    Иногда по нескольку раз. При этом он может даже не понимать смысл того, что сказано.

    Данное явление свойственно ребенку от года до двух, когда он только учится говорить и повторяет за другими слова и фразы.

    Также дети 3-4 лет часто копируют поведение взрослых, в том числе и в речи. Это тоже считается вариантом нормы. Таким образом ребенок приобретает навыки коммуникации.

    Если эхолалия не проходит после 4 лет, то это уже считается отклонением и требует коррекции.

    Зачастую заболевание сочетается с эхопраксией (повторением жестов и мимики). Частота распространения патологии не превышает 0,5%.

    Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации, невозможность обучаться в общеобразовательной школе. Сложней всего приходится пациентам, у которых эхолалия сочетается с умственной отсталостью.

    к содержанию ↑

    Классификация патологии

    В медицине различают следующие виды отклонения: немедленное и отсроченное.

    Немедленное — это отклонение, при котором больной сразу повторяет слова или выражения, услышанные у собеседника или по телевизору.

    Физиологическая немедленная эхолалия свойственна детям до 3 лет.

    Патологическая немедленная эхолалия выполняет определенные функции:

    1. Попытка поддержки разговора. Больному не хватает запаса слов, чтобы выразить свои мысли, поэтому при помощи повторения он стремится построить диалог.
    2. Выражение согласия. Повторение — это замена слова «да». Например: «Петя хочет гулять?». «Петя хочет гулять».
    3. Стремление понять, что говорит собеседник. Пациент не может осознать смысл сказанного в уме, поэтому пытается это сделать вслух.

    Отсроченное отклонение предполагает повторение услышанного через некоторое время, через несколько минут или даже часов.

    Это создает определенные трудности в диагностике, так как родители не сразу замечают патологическую речь.

    Обычно отсроченный тип свойствен детям с аутизмом. В данном случае повторение выполняет определенные задачи:

    1. Попытка справиться со стрессом и ощутить положительные эмоции.
    2. Выразить эмоции. Например, какая-то фраза у ребенка ассоциируется с радостью, он будет повторять ее не к месту, чтобы передать свои положительные эмоции.
    3. Систематизация информации, которую ребенок получил за день.

    Эхолалия бывает полной и частичной. При полной больной автоматически повторяет выражения, не осознавая их смысл. При частичной пациент наполовину понимает, что он говорит.

    Что такое сказкотерапия для детей? Читайте об этом здесь.

    к содержанию ↑

    Симптомы и признаки

    Клиническая картина эхолалии зависит от первоначального заболевания. Общими симптомами являются:

    1. Повтор чужой речи сразу или через определенное время. Часто сказанные фразы бывают не к месту.
    2. Слишком тихая или громкая речь.
    3. Нет мимики.
    4. Нет ответного реагирования на имя.
    5. Искаженные интонации.
    6. Галлюцинации.
    7. При разговоре ребенок смотрит не на собеседника, а по сторонам.

    Если эхолалия развилась на фоне аутизма, то у ребенка наблюдается стереотипное поведение.

    То есть он повторяет одни и те же ритуалы, не общается со сверстниками, имеет скудный запас слов, зацикливается на одном занятии.

    к содержанию ↑

    Причины развития

    Главная причина эхолалии — это растормаживание подражательного рефлекса.

    Это происходит при функциональных или органических поражениях определенных долей мозга. В лобной доле происходит гипервозбуждение нейронов и нарушается баланс между торможением и возбуждением.

    Провоцирующими факторами для появления болезни являются определенные психические отклонения:

    • аутизм;
    • шизофрения;
    • синдром Ретта;
    • болезнь Пика;
    • энцефалопатия;
    • олигофрения;
    • новообразования в мозге;
    • травмы головы;
    • нейроинфекции (менингит, энцефалит).

    Нередко эхолалия сочетается с дислексией и дисфазией. Ребенок не может овладеть навыками письма и чтения, при этом его интеллектуальное развитие может быть нормальным.

    Нарушение формирования речевых навыков может возникнуть вследствие следующих факторов:

    1. Тяжелая беременность, когда нарушается формирование мозговых структур.
    2. Родовые травмы, при которых повреждается головной мозг.
    3. Гипоксия плода.
    4. Прием лекарств, алкоголя и наркотиков при беременности.
    к содержанию ↑

    Осложнения и последствия

    Эхолалия — это серьезное расстройство, которое при отсутствии коррекции приводит к проблемам во взрослой жизни. Ребенок не может общаться со сверстниками, завести друзей, обучаться в обычной школе.

    Позднее пациенты испытывают трудности при устройстве на работу и налаживании личных отношений. Обычно они живут одни, многие нуждаются в помощи родителей на протяжение всей жизни.

    Кроме того, у больного прогрессируют и другие нарушения:

    1. Запоздалое развитие речи.
    2. Недостаточное формирование когнитивных навыков (памяти, внимания, мышления).
    3. Отставание эмоционального развития.
    к содержанию ↑

    Диагностика

    Если родители заметили у детей признаки эхолалии после 3 лет, то следует немедленно обратиться к специалисту.

    На начальном этапе патология поддается коррекции.

    Для детского психиатра и невролога постановка диагноза не представляет трудностей. Врачу достаточно поговорить с ребенком, провести ряд специфических тестов. Для выявления причин заболевания назначают инструментальные исследования:

    • электроэнцефаллограмма. Она обнаруживает очаги возбуждения в мозге;
    • МРТ мозга. Диагностирует опухоли, кисты, нарушение мозгового кровообращения, повышение внутричерепного давления.

    Также следует получить консультацию отоларинголога, чтобы исключить эхолалию, развившуюся вследствие тугоухости.

    Осмотр логопеда необходим для обнаружения дислексии и других речевых расстройств.

    ДНК-исследование требуется, если есть подозрения на генетические заболевания (синдром Ретта и синдром Туретта). Если обнаруживаются мутированные гены, то излечить пациента невозможно.

    к содержанию ↑

    Лечение

    Важное значение имеет выявление первопричины эхолалии. Обычно после устранения основного заболевания речь ребенка нормализуется. Функциональная эхолалия в раннем возрасте поддается лечению без лекарственных препаратов.

    Родителям следует применять определенные приемы, чтобы малыш находил правильные способы выражения мыслей и эмоций. Что необходимо делать:

    1. Нормализовать психологическую обстановку в семье. Малыш должен чувствовать себя уверенно и спокойно, не испытывать страхов и негативных эмоций.
    2. Записать малыша в секции, кружки, где он найдет общение со сверстниками.
    3. Выстраивать вопросительные выражения так, чтобы на них требовались четкие ответы «Да» или «Нет».
    4. Разъяснять ребенку, когда можно отвечать вслух, а когда нет. Часто дети повторяют фразы по привычке.
    5. Требовать, чтобы малыш говорил от первого лица, а не от третьего. Обращаться к нему от второго лица. Часто родители сами виноваты в эхолалии, когда говорят: «Митя хочет кушать?» вместо «Ты хочешь кушать?».
    6. Пополнять словарный запас ребенка. Это можно делать при помощи чтения книг, просмотра познавательных фильмов, интеллектуальных игр.

    В сложной ситуации требуется более серьезная коррекция. Она заключается в слаженной работе логопеда, психолога, невролога, психиатра.

    к содержанию ↑

    Препараты

    Медикаментозная терапия применяется для лечения не самой эхолалии, а для терапии основного заболевания, связанного с органическим поражением мозга. Обычно детям назначают следующие препараты:

    Ноотропы. Обычно назначают Пантогам. Он улучшает процессы тканевого обмена в мозговых нейронах, способствует нормализации функционирования мозга. Эффективность применения Пантогама при эхолалии доказана многочисленными исследованиями.

    Через 2-3 месяца монотерапии наблюдаются следующие результаты:

    • увеличивается речевое внимание;
    • многократно вырастает словарный запас;
    • улучшается внимание;
    • снижается гиперактивность.

    Если после первого курса не удается достигнуть желаемых результатов, то назначают повторную терапию после месячного перерыва.

    Нейролептики применяют при сопряжении эхолалии с шизофренией. Выбор препаратов и дозировку определяет врач.

    Психостимуляторы (Дезоксин, Метелин). Активизируют психическую сферу организма, ускоряют когнитивные процессы. Эффективны для лечения эхолалии, вызванной травмами, нейроинфекциями.

    Однако, препараты следует применять осторожно, так как они вызывают привыкание. Запрещено использовать психостимуляторы при синдромах Ретта и Туретта, эти средства усугубляют течение заболеваний.

    Успокоительные растительные препараты (Валериана, Глицин) помогают при гиперактивности, нарушениях сна, беспокойном поведении.

    Медикаментозная терапия должна сочетаться с логопедическими и психотерапевтическими методиками. На индивидуальных и групповых занятиях дети учатся правильно выражать свои мысли, грамотно строить предложения, взаимодействовать с другими детьми.

    к содержанию ↑

    Прогноз

    На начальном этапе заболевание легко поддается коррекции, когда оно не вызвано серьезными повреждениями мозга.

    Если родители будут соблюдать врачебные рекомендации, то к школьному возрасту ребенок не будет отличаться от сверстников.

    Сложнее обстоят дела с генетическими заболеваниями (синдром Ретта), которые сопровождаются серьезными психическими отклонениями и умственной отсталостью. Данные болезни являются неизлечимыми, удается лишь обучить ребенка некоторым навыкам самообслуживания.

    Также трудно вылечить шизофрению. При помощи длительной терапии болезнь доводят до стадии ремиссии, вместе с этим налаживается речь. Однако, в периоды обострения симптомы могут вернуться.

    Успешное обучение, нормальное психическое развитие зависит от своевременности диагностики и правильности лечения. Важно, чтобы воздействие было комплексным и преемственным, то есть должна работать слаженная команда из логопедов, психотерапевтов и родителей.

    Родители в общении с малышами должны соблюдать следующие правила:

    1. Не перебивать ребенка при проговаривании фраз и слов.
    2. Больше разговаривать, учить малыша выстраивать правильную речь.
    3. Поощрять эмоции, выраженные правильными способами.
    4. Не допускать возникновения стрессовых ситуаций.

    Эхолалия как самостоятельное нарушение возникает редко. Обычно оно является следствием психических отклонений или органических повреждений мозга.

    Функциональное нарушение проходит самостоятельно и не требует лекарственной корректировки. Если диагностированы серьезные заболевания, потребуется длительное лечение и комплексный подход. Большое значение имеет отношение родителей, их готовность помочь своему ребенку.

    Убираем эхолалию с помощью творческих рассказов:

    Наша интересная группа Вконтакте:

    psyholic.ru

    Эхолалия у детей: что это такое? Причины, лечение и коррекция

    Дети после 2-х лет активно выражают мысли и желания, обращаясь к взрослым, сверстникам. Их речь к 3-4 годам постепенно усложняется. Они могут задать вопрос, рассказать об интересной игре развернутыми предложениями. У малышей после четырех лет с эхолалией — привычкой повторять чужую речь, а не составлять собственные высказывания — с общением возникают трудности. Что такое эхолалия у детей, в чем причина речевого нарушения и как справиться с проблемой, расскажем в нашей статье.

    Определение

    Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматически, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.

    До 3-4 лет подобное поведение не считается аномалией. Рефлекторная привычка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения. Коррекционная работа на данном этапе не требуется, у здорового ребенка дефект пройдет самостоятельно.

    Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Так же эхолалия отличается от двигательной стереотипии, для которой характерно бесцельное динамическое копирование жестов, движений и слов.

    Если же малыш так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста является типичным симптомом при неврологических, психических патологиях. Нарушения речи становятся признаком таких заболеваний как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.

    Важно! Симптомы эхолалии и палилалии (аутоэхолалии) у детей схожи. Отличить их можно по следующему признаку: при аутоэхолалии малыш повторяет свои слова с нарастающей скоростью, неосознанно и беспрерывно. Это самоподражание. При эхолалии детсадовец повторяет звуки, услышанные от окружающих.

    Симптомы

    Симптоматика подражания чужой речи отличается от признаков патологического заболевания. К задержкам речевого развития у больных детей присоединяются типичные симптомы психических и неврологических расстройств. Различить состояния легче после 4-5 лет, до 2-3 лет у грудничков почти невозможно, требуется помощь доктора.

    Основными проявлениями подражательного симптома являются:

    1. Воспроизведение услышанной фразы, слова или слога немедленно, через промежуток времени.
    2. Повторение предложений для успокоения, в моменты сильных переживаний.
    3. Тихая, невнятная речь.
    4. Невыраженная мимика.
    5. Нежелание отвечать, игнорирования вопросов.

    Поводом для беспокойства служит комплекс симптомов нарушений в развитии, определять болезнь по одному признаку нельзя.

    Это интересно! У аутистов очень хорошая память, иногда для повторения они выбирают целые тексты, прочитанные мамой рассказы или сказки. Воспроизводят их точно до каждого слова и даже копируют интонацию.

    Причины

    Логопедия и нейропсихология различает несколько функций и причин синдрома. Дети добиваются определенного результата, чаще неосознанно.

    • Для общения. Так ребенок поддерживает беседу.
    • Для уточнения смысла вопроса, высказывания. Малыш произносит слово или фразу еще раз, чтобы понять, что она значит. Говорит для себя, а не для окружающих.
    • Для развлечения, игры. Если однажды фраза спровоцировала смех или одобрение, детсадовец будет говорить ключевое слово для привлечения внимания.
    • Для выражения чувств, настроения. Повторением слов и фраз для этих целей часто пользуются аутисты. Пытаются пережить не смысл сказанного, а только эмоции, стараясь завязать контакт с окружающими.
    • Систематизация новой информации. Ребенок воспроизводит в памяти события дня, заново переживает эмоции. Может повторять фразы или звуки, которые вызвали сильные чувства.
    • Для аутостимуляции, саморегуляции. От повторения знакомого материала аутисты и нервные дети испытывают удовольствие.

    На заметку! Иногда дети 6-7 лет, когда адаптируются в первом классе, или ясельники используют повторение одной фразы для успокоения. Это может быть небольшое предложение типа: “Мама придет, я молодец!”. Временная эхолалия проходит после полной адаптации в новом коллективе.

    Виды

    Неврологи и дефектологи делят речевое нарушение на два вида. Классификация основывается на временном промежутке между произношением фразы и первым знакомством с ней.

    Отсроченная

    Характерна для аутичного поведения. Больные дети повторяют слова и предложения спустя несколько часов или дней после того, как слышали их, прочитали в книге. Отсроченную эхолалию также применяют здоровые малыши для игр, саморегуляции в период адаптации в детском садике.

    Немедленная

    Свойственная маленькими детям. Малыши воспроизводят звук или слово сразу. Аутичные дети используют немедленную эхолалию для паузы, чтобы понять, что его спросили или сказали собеседники. Для малышей с алалией умение повторять услышанное точно, с правильной постановкой ударения — хороший признак выздоровления.

    Диагностика

    Обращаться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру нужно, если эхолалия наблюдается у малыша после 4 лет. После беседы с маленьким пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения простого теста, доктор сможет понять, является привычка повторять нормой или патологией.

    Если невролог или психиатр заподозрят какие-либо расстройства, понадобятся дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Малышу нужно пройти:

    1. УЗИ мозга
    2. Электроэнцефалограмму
    3. МРТ
    4. Осмотр лор-врача

    Выявлять патологию с помощью дополнительных анализов нужно после 4-5 лет. Прогноз на будущее зависит от поставленного диагноза и способности работать над его устранением у малыша, родителей.

    Совет! Мамам детей с ЗРР, аутизмом важно избавиться от стереотипов. Психиатрия считается непопулярной наукой и разделом медицины у молодых родителей из-за боязни “страшных” справок о болезни на всю жизнь. Важно не то, что будет написано в карточке ребенка, а насколько быстро вы обратитесь к доктору, сможете помочь ребенку справиться с проблемой. Грамотные психологи и психиатры ставят перед собой именно такую задачу. Откладывать лечение нежелательно.

    Лечение и коррекция

    Коррекция естественной эхолалии у детей 2-3 лет не проводится, речевой дефект вылечивается самостоятельно. Если подражание переходит в рефлекс и является симптомом психической или неврологической патологии, доктор назначает медикаментозное лечение, иногда гомеопатию.

    Дошкольнику будет легче преодолеть эхолалию, если родители смогут соблюдать некоторые правила общения и поведения дома:

    • Доброжелательные отношения в семье, с ребенком.

    Размеренные беседы, близкие отношения с домашними способствуют душевному равновесию. Ребенок сам сможет расслабиться, ему не нужно искать посторонние способы успокоения.

    • Поддерживайте желание находить контакт с окружающими, подталкивайте ребенка к беседе.

    Возникновение порыва говорить не происходит на пустом месте. Интерес к чувствам, переживаниям будет оценен, малыш поделится собственными мыслями, а не повторит чужую фразу.

    • Выбирайте темы для разговора.

    Они должны быть интересны детсадовцу, понятными и доступными для разговора. Тщательно подбирайте слова для вопроса, отвечайте простыми предложениями.

    • Не перебивайте рассказ ребенка.

    Малыш начал говорить без копирования мультяшных героев, вы должны слушать.

    Логопеды-дефектологи рекомендуют еще один метод коррекции речевого нарушения. Это пошаговое увеличение словарного запаса, обучение умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы развернуто.

    План действий мамы и папы будет следующим:

    1. Подталкивайте дошкольника к диалогу с помощью простых вопросов и зрительной опоры для ответов.

    Используйте методическую литературу для логопедической работы, карточки с картинками понятных предметов, учебники для обучения раннему чтению. Спрашивайте дошкольника, показывая пальцем на изображение: “Что это? Кто это?”.

    1. Не убирайте зрительную опору, задавайте вопросы иначе. Так, чтобы ответ был не очевиден.

    Потребуется серия картинок или тематическая подборка. Например, разложите перед малышом картинки животных и машин. Спросите: “Кто умеет лазать по деревьям? У чего есть колеса?”

    1. Развивайте умение строить диалог без зрительной опоры. Малыш отвечает на простые и понятные вопросы.

    Избавляться от привычки нужно медленно, сначала задавайте простейшие вопросы: “Кто умеет гавкать? У кого есть крылышки?” Вариантов ответа может быть несколько.

    1. Увеличивайте продолжительность беседы по времени.

    На этом этапе важно развить умение не только отвечать, но испрашивать, рассказывать. Помогайте крохе наводящими вопросами. Когда почувствуйте, что детсадовец переутомился, аккуратно закончите разговор.

    1. Стимулируйте речь интересом и дополнительными вопросами.

    Если детсадовец начал говорить, задайте ему несколько вопросов, чтобы речь продолжилась. Например, а почему ты так решил? Куда вы пошли?

    1. Продолжите разговор игрой.

    Например, дошкольник сказал, что на фото кошка. Попросите его придумать ей имя, помяукать, сами активно участвуйте в изображении животного, развивая сюжет игры.

    1. Обсуждайте яркие моменты из жизни, произошедшие недавно.

    Поход в кино, посещение театра вместе с ребенком — хороший повод для обмена мнениями. Для лечения важно, чтобы ребенок участвовал в обсуждаемой истории, а не просто знал о ней от третьего лица.

    1. Фантазируйте, планируйте будущее.

    Стройте планы на отпуск, придумывайте сказки. За основу берите уже известные истории или героев.

    Использовать эту методику лечения речевого нарушения как четкие спланированные занятия не эффективно. Коррекция в домашних условиях должна проводиться исподволь, но регулярно. Лечить малыша медикаментозно можно только по рекомендациям специалиста.

    Давать однозначно отрицательную оценку эхолалии у детей неправильно. При некоторых заболеваниях она служит мостиком для выстраивания контакта с миром. Бороться нужно не с привычкой повторять, а с причинами такого поведения.

    orechi.ru

    Эхолалия у детей: симптомы и лечение

    Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми различные слова и даже целые фразы. В данном случае это важный момент в формировании чувства языка и расширения словарного запаса. Именно таким образом ребенок практикуется в произношении и социальном общении.

    Однако если такое повторение услышанных фраз происходит в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Такое состояние называется эхолалией, которое может сопровождать неврологические нарушения, отставания в развитии речи.

    Что такое эхолалия

    Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.

    • Немедленная эхолалия проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок их услышит.
    • Отсроченная, соответственно, произнесением как бы заученных фраз по истечении определенного времени. Иногда дети повторяют высказывания, услышанные день, неделю или даже месяцы назад.

    Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.

    Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

    Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

    • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
    • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
    • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
    • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
    • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
    • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
    • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

    Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.

    Диагностика и коррекция, лечение эхолалии

    Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.

    Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.

    Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.

    На что обратить внимание дома:

    • Разговаривайте с ребенком четко и правильно.
    • Старайтесь задавать вопросы, подразумевающие возможность ответить «да» или «нет», чтобы избежать неправильного понимания друг друга.
    • Исключите возбуждающую обстановку, крики и скандалы.
    • Не раздражайтесь! Помните, что такое повторение не является бессмысленным. Ребенок использует готовые фразы для того, чтобы общаться, передать свои чувства и переживания.
    • Однако не стоит и пускать все на самотек, чтобы данное состояния не задержалось и не помешало ребенку развиваться.

    Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.

    karkusha.su

    Эхолалия у детей — симптомы и причины

    Эхолалия – это однообразное повторение услышанных слов из каких-либо других источников (разговор взрослых, радио или телепередачи).

    Она является определённым этапом в развитии речи здоровых детей, другое дело, когда приходится иметь дело с патологией.

    Во-первых, данная патология всегда имеет свой смысл, и только на первый взгляд кажется бессмысленным повторением какой-либо «заевшей» в голове ребёнка информации. Нужно лишь понять, что именно ребёнок пытается донести до вашего сведения. Поскольку в норме эхолалия относится только к очень раннему возрасту, её продолжение или появление в более поздние годы считается маркером развивающегося аутизма. Зачастую так и бывает, но далеко не всегда.

    Здоровый ребенок при помощи такого однообразного повторения усваивает новые слова, тренируется в их произношении, и в своеобразной манере играет в ролевые игры, моделируя ситуацию произношения в собственной голове. Частая корреляция с аутизмом во многом обязана великолепной памяти аутичных детей – в совершенстве запоминая всё новую и новую информацию, они, возможно, пытаются усвоить её подобным образом.

    Причины

    Как правило, рассматриваемое расстройство возникает в возрастной период с 6 до 12 месяцев и за это время благополучно сходит на нет. В старшем возрасте это может стать пугающим симптомом таких психических расстройств как:

    В данном случае производится лечение основного заболевания и при относительном успехе болезнь проходит сама собой.

    Симптомы

    В детской речи эхолалия проявляется как неконтролируемое повторение слов, целых предложений и фраз из монолога собеседника. Иногда источником цитирования может быть не только находящийся в непосредственной близости человек, но даже книжный текст. В свою очередь, эхолалия делится на немедленную и отсроченную.

    Соответственно, в первом случае ребёнок повторяет услышанное непосредственно сейчас, в то время как во втором, что-либо относящееся к давнему периоду. Как правило, это может быть фраза, словосочетание или слово, запомнившееся ребёнку своей интонацией.

    Немедленная форма на раннем этапе развития часто служит банальной демонстрацией того, что ребенок услышал обращение к нему, что он способен воспроизводить речь и понимать. Особенно это проявляется в связи с позитивным отношением родителей, очень часто предлагающих какое-либо вознаграждение за разучивание новых слов. Отсроченная же, напротив, характеризует детей с отклонениями аутистического спектра.

    Функции эхолалии для ребенка

    Рассматриваемая патология имеет множество функций и даже в различных её видах они часто пересекаются между собой. Симптомы бывают крайне разнообразны и зависят от конкретного ребёнка.

    1. Простое заполнение паузы. Дети уже прекрасно понимают, что разговор состоит из обмена репликами, но при этом у них недостаточно словарного запаса для его поддержания. В таком случае, если ребёнок хочет что-то добавить или просто обратить на себя внимание, он использует как непосредственно услышанные фразы, так и те, что были запомнены им ранее, в надежде удивить и поразить воображение взрослого.
    2. Некоторые дети подобным образом выражают согласие. Психологи связывают это с тем, что они уже выучились говорить «нет», но не научились говорить «да». В таком случае ребенок повторяет обращённую к нему фразу, чтобы подтвердить услышанное, показать всем, что он усвоил обращённую к нему информацию.
    3. Назвать предметы, события или явления. В ходе развития речи, дети вначале учатся распознавать звуки, затем отдельные слова и уже потом осваивают полноценную речь. Это попытка экспериментирования с родным языком, когда они впервые начинают понимать, что комбинируя различные звуки или фразы, можно добиваться совершенно иного значения. Иногда такое происходит просто из-за отсутствия в активном словаре ребёнка того или иного слова, фразы (знаменитый пример, когда ребёнок говорит «садись» вместо «завтрак»).
    4. Снять присутствующую тревогу. В особенности это характерно для детей с аутичными расстройствами – часто повторяя одну и ту же фразу или слово, имеющую для них эмоционально насыщенный оттенок, они успокаиваются. Для таких детей вообще характерны персеверации и однообразные действия – ребёнку кажется, что повторяя выученное снова и снова, он своеобразным образом наводит порядок в своём эмоциональном восприятии.
    5. Чтобы, напротив, стимулировать себя. Эта функция настолько же характерна для аутичных детей, как и предыдущая. Зачастую, даже сложно конкретно сказать, какое именно психическое состояние пытается вызвать ребенок при помощи повторения заученных слов. Это может быть стимул успокоиться и, наоборот, стимул для возбуждения. Так или иначе, частое повторение некоторых слов может просто вызывать у детей приятные ощущения. Известно также как так называемый «стимминг».
    6. Прорепетировать произношение – когда навыки разговаривать только-только начинают усваиваться ребёнком в полной мере, он может повторять фразы в одиночестве просто для того, чтобы в нужный момент произвести должное впечатление их употреблением по назначению. Таким образом, ребёнок просто моделирует в голове ролевую ситуацию. Очень многим детям от шести до двенадцати месяцев безумно нравится подобная практика.
    7. Ради веселья. Детям кажется, что есть ну очень смешные словечки, и они никогда не устанут их повторять, поднимая настроение себе и окружающим, как это им кажется. Особенно когда язык кажется таким новым и неизведанным.
    8. Чтобы понять речь взрослых. Для объяснения данного феномена достаточно представить, что вы изучаете иностранный язык в естественной среде обитания. Естественно вы не всегда будете понимать полный смысл фраз, но при этом улавливать отдельные слова в общей какофонии незнакомых звуков. Так же и ваш ребенок, улавливая что-то знакомое, пытается репетировать это, разница лишь в том, что взрослые в силу усвоенного этикета делают это про себя, а малыш, ни капельки не смущаясь, повторяет вслух: «Я сказал, я понял!»
    9. Рефрены из прошлого – дети могут проявлять остроумие подобным образом, выявляя закрепившиеся ассоциации. Допустим, в более ранний эпизод по телевизору шла какая-то передача, в то время как взрослые обсуждали покупки. Теперь каждый раз, когда речь заходит о покупках, ребёнок может повторять заученные слова из телевизора, демонстрируя тем самым свою находчивость. Вслушайтесь, и вы увидите смысл.
    10. Выразить чувства, не поддающиеся вербальному описанию. В качестве передачи используются, как правило, части других разговоров. Ребенок, может быть, боится говорить от первого лица, в то время как повторение якобы чужого опыта, позволит ему чувствовать себя в безопасности и поделиться при этом сокровенным.

    Это лишь наиболее характерные симптомы, в зависимости от случая они могут видоизменяться, и затрагивать сразу несколько пунктов в одном. Всё индивидуально.

    Коррекция и лечение

    Эхолалия, являющаяся закономерной частью становления речи ребёнка, сама собой пройдёт годам к четырём. Однако, наличие аутизма, шизофрении, отставаний в развитии другого генеза может затягивать этот срок. Иногда болезнь вовсе неподдается лечению полностью. Лечение лёгких случаев проводится исключительно при помощи работы коррекционного педагога, но даже так, это может лишь уменьшить выраженность проявлений, не давая полную гарантию результата.

    1. Первым делом следует чётко установить, что эхолалия не является бессмысленным и бездумных повторением чужих или заученных слов. Это всегда в той или иной степени форма общения с окружающим миром, попытка что-то донести, повлиять на своё состояние. Специалисты считают, что она обязательным образом должна корректироваться. Однако иногда это может быть даже во вред, ведь вы упускаете лишнюю возможность общения со своим ребёнком, а он будет всё больше замыкаться в себе. Вы сами можете стать внимательным коррекционным педагогом и справитесь, понимая своего ребёнка гораздо лучше там, где специалисты скажут, что это безнадежный случай. Тем более лечение эхолалии не производится медикаментозно.
    2. Существует ряд методик, которые позволят вам добиться данной цели кратчайшим путём, не замыкая в себе своего ребёнка. Кстати, обязательно проверьте его слух, вполне возможно часть проблем идёт родом оттуда, и тогда успешное лечение мигом даст о себе знать.
    3. Взрослые должны следить за собой в своей речи – не говорить на повышенных тонах, произносить всё чётко. Скандалы в семейной жизни просто недопустимы – они могут обострить симптоматику. Кроме того, разговаривая со своим ребёнком, пытайтесь свести его ответ к однозначному «да» либо «нет». Имейте терпение.

    Общие рекомендации

    1. Не прерывайте эхолалию ребёнка грубо. Нужно понимать, что даже в относительно запоздалых случаях, возможность тренировать своё произношение и выражать эмоции бесценна.
    2. Но при этом не стоит игнорировать стереотипии. Лучше всего в форме игры попытаться понять, что же именно хочет ваш ребёнок сказать той или иной фразой. Может ему просто весело и приятно наблюдать за вашей реакцией, или же ему нравится звучание.
    3. Стремитесь к пониманию. У пациентов с расстройствами аутичного спектра отдельные слова играю роль «стимуляторов» и «транквилизаторов». Попытайтесь оценить, в каком состоянии сейчас находится ваш ребенок и найти конструктивный выход. Возможно, тут как нельзя кстати потребуется медикаментозное лечение.
    4. Эхолалия это весело! Как глухой телефон. Присоединяйтесь. Выучив основные стереотипии ребёнка, вы можете попытаться ответить ему в том же духе. И у вас получится занимательная игра, которая если и не излечит, то, как минимум снимет напряжение.
    5. Играя с эхолалиями, расширяйте словарный запас ребёнка, постепенно вводя новые слова с использованием тем же самых речевых оборотов. Если вы действительно поймёте причину эхолалии, вы всегда можете обратить её себе на пользу, чтобы научить малыша новым словам и их правильному употреблению.
    6. Аутичные дети очень часто повторяют последнее слово из предложенного списка, поэтому если вы предлагаете ему на выбор, скажем, что купить на обед, то наверняка будете крайне разочарованы, что он имел ввиду вовсе не это, механически повторяя последнее слово-раздражитель.
    7. Не запутайте друг друга. У пациентов с эхолалией может быть отменная память, и вы сами удивитесь, что, казалось бы, естественный тон вашей беседы является сценарием какого-то рекламного ролика. Было предостаточно подобных курьёзов.
    8. Дайте своему ребёнку побыть в одиночестве тогда, когда он явно этого желает.
    9. При наличии грубых психических расстройств рассмотрите лечение при помощи медикаментов. Иногда помогают средства от СДВГ.

    Будьте настоящим родителем и старайтесь докопаться до корней проблемы.

    К эхолалии можно относиться по-разному, и в иные моменты времени вам будет трудно сдерживать себя, но всё-таки не срывайтесь на своём ребёнке. Будьте здоровы!

    prodepressiju.ru


    Смотрите также