• Выделение неоклассического направления из субъективной школы обусловлено


    НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

    В последней трети XIX в. в противовес школе английских классиков возниклонеоклассическое (гр. neos - новый)направление экономической теории. Оно обладало рядом отличительных черт.

    Прежде всего, неоклассическое течение возникло в результате маржиналистской (фр. marginal - предельный) революции. Эта революция породила теорию предельной полезности и теорию предельной производительности труда и капитала.

    Классическое направление политической экономии не изучало поведение на рынке потребителей товарных благ и поэтому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел восполнили маржиналисты.

    Предшественниками маржиналистов считаются: Герман Генрих Госсен (1810-1858), Антуан Огюстен Курно (1801-1877), Иоганн Генрих фон Тюнен(1789-1850), Жюль Дюпои (1804-1866).

    Сочинение швейцарского автора Г. Госсена в момент своего появления не привлекло внимания. Разочарованный этим автор, скупил и уничтожил большую часть тиража, а вскоре он умер. Слава теоретика, опередившего свое время и действительно давшего цельную формулировку теории, совершившей переворот в экономической науке, пришла к нему посмертно. Маржиналисты признали его своим предтечей и дали его имя впервые сформулированным им 2-м законам: закону убывания предельной полезности и закону равенства взвешенных предельных полезностей

    Позднее было отдано должное как предшественникам маржинализма еще нескольким экономистам прошлого, особенно французам А.. Курно и Ж. Дюпюи и немцу И. Г. фон Тюнену.

    А. Курно еще в 1838 г. в своей книге подошел к понятию эластичности спроса. Рассматривая спрос как функцию цены, Курно заметил, что спрос может сильно меняться при относительно небольшом изменении цен (высокоэластичный спрос) и, наоборот, мало реагировать на значительное повышение цен (низкоэластичный спрос). Причем, последнее может проявляться и в случае предметов роскоши (скрипка или телескоп), и в случае предметов первой необходимости (дрова). На примере зависимости спроса от цены Курно впервые показал возможность применения высшей математики (дифференциального исчисления) в экономическом анализе.



    Впервые в истории предложилмодель максимизации прибыли монополи­стом: в условиях монополии на товар максимальный эффект (прибыль) достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек; при увеличении числа производителей максимум прибыли возникает при ра­венстве издержек производства и среднего дохода.

    И. фон Тюнен также применил аппарат дифференциального исчисления. Он заложил основы теории размещения производительных сил и теории предельной производительности. Исследуя в своей работе производственную функцию, завися­щую от факторов производства, автор доказывает, что наиболь­ший чистый доход достигается, если предельные издержки каж­дого фактора производства будут равны предельной отдаче каждого фактора. И.Г. Тюнен пришел к мысли о том, что бедность и низкий уровень жизни связаны с недостатком свободных земель.

    Маржинальная революция (переход от классической экономической школы к неоклассической теории)проходила в два этапа.

    Первый(70-80 гг. XIX в.) - получил название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Сама же ценность трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне. Основателями данной субъективно-психологической концепции стоимости и цены товара, противопоставленной трудовой теории стоимости стали профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921 гг.), Евгений Бём-Баверк (1851-1914 гг.) и Фридрих фон Визер (1851-1926 гг.) Их стали называть представителями австрийской школыполитической экономии.

    Второй этап - 90-е годы XIX в.. Для него характерны отказ от «субъективного направления» политической экономии и от психологического аспекта оценки полезности вещей. Основными представителями являютсяАльфред Маршалл(1842-1924), основатель кембриджской школы и основоположник американской школы маржинализма Джон Бейтс Кларк (1847-1938 гг.)

    Как отмечалось ранее, английские классики считали решающей сферой экономики производство и соответственно этому полагали, что рыночные цены определяются предложением благ со стороны товаропроизводителей. Австрийские экономисты,К. Менгер, Е. Бём-Баверки Ф. Визер наоборот, главную роль в хозяйственном развитии приписывали рынку и первенство в установлении цен отводили спросу покупателей. Изучая этот спрос, они впервые сформулировали психологические законы массового поведения потребителей рыночных благ.

    Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъективно - сам - определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Причем субъективная ценность всех потребительских благ, а стало быть, и их рыночная цена, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. По мере потребления новых единиц, долей блага (потребительной стоимости) темп нарастания пользы падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей, порцией снижается. Ценность благ (потребительных стоимостей) определяет не средняя, а наименьшая, добавочная полезность, приносимая каждой очередной и, в каждом конкретном случае, «последней», конечной единицей, долей блага. Для обозначения этой добавочной, наименьшей по величине полезности стал употребляться термин предельная полезность.

    В рыночной экономике полезности распределяются согласно ценам. Цена должна соответствовать предельной полезности товара (степени его важности и насыщенности им рынка). При повышении цен происходят сдвиги в структуре и иерархии полезностей, на практике - в структуре спроса и потребления.

    Принцип предельной полезности послужил своего рода отправным пунктом для последующей разработки положений и категорий, которые вошли в арсенал экономической науки в виде весьма важной, можно сказать, универсальной концепции предельных величин.

    Концепция предельных величин предусматривает учет не только затрат, но и результатов (полезности) как в сфере обращения, так и в сфере производства. Она нацеливает на минимизацию затрат и получение максимума полезности в различных областях деятельности. Эта концепция используется, к примеру, при разработке теории стоимости и ценообразования, при анализе поведения человека в условиях рыночной экономики, при обосновании факторов экономического роста и т.д.

    Маржиналистскую революцию продолжил основоположник американской политической экономии Д. Кларк.Концепцию предельной полезности потребительских благ он дополнилтеорией предельной производительности труда и капитала. И прямо противопоставил свою теорию классическому учению о прибавочной стоимости и эксплуатации рабочего класса при капитализме.

    По мнению Д. Кларка, центральное место в экономической теории занимает проблема распределения общественного продукта. Это распределение осуществляется в соответствии с вкладом каждого из равноценных факторов производства (труда, капитала и земли). Доходы рабочих и бизнесменов, по его мнению, соответствуют реальному вкладу труда и капитала в конечный продукт производства, что ведет к гармонии классовых интересов капиталистов и рабочих.

    Неоклассический переворот в экономический теории был произведен учеными из разных стран. Поэтому потребовалось обобщить и систематизировать его результаты. Эту задачу выполнил Альфред Маршалл(1842-1924), основатель кембриджской школы. Вклад А. Маршалла в разработку неоклассического направления некоторые историки экономических учений назвалимаршаллианской революцией.

    А. Маршалл считал себя преемником одного из английских классиков - Д. Рикардо и пытался соединить его учение о стоимости с теорией предельной полезности, разработанной Бем-Баверком.Он пришел к заключению, что Д. Рикардо и Е. Бем-Баверк практически сосредоточивала свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса, процесса формирования ценности. Маршалл переосмыслил, переработал теорию трудовой стоимости (объективная сторона, действие объективных факторов) и теорию предельной полезности (действие субъективных факторов) в теорию взаимных связей спроса и предложения. По его мнению, с равным основанием бесполезно спорить, какое лезвие ножниц разрезает кусок бумаги - верхнее или нижнее. А. Маршалл выявил функциональные зависимости между ценой и спросом, ценой и предложением.

    Проведенное А. Маршаллом обновление экономической теории коснулось и ее названия. Он исходил из представлений неоклассиков о том, что предметом данной теории является «чистая экономика» - хозяйственная деятельность частных собственников, независимая от общественной формы ее организации. Соответственно была провозглашена «социальная нейтральность» экономической науки. Вполне логично А. Маршалл считал, что надо отказаться от традиционного названия науки «политическая экономия», которое указывало на государственное управление национальным хозяйством. Поэтому свой главный труд он озаглавил «Принципы экономикс» (англ. «экономикс» означает экономические науки). Так, в 1890 г. появился первый «Экономикс», который на протяжении многих лет стал основным учебником для студентов высших учебных заведений Англии и США.

    Артур Пигу(1877-1959) – ученик и последователь А. Маршалла. Он занимался изучением проблем экономического благосостояния. В понятие индивидуального благосостояния А. Пигу, помимо наибольшей полезности от по­требления, включал показатели качества жиз­ни (безопасность, условия отдыха, жилищные условия, окружающую среду и т. д.).

    Другим фактором, влияющим на благосос­тояние, А. Пигу называет распределение дохода.Здесь автор выдвигает мысль о том, что пере­дача части дохода от богатых к бедным увели­чивает общенародное благосостояние.Видя проблему расточительства при исполь­зовании природных ресурсов, А. Пигу пришел к выводу о том, что свободный рынок порож­дает конфликты между частными и обществен­ными интересами. Поэтому государство долж­но осуществлять меры по защите интересов будущих поколений.

    Неоклассическая теория, в отличие от классической, не является цельной и строго субординированной системой взглядов. Она не представляет собой какой-либо единой завершенной концепции, хотя и выработала, в известной мере, общий понятийный аппарат, опирается на некоторые признаваемые большинством ее представителей принципы.

    Экономисты, которых сегодня называют неоклассиками, занимаются разработкой различных проблем и представляют практически не одну, а различные концепции и школы. При этом общность тематики, близость или сходство разрабатываемых проблем не означают общности во взглядах. Неоклассическое направление «объединяет», сводит под одну крышу представителей далеко не однородных школ, отличающихся и сферой интересов, и глубиной анализируемых проблем, и полученными результатами - выводами и рекомендациями.

    Неоклассическое направление — Студопедия

    Оно возникло в 70-80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв постепенности и нарушение преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У. С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления, – Л. Вальрас, В. Па-рето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию. Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

    Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую (математическую), кембриджскую, чикагскую и др.

    Особый интерес представляет австрийская школа.

    Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.


    Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 80-х гг. XIX в. «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции (фр. marginal – предельный).

    Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий – изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т. д.

    Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

    Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (1842–1924), издавший книгу «Принципы экономики».


    Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно необходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.

    Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние знания стоимости и цены.

    С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя, «экономического человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.

    Такой подход получил название микроэкономического.

    В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теории «экономики предложения», «рациональных ожиданий», «экономического роста», «общего экономического равновесия», «экономики благосостояния» и др.

    Обратимся к двум из них.

    Либерализм – это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов.

    Либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Он родился еще в XVIII в. в условиях промышленной революции и стал официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития. Главными теоретиками концепции современного либерализма (неолиберализма) являются Л. Мизес (1881–1973) и Ф. Хайек (18991992). В отличие от своих предшественников неолибералы оценивают процессы хозяйственной жизни не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономика). Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функционировать (например, законодательство, определяющее права собственности и юридически закрепляющее антимонопольную политику).

    На позиции либерализма медленно, но неуклонно переходит современная Россия.

    Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

    Основоположник монетаризма – создатель Чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый Милтон Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960-1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 90-х гг. XX в. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.

    Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами:

    1 Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.

    2 Отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.

    3 Используя принцип А. Смита «laissez faire» – «ласэ фэр» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.

    4 Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

    5 Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют «новый классический экономикс», лежащий в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием «мейнстрим» (mainstream – основное течение).

    6 Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками, формулами. А главное – несоциален.

    Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, волнообразен: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. «Первые звонки» о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.

    Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется кейнсианство.

    Теории, идеи и принципы неоклассической школы

    Неоклассическая школа – это направление, сформированное в экономической сфере, появилось оно в девяностых годах. Развиваться течение начало при втором этапе маржиналистской революции, а связано это с творческим началом кембриджской и американской школ. Именно они отказались рассматривать глобальные проблемы рынка в экономическом плане, а решили выявлять закономерности оптимального хозяйствования. Так начала развиваться неоклассическая школа.

    Идейность теории

    Развитие данное течение получило благодаря продвигаемым методологиям. Основные идеи неоклассической школы:

    • Экономический либерализм, «чистая теория».
    • Маржинальные принципы равновесия на микроэкономическом уровне и при условии полноценной конкуренции.

    Экономические явления начали анализировать, давать им оценку и делалось это со стороны субъектов хозяйственной деятельности, что задействовали в работе численные методы исследования и применяли математический аппарат.

    Какой объект исследования экономической науки?

    Объекта исследования было два:

    • «Чистая экономика». Основная суть заключена в том, что потребуется отвлечься от национальных, исторических форм, от типов собственности. Все представители неоклассической школы, как и классической, хотели сохранить чистую экономическую теорию. Они предлагали всем исследователям не руководствоваться неэкономическими оценками, так как это совершенно неоправданно.
    • Сфера обмена. Производство отходит на второй план, а вот решающим звеном общественного воспроизводства считается распределение, обмен.

    Если говорить точнее, то неоклассики, применяя на практике функциональный подход, соединили воедино область производства, распределения, обмена в две равноправные сферы целостного системного анализа.

    Какой предмет исследования данного течения?

    Неоклассическая экономическая школа выбрала предметом исследования следующее:

    • Субъективную мотивацию всей деятельности в области экономики, что пытается возвести на максимум выгоду и понизить траты.
    • Оптимальное поведение субъектов хозяйственной деятельности в среде, где ресурсы ограничены, для лучшего удовлетворения потребностей человека.
    • Проблему установления закономерностей рационального хозяйствования и при свободной конкуренции, обоснование законов, что положены в формирование ценовой политики, заработной платы, дохода и его распределение в обществе.

    Отличия классической и неоклассической школы

    Формирование неоклассического направления в экономике стало возможным благодаря работам английского экономиста по имени Альфред Маршалл. Именно этот человек разработал «Принципы экономиста» в 1890 году и считается законным основателем англо-американской школы экономической науки, что получила еще хорошее влияние в иных странах.

    Классики основное свое внимание уделяли теории ценообразования, а неоклассическая школа в центр исследования воздвигла законы формирования ценовой политики, анализ спроса рынка и предложений. Именно А. Маршалл предложил сформировать «компромиссное» направление касательно ценообразования, переработав полностью концепцию Рикардо и связав ее с направлением Бем-Баверка. Таким образом сформировалась двухфакторная теория стоимости, базирующаяся на анализе связей спроса и предложения.

    Неоклассическая школа никогда не отрицала необходимость в государственном регулировании, а это как раз одно из основных отличий от классиков, однако именно неоклассики считают, что влияние всегда должно быть ограниченным. Государство формирует условия для ведения хозяйственной деятельности, а рыночный процесс, построенный на конкуренции, способен гарантировать сбалансированный рост, равновесие между запросами и предложением.

    Также стоит сказать, что основным отличием неоклассической экономической школы является применение на практике графиков, таблиц, определенных моделей. У них это не только иллюстративный материал, но и основной инструмент для теоретического анализа.

    Что можно сказать об экономистах-неоклассиках?

    Представляют они неоднородную среду. Отличаются они сферой интересов, изучают различные проблемы и пути их решения. Еще отличаются экономисты применяемыми методиками, подходами к анализу всей деятельности. Это также является и отличием от классиков, у которых больше однородные взгляды, выводы, которые разделяют фактически все представители этого направления.

    Детальней о принципе от А. Маршалла

    В неоклассической школе экономики имеется самый главный принцип равновесия, который определяет всю концепцию данного направления. Что же означает равновесие в экономике? Это соответствие, существующее между спросом и предложением, между потребностями и ресурсами. Благодаря ценовому механизму устанавливаются ограничения потребительского спроса или же увеличиваются объемы производства. Именно А. Маршалл ввел понятие «равновесной стоимости» в экономику, что представлена точкой пересечения кривой спроса и предложения. Эти факторы являются главными слагаемыми цены, а полезность и издержки играют равноценную роль. А. Маршалл в своем подходе берет во внимание объективную и субъективную стороны. В кратком периоде равновесная стоимость формируется в точке пересечения спроса и предложения. Маршалл утверждал, что принцип издержек производства и «конечной полезности» является ключевой составляющей всеобщего закона спроса и предложения, каждый из которых можно сравнить с лезвием ножниц.

    Экономист писал, что можно бесконечно спорить с основанием того, что цена регулируется издержками производственного процесса, как и о том, что именно разрезает кусочек бумаги – верхнее лезвие ножниц или все же нижнее. В тот момент, когда спрос и предложение находятся в равновесии, то число товаров, что изготовляется за определенную единицу времени, можно считать равновесным, а стоимость их продажи – равновесной ценой. Такой баланс именуется устойчивым, а стоимость при малейшем колебании станет стремиться вернуться в прежнее свое положение, напоминая при этом маятник, что колеблется из стороны в сторону, стараясь вернуться в исходное положение.

    Равновесная цена имеет свойство меняться, она не всегда неизменная или данная. Все из-за того, что меняются ее составляющие: спрос либо растет, либо падает, как, впрочем, и само предложение. Неоклассическая школа экономики утверждает, что все изменения в цене происходят из-за следующих факторов: дохода, времени, перемен в экономической сфере.

    Равновесие по версии Маршалла – это равновесие, наблюдающееся только на рынке товаров. Достигается такое состояние только в рамках свободной конкуренции и никак иначе. Неоклассическая школа экономической теории представлена не только А. Маршаллом, но есть и другие представители, о которых стоит непременно упомянуть.

    Концепция Дж. Б. Кларка

    Американский экономист по имени Джон Бейтс Кларк использовал принцип предельных величин для разрешения проблем распределения «общественной прибыли». Как же он пожелал распределить часть каждого фактора в продукте? Он взял за основу соотношение пары факторов: труда и капитала, а после сделал следующие выводы:

    1. При численном понижении одного фактора отдача станет сразу же уменьшаться даже при неизменном состоянии иного фактора.
    2. Рыночная стоимость и доля каждого фактора устанавливаются в полном соответствии с предельным продуктом.

    Кларк выдвинул концепцию, в которой утверждается, что заработная плата работников совпадает с размерами продукции, которую требуется «приписать» предельному труду. При найме предприниматель не должен превышать определенные граничные показатели, за которыми сотрудники не станут приносить ему дополнительную прибыль. Товары, создаваемые «предельными» сотрудниками, и будут соответствовать оплате вкладываемого труда. Другими словами, предельный продукт приравнивается предельной прибыли. Весь фонд заработной платы представлен в виде предельного продукта, что умножается на количество принятых на работу сотрудников. Уровень оплаты устанавливается благодаря производимой продукции дополнительными работниками. Прибыль бизнесмена состоит из разницы, что формируется между величиной изготовленного продукта и той долей, что составляет фонд зарплаты. Кларк выдвинул теорию, согласно которой доход владельца производственного дела представлен в виде процента на вложенный капитал. Прибыль является результатом предпринимательства и упорного труда, образуется лишь тогда, когда владелец является новаторов, постоянно внедряет новые совершенствования, комбинации для улучшения производственного процесса.

    Неоклассическое направление школы по Кларку строится не на принципе трат, а на базе результативности производственных факторов, их вклада при изготовлении товаров. Цена формируется только стоимостью прироста товаров при применении в работе дополнительных единиц ценового фактора. Производительность факторов устанавливается принципом вменения. Любой вспомогательной единице фактора вменяется предельный продукт, без учета иных факторов.

    Теории благосостояния по Синджвику и Пигу

    Важные принципы неоклассической школы продвигали при помощи теории благосостояния. Большой вклад в развитие течения внесли еще Генри Сиджвик и Артур Пигу. Сиджвик написал свой трактат «Принцип политической экономии», где раскритиковал понимание богатства у представителей классического направления, их доктрину «естественной свободы», в которой сказано, что любой индивид для собственной выгоды работает на благо всего общества. Сиджвик говорит, что частная и общественная выгоды частенько не совпадают совершенно, а свободная конкуренция гарантирует продуктивное производство богатства, однако не может дать верного и справедливого деления. Сама система «естественной свободы» дает возможность разразиться конфликтным ситуациям между частными и общественными интересами, кроме того, конфликт возникает даже внутри общественного интереса, а значит, и между выгодой текущего и будущего поколений.

    Пигу написал «Экономическую теорию благосостояния», где в центре поставил понятие национального дивиденда. Главной задачей он установил определить соотношение экономических интересов общества и самого индивида в аспекте проблем распределения, применяя на практике понятие «предельного чистого продукта». Основное понятие в концепции Пигу – это дивергенция между частными выгодами, издержками от экономических решений людей, а также общественной выгодой и тратами, что выпадают на долю каждого человека. Экономист полагал, что не рыночные связи проникают очень глубоко в индустриальную экономику, представляют практический интерес, а вот средством воздействия на них должна выступать система субсидий и государственных налогов.

    Эффект Пигу вызвал небывалый интерес. Классики полагали, что гибкая заработная плата и подвижность цен – это две ключевые составляющие для равновесия инвестиций и сбережений, а также для спроса и предложения средств при полной занятости. Но вот о безработице никто не подумал. Теория неоклассической школы в условиях безработицы была названа эффектом Пигу. Он демонстрирует воздействие активов на потребление, зависит от денежной массы, что отражается в чистой задолженности правительства. Эффект Пигу базируется на «внешних деньгах», а не на «внутренних». При снижении цен и зарплат отношение «внешнего» ликвидного богатства к национальной прибыли растет до того момента, пока стремление к сбережению не станет насыщаться и не простимулирует потребление.

    Представители неоклассической школы не ограничивались только несколькими экономистами того времени.

    Кейнсианство

    В 30-х годах наблюдался глубокий спад в экономике США, потому многие экономисты пытались наладить ситуацию в стране и вернуть ей былое могущество. Джон Мейнард Кейнс создал свою интересную теорию, в которой он также опровергал все взгляды классиков на отведенную роль государству. Вот так появилось кейнсианство неоклассической школы, в котором рассматривалось состояние экономики в период депрессии. Кейнс считал, что государство обязано вмешиваться в экономическую жизнь из-за отсутствия необходимых механизмов для ведения свободной рыночной деятельности, которые стали бы прорывом и выходом из депрессии. Экономист полагал, что государство обязано повлиять на рынок для увеличения спроса, ведь причина кризиса крылась в перепроизводстве товаров. Ученый предлагал применять на практике несколько инструментов – гибкую кредитно-денежную политику и стабильную денежно-финансовую политику. Это помогло бы перешагнуть через неэластичность зарплаты путем изменения числа денежных единиц в обращении (если увеличить денежную массу, то зарплаты уменьшатся, а это простимулирует инвестиционный спрос и рост занятости). Еще Кейнс порекомендовал увеличить налоговые ставки, чтобы так профинансировать нерентабельные предприятия. Он полагал, что это понизит безработицу, уберет социальную нестабильность.

    Такая модель несколько ослабила циклические колебания в экономической сфере на протяжении пары десятилетий, но у нее были собственные недостатки, что проявились позже.

    Монетаризм

    Неоклассическая школа монетаризма пришла на смену кейнсианству, это было одно из направлений неолиберализма. Главным проводником этого направления стал Милтон Фридмен. Он утверждал, что неосмотрительное вмешательство государства в экономическую жизнь приведет к формированию инфляции, нарушению показателя «нормальной» безработицы. Экономист всячески порицал и критиковал тоталитаризм и ограничение прав человека. Он долгое время изучал экономические отношения Америки и пришел к выводу, что деньги – это двигатель прогресса, потому его учение и носит название «монетаризм».

    Потом он предложил собственные мысли для долгосрочной перспективы развития страны. Во главу угла ставятся денежно-кредитные методики стабилизации экономической жизни, гарантии занятости. Они полагают, что именно финансы – это главный инструмент, формирующий движение и развитие экономических отношений. Государственное регулирование обязано быть сведено к минимальному и ограничиться обычным контролем денежной сферы. Изменение денежного предложения должно напрямую соответствовать движению ценовой политики и национального продукта.

    Современные реалии

    А что еще можно сказать о неоклассической школе? Основные ее представители перечислены, но вот интересно – применяется ли данное течение на практике сейчас? Экономисты пересмотрели учения различных школ и неоклассиков в том числе и разработали современную экономику предложения. Что это такое? Это новая концепция макроэкономического урегулирования экономики при помощи стимуляции инвестиций, сдерживания инфляции и увеличения производства. Основными инструментами стимулирования стали пересмотр системы налогов, понижение трат из бюджета государства на социальные нужды. Главные представители этого течения – А. Лаффер и М. Фелдстайн. Именно эти американские экономисты полагают, что политика, нацеленная на стимуляцию предложения, будет двигателем всего, в том числе и преодоления стагфляции. Сейчас рекомендациями этих двоих ученых пользуются многие страны, в том числе США, Великобритания.

    Что по итогу?

    Неоклассическое течение было необходимостью в те времена, ведь все понимали, что теории классиков не работали, потому кардинальные изменения в экономической жизни требовались многим странам. Да, неоклассическое учение оказалось несовершенным и в некоторых своих периодах совершенно бездейственным, однако именно такие колебания помогли прийти к формированию сегодняшних экономических отношений, которые во многих странах весьма успешны и развиваются очень быстро.

    Выделение неоклассического направления из субъективной школы обусловлено А) доказательство теоремы слуцкого Б) обоснование Ф.Визером принципа издержек упущ выгоды В) разграничением В.Паретто координалисткой и ординалисткой концепцииполезности С) разработкой Кларксом теории Предельной производительности

    Любая задача, выполняемая добросовестно, всегда трудна. Но результат добросовестной работы всегда приносит положительные результаты.  Если говорить о *бизнесе, то на это потребуются огромные финансовые вложения, полная самоотдача делу не только руководителя, но и всей команды. Все зависит от того, насколько руководитель морально готов к ведению бизнеса. Еще Наполеон в свое время говорил, что "весьма трудно управлять, если делать это добросовестно". Команду надо уметь не только организовать, но и поддерживать стремление двигаться вместе, укреплять позиции, - в этом будет заслуга руководителя. А если руководитель бизнеса не будет выплачивать вовремя  зарплату своим сотрудникам - это будет нарушением  законодательства, что в итоге можно назвать недобросовестным управлением. Может ли руководитель в этом случае рассчитывать на лояльность  и высокую производительность труда своих сотрудников? Конечно, нет.    

    Идея бизнеса должна оправдывать вложения собственных средств. С заказчиками и поставщиками необходимо работать по принципу: «…сегодня деньги, завтра стулья». Если предприниматель получает выручку за проданный товар, то образуется прибыль.  Однако, эта прибыль не достается предпринимателю полностью. Он получает только часть ее, т.к. надо еще уплатить налоги, внести платежи финансовым органам. Величина налогов и платежей зависит от вида предпринимательской деятельности, используемых ресурсов, предоставляемых льгот. Нельзя потерять кредит доверия к окружающим и собственное доверие к самому себе. Находить решение любых проблем, пользоваться финансами на основе библейских истин: «Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга».

     

    Природные - земля, семя репки
    трудовые - дед, баба и все остальные
    капитальные - не было 

    Скорей всего то,что большенство людей имеют определенную грань во всем. И частой проблемой граней является финансы.Ведь когда у людей на что-то не хватает или же долго копят,не могут этого преобрести-это не модет быть свободой. И в чем-то это высказывание верное

    Нравиться, распределением.

    ПЕРЕРАБОТКА СЫРЬЯ (МЫСАР ПЛАСЬТИКОВЫЙ) 

    Общая характеристика неоклассической школы

    Введение

    Термин "неоклассическая школа" в экономической науке с точки зрения преемственности своих предшественников по "классической школе".

    Неоклассики переняли у классиков, главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление "держаться чистого знания" или, как еще говорят, "чистой теории" без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому, признавая, что маржиналисты "второй волны" в отличие от маржиналистов "первой волны", да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого — к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системы, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход исследования хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же самое время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки как проблематики социальной, так и макроэкономической направленности.

    Прежде всего, нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма).

    1 Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы?

    Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842–1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» (1890 г.) (в русском переводе «Принципы политической экономии») считается основателем англо-американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.

    В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

    А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка – трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

    Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

    Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

    Одна из особенностей неоклассической школы – широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

    1.1 Принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом

    Принцип экономического равновесия является одним из определяющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономике – это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

    Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора – слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

    В подходе А. Маршалла учитываются как объективная (издержки производства), так и субъективная (полезность благ) сторона.

    В коротком периоде равновесная цена образуется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса . По словам Маршалла, «принцип издержек производства и принцип "конечной полезности", без сомнения, являются составной частью одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».

    Равновесная цена

    Маршалл также пишет: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».[2, с.12]

    «Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

    Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки».

    Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос – под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности торта; предложение – в результате возрастания или убывания предельных издержек. Изменения происходят под воздействием многих факторов: доходов, времени, перемен в экономической ситуации.

    Равновесие по Маршаллу – это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего – свободной конкуренции.

    1.2 Концепция Дж. Б. Кларка. Распределение дохода между производственными факторами

    Принцип предельных величин был распространен неоклассиками на сферу производства. Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847–1939) использовал этот принцип (наряду с другими) для решения проблемы распределения «общественного дохода».

    Как определить долю каждого фактора в продукте?

    Кларк рассматривает соотношение двух факторов – труда и капитала и делает следующие выводы:

    1) с количественным увеличением одного фактора (при неизменности другого) его отдача постепенно уменьшается;

    2) рыночная цена, а значит, и доля каждого фактора устанавливается в соответствии с предельным продуктом, который создается с помощью этого фактора.

    Согласно концепции, выдвинутой Кларком, заработная плата наемных работников совпадает с размером продукта, который следует «приписать» (вменить) предельному труду. При найме рабочих предприниматель не будет превышать границу, за которой дополнительные работники не приносят ему дополнительного дохода. Продукт, создаваемый «предельными» работниками, и соответствует оплате их труда.

    Иначе говоря, предельный продукт равен предельному доходу.

    Весь фонд заработной платы представляет собой предельный продукт, умноженный на число работников. Продукт труда дополнительных работников устанавливает уровень оплаты всех занятых на данном предприятии.

    Доход предпринимателя есть разница, которая образуется между величиной созданного продукта и той частью, которая представляет собой фонд заработной платы. Если заработная плата определяется предельной производительностью труда, то доход предпринимателя – предельной производительностью капитала (его последней, добавленной единицей). По теории Кларка, доход предпринимателя как владельца средств производства представляет собой процент на вложенный капитал. Прибыль же – результат предпринимательской функции владельца капитала. Она образуется в случае, когда предприниматель выступает в качестве новатора, внедряет усовершенствования, новые комбинации производства.

    Особенность распределительной концепции Кларка состоит в том, что она опирается не на принцип «затрат», а на принцип результативности производственных факторов, их вклада в создание продукта.

    «Цена» фактора, по Кларку, определяется стоимостью прироста продукции при использовании дополнительной единицы этого фактора.

    Производительность факторов определяется в соответствии с принципом вменения. Каждой дополнительной единице фактора вменяется весь дополнительный («предельный») продукт без учета участия в этом процессе других факторов. Предельная производительность каждого фактора производства соответствует величине созданного им предельного продукта.

    1.3 Теория благосостояния Сиджвика и Пигу

    Важным течением в неоклассической науке была теория благосостояния. Значительный вклад в нее внесли Генри Сиджвик (1838-1900) и Артур Пигу (1877-1959).

    В своем трактате "Принцип политической экономии" Сиджвик подверг критике понимание богатства у классиков, их доктрину "естественной свободы", согласно которой каждый индивид, преследуя собственную выгоду, одновременно служит выгоде всего общества. Доход общества слагается из доходов частных лиц. Сиджвик утверждает, что частная и общественные выгоды не совпадают; что свободная конкуренция обеспечивают эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система "естественной свободы" порождает конфликты между частными и общественными интересами. Более того, конфликт возникает также внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Сиджвику в первую очередь обязана своим формированием доктрина о смешанной экономике.

    Главное сочинение А. Пигу - "Экономическая теория благосостояния" (первое издание - 1920 г.). В центре его теории - понятие национального дивиденда (национального дохода). Пигу поставил задачу - выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие "предельный чистый продукт".

    Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими как результат экономических решений отдельных людей, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Он считал, что нерыночные связи глубоко проникают в индустриальную экономику и представляют собой большой практический интерес. Средством воздействия на них должна быть система государственных налогов и субсидий.

    Обратим внимание также на эффект Пигу. Классики считали, что при наличии гибкой заработной платы и подвижных цен процентная ставка будет приводить в равновесие сбережения и инвестиции, а также спрос и предложение денег при полной занятости. А как обстоит дело в условиях безработицы? Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на "внешних деньгах" (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от "внутренних денег" (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения "внешнего" ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

    Сравнительная таблица различий двух направлений в развитии экономической мысли IXX в начале ХХ веков

    Классическая экономическая теория

    Маржинализм

    Основная идея

    Базировались лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине.

    маржинализм базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях.

    Теория стоимости

    по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке – издержками производства).

    По концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, то есть учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

    Количественная теория денег.

    Ведь классики в противовес примитивному инфляционизму своих предшественников – меркантилистов еще со времен Д.Юма, то есть боле ста лет, «доказывали» степень ненейтральности денег ходя бы в краткосрочном периоде, они не допускали возможность позитивного воздействия ползучей инфляции на производство и занятость. Согласно их интерпретации количественной теории денег речь идет о «простой ясной теореме пропорциональности».

    маржинальная революция» дала «новые доказательства» для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рекардо-Миля. В результате «пришло время» неформального признания главных функций денег: средство обращения; мера стоимости или единицы счета; средство сбережения, накопления или средства сохранения стоимости.

    Методология

    классики подразделяли экономические явления тенденциозно, считая, в частности сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость – исходной категорией всего экономического анализа

    маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, то есть материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

    Заключение

    В данной контрольной работе была раскрыта тема «Общая характеристика неоклассической школы». Рассмотрены Теория благосостояния Сиджвика и Пигу Концепция Дж. Б. Кларка. Принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом. Даны ответы на следующие вопросы: Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы? Дали сравнение двух направлений в развитии экономической мысли IXX в начале XX веков.

    Список литературы

    1. Блауг С.А. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело ЛТД, 1994.
    2. Бартенев С.А. История экономических учений: в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 1998.
    3. Кларк Д.Б. Распределение богатства. – М.: Экономика, 1992.
    4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - Пресс, 1996.
    5. Маршалл А. Принципы экономической науки. Кн. I-III – М.: Прогресс, 1993.
    6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968.
    7. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1997.
    8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996.

    4.4. экономическая теория благосостояния • История экономических учений, Л.В. Горяинова, 2007

    4.4. экономическая теория благосостояния

    Теория благосостояния сосредоточена вокруг следующих проблем:

    содержание понятия общественного блага, или пользы (полезности), и механизм, позволяющий выявить это благо: рынок, голосование или политический диктат;

    соотношение общего блага и результатов деятельности индивидов, преследующих свои собственные цели и влияние на этот процесс институциональной структуры экономической системы. Обсуждается вопрос о том, какое устройство системы обеспечивает лучшее соотнесение частных интересов и общественного блага: свободный рынок, рынок с элементами регулирования, централизованный механизм принятия решений и управления.

    Можно выделить два подхода к решению вопроса о сущности общественного блага. Согласно первому, общественное благо характеризуется целевой функцией, которая подлежит оптимизации. Согласно второму, это в некотором смысле наилучшее состояние с точки зрения индивидов.

    4.4.1. Первый подход к определению общественного блага

    Первый подход позволяет выработать идею социально-экономического управления, предполагающего знание общественной целевой функции и способов ее оптимизации. Но он не дает ответа на вопрос о том, каким образом выявить эту функцию. Одним из способов является голосование и решение большинством голосов, однако этот способ не гарантирует в общем случае выявления общественных предпочтений. В

    84

    русле данного подхода создавал теорию Артур Пигу (18771959 гг.). В книге «Богатство и благосостояние» (1912 г.) и в ее переработанном и расширенном виде под новым названием «Экономическая теория благосостояния» (1920 г.) он развивал принцип «наибольшее благо для наибольшего числа людей». Максимум благосостояния может быть достигнут путем более равномерного распределения доходов, хотя это может отрицательно повлиять на накопление капитала и производственную энергию.

    Доход подвержен действию принципа убывающей полезности. В результате перераспределения дохода сумма удовлетворения бедных слоев общества возрастет больше, чем уменьшится сумма удовлетворения богатых. Поэтому он выдвигает идею умеренного перераспределения доходов посредством активной налоговой политики государства, обосновывает необходимость прогрессивной системы налогов, введения налога на наследство.

    Пигу разграничивает общественные и частные издержки и выгоды, в современной интерпретации это идея так называемых внешних эффектов. Предложение Пигу состояло в том, чтобы «интернализовать», т.е. сделать из неявных явными различия между общественными и частными выгодами и издержками. Это, по его мнению, может сделать лишь государство, например, с помощью налоговой политики.

    Пигу проводит различие между благосостоянием отдельных лиц, социальных групп и общим благосостоянием нации. Последнее шире двух первых и включает не только уровень доходов, но и условия труда и отдыха, обеспеченность жильем, доступность образования.

    Существуют различные причины, как утверждает Пигу, нарушающие совершенство рыночного механизма и вызывающие расхождение между частными и общественными интересами. Одна из них возникновение монополий. Существование монополий вызывает рост цен и снижение инвестиций, что понижает будущий национальный доход. Это также оправдывает вмешательство государства в экономическую жизнь.

    85

    Имеются две формы государственного вмешательства в экономику: прямая и косвенная. Косвенное вмешательство использует только налоги и субсидии. Прямое вмешательство включает государственный контроль над ценами и объемами выпуска. В обычных условиях вполне достаточно косвенного вмешательства, и только при чрезмерном усилении монополий временно допустимо прямое вмешательство государства в экономику.

    4.4.2.. Второй подход к определению общественного блага

    Второй подход к анализу благосостояния связан с именем Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) и его работой «Курс политической экономии». Парето пытался дать содержательную трактовку утверждению, что совершенная конкуренция обеспечивает достижение максимума благосостояния.

    Вместо понятия ценности Парето вводит понятие «предпочтение», имеющее не количественный, а только порядковый смысл. Ранжирование полезностей сводится к порядку предпочтени

    Тема 6. Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапов истории и философии науки (2 часа)

    Цель лекции: критический анализ основных понятий неклассического и постнеклассический этап развития науки.

    План:

    1. Эпистемология неокантианства: школы Бадена и Марбурга.

    2. Позитивистская традиция в философии науки.

    3.Постмодернизм и наука.

    Основные понятия: эпистемология неокантианства, социальное и гуманитарное знание, позитивизм, постмодернизм.

    Эпистемология неокантианства: школы Бадена и Марбурга. Неокантианство - направление немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. Центральным лозунгом неокантианцев было «Назад к Канту!» Сформулирован Отто Либманом в «Канте и подражателях» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм.

    Неокантианство отличает баденскую школу (Фрайбург, юго-запад), сосредоточенную на вопросах ценностей и методологии гуманитарных наук, и марбургскую школу, в первую очередь занимающуюся логическими и методологическими вопросами естественных наук.

    Баденская школа неокантианства связана с именами Вильгельма Виндельбанда (1948-1915) и Риккерта (1863-1939), которые разрабатывали в основном вопросы, связанные с методологией гуманитарных наук.

    Идеи Риккерта и Виндельбанда оказали большое влияние на формирование понимания социологии Макса Вебера, на развитие современной американской социологической мысли, на общую эволюцию методологии исторических наук.

    Знаменитая неокантианская марбургская школа, на протяжении десятилетий ставшая центром притяжения философов разных стран, создана профессором Германом Коэном из Марбургского университета. Ключевой тезис марбургской школы заключался в том, что все новейшие открытия в науке и характер современной исследовательской деятельности являются неопровержимым свидетельством активной созидательной роли человеческого разума во всех сферах жизни. Разум, которым наделен человек, не отражает мир, а, наоборот, создает его.Он создает связь и порядок в доселе бессвязном и хаотическом существовании. Без упорядочивания его творческой деятельности мир превращается в ничто, в темное и безмолвное забвение. Разум - это врожденный человеческий свет, который, как прожектор, освещает вещи и процессы в мире, придавая им логику и смысл. «Само по себе мышление, - писал основатель марбургской школы Герман Коэн, - может произвести то, что можно назвать бытием».

    Историческая и актуальная ценность эвристики неокантианства заключается в том, что он внес значительный вклад в современную эпистемологию, философию науки, методологию социогуманитарного знания, философию языка, миф, философию культуры.

    Позитивистская традиция в философии науки. Позитивизм - философское направление XIX-XX веков, которое подчеркивает надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с другими формами духовной деятельности, предпочитает эмпирические методы познания и указывает на ненадежность и ненадежность теоретических построений. В своем развитии позитивизм сделал четыре шага, сохранив при этом некоторые основные черты, которые позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли.

    Основоположником позитивизма был Огюст Конт (1798-1857), сформулировавший в своей программе «Курс позитивной философии» и «Дух позитивной философии» основные положения позитивизма. Идеологическое кредо первой формы позитивизма - прогресс и порядок.

    Эти черты сохранены во втором позитивизме, получившем широкую популярность в научном сообществе в конце XIX - начале XX веков. Лидерами позитивизма в этот период являются австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, давшие новую форму позитивизма, названную «махизмом» или «эмпириокритицизмом».Разница между этими этапами состоит в том, что основная задача философии состоит не в построении целостной системы научного знания, а в создании теории научного познания.

    Третий всплеск интереса к позитивизму проявился в начале XX века, когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность нео, или логический позитивизм. Его отличительная особенность состоит в том, что при базовой установке позитивистской философии широко используется аппарат математической логики для постановки и решения философских проблем.Наиболее известные представители логического позитивизма: Бертран Рассел (1872-1970) - английский философ, логик, математик, считавший, что к любой философской проблеме нужно подходить с точки зрения ее анализа с помощью математической логики и Людвиг Витгенштейн (1889-1951) ) - автор «Логико-философского трактата» и других.

    На смену методологии нео пришло новое направление в философии - постпозитивизм. Постпозитивизм в развитии научного познания методологии был представлен трудами таких философов, как Карл Поппер (1902–1994), Томас Кун (1922–1996), Имре Лакатос (1922–1974) и др.Разнообразие концепций философии науки, разработанных в рамках постпозитивизма, вызвало множество новых проблем. Это привело к осознанию безнадежности общепринятой теории, описывающей структуру и развитие науки. Это обстоятельство повлияло на завершение следующего этапа философии позитивизма - постпозитивизма.

    Сегодня пост-позитивизм во многом утратил свое былое значение. Это связано с тем, что создание общепринятой теории развития науки застопорилось.Проведя дискуссии, содержащие в себе постпозитивизм множество противоречивых точек зрения, он еще раз показал плюралистический характер философского знания.

    Постмодернизм и наука. С 70-х годов ХХ века на смену постнеклассической науке пришла неклассическая наука. Это новый тип знания, который принципиально отличается от классической науки и современной науки. Для него характерны рост субъективизма, гуманизма, самокритики и пересмотр его классических черт, таких как объективность и правдивость.

    В классическом стиле научного познания внимание исследователя фокусируется на характеристиках объекта при устранении всего, что имеет отношение к этому предмету. Неклассическая рациональность учитывает соотношение характеристик объекта познания и средств, используемых субъектом. Постнеклассический тип соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с целевыми настройками познающего субъекта.

    Корреляция постмодернизма и современной науки была установлена ​​Лиотаром (1979).Сегодня очевидны параллели между постнеклассической наукой с ее неопределенностью, неполнотой, непроверяемостью и фундаментальными методологическими принципами постмодернизма. «Современный» мир, в том числе социальный мир, организован по категориям детерминизма, универсальности, определенности и направленности развития. Постмодернистская социальная теория использует категорию неопределенности, нелинейности, многовариантности. Это примирение с плюралистической природой мира и его неизбежными последствиями, а также случайной амбивалентностью человеческого существования.

    Synergy дает вам своего рода «естествознание», узаконивает идеи постмодернизма. Их ответ способствует установлению нового мира, новой методологии познания, ускорению распада классических этапно-линейных моделей истории, развитию новых подходов к ней как принципу открытости, изменчивости, альтернативных процессов, необходимых для принятия "выбор".

    .

    Кинотеатры

    Ее последний фильм ......... объект за очень короткий промежуток времени, который должен был шокировать.
    приобретено
    получено
    выполнено
    контролируется

    Критики ......... хвалить работу этого режиссера, какие бы фильмы он ни делал.
    запустить
    продолжить
    сохранить
    настоять

    Фильм был первым, в котором были показаны условия, в которых жили бедные люди и как таковые были......... будущие директора.
    влияние
    удержание
    заражение
    показ

    Единственная причина, по которой они пошли в кинотеатр в тот день, заключалась в том, чтобы найти какую-либо форму ..........
    интернирование
    участие
    увлечение
    развлечения

    Режиссер намеревался при создании фильма попытаться ......... простоты глазами ребенка.
    отчет
    представить
    представить
    понять

    Поклонники у кинотеатра на первом показе фильма не захотели......... пока все звезды не разошлись по домам.
    удалить
    заменить
    обнаружить
    удалить

    Задержка показа ......... фильма широкой публике была вызвана тем, что некоторые сцены считались безвкусными.
    заменяет
    повторяется
    выпускает
    отчетность

    Тема второго фильма очень проста ......... первого.
    строительство
    продолжение
    континуум
    продолжение

    В создании фильма направление вполне......... от финансирования проекта.
    отдельно
    отделить
    отдельно
    отделить

    Очень часто кто-то дает ......... фильма, и когда вы его видите, это совсем другое.
    описание
    описание
    описание
    описание

    .

    Поразительное неравенство в цифровом обучении возникает по мере распространения COVID-19: агентство ООН по образованию |

    Они обнаружили, что половина всех учащихся, которые в настоящее время не посещают занятия, или почти 830 миллионов учащихся во всем мире, не имеют доступа к компьютеру. Кроме того, более 40 процентов не имеют доступа к Интернету дома.

    Цифры были собраны Целевой группой учителей, международным альянсом, деятельность которого координируется ЮНЕСКО, с использованием данных Статистического института ООН и Международного союза электросвязи (МСЭ).

    «Это неравенство представляет собой реальную угрозу для непрерывности обучения в период беспрецедентных потрясений в образовании», - сказала Стефания Джаннини, помощник Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования.

    Классы закрыты в 191 стране

    Пандемия COVID-19 вызвала закрытие школ в 191 стране, от чего пострадали не менее 1,5 миллиарда учащихся и 63 миллиона учителей начальных и средних школ.

    Неравенство в дистанционном образовании особенно очевидно в странах с низким уровнем дохода.Почти 90 процентов студентов в странах Африки к югу от Сахары не имеют домашних компьютеров, а 82 процента не могут выйти в Интернет.

    И хотя наличие мобильного телефона может помочь молодым ученикам получить доступ к информации или связаться со своими учителями, например, около 56 миллионов человек живут в районах, которые не обслуживаются мобильными сетями; почти половина - в Африке к югу от Сахары.

    Учителя также испытывают трудности с быстрым переходом к онлайн-обучению, даже в странах с надежной инфраструктурой и возможностью подключения в домашних условиях.Им также необходимо пройти обучение для дистанционного и онлайн-образования. Опять же, страны Африки к югу от Сахары сталкиваются с самыми большими проблемами.

    Коалиция действий

    «Хотя усилия по обеспечению подключения для всех должны быть умножены, теперь мы знаем, что непрерывное преподавание и обучение не могут ограничиваться онлайн-средствами», - сказала Одри Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО.

    «Чтобы уменьшить уже существующее неравенство, мы должны также поддерживать другие альтернативы, включая использование общинных радио- и телепередач, а также творчество во всех формах обучения.”

    В конце марта ЮНЕСКО и партнеры создали Глобальную образовательную коалицию для разработки решений, которые сделают цифровое обучение более инклюзивным. Цели включают помощь странам в мобилизации ресурсов для предоставления дистанционного образования с помощью высокотехнологичных, низкотехнологичных и нетехнологичных подходов.

    Коалиция состоит из 90 государственных и частных партнеров, в том числе МСЭ, сестринского агентства ООН, Международной организации труда (МОТ), и других организаций, поддерживающих учителей.

    ЮНЕСКО еженедельно проводит веб-семинары по образовательному аспекту пандемии с участниками со всего мира.

    Хотя веб-семинары посвящены разным темам, все они будут рассматривать стратегии по поддержанию непрерывности образования, особенно для детей из малообеспеченных семей и молодежи, и обеспечения того, чтобы все учащиеся могли вернуться в класс, когда школы снова откроются.

    .

    Быть в школе - это не то же самое, что учиться

    Но даже героям нужна помощь. Мы должны быть уверены, что все учителя мотивированы на то, чтобы делать все возможное, и что они оснащены тем, что им необходимо для эффективного обучения.

    Чтобы поддержать страны в реформировании профессии учителя, Всемирный банк запускает программу «Успешные учителя, успешные студенты». Эта глобальная платформа для учителей решает ключевые задачи по повышению эффективности всех учителей, превращению преподавания в респектабельную и привлекательную профессию с помощью эффективной кадровой политики, а также в обеспечении учителей необходимыми навыками и знаниями, прежде чем они войдут в класс и впоследствии будут поддерживать их на протяжении всей карьеры.

    Технологии открывают новые возможности для преподавания и обучения

    Быстрые технологические изменения повышают ставки. Технологии уже играют решающую роль в поддержке учителей, студентов и процесса обучения в целом. Это может помочь учителям лучше управлять классом и предлагать разные задачи разным ученикам. А технологии могут позволить директорам, родителям и ученикам беспрепятственно взаимодействовать.

    Одним из наиболее интересных и масштабных проектов в области образовательных технологий является EkStep, благотворительная организация в Индии.EkStep создал открытую цифровую инфраструктуру, которая обеспечивает доступ к возможностям обучения для 200 миллионов детей, а также возможности профессионального развития для 12 миллионов учителей и 4,5 миллиона руководителей школ. И учителя, и дети имеют доступ к контенту, который варьируется от учебных материалов, пояснительных видео, интерактивного контента, рассказов, рабочих листов и формирующих оценок. Отслеживая, какой контент используется наиболее часто и наиболее выгодно, можно принимать обоснованные решения в отношении будущего контента.

    В Доминиканской Республике пилотное исследование, проведенное при поддержке Всемирного банка, показывает, как адаптивные технологии могут вызывать большой интерес среди студентов 21 века и открывать путь к поддержке обучения и преподавания будущих поколений.

    Юдейси, шестиклассница, участвовавшая в исследовании, говорит, что больше всего ей нравится заниматься в течение дня, смотреть видео и учебные пособия на своем компьютере и мобильном телефоне. Взяв за отправную точку детское любопытство, исследование было направлено на то, чтобы направить его на изучение математики таким образом, чтобы заинтересовать Юдейзи и ее одноклассников.

    Юдейси вместе со своими одноклассниками в государственной начальной школе в Санто-Доминго участвует в четырехмесячном пилотном проекте по укреплению математических навыков с помощью программного обеспечения, которое адаптируется к уровню математики каждого ученика. © World Bank

    Адаптивная технология использовалась для оценки начального уровня обучения учащихся, чтобы затем динамически и индивидуально предлагать им математические упражнения на основе искусственного интеллекта и того, что студент готов изучать. Спустя три месяца студенты с

    .

    Смотрите также