• Сдгв у ребенка что это


    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка

    СДВГ — это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать внимание на чем-либо и сдерживать свою импульсивность и гиперактивность.

    Первые упоминание об СДВГ появились в конце 19 века. С 1992 года классифицируют следующие группы:

    • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
    • СДВ (без гиперактивности)
    • Гиперактивность (без дефицита внимания)
    • Смешанный тип (включает дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность)

    Согласно статистике гиперактивность одно из самых распространенных отклонений в психике детей. Им страдают до 7% детей школьного и дошкольного возраста. Причем в России и США показатель заболевания этим расстройством выше, чем в других странах и составляет 4-20%. Самый маленький процент детей с симптомами этого психологического отклонения в Великобритании — 1-3%.

    Склонность мальчиков к СДВГ выше. У мальчиков часто диагностируют синдром гиперактивности (без СДВ).

    Девочкам зачастую присущ синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ), малышки живут в придуманном мире фантазий.

    Ошибочно полагать, что сегодня этим заболеванием страдают чаще, чем раньше. Благодаря большему количеству информации стало проще выявлять симптомы у детей и своевременно принимать необходимые меры, так как это отражается на учебе в школе, возникают трудности в определении своего места в обществе.

    Симптомы

    Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могут принять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У него повышенна двигательная активность. Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и дело просыпается.

    Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, поскольку сказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.

    Тем не менее все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдрому гиперактивности.  Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытный специалист.

    У детей дошкольного возраста диагностировать СДВГ проще. Симптомы приобретают более отчетливый характер.

    Родители замечают, что ребенок отличается своим поведением от окружающих сверстников, а именно:

    • зацикливается на своих желаниях, требует их немедленного исполнения, становится неуправляем;
    • не поддается на уговоры, капризничает и не слушается родителей и воспитателей в детском саду;
    • бывает не в меру общителен: без умолку болтает и шумит;
    • не может играть в спокойные игры;
    • он легко отвлекается, быстро забывает;
    • не способен сосредоточить внимание на выполнении даже простых заданий;
    • возникает ощущение, что ребенок не обращает внимания на то, что ему говорят;
    • проявляет нетерпение;
    • практически не способен усидеть на одном месте, находится в непрерывном движении, как заведенный волчок: крутится, дергает ногами, пытается постоянно куда-то залезть;
    • ему трудно общаться и играть с другими детьми.

    Особенно остро встает проблема СДВГ, когда малыш идет в школу. Высидеть за партой целый урок для него непосильная задача. Во время урока может запросто встать и начать двигаться по классу, выкрикивать с места, не дождавшись вопроса учителя, перебивать.

    Гиперактивность ребенка длится не более 15 минут, потом он теряет интерес, отвлекается, занимается сторонними делами, не реагируя на педагога. В этот момент ребенок отключается, не слышит учителя, может совершать действия, о которых впоследствии не вспомнит.

    После небольшой передышки, пока мозг накапливает новую энергию, опять активно включается в работу.

    Чтобы постоянно находится в сознании, ребенку нужно держать свой вестибулярный аппарат в активном состоянии — крутиться, вертеться, двигать головой. Снижение физической активности влечет за собой снижение мозговой активности.

    Ребенок подвержен частой перемене настроения и депрессии. Часто теряет свои вещи. Возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Дети, страдающие от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как правило, считаются отстающими в школе.

    Проблемы с концентрацией и организованностью мешают достичь успехов в занятии спортом. Все это ведет к снижению самооценки.

    Причины возникновения

    Контроль за мыслями, чувствами и телом осуществляется в мозгу. Мозг вырабатывает физиологически активные вещества (нейромедиаторы), по которым нервные импульсы передаются клеткам.

    Мозг посылает и получает сигналы с помощью этих нейромедиаторов.  Изменение количества этих веществ приводит к развитию СДВГ, симптомы которого могут то бурно проявляются, то затихать.

    При синдроме дефицита внимания и гиперактивности уровень нейромедиаторов в головном мозге может быть недостаточным. А значит не все сигналы походят расстояние от мозга до нервных клеток. По мнению специалистов — это и приводит к неспособности контролировать поведение, сдерживать импульсы, удерживать внимание.

    В зависимости от того, какой из участков мозга задет, у ребенка возникает либо повышенная гиперактивность, либо симптом дефицита внимания, либо обостренная импульсивность. А в отдельных случаях и все сразу.

    СДВГ затрагивает следующие отделы головного мозга:

    • Кора лобных долей — ответственна за концентрацию внимания, оценку происходящего, планирование и контроль за импульсивностью.
    • Височные доли — они связаны с накоплением опыта и памятью.
    • Базальные ганглии —осуществляют контроль за переключением внимания, адаптацией, эмоциями, развитием речи и мышления
    • Лимбическая система — отвечает за настроение и эмоциональное состояние.
    • Мозжечок — ответственен за координацию движений.

    Исходя из индивидуальных особенностей каждого случая, подбирается соответственный подход и надлежащее лечение.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется тремя симптомами:

    • Дефицит внимания — неспособность ребенка концентрировать и удерживать внимание. Мешает школьникам сосредотачиваться на выполнении школьных заданий, что скорее говорит о небрежности, чем об отсутствии способностей или логики. У детей дошкольного возраста возникают сложности в сохранении интереса  на протяжении всей игры. Внимание привлекает все вокруг, но надолго оно ни на чем не задерживается, переходя с одного предмета на другой.
    • Гиперактивность — чрезмерная раскованность и расторможенность движений, что приводить к быстрой утомляемости. Гиперактивность у детей выражается в неспособности к спокойным играм или занятиям. Гиперактивный ребенок предпочитает подвижные игры, которые сводятся к беготне. Говорит быстро, много, часто кричит и спорит. Руки находятся в постоянном движении: что-то крутит, вертит, мнет, ковыряет. Не способен спокойно стоять на месте, переминается с ноги на ногу, готов в любой момент броситься бежать.

    Примечательно то, что дети с диагнозом гиперактивности нуждаются в активации извне. Оставшись в одиночестве, они будут вяло слоняться в полусонном состоянии, не находя себе занятия, монотонно повторяя какое-либо действие. Однако, пребывая в группе, они перевозбуждаются и становятся неработоспособными.

    Гиперактивность у детей часто является причиной несчастного случая, травмы.

    • Импульсивность — неспособность контролировать свои желания, что приводить к необдуманным поступкам и частой смене настроения. Ребенок перебивает преподавателей или родителей, совершает импульсивные поступки, которые могут стать источником травмы самого ребенка или окружающих. Невозможно предсказать, что он «выкинет» в следующую минуту, даже он сам не знает этого.

    Факторы, вызывающие возникновение СДВГ

    Точно назвать причину возникновения СДВГ невозможно. Врачи сходятся во мнении что проявление симптомов обусловлены совокупностью ряда факторов:

    • Наследственность. СДВГ может передаваться на генетическом уровне.

    Согласно статистике, у трети отцов, страдающих от СДВГ в детстве, дитя также перенимает его признаки. А если оба родителя были подвержены заболеванию, шанс обнаружения этого расстройства у ребенка увеличивается.

    • Преждевременные роды. У недоношенных детей вероятность возникновения СВДГ выше.
    • Кислородная недостаточность у плода. Микротравмы, вызванные кислородным голоданием, могут стать причиной возникновение симптомов.
    • Угроза выкидыша.
    • Осложнения во время родов, которые могут привести к внутреннему кровоизлиянию мозга или к травме позвоночника у плода.
    • Инфекционные заболевания или травма головного мозга у детей.
    • Астма, диабет, проблемы с жизнедеятельностью сердца и другие факторы, приводящие к нарушению работы мозга.
    • Курение и чрезмерное потребления алкоголя, стрессовое состояние будущей матери в период беременности.
    • Сложная обстановка в семье. Частые ссоры родителей и крики могут только усугубить симптомы у ребенка.
    • Неправильное воспитание. Чрезмерная строгость к ребенку со стороны родителей. Или, наоборот, излишняя вседозволенность.
    • Недостаток витаминов и минералов в рационе.
    • Отравление свинцом или другими токсинами в раннем детстве
    Читайте также:  Внутричерепное давление у взрослых: симптомы и лечение

    Наличие нескольких из этих факторов увеличивает риск развития этого психологического расстройства у ребенка.

    Правильный и своевременный диагноз СДВГ — это важно!

    Заметив у ребенка какие-либо нервные нарушения, необходимо незамедлительно показать малыша детскому невропатологу.

    Любое проявление баловства, выходящее за рамки дозволенного, может оказаться не проявлением неправильного воспитания или дурного характера, а быть напрямую связанно с нарушениями функций головного мозга.

    Для выявления синдрома специалист первоначально проводит сбор информации:

    • смотрит, не болел ли кто из родителей ребенка,
    • как протекала беременность матери,
    • какие заболевания малыш перенес.

    Далее проводится ряд тестов, по результатам которого врач определяет уровень невнимательности юного пациента. Тестирование возможно только у детей, достигших 5 лет и старше.

    Точный диагноз можно получить только посредством компьютерного обследования, которое назначает маленькому пациенту лечащий врач. При помощи электроэнцефалограммы выявляют очаги нарушения в отделах мозга и определяют вектор их направленности и исходя из этого, назначают лечение.

    Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз?

    • Проявляйте больше терпения.

    Такие дети остро реагируют на критику. Нельзя указывать ребенку, что ему следует делать, а что нет. Замечание лучше преподнести ему в форме дружеского совета, подсказать что следует сделать, или что было бы неплохо, если бы он поступил так, а не иначе.

    К примеру, вместо замечания: «Убери сейчас же свои игрушки на место», – лучше сказать: «а давай-ка соберем игрушки, будет больше места для игры». Распределите пространство таким образом, чтобы у всех предметов, будь то игрушки, одежда или школьные принадлежности было свое место. Так малыш будет реже терять свои вещи.

    Похвала родителей очень много значит для любого ребенка. Слова: «ты умница, мы гордимся тобой» воодушевляют малыша на подвиги. Растет самооценка ребенка и уверенность в себе, в любви окружающих.

    • Внедрите систему вознаграждений.

    Дети с повышенной гиперактивностью обычно привлекают к себе внимание плохим поведением. Чтобы привлечь его хорошим поведением им приходится прилагать немало усилий. Поощряйте ребенка, когда он делает что-то хорошее: был вежлив, сделал домашнее задание, не ссорился с другими детишками.

    Можно ввести систему начисления баллов, которые впоследствии можно обменивать на призы или другие привилегии (время, проведенное у телевизора или компьютера, видеоигры, любимое лакомство и т.д.). Такой способ положительно влияет на коррекцию поведения, главное, чтоб малыш знал, что награду надо заслужить, иначе приз теряет свою привлекательность, а значит и пользу.

    • Нельзя игнорировать плохое поведение ребенка.

    Не обращая внимания на неподобающее поведение, вы позволяете ребенку думать, что все в порядке, это влечет за собой еще большее ухудшение поведения. Неподобающие действия необходимо пресекать сразу.

    Наказание должно быть понятными справедливым: не выучил уроки — не играешь в видеоигры, плохо себя вел — не смотришь телевизор, кричал и спорил — не получишь конфет и так далее.  Малыш должен знать и понимать, в чем он провинился и понести ответственность за это.

    • Не осуждайте строго ошибки.

    Объясните ребенку чем он вас расстроил, при этом не употребляйте такие слова, как «никогда» или «всегда». Старайтесь не спорить с ребенком и тем более нельзя угрожать или пугать наказанием. Не кричите, даже если вам приходится повторять одно и то же множество раз. Говорите спокойно и доброжелательно.

    • Сведите к минимуму запреты.

    Конечно, ребенок должен знать, что можно, а что нет. Но большое количество запретов может вызвать негативную реакцию. Запрещать нужно только то, что представляет опасность или наносит вред самому ребенку или окружающим.

    • Не позволяйте ему лишний раз волноваться.

    Помогите ребенку успокоится, если он чем-то расстроен, отвлеките его при помощи хорошей игры. Почитайте любимую книжку. Положительное действие окажет успокаивающая ванна, так как вода расслабляет.

    • Составьте для ребенка распорядок дня и научите следовать ему.

    Составьте простые короткие инструкции по выполнению обязанностей и напоминайте сделать то или иное задание, если вдруг он отвлекся и забыл. Но делать это нужно мягко, спокойно.

    Выполнение ежедневных дел в определенное время приучит ребенка к порядку, и успокаивающе действует на психику. Это поможет контролировать свое поведение и научит планировать день. Эта привычка очень поможет ему во взрослой жизни.

    • Больше времени проводите вместе.

    Общайтесь с ребенком на разные темы. Интересуйтесь его успехами в школе, отношениями с друзьями. Слушайте, когда ребенок рассказывает вам о чем-то, что взволновало его или произвело впечатление.

    Дайте знать малышу, что вам важно то, что его волнует. Играйте вместе, ходите на прогулки, читайте книжки, даже просто вместе посмотрите любимый мультик. Ребенку важно знать, что вас интересует его жизнь. Что родители всегда рядом, на его стороне, помогают и поддерживают его.

    • Научите ребенка делать выбор.

    Предложите ему выбрать одежду, еду или игрушку. Однако, чтобы упростить малышу задачу, сократите варианты выбора до двух. Иначе это может оказаться лишним поводом для беспокойства или перевозбуждения.

    • Избегайте отвлекающих факторов.

    Особенно это важно во время занятий ребенка. Чтобы не отвлекать его от выполнения школьных заданий выключайте телевизор и прочие отвлекающие внимания гаджеты, тем самым помогая сконцентрироваться на конкретном действии.

    • Подыщите ребенку занятие по душе.

    Важно чтобы малыш мог реализовать свои способности в каком-то занятие, достичь определенного успеха в намеченной цели. Это поможет поднять его самооценку и будет способствовать развитию навыков социального общения.

    Можно ли вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности?

    При своевременном и грамотном подходе бороться с дефицитом внимания и повышенной гиперактивностью вполне реально.

    Специалисты полагают, что полностью излечиться шанс невысок, но коррекция поведения и контроль внимания вполне достижимы.

    Положительного результата достичь проще, если начинать с раннего возраста. Лечение гиперактивности у детей чаще всего заканчивается в подростковом периоде.

    Лучшего результата позволяет достичь комплексное лечение и медикаментами, и психотерапией.

    • Среди медикаментов наиболее распространенными являются психостимуляторы. Недостаток этих препаратов в краткосрочности действия, поэтому принимать нужно каждые 4 часа. Фармацевтика не стоит на месте, и на рынке появляются все новые и новые препараты, с более длительным сроком действия.

    Только лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка может назначить соответствующий препарат.

    • Синтетические успокаивающие средства хорошо чередовать с успокоительными травяными отварами. Положительное действие имеет чай с мятой, ромашкой, корнями валерианы.
    • Важную роль играет сбалансированное питание, насыщенное витаминами и микроэлементами и омега-3 жирными кислотами.
    • Нельзя пренебрегать и нефармакологическим методом, который состоит из комплекса физических упражнений и поведенческой коррекции:

    Физическая активность имеет большое влияние, особенно у гиперактивных детей, помогая им выплеснуть излишки энергии в правильном направлении. Однако важно правильно подобрать вид спорта, так как некоторые виды могут возыметь обратное действие.

    Следует отдать предпочтение плаванию, танцам, фигурному катанию, катанию на коньках, велоспорту. Но не нужно пренебрегать и желаниями самого ребенка.

    • Важная роль отводится регулярным занятиям с психологом. Специалист поможет малышу преодолеть неуверенность в себе. Комплекс специальных упражнений способствует развитию памяти и внимания.
    • В некоторых случаях перемена окружающей среды может оказать благоприятный результат, формируя положительные эмоции.

    Для каждого индивидуального случая подбирается конкретный курс лечения. Усилия родителей малыша и лечащего специалиста должны быть правильно скоординированы.

    Немаловажное влияние имеет отношение воспитателей в детском саду и учителей в школе. Только объединив усилия всех окружающих ребенка людей можно получить эффект от лечения.

    С возрастом гиперактивность у детей может пройти или отойти на задний план, но дефицит внимания и импульсивность сохраняются и во взрослой жизни. И как следствие — трудности социального общения и низкая самооценка мешают в карьере и личной жизни. Эти люди страдают от депрессии, у них выше склонность к наркомании.

    Видеозаписи по теме

    tvojajbolit.ru

    СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.  СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

    Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

    Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

    На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

    Часто ли встречается СДВГ?

    По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

    Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

    Особенности поведения при СДВГ - характеристика делится на три категории:

    1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

    2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

    3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

    Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

    Как выявляют СДВГ?

    Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

    СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

    В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

    Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

    У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

    • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
    • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
    • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
    • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
    • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

    Каковы причины СДВГ?

    Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

    - СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания. - Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).

    - Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

    В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

    Проходит ли СДВГ с течением времени?

    Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

    Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

    Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

    Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

    Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

    Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

    Как лечить СДВГ?

    Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

    У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

    Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

    Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

    1. Вырабатывайте позитивное отношение.

    Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду». Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

    2. Не скупитесь на похвалу.

    Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой». Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

    3. Помогите своему ребенку не волноваться.

    Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

    4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

    - Обедайте и ужинайте в одно и то же время. - Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. - Ведите список важных дел.

    - Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

    5. Больше общайтесь.

    Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

    6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

    - Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой. - Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания. - Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми. - При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.

    - Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

    7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

    - Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении. - Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»). - Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку. - Не вступайте в споры с ребенком.

    - Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

    Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

    8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

    9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

    Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

    Материал предоставлен команией Eli Lilly.

    www.nevromed.ru

    СДВГ: что это такое у детей, диагноз синдрома дефицита внимания

    Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, диагноз СДВГ

    Особенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Признаки расстройства в раннем возрасте, у дошкольников и учащихся начальной школы. Факторы, влияющие на появление диагноза СДВГ.

    СДВГ — это расстройство поведенческого развития, которое проявляется в излишней активности, неусидчивости и импульсивности, ежегодно обнаруживается у 3−5% детей. Это одна из самых распространённых причин нарушения поведения и возникновения проблем в учёбе. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, причины его появления и методы лечения почти две сотни лет не дают покоя учёным со всего мира.

    Неврологическо-поведенческое расстройство впервые стали изучать около 150 лет назад. Не один десяток лет учёные спорят о способах диагностики и терапии этой патологии. Одни считают, что следует проводить лечение медикаментозными препаратами, другие, что лучше использовать меры психологического характера.

    Факт наличия расстройства также подлежит сомнению: специалисты не знают наверняка, когда диагноз СДВГ — результат сбоя в мозговой деятельности, а когда — результат ошибок в воспитании и негативного психологического климата в семье.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у мальчиков выявляют в 5 раз чаще, чем у девочек. У представителей мужского пола он проявляется агрессией, непослушанием, а у девочек характеризуется невнимательностью.

    Без применения соответствующего лечения основные симптомы проявления патологии во взрослом возрасте могут постепенно отойти на второй план. Некоторые дети адаптируются к обычной жизни. Но чаще всего прогноз неутешителен — заболевание не проходит бесследно, и у людей остаётся постоянная тревожность, пониженная самооценка и раздражительность.

    Вместе с тем повышается риск возникновения таких негативных факторов:

    • Алкогольной и наркотической зависимости;
    • Трудностей с усвоением новой информации;
    • Депрессий и панических атак;
    • Шизофрении;
    • Нервных тиков;
    • Частых головных болей;
    • Склонности к антисоциальным действиям.

    Лечение дефицита внимания и гиперактивности назначается только после выявления точной причины, которая привела к появлению заболевания. Медикаментозная терапия позволяет принимать детям витамины и успокоительные препараты. Все таблетки, назначаемые по линии неврологии, направлены на стабилизацию работы нервной системы.

    Скорректировать поведение ребёнка и обеспечить ему адаптацию в коллективе помогут занятия с профессиональным психологом. Он даст советы, как научиться правильно реагировать в конфликтной ситуации и держать себя в руках, подавить импульсивность и проявить терпение. Родители услышат рекомендации о том, какую линию поведения выбрать по отношению к своему малышу. На своих занятиях психолог использует различные упражнения, которые помогают снять напряжение и наладить двигательную рекреацию (комплекс оздоровительных мероприятий).

    Причины возникновения

    На сегодняшний день учёным не удалось установить точные причины появления у ребёнка СДВГ. Они сходятся во мнении, что развитию заболевания может способствовать сочетание факторов, которые нарушают нормальное функционирование нервной системы. К ним относятся:

    • Обвитие плода пуповиной в утробе матери, в следствии этого длительное кислородное голодание плода (асфиксия), а также возможное произошедшее кровоизлияние в мозг;
    • Бесконтрольный приём беременной женщиной лекарственных препаратов, курение, употребление алкоголя и наркотиков;
    • Перенесённые во время беременности инфекции, психотравмы;
    • Иммунологическая несовместимость матери и плода;
    • Осложнённые роды, во время которых произошло травмирование позвоночника или головы младенца;
    • Неполноценное питание будущей мамы или употребление пищи, содержащей пестициды и другие неполезные продукты;
    • Плохая экология;
    • Угроза прерывания беременности;
    • Высокая температура новорождённого (около 40 градусов), которая держится длительное время;
    • Приём лекарственных препаратов нейротоксического действия;
    • Перенесённая ребёнком в младенческом возрасте пневмония и тяжёлое заболевание почек;
    • Порок сердца.

    В течение нескольких десятилетий преобладало мнение, что основная причина развития синдрома гиперактивности у детей — нарушение семейных отношений и ошибки в воспитании, которые совершили родители. В настоящее время такой подход считают ошибочным. Сложная ситуация в семье, импульсивность взрослых лишь усиливают симптомы, но не могут быть фактором, провоцирующим развитие недуга.

    Проявление синдрома нехватки внимания и гиперактивности у ребёнка — это не результат плохого воспитания родителей или вседозволенности, а следствие особой работы мозга. Поэтому неврологи диагностируют это расстройство, как неврологическое заболевание. Многочисленные исследования показали, что причина болезни кроется в ДНК человека и в его основе лежат генетические факторы. Для возникновения недуга необходимо, чтобы сработал не один, а несколько различных генов.

    Синдром недостатка внимания и гиперактивности зачастую просто передаётся из поколения в поколение. Ребёнок с вероятностью 50% наследует синдром, если он был диагностирован хотя бы у одного из родителей. Риск возникновения заболевания примерно в 7 раз выше в тех семьях, в которых кто-то страдает от расстройства.

    Симптомы СДВГ в раннем возрасте

    Ребёнок, у которого диагностировали заболевание, проявляет гиперактивность абсолютно в любых ситуациях. Он неусидчив в своём доме или у незнакомых людей, в детском саду или школе.

    Наиболее ярко признаки расстройства проявляют себя в возрасте 5−10 лет, но распознать первые симптомы можно значительно раньше по характерным чертам поведения ещё грудного ребёнка:

    • Повышение мышечного тонуса младенца. Он старается поскорее избавиться от пелёнок и тугой одежды;
    • Новорождённый малыш раньше установленного срока начинает держать голову, а также переворачиваться, ползать, сидеть и ходить;
    • Родителям трудно уложить кроху спать, ребёнок спит урывками и значительно меньше нормы;
    • При переутомлении, как правило, впадает в истерику, вместо того, чтобы заняться спокойным видом деятельности или уснуть самостоятельно;
    • Яркий свет, громкие звуки, резкие движения и смена обстановки вызывают громкий плач;
    • Частая неоднократная рвота фонтаном, не похожая на срыгивание;
    • Чаще всего малыш выбрасывает новые игрушки, не успев их хорошо рассмотреть.

    Подобные признаки нарушения поведения нередко указывают на склонность ребёнка к СДВГ, но также могут присутствовать у многих активных детей, не достигших возраста трёх лет.

    Следствием синдрома является нарушение функционирования детского организма. У ребёнка возникают проблемы с пищеварением. Вегетативная нервная система активно стимулирует кишечник, результатом чего становится частая диарея. У гиперактивных детей чаще, чем у сверстников, обнаруживают аллергические реакции и высыпания на коже.

    Признаки синдрома у дошкольников и школьников

    Признаки дефицита внимания у детей дошкольного и школьного возраста определить немного проще, поскольку симптомы имеют более выраженный характер. Родители всё чаще замечают, что поведение их малыша отличается от окружающих сверстников и обнаруживают у детей признаки дефицита внимания и гиперактивности:

    1. Проблемы с концентрацией внимания. Ребёнок занимается интересными для него делами одновременно. Он может начать раскрашивать картинку, а затем бросить занятие, не доведя работы до конца. При чтении текста перескакивает через строчку. Не способен планировать и не отличает главное от второстепенного.
    2. Избегание рутинных дел и занятий. Под любым предлогом старается не выполнять действия, которые не представляют для него интерес на данный момент. Он прячется или убегает, может устроить истерику. Ребёнок проявляет больше внимания, когда в комнате тихо, и в ней не присутствуют другие люди.
    3. Чрезмерная активность. Совершает действия, не имеющие определённой цели, и словно не замечает их. Он может вращать руками и ногами, бегать, прыгать, стучать по предметам, ломать игрушки. Постоянно в движении, не ходит, а бегает.
    4. Очень громко и быстро говорит. Недослушав вопроса, сразу выкрикивает ответ, перебивая собеседника. Его мысли перескакивают с одной на другую, поэтому фразы не окончены и не обдуманы. Такое поведение обижает окружающих и приводит к конфликтам.
    5. Яркое проявление эмоций. У ребёнка очень выразительная мимика. Испытанный им страх, радость или удивление быстро появляются на лице и так же быстро исчезают.
    6. Импульсивность. Ребёнок — заложник своих желаний. Он действует необдуманно по первому побуждению и незамедлительно приступает к исполнению, не думая о последствиях. Для детей с диагнозом СДВГ не существует ограничений. На учебных занятиях школьник совершает резкие действия: вскакивает с места, шумит, выбегает в коридор во время урока, дерётся со сверстниками. Постоянно появляющиеся желания мешают довести задуманное до конца.
    7. Не умеет ждать. Незамедлительно делает то, что ему захотелось. Если не получает желаемого, истерит или сразу начинает заниматься другими делами.
    8. Частая смена настроения. В течение нескольких минут может перейти от плача к смеху. Он вспыльчив и в приступе гнева швыряет предметы, дерётся, портит вещи обидевшего его человека. Не вынашивает плана мести, а приступает к драке сразу.
    9. Отсутствие чувства самосохранения. У детей с синдромом СДВГ высок риск получения различных травм, они совершенно спокойно совершают поступки, которые представляют опасность для их жизни. Гуляют по крышам зданий, выходят на тонкий лёд только потому, что им так захотелось.

    Последствия патологии часто проявляются в виде заикания и энуреза. У детей снижается аппетит и наблюдается бессонница, они жалуются на сильные головные боли и быструю утомляемость.

    Нервная система таких детей слишком уязвима и не способна осилить тот объем информации, который поступает из внешнего мира. Она словно защищается от большой нагрузки чрезмерной активностью, импульсивностью и невозможностью сконцентрироваться.

    Одновременно с основными симптомами, проявляются и другие второстепенные признаки СДВГ у детей:

    1. Возникновение трудностей в обучении при нормальном интеллектуальном развитии. Испытывает проблемы со школьными заданиями, особенно с чтением и письмом, не умеет воспринимать буквы и звуки по отдельности. Не способен понять арифметику.
    2. Нарушение в общении. Такой ребёнок навязчив по отношению к окружающим, им неважно сверстник это или совершенно незнакомый человек. Он слишком эмоционален и агрессивен.
    3. Эмоциональное развитие сильно отстаёт. Ребёнок неуравновешен, не терпит критики, его поведение не соответствует возрасту. Эмоциональное развитие отстаёт примерно на 30%, хотя интеллектуальное соответствует норме. К примеру, поведение 12-летнего ребёнка схоже с поведением 8-летнего.
    4. Низкая самооценка. Постоянные претензии и критика со стороны родителей и взрослых убеждают детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, что они плохие и хуже сверстников. Это усугубляет ситуацию и делают их отстранёнными, несчастными. По мнению психологов, такое отношение может привить ненависть к окружающим.
    5. Проблемы с координацией. Это и нарушение равновесия (таким детям сложно кататься на велосипеде или роликовых коньках), они не способны к спортивным играм, не могут нормально завязать шнурки и раскрашивать картинки.

    На первый взгляд, симптомы у детей часто напоминают избалованность. При подозрении на СДВГ и появлении первых признаков следует сразу обратиться к неврологу или психиатру, который поставит точный диагноз.

    Говорить о гиперактивности можно только тогда, когда у ребёнка обнаружены как минимум 6 ярко выраженных признаков, и они сохраняются в течение полугода и больше. Причём эти признаки должны присутствовать постоянно, а не время от времени и мешать ребёнку нормально развиваться.

    ourkids.ru

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: лечение

    В медицине термин «СДВГ» используется для определения неврологического расстройства поведения. Данный синдром появляется в детском возрасте и характеризуется проблемой концентрации внимания, повышенным возбуждением и высоким уровнем импульсивности. В данном состоянии возбуждение значительно превышает торможение. Давайте разберем, как проявляется синдром дефицита внимания у детей, и рассмотрим причины его появления.

    Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко

    Механизм развития

    По мнению специалистов из области психологи, синдром дефицита внимания развивается под влиянием целого ряда различных факторов. В свою очередь, биологические факторы подразделяются на две категории. Причины появления подобного состояния чаще всего связаны с различными проблемами, возникающими во время беременности. К факторам риска относятся:

    1. Злоупотребление спиртными напитками и сигаретами во время вынашивания плода.
    2. Сильный токсикоз, осложнения после наркоза или кесарева сечения.
    3. Иммунная несовместимость, нарушение психоэмоционального баланса, нервные расстройства.
    4. Неблагоприятная психосоциальная среда, эмоциональные потрясения, панические атаки.
    5. Наследственная предрасположенность и проблемы, возникшие во время родов.

    Помимо этого, на развитие СДВГ влияют такие факторы, как простудные заболевания в сочетании со стремительным увеличением температуры тела, перенесенные в младенческом возрасте. По мнению специалистов, подобные болезни могут в значительной мере повлиять на развитие интеллектуальных способностей. Также специалисты выделяют возможность влияния социальных причин, которые выражаются в виде особенностей воспитания и педагогической запущенности. На развитие рассматриваемого синдрома имеет влияние множество различных факторов социального характера, поэтому каждый случай рассматривается врачами в индивидуальном порядке.

    Признаки развития синдрома

    Разбирая вопрос о том, СДВГ что это такое у детей, следует обратить внимание именно на основные признаки развития этого синдрома. Для выявления гиперактивности у ребенка существуют специальные методики. Помимо этого, пристальное внимание к его поведению может помочь своевременно обнаружить первые симптомы заболевания. Детям с рассматриваемым диагнозом достаточно сложно концентрировать свое внимание, поэтому они избегают шумных помещений. Во время выполнения различных задач, ребенок может часто отвлекаться на внешние раздражители. Несмотря на то что он может охотно браться за решение какого-либо вопроса, такой ребенок редко доводит дело до конца.

    Нередко подобные дети демонстрируют проблемы с восприятием окружающего мира. Невнимательность и несобранность выражается в частой потере личных вещей и забывчивости. Признаки повышенной активности могут выражаться в проблемах с усидчивостью и невозможностью находиться в спокойном состоянии в течение длительного промежутка времени. Такие дети постоянно находятся в движении и занимаются каким-либо делом (играют, рисуют, собирают конструктор и прочее).

    СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания

    Состояние импульсивности проявляется в виде трудностей с нахождением на одном месте. Излишняя говорливость приводит к тому, что ребенок отвлекает других детей во время школьных занятий. Проблемы в самоконтроле часто приводят к трудностям общения со сверстниками. Перемены в настроении и задиристый нрав могут сделать такого ребенка изгоем. Вышеперечисленные симптомы могут говорить не только о наличии СДВГ, но и о простой избалованности, поэтому очень важно тщательно проанализировать действия ребенка.

    Психологи отмечают тот факт, синдромы гиперактивности проявляются в виде циклического мышления. Повышенная мозговая активность в течение короткого промежутка времени сменяется отдыхом, во время которого ребенок накапливает энергию. В такие моменты и происходит своеобразное выпадение из реальности. Далее активность мозга снова набирает свою силу, и ребенок проявляет способность к выполнению различных задач. Это состояние на языке медицины именуется термином «мерцающее внимание». Только дополнительная двигательная стимуляция позволяет ребенку с синдромом СДВГ находиться в сосредоточенном состоянии.

    Таким образом, активации центров равновесия способствуют различные проявления двигательной активности. Для примера можно привести ситуацию, где ребенок постоянно качается на стуле, для того, чтобы как можно сильнее сконцентрироваться. Отсутствие движения в этом примере приводит к снижению активности мозга.

    Как самостоятельно диагностировать СДВГ

    Диагноз невролога СДВГ, что это такое? Этим вопросом задаются многие родители. Для того чтобы на него ответить, нужно сделать небольшое отступление. Каждый ребенок появляется на свет обладая индивидуальностью. Эта индивидуальность проявляется в виде характера и темперамента. Дальнейшее развитие интеллектуальных способностей и темперамента зависит от окружающей психологической среды. Помимо этого, на развитие ребенка оказывают влияние определенные нервные процессы, включая торможение и возбуждение.

    Существует четыре основных вида темперамента – меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики. По мнению специалистов из области психологии, чистого проявления одного из этих видов в природе не существует. У каждого человека темперамент проявляется по-разному, однако психика включает в себя все четыре вида. Чрезмерная подвижность, истеричность и проявление активности не всегда говорит о наличии синдрома дефицита внимания.

    Симптомы СДВГ у детей проявляются в виде постоянного нахождения в состоянии возбуждения. Таким образом, СВДГ может иметь сходство с проявлением одного из типов темперамента. Заметив у ребенка высокую двигательную активность, чрезмерную эмоциональность и быструю возбудимость следует обратиться за консультацией к психотерапевту.

    Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания

    Международная классификация

    В международной классификации, специалисты из области психиатрии выделяют несколько форм проявления рассматриваемого синдрома:

    1. Смешанная – комбинация проблем с концентрацией внимания и гиперактивности. Данная форма чаще всего наблюдается у мальчиков.
    2. Невнимательная – эта форма дефицита внимания наиболее распространена среди девочек, обладающих развитой фантазией.
    3. Гиперактивная – этот тип заболевания может являться проявлением особенностей темперамента, а также являться следствием нарушений в работе центральной нервной системы.

    Клиническая картина

    Исследователи данного вопроса говорят о том, что гиперактивность может проявиться даже во время вынашивания плода. Подвижность ребенка в утробе матери представляет высокую опасность для жизни обоих, так как увеличивается риск гипоксии из-за обвития плода пуповиной.

    Гиперактивность в младенческом возрасте проявляется в виде повышенной возбудимости и чрезмерной плаксивости. Помимо этого, у младенцев с СДВГ наблюдается повышенная двигательная реакция. К данным симптомам прибавляются задержки в речевом развитии, проблемы со сном и повышенная чувствительность к различным раздражителям. Но прежде чем самостоятельно ставить диагноз и заниматься лечением, следует вспомнить о том, что проявление капризности может быть вызвано неправильным питанием, коликами и растущими зубами.

    В более старшем возрасте (2—3 года) СДВГ проявляется в виде неусидчивости, избыточности движений и нарушениями мелкой моторики. Именно в этом возрасте, гиперактивность начинает проявляться более явно. Ребенок может проявлять несобранность, и неспособность сосредоточиться на одном деле. Капризность, забывчивость и непослушание может привести к внутренним разладам в семье. По мнению психологов, данный возраст является переломным для малыша, и он старается вовсю проявить свой характер. На этом фоне, симптомы свойственные СДВГ могут иметь более яркую выраженность.

    Дети с СДВГ в школе сталкиваются с проявлением собственной низкой самооценкой и неуверенностью. Зачастую у них наблюдаются различные страхи, приступы мигрени, энурез и нервный тик. Проблема с концентрацией внимания выливается в неусидчивость и частые перемены настроения. Ситуация ухудшается непредсказуемостью и неуравновешенным поведением.

    При СДВГ в определенных частях мозга может недоставать некоторых химических веществ

    Куда обратиться за помощью

    Если вы столкнулись с вышеописанными проблемами, то первым делом следует посетить невролога. Специальный тест на реакцию, обследование нервной системы и дополнительные анализы, помогут поставить точный диагноз. Также следует получить консультацию детского психолога. Существует несколько методик, позволяющих оценить способность к концентрации, внимательность и память. Помимо этого, необходимо оценить эмоциональное состояние ребенка.

    Перевозбудимость и напряженность часто проявляется у детей школьного возраста.

    Специалисты говорят о том, что дети с дефицитом внимания проявляют особенности своего заболевания в своих рисунках. Поверхностные образы, резкие мазки и чрезмерные нажимы могут говорить о неспособности сосредоточиться. При диагнозе дефицит внимания и гиперактивность, родителям следует проявлять как можно больше понимания. Очень важно правильно определить диагноз, так как симптомы, свойственные рассматриваемому синдрому, характерны и для других заболеваний нервной системы.

    Методы лечения

    Лечение синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей включает в себя использование медикаментов, психологическую коррекцию и правильный подход к воспитанию. Перед тем как приступить к лечению, необходимо пройти ряд обследований, для оценки состояния центральной нервной системы. Помимо этого, ребенок должен посещать занятия лечебной физкультуры, для того, чтобы научиться правильно дышать. В коррекции синдрома должны принять участие как родители ребенка, так и близкие родственники. На начальном этапе, родителям очень важно обучиться определенным психологическим приемам.

    Медикаментозная терапия используется только в составе комплексного лечения. Чаще всего детям с дефицитом внимания назначаются препараты из ноотропной группы. Такие препараты, как «Энцефабол» и «Кортексин» позволяют наладить мозговую активность и нормализовать память. В зависимости от формы проявления данного синдрома, ребенку могут быть назначены лекарственные средства, содержащие в своем составе гаммаминомаслянную килоту. К этой категории медикаментов относятся «Фенибут» и «Пантогам», которые позволяют снизить гиперактивность ребенка. Использовать приведенные препараты следует только после консультации с неврологом, так как самостоятельное использование сильнодействующих средств может навредить ребенку.

    Хотя СДВГ не является образовательной проблемой, он может помешать учебе

    Для того чтобы нормализовать мозговую активность, следует уделять особенное внимание ежедневному рациону. Растущий организм нуждается в ежедневном поступлении таких полезных элементов, как кальций, магний и кислоты «Омега-3». Вышеперечисленные элементы содержатся во многих крупах, злаковых культурах, картофеле и орехах. В ежедневный рацион ребенка должны входить продукты, содержащие в себе «лецитин» и «холин». Эти элементы содержатся в кисломолочных продуктах, мясе и рыбе.

    Занятия с детьми с СДВГ должны быть построены с учетом особенности их мышления. Помимо этого, рекомендуется уделять повышенное внимание кинезиотерапии. Глазодвигательные упражнения, сеансы массажа, растяжка и дыхательные упражнения позволяют грамотно подавить излишнюю активность ребенка.

    Как предупредить развитие дефицита внимания

    Для того чтобы снизить вероятность формирования СДВГ, на этапе планирования беременности следует заранее подготовиться к созданию всех необходимых условий для нормального течения процесса вынашивания плода. Особую роль играет психоэмоциональный климат внутри семьи.

    В той ситуации, когда ребенку устанавливается диагноз СДВГ, необходимо как можно скорее начать лечение. Правильный подход к терапии позволит ребенку обуздать собственные эмоции и наладить контакт с окружающими людьми.

    ktovdepressii.ru

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания — хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте. Многие симптомы СДВГ не являются «специфическими» для данного заболевания, и в той или иной мере могут проявляться абсолютно у всех детей. Дети с СДВГ имеют, прежде всего трудности концентрации внимания, повышенную двигательную активность (гиперактивность), и у них наблюдается импульсивность поведения ( практически неуправляемая).

    Причины развития

    СДВГ является стойким и хроническим синдромом, излечения которого в современной медицине нет. Считается, что дети могут « перерасти» этот синдром, или приспособиться к его проявлениям во взрослом возрасте.

    В семидесятых годах прошлого столетия существовало много споров по поводу СДВГ среди медицинских работников, педагогов, родителей, политиков. Одни говорили, что этого заболевания не существует вообще, другие доказывали, что СДВГ передается генетически, и есть физиологические основы для проявления этого состояния. Ряд ученых доказывает влияние условий климата на развитие СДВГ.

    Есть основания полагать, что острые или хронические интоксикации (употребления алкоголя, курение, наркотических веществ) во время беременности и кормления грудью в дальнейшем могут оказать свое влияние на проявление СДВГ у детей. Гестоз, токсикоз, эклампсия в родах, преждевременные роды, задержка внутриутробного развития плода, кесарево сечение, затяжные роды, позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание с рождения и недоношенность -также являются факторами риска развития этого синдрома.

    Черепно-мозговые травмы и перенесенные инфекционные заболевания могут влиять на развитие гиперактивности у детей. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у таких детей находят дефицит дофамина и норадреналина.

    Признаки

    Принято выделять три типа СДВГ: случай с дефицитом внимания, случай с гиперактивностью ребенка и импульсивностью, а также смешанный тип .

    По статистике американских ученых, это нарушение наблюдается в среднем у 3-5% американских детей, чаще всего признаки этого заболевания проявляются у мальчиков. Многие признаки СДВГ у детей выявляются не всегда. Первые симптомы гиперактивности манифестируют еще в детском садике и в начальных классах школы. Психологи должны наблюдать за детьми на уроках в школе, и как они ведут себя дома и на улице.

    Дети с СДВГ не только не внимательны, они и очень импульсивны. У них отсутствует контроль поведения в ответ на какие-то требования. Такие дети быстро и самостоятельно реагируют на какую-либо возникшую ситуацию, не дожидаясь указаний и рекомендаций со стороны родителей и других взрослых. Такие дети не правильно оценивают требования учителей и задания. Дети с гиперактивностью не могут правильно оценить результаты своих действий, и какое разрушительное или отрицательное влияние они могут оказывать. Такие детки очень капризны, у них отсутствует чувство страха, подвергают себя не нужному риску, чтобы показать себя перед ровесниками. Дети с гиперактивностью очень часто получают травмы, отравления, портят чужое имущество.

    Диагностика

    Согласно международным критериям, диагноз СДВГ можно поставить детям при наличии у них соответствующих симптомов не ранее чем в 12 лет ( по данным зарубежных изданий этот диагноз правомочен и в шестилетнем возрасте ). Признаки СДВГ должны проявляться в разных обстановках и ситуациях. Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие шести основных симптомов (из ниже перечисленного списка), а если признаки заболевания сохраняются и старше 17 лет – достаточно 5-ти симптомов. Признаки заболевания должны проявляться стабильно в течение полугода и более. Существует определенная градация симптомов. Для синдрома невнимательности и для синдрома гиперактивности существуют свои симптомы, и они считаются отдельно.

    Невнимательность

    1. Мальчики и девочки с СДВГ в школе очень не внимательны, постоянно допускают ошибки на уроках и в домашнем задании. Пишут в тетради и на доске небрежно и неаккуратно.
    2. Во время занятий и игр со сверстниками такие дети всем мешают, не понимают правил игры, но пытаются в ней участвовать, очень не внимательны.
    3. У преподавателей и родителей создается впечатление, что ребенок не слышит то, что ему говорят.
    4. Может начать какое-то дело или занятие и не довести его до конца.
    5. Самостоятельную работу на уроке или дома выполняет с трудом.
    6. Если домашнее задание требует усидчивости, внимательности, длительного умственного напряжения, то он категорически отказывается их выполнять.
    7. Постоянно теряет свои школьные принадлежности, учебники, тетради, вторую обувь и т.д.
    8. На уроках очень легко отвлекается на посторонние дела.
    9. Постоянно все вокруг себя ломает, однако не признается, что это сделал он.
    10. Очень забывчив в простых повседневных и бытовых ситуациях.

    Повышенная активность у детей с СДВГ

    Гиперактивность у детей с СДВГ проявляется всегда и везде.

    1. Такие дети всегда и везде подвижны, ведут себя как «юла». Постоянно крутятся, бегают вокруг столбов и деревьев, вертятся на уроках, беспокойные даже во сне , воспроизводят в течении дня множественные и не контролируемые движения в кистях рук и даже в стопах ног.
    2. Может во время школьного урока встать со стула без разрешения учителя и пойти в неизвестном направлении.
    3. Постоянно находится в активном движении – бегает по школе, прыгает на переменах, громко кричит, пытается куда-то залезть и откуда-то спрыгнуть.
    4. Тихо и спокойно играть или чем-то заниматься такие дети не могут вообще. У таких детей нет хобби, они мало читают, не любят конструировать.
    5. Ни минуты не сидит на одном месте, находится в беспрерывном движении, как будто сзади к нему прикреплен «моторчик».
    6. Дети с СДВГ очень общительные, легко входят со всеми в контакт , болтливые, поверхностные в общении, часто забывают о чем они начинали говорить.
    7. Такие детки не могут ничего долго ждать, им надо все «здесь и сейчас».
    8. Постоянно лезет к другим детям, мешает им играть, забирает игрушки.
    9. Сон такого ребенка очень беспокойный, он всю ночь ворочается, не может найти правильное положение подушки, комкает одеяло, сбрасывает его с себя.

    Поведение при СДВГ может быть для родителей, учителей и других членов семьи «невыносимым». Чаще всего, именно родителей винят в плохом воспитании своего чада. Самим родителям очень трудно с такими детьми, и они постоянно испытывают чувство стыда за поведение своего сына или дочери. Постоянные замечания в школе на гиперактивность дочери или сына, на улице — от соседей и друзей.

    Наличие у ребенка диагноза СДВГ не означает, что родители его плохо воспитали и не научили как правильно себя вести. Родители таких детей должны понять, что СДВГ — это заболевание, которое требует правильного лечения. Родители и внутренняя обстановка в семье помогут мальчику или девочке избавиться от повышенной гиперактивности, стать более внимательными, лучше учиться в школе, и в дальнейшем адаптироваться к взрослой жизни. Каждый маленький человек должен открыть свой внутренний потенциал.

    Дети очень сильно нуждаются в родительском внимании и опеке. В мире современных технологий и при наличии денег, родители могут купить своему чаду любую игрушку, самый современный телефон, планшет и компьютер. Но, никакие современные «игрушки» не подарят вашему малышу душевного тепла. Родители должны не только кормить и одевать своих детей, они обязаны посвящать им все свое свободное время.

    Очень часто родители устают от своих детей с гиперактивностью и пытаются переложить все заботы о воспитании на бабушку и дедушку, но это не выход из сложившейся сложной ситуации. Родители таких « особенных» детей должны обратиться к психологу и решать эту проблему совместно с педагогами и медицинскими работниками. Чем раньше родители осознают всю серьезность СДВГ, и чем раньше обратятся к специалистам, тем лучше прогноз для излечения этого заболевания.

    Родители должны вооружиться знаниями об этом заболевании. Существует много литературы на эту тему. Только в тесном взаимодействии с врачом и педагогом можно достичь хороших результатов в лечении этого заболевания. СДВГ — это не «ярлык» и не стоит бояться этого слова. Нужно поговорить с учителями в школе о поведении своего любимого чада, обсудить с ними все проблемы, и убедиться, что учителя понимают, что происходит с их мальчиком или девочкой.

    odepressii.ru

    Дети с синдромом СДГВ - комплексный подход к решению проблемы (советы для родителей)

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

    СДВГ – одна из наиболее частых причин возникновения дефицита внимания у детей. По статическим данным, приведенным в зарубежных источниках, его частота среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Вроде бы, небольшой процент? А педагогам и родителям такие дети доставляют много хлопот.

    Если взять малокомплектную школу, в которой учится 100 детей, с большой долей вероятности 9 из них (примерно по 1–2 человека на класс) страдают СДВГ, и без особого педагогического подхода и лечения такие дети будут систематически срывать уроки почти во всех классах школы. Учителя знают – одного такого ребенка на класс хватает для полной дезорганизации, он и на других действует, как «катализатор».

    Итак, чтобы осмыслить, что такое СДВГ, нужно определиться с понятием «внимание» и разобраться, какие нарушения внимания бывают. Зачем это нужно? Дело в том, что суть школьной дезадаптации детей с СДВГ не только в их «плохом поведении». Основная беда – нарушение внимания, мешающее усвоению школьной программы.

    Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

    Внимание имеет три главных параметра: концентрация, объем и распределение.

    Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, так как заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на сей момент менее значимых дел.

    Объем. При любом виде деятельности здоровый ребенок способен, при достаточной концентрации на выполняемой задаче, удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. Например, ученик, занятый решением задачи, одновременно улавливает – находится учитель в классе или вышел, сработала ли сигнализация у машины под окном, о чем шепчутся соседи по партам. Правда, если он имеет достаточно широкий объем внимания, это не помешает ему работать.

    Распределение – как правило, любая работа включает в себя несколько составляющих, за выполнением которых нужно следить в процессе деятельности. Например, при написании сочинения или изложения по родному языку, нужно следить не только за содержанием  излагаемого материала, но еще и за грамотностью и аккуратностью. В таких случаях эффективная деятельность возможна только при одномоментном охвате с адекватным распределением внимания на все единицы восприятия, находящиеся в поле зрения.

    При СДВГ нарушены в той или иной степени все свойства внимания.

    Причины возникновения СДВГ

    1.Патология у матери в период беременности (токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя).

    2.Трудные роды, роды «кесаревым сечением» и тяжелое состояние ребенка после родов (находился в отделении патологии новорожденных на выхаживании).

    3.Черепно-мозговые травмы у ребенка (сотрясение мозга или более тяжелые).

    В результате воздействия всех этих неблагоприятных факторов замедляется созревание функциональных систем мозга, обеспечивающих, внимание, память, восприятие, несмотря на то, что уровень интеллекта – нормальный. Также отстает формирование процесса торможения, поэтому эти дети возбудимы с раннего возраста.

    Как отличить СДВГ от «избалованности и невоспитанности»?

    Вот основные признаки этого состояния:

    1.Ребенок ничем не может надолго заняться, «перескакивает» с одного на другое, мешает другим детям и раздражает взрослых, все время бегает, пытается куда-то залезть, причем – без определенной цели.

    2.Постоянно забывает дома – школьные принадлежности, а в школе – домашние вещи. Педагогу приходится постоянно проверять дневник этого ученика – он систематически забывает записывать домашние задания. Внешний вид его, как правило, бывает вполне аккуратным в начале учебного дня, но в конце – ребенка не узнать! Неряшлив, испачкан чем-то, пуговицы оторваны.

    3.Иногда, кажется, будто он не слышит слова, с которыми к нему обращаются.

    4.При выполнении любых заданий допускает множество «глупых» ошибок из-за торопливости и невнимательности, начатую работу недоделывает до конца.

    5.Старается избегать заданий, которые требуют длительного напряжения внимания.

    6.Сидя на стуле, не может удерживать позу – крутится, вертится. Может встать со своего места в классе во время урока.

    7.Болтлив, на вопросы отвечает «не в тему», недослушав их до конца. Когда знает ответ на предложенный классу вопрос, забывает поднять руку – выкрикивает с места.

    8.Все указанные нарушения не корректируются замечаниями, наказаниями и двойками. На фоне волнения, утомления ребенок становится еще более расторможенным и невнимательным.

    9.К концу учебного дня поведение и успеваемость заметно ухудшаются. Во время урока динамика такова – наибольшие трудности в дисциплинарном отношении и в усвоении материала наблюдаются в начале и в конце урока. Середина относительно благополучна.

    10.Все указанные нарушения наблюдаются не менее 6 месяцев.

    Наиболее распространенные ошибки, допускаемые родителями в процессе воспитания детей с СДВГ

    Недопустимы:

    1.Высказывание оценок: «Ты ни к чему не приспособлен», «Сколько раз тебе объяснять?». Подобные высказывания наносят непоправимый вред взаимоотношениям, а потому родитель должен сдерживать себя и осуждать конкретные поступки, не связывая их с личностью ребенка. Вообще личность не следует оценивать – ни положительно, ни отрицательно.

    2.Частые одергивания, порицания, когда родителям неловко за плохое поведение ребенка, и они как бы оправдываются, стремясь обвинить его, а не поддержать.

    3.Постоянные указания на недостатки. Некоторые родители предполагают, что подобные действия могут способствовать изменению поведения ребенка. На самом деле ребенок сам справится со своим недостатком при условии, что родители окажут ему  поддержки и  начнут доверять. Родителям необходимо не фиксировать недостатки, а подкреплять силы для самостоятельной борьбы ребенка с собственным недостатком, подчеркивая его достоинства.

    4.Невнимание к положительным сторонам личности. Хорошее в ребенке – как будто «так и надо», его не замечают. Хотя именно положительные черты личности являются основой для исправления недостатков. Ребенка надо хвалить, признавать достоинства, подчеркивать даже самые незначительные, мелкие достижения, делать на них акцент. Иначе у ребенка сложится впечатление о полной собственной никчемности, и бесполезности каких бы то ни было усилий, направленных на саморазвитие.

    5.Игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей. Родители часто руководствуются своими представлениями о наличии у ребенка желаемых качеств и общаются с ним так, будто он ими уже обладает, но не хочет поступать «как надо». Нужно постоянно задавать себе вопрос о границах возможностей ребенка. Эти границы (особенно для детей с СДВГ) могут быть значительно ниже, чем для других детей того же возраста. Нужно постоянно исследовать эти границы и понимать, что на данном этапе это предел его возможностей.

    6.Назидания, директивы. «Ты должен», «Ты опять ничего не сделал». Такой циркуляр, не обеспеченный поддержкой и деятельной помощью, вызывает у ребенка протест и приводит к противостоянию «ребенок – родитель». Если ребенок не справляется с порученным заданием, нужно выполнить это задание вместе с ним, сохраняя при этом спокойствие и доброжелательный тон общения.

    7.Невнимание к потребностям и переживаниям ребенка. Очень трудно понять, чего хотят дети, стремятся ли они измениться и стать лучше. Ведь  борьба с «отрицательными» качествами невозможна без желания самих детей измениться.

    Рекомендации родителям

    1.Родителям необходимо, вместе с ребенком составить и красочно оформить четкий распорядок дня, повесить в комнате и контролировать его соблюдение. Это нужно делать спокойно, но твердо. Родители должны давать ребенку возможность проявить ответственность – убирать за собой игрушки и посуду, кровать – важно добиваться этих вроде бы мелких, но важных дел неукоснительно. За сделанное – нужно хвалить. За несделанное – не ругать, а просто заставить сделать.

    2.Желательно избегать совместного посещения с ребенком крупных скоплений людей – магазинов, рынков.

    3.Родители должны помнить, что утомление усилит возбудимость ребенка, поэтому через каждые 20 минут занятий (например, выполнения домашнего задания) нужно разрешать отдохнуть. Уроки необходимо поделить на отдельные задания, чтобы за эти 20 минут ребенок мог выполнить что-то до конца, не бросая на середине задачу или упражнение. Придется смириться с тем, что первые 4 года обучения готовить уроки доведется вместе с чадом – не подсказывая, а лишь следя, чтобы ребенок не выбивался из методики выполнения той или иной работы. Можно проговаривать задания вслух – «давай рассуждать – как задачу решить». Если родители не имеют возможности самостоятельно выполнить все рекомендации  можно нанять педагога (не няню!) для индивидуальных занятий.

    4.Важно хвалить ребенка за все его «победы» – эти дети нуждаются в похвале больше, чем другие.

    Лечебное питание при чрезмерной активности и нарушении внимания у детей

    1.Усилить утомление, а значит – увеличить возбудимость может обилие сахара и сладостей, старайтесь заменять конфеты фруктами. Избегайте газированных вод с синтетическими красителями, «фаст-фуда», чипсов.

    2.Не надо давать ребенку по собственному почину препараты железа – только после анализа крови и назначения врача.

    3.Пища должна быть богата витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком – зерновой хлеб, овсяная каша, печень, яйца, молоко, красные сорта рыбы, сельдь, креветки, фасоль, абрикосы и курага, био-кисломолочные продукты, цитрусовые, смородина, любая зелень.

    Фитотерапия при чрезмерной активности и возбудимости

    1.Если у ребенка нет аллергии на эфирные масла, можно ежедневно, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью – 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.

    2.Нормализовать внутричерепное давление помогает боярышник – утром за 20 минут до еды можно давать капли настойки боярышника в дозе по 1 капле на год жизни (например, ребенку 5 лет – 5 капель, 8 лет – 8капель).

    3.Для засыпания можно делать успокоительные ванны – мята, хмель, пустырник, зверобой, шалфей – взять по 1 чайной ложке, залить 1\2 литра кипятка, настоять 2 часа в термосе и добавить настой в ванну. Поместить туда ребенка на 15–20 минут.

    Материал подготовила

    Воротникова С.Л., педагог-психолог

    МБОУ ЦДК «Детство» г.Краснодара

    cdk-detstvo.centerstart.ru


    Смотрите также